Как заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством — 3 способа зарядки

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля?

Работа автомобиля просто невозможна без аккумулятора, который выполняет множество функций, обеспечивая работоспособность основных узлов внутренней электроники. Со временем АКБ неизбежно разряжается и нуждается в подзарядке с помощью зарядного устройства. Сделать это довольно просто, но для получения желаемого результата нужно иметь представление об основных этапах данного процесса: проверке фактического уровня заряда, подготовке устройства, этапах зарядки и её продолжительности, а также о необходимых мерах безопасности.

В этой статье мы расскажем:

  • Как проверить заряд аккумулятора автомобиля?
  • Как подготовить АКБ к зарядке?
  • Подробная инструкция: как зарядить аккумулятор автомобиля?

Если Вы не любите читать много текста, можете сразу перейти к видео-инструкции , в которой подробно рассказывается как зарядить аккумулятор зарядным устройством + полезные советы.

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля?

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля?

Перед зарядкой АКБ необходимо уточнить фактический уровень заряда аккумулятора. Сделать это можно несколькими способами, каждый из которых обладает достаточной степенью точности. Ниже мы рассмотрим только основные понятия, подробно каждый способ мы рассматривали в статье: как проверить аккумулятор автомобиля ?

Самым простым вариантом является определение уровня заряда аккумулятора с помощью интегрированного индикатора заряда. Таковой имеется в большинстве современных моделей АКБ. Этот индикатор имеет зелёный цвет и многими автовладельцами воспринимается как… лампочка. Но это обманчивое мнение, поскольку на самом деле это специальный зелёный шар, погруженный в электролит, который, находясь в прозрачной колбе, играет роль поплавка. Когда заряд аккумулятора достаточный — шарик находится на поверхности и отчётливо виден. Когда шарика не видно — есть смысл начать подготовку к подзарядке аккумулятора.

Как правильно подготовить аккумулятор к зиме?

Кроме того, диагностику уровня заряда можно выполнить мультиметром. Использование данного измерительного прибора позволяет оценить уровень напряжения на клеммах и выяснить, достаточно ли заряжена АКБ. Так, величина в 12,6В свидетельствует о полной зарядке, а в 10,5В — о полной разрядке.

Самым точным методом проверки является измерение нагрузочной вилкой. Данный способ способен отобразить изменение напряжения под нагрузкой, то бишь фактическую ёмкость АКБ. Данный прибор можно найти на станциях технического обслуживания или в магазинах, торгующих АКБ для авто. В большинстве случаев на СТО такую проверку выполняют бесплатно.

Как подготовить аккумулятор к зарядке?

Как подготовить аккумулятор к зарядке?

После определения фактического уровня заряда аккумулятора и установления целесообразности его зарядки АКБ следует подготовить. Сделать это достаточно просто, однако каждое действие нужно выполнять максимально осторожно и тщательно. Итак:

  1. Клеммы аккумулятора нужно снять, отсоединив тем самым АКБ от бортовой сети. На следующем этапе аккумулятор желательно демонтировать и установить на предполагаемое место зарядки.
  2. После демонтажа аккумулятора его клеммы следует тщательно очистить от смазки и образовавшихся окислов. Это необходимо для улучшения контакта при зарядке и работе.

Поверхность корпуса АКБ желательно вытереть, чтобы снизить её тепловую нагрузку. Сделать это можно сухой тряпкой или же тканью, вымоченной в слабом растворе кальцинированной соды или нашатырного спирта.

Как правильно заряжать аккумулятор?

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля?

Принцип зарядки довольно прост, поскольку применение зарядного устройства максимально упрощает всю процедуру. Достаточно лишь соединить соответствующие клеммы автомобильного аккумулятора и зарядной установки. Вместе с тем следует понимать, что существует три метода зарядки АКБ, каждый из которых имеет свои преимущества и отличительные особенности.

Так, зарядка постоянным током относится к основным способам. Она отличается высокой эффективностью, но при этом нуждается в постоянном контроле и некотором изменении параметров процесса.

Подзарядка постоянным напряжением — более простая процедура, но таким способом АКБ получается зарядить только до 80%.

Третьим вариантом является комбинированный метод, позволяющий осуществлять зарядку аккумулятора практически в автономном режиме. Существенным и главным недостатком этого метода является необходимость в использовании особой зарядной установки, цена которой в разы выше, нежели на простое зарядное оборудование.

Зарядка постоянным током

Для подзарядки аккумулятора зарядкой постоянного тока нужно:

  1. Установить на зарядном устройстве показатель тока, равный 10% ёмкости АКБ. Подзарядку следует проводить до того времени, пока на клеммах АКБ напряжение не увеличится до 14,4В. Так, аккумулятор общей ёмкостью в 50 А*ч рекомендуется заряжать током 5А.
  2. После достижения необходимого напряжения силу подаваемого тока нужно снизить в 2 раза, то есть до 2,5А. Это необходимо для снижения интенсивности кипения. В таком режиме АКБ заряжается далее.
  3. После увеличения напряжения до 15В ток необходимо повторно уменьшить в два раза — до 1,25А. На таких показателях зарядка автомобильного аккумулятора продолжается до тех пор, пока напряжение в АКБ не перестанет возрастать.

Зарядка постоянным напряжением

Эта процедура существенно проще. Её преимуществом является относительная автономность, поскольку автовладельцу нужно только соединить между собой соответствующие клеммы зарядки и аккумулятора. При этом показатель напряжения на зарядном устройстве устанавливается равным 14,5В.

Наряду со свойственным удобством и практичностью у данного метода имеются и недостатки. Так, время зарядки таким способом существенно продлевается, а её эффективность снижается — зарядить АКБ постоянным напряжением невозможно больше, чем на 80%.

Зарядка комбинированным методом

Данный способ гармонично сочетает в себе все преимущества двух основных методов. Для подзарядки требуется лишь соединить клеммы двух устройств. При этом комбинированный метод позволяет полностью восстановить заряд АКБ. Однако важно понимать, что для зарядки комбинированным способом применяется специальное оборудование, которое может иметь специфические эксплуатационные требования от завода-изготовителя. Перед началом использования подобного зарядного оборудования следует тщательно изучить его инструкцию.

Сколько по времени заряжать аккумулятор?

Сколько по времени заряжать аккумулятор?

Ввиду некоторых особенностей зарядка постоянным током, как правило, занимает не менее 10 часов. Обусловлено это тем, что ток от зарядного устройства к АКБ подаётся в размере 10% от номинальной ёмкости последнего. И поскольку процедура выполняется в несколько действий, подразумевающих изменение тока, продолжительность зарядки целесообразно увеличить до 15 часов. Помимо прочего, это позволяет «прокачать» АКБ, продлив срок её работы на одном заряде.

Зарядка постоянным напряжением занимает намного больше времени. На зарядку полностью севшей АКБ уйдёт не менее 20 часов. При этом продолжительность процедуры рекомендуется увеличить хотя бы до 25 часов.

В том случае если аккумулятор разрядился не полностью, но его зарядка целесообразна ввиду определённых причин, продолжительность процесса несколько изменяется. Стоит отметить, что вариант предварительной зарядки — самый разумный и прагматичный, поскольку позволяет избежать неприятных ситуаций на дороге.

При этом важно понимать, что показатель в 12В при измерениях уровня заряда свидетельствует о том, что ёмкость АКБ опустилась до 50%. В таком случае зарядка должна длиться не менее 7–8 часов.

При уровне заряда ниже 11,6В время процедуры целесообразно увеличить до 12 часов. Во всех остальных случаях, с более низким напряжением, процедура зарядки должна быть полной, без уменьшения её продолжительности.

При зарядке не полностью разряженного автомобильного аккумулятора сама процедура несколько видоизменяется. Так, при использовании зарядного агрегата постоянного тока напряжение на приборе следует изменить до 13,8–14,4 В, чтобы данный показатель превышал напряжение в АКБ.

Ход подзарядки недопустимо прерывать, поскольку это может негативно сказаться на уровне ёмкости автомобильной АКБ.

Меры предосторожности во время зарядки

Для того чтобы в процессе зарядки автомобильного аккумулятора максимально обезопасить себя, настоятельно рекомендуется придерживаться простых правил, изложенных ниже. Обусловлена такая необходимость тем, что зарядка АКБ представляет собой химический процесс, сопровождаемый активным выделением взрывоопасной смеси кислорода и водорода. Итак:

  • Подзарядку автомобильного аккумулятора желательно проводить в нежилом помещении с хорошей вентиляцией и достаточным притоком свежего воздуха.
  • Вблизи заряжаемой АКБ категорически недопустимо наличие открытого огня и выполнение работ, способных привести к образованию искр. Помимо этого, недопустим прямой контакт аккумулятора и раскалённых предметов.
  • При отсутствии возможности демонтажа аккумулятора на время зарядки от него следует отключить клеммы проводов, желательно обе.
  • Аккумулятор должен стоять на ровной устойчивой поверхности. Любое наклонение или переворачивание АКБ при подзарядке категорически запрещено и чревато выливанием химикатов, содержащихся в корпусе устройства.
  • Полюса подсоединяемых клемм на АКБ и зарядном устройстве должны соответствовать друг другу, иначе возникает большой риск преждевременного выхода оборудования из строя.
  • Применение самодельных зарядных установок категорически нежелательно, поскольку любая ошибка в их конструкции может стать причиной чрезвычайных ситуаций и тяжёлых травм.
  • Прикасаться к клеммам включённого оборудования категорически запрещено.

Рано или поздно каждый автомобилист непременно сталкивается с необходимостью подзарядки автомобильной АКБ. При чётком соблюдении всех правил и рекомендаций это — достаточно простой процесс, не требующий особых навыков и усилий. Вместе с тем, для исключения рисков и гарантированного получения желаемого результата, при пользовании зарядным устройством и непосредственно в процессе зарядки будьте максимально аккуратны.

Видео: правильная зарядка аккумулятора

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля

заряжается аккумулятор автомобиля

В любом транспортном средстве важная роль отводится аккумуляторной батарее, которая является основной движущей силой по запуску двигателя. Именно ее электрическая энергия раскручивает стартер, а он уже приводит во вращение коленчатый вал, и мотор начинает свою работу. В некоторых случаях это неплохая альтернатива вышедшему из строя генератору, правда, только на ограниченное время.

Во время движения автомобиля аккумулятор восполняет энергию от генератора. Тем не менее необходимо заряжать его специальными устройствами (ЗУ). При этом нужно знать, как делать это правильно, что позволяет уберечь АКБ от раннего выхода из строя и сохранить его рабочий ресурс.

Важно! Нельзя допускать полного разряда АКБ, иначе это приводит к сокращению срока службы батареи!

Когда нужно ставить аккумулятор на зарядку

Первым делом необходимо обратить внимание на напряжение батареи – оптимальное значение лежит в пределах от 12,6 до 12,9 вольт при заглушенном двигателе. Об этом должен знать каждый владелец собственного транспортного средства. В особенности это касается новичков, так как опытные водители уже давно знают об этом.

Как показывает практика, редко, когда удается постоянно поддерживать батарею полностью заряженной. Тогда допускается ее эксплуатация при напряжении 12,2 вольт. Однако при меньших значениях батарею нужно обязательно ставить на зарядку. Речь идет о показаниях в диапазоне 11,8-12,0 вольт. Полностью заряженная батарея должна выдавать 12,7 В (100%).

Снижение до 12,2 вольт говорит о том, что АКБ разряжена на половину (50% заряда). Критическое значение – это 10,8 В и означает глубокий разряд, чего как раз необходимо избегать. Впоследствии это отрицательно сказывается на самом аккумуляторе и существенно сокращает его срок службы.

В случае, когда автомобильная силовая установка не заводится, это также служит поводом поставить источник питания на зарядку. Проблемы с АКБ дают о себе знать и через остальные потребители – освещение приборной панели или фар становится тусклым, аудиосистема работает не так как раньше и прочее.

севший аккумулятор

Уровень заряда батареи

Подготовка батареи к зарядке

До того, как поставить аккумуляторную батарею на зарядку, ее следует подготовить к этой процедуре. Действовать нужно согласно следующему алгоритму:

  • Отключить АКБ от бортовой сети машины, для чего сначала отсоединить минусовую клемму, потом плюсовую. А вот подключать батарею нужно, начиная с положительного контакта и только потом прикручивать отрицательную клемму.
  • Протереть корпус батареи тряпкой или ветошью. Очистить контакты от окислов и прочих загрязнений.
  • С обслуживаемой батареи нужно откручивать пробки. Если АКБ относится к необслуживаемому типу, то нужно снять специальную заглушку, которая закрывает вентиляционное отверстие. Это позволит парам электролита свободно выходить наружу.
  • Визуально определить уровень электролита в каждой банке – если над пластинами он не более 5 мм, необходимо добавить дистиллированную воду.

Новички при этом могут задаться вопросом, с какой регулярностью нужно заряжать батарею? По мнению профессионалов и опытных автомобилистов, делать это необходимо каждый сезон, то есть перед приходом зимы. Но в некоторых случаях может понадобиться подзарядка АКБ. Чтобы определить, пора ли его заряжать, стоит внимательно наблюдать за процессом запуска двигателя.

Все же однозначного ответа на заданный вопрос не существует в природе, так как на разряд аккумулятора влияет множество факторов.

Как заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством - 3 способа зарядки

Техника безопасности и меры предосторожности

Зарядка источника питания представляет собой процесс, протекающий на химическом уровне. При этом начинает выделяться особое взрывоопасное соединение водорода с кислородом. По этой причине необходимо позаботиться о собственной безопасности и соблюдать определенные меры предосторожности.

Соблюдение техники безопасности позволит избежать многих проблем и повреждения АКБ. Существует ряд специальных правил, которых обязательно нужно придерживаться:

  • Зарядку АКБ необходимо проводить только в хорошо проветриваемом помещении. Гараж, в крайнем случае, балкон, а вот в квартире это делать запрещено, если в семье есть маленькие дети.
  • Непосредственно вблизи батареи нельзя курить, что-либо поджигать или выполнять работы, в ходе которых образуются искры.
  • Также нельзя заряжать аккумулятор в помещениях с высоким уровнем влажности.
  • Подсоединять зарядное устройство только тогда, когда оно отключено от электрической сети.
  • Перед началом работ надеть очки и перчатки, что позволит уберечься от опасного влияния кислотных испарений.

Не стоит забывать и о том, что электролит – это сочетание дистиллированной воды и кислоты в определенной пропорции. Поэтому важно избегать его попадания на руки, во избежание ожогов. Однако от ошибок никто не застрахован и при неосторожном обращении с электролитом помогает содовый раствор, который способен нейтрализовать кислоту.

Повышение плотности электролита

Как правильно заряжать аккумулятор

Для начала стоит уяснить важность правильного подключения аккумулятора к зарядному устройству. Иными словами, речь идет о соблюдении полярности. Это не так сложно выполнить, поскольку производители маркируют клеммы соответствующими цветами:

  • положительный контакт всегда красного оттенка;
  • отрицательная клемма – черная.

На самой батарее тоже есть обозначение (плюс и минус). Но иногда даже они могут быть стертыми после долгой эксплуатации АКБ или по иным причинам. В этом случае стоит запомнить один важный момент – вне зависимости от типа батареи (с прямой полярностью либо обратной, европейского производства или азиатского и т. д.) положительная клемма всегда толще отрицательного контакта.

Теперь касательно способов зарядки – и их всего два:

  • с постоянным напряжением;
  • с постоянным током.

Каждый из них отличается продолжительностью и эффективностью. Рассмотрим их чуть подробнее.

Важно! Опытные автолюбители и профессиональные работники автосервисов рекомендуют полностью заряжать батарею (100%) не реже двух раз за год. И один раз до того, как наступят холода.

Вымпел 55

Зарядка постоянным током

В этом случае необходимо на зарядном устройстве задать значение тока, равном 10% от емкости батареи. К примеру, при 60 А·ч искомое значение будет составлять 6 ампер, 55 А·ч – соответственно 5,5 А и так далее. Весь алгоритм представлен так:

  • Для начала на зарядном устройстве нужно выставить ток (те самые 10% – 5,5 или 6 А).
  • В случае глубокого разряда АКБ следует задать не номинальное значение тока, а минимальное – порядка 1,5-2 А. В этом случае сильного электролиза не произойдет, а плотность электролита будет увеличена разложением сульфата свинца.
  • Дождаться повышения напряжения до значения 14,4 вольт (+/- 0,1 В), после чего понизить ток в два раза (2,75 или 3 А). Это понизит интенсивность кипения электролита.
  • Когда напряжение еще раз повысится до 14,5-15 В, необходимо также в двое уменьшить ток. Теперь зарядку следует продолжать, пока обе характеристики (I, U) останутся неизменными. В итоге ток должен достигнуть значения в пределах 0,2 А. По времени процесс может занять 8-12 часов.

После завершения зарядки нужно дать сойти газам и протереть ветошью либо тряпкой корпус аккумулятора с использованием содового раствора. После чего остается закрутить крышки либо вернуть вентиляционную заглушку на свое место.

Недостатком этого метода является необходимость периодически вносить корректировки тока. Также стоит учесть, что в старых АКБ ближе к концу процесса газовыделение будет более интенсивным. Это главный признак того, что батарея зарядилась полностью.

Зарядка постоянным напряжением

После подключения аккумулятора к зарядному устройству ток сразу достигает своего максимального показателя. И чем сильнее разряжена батарея, тем большим он будет. В то же время на многих современных приборах ток не превышает 20-25 А, чтобы сохранить работоспособность и ЗУ, и АКБ.

Последовательность здесь такова:

  • Задать на зарядном устройстве значение номинального напряжения – 14,4 вольт (+/- 0,1 В). В отношении необслуживаемых аккумуляторов необходим тщательный контроль.
  • Вести наблюдение за показаниями тока: для обслуживаемых батарей это до 0,1 емкости, в отношении необслуживаемых – 0,05-0,1 емкости. Более 20% считается критичным показателем, который губителен для АКБ.
  • В случае глубокого разряда аккумулятора начинать зарядку необходимо с параметра 12-13 В, не больше. Ток при этом не должен превышать 5% емкости батареи. При повышении его значения, напряжение следует уменьшить до достижения допустимого предела I.

К сведению! Очистка клемм аккумулятора даже в целях профилактики перед началом зарядки обеспечит лучший контакт.

Зарядка аккумулятора постоянным напряжением тянется медленно, нежели способ с постоянным током. Выбор значение напряжения зависит от степени разряда АКБ (из расчета на 24 часа зарядки):

  • 14,4 В – от 75% до 85%.
  • 15 В – от 85% до 90%.
  • 16 и более В – от 95% до 100.

Таким образом, чтобы только за одни сутки полностью зарядить аккумуляторную батарею следует установить напряжение в пределах от 16,3 до 16,4 Вольт. Но стоит принять к сведению, что есть необслуживаемые аккумуляторы, в отношении которых нельзя превышать установленный порог в 14,4 В. Соответственно при таком напряжении потребует больше суток, чтобы полностью зарядить батарею.

Заряжается высоким напряжением

Зарядка в автоматическом режиме

Такой способ требует наличие зарядного или пуско-зарядного устройства, которое в автоматическом режиме способно определить необходимое значение тока и напряжения. Также прибор в процессе зарядки АКБ в динамике изменяет их показатели, что позволяет избежать нежелательных нюансов:

  • перезаряда;
  • вскипания электролита;
  • недозаряда.

Выбор оптимальных параметров осуществляется посредством настройки рабочего напряжения или одного из режимов (AGM, GEL, WET), в зависимости от типа аккумулятора. Главное, чтобы значение тока было не ниже 10% от емкости батареи.

Автоматическая зарядка аккумуляторной батареи представляет собой сложный и многоступенчатый процесс:

  • Заданное значение тока начинает постепенно снижаться и одновременно с этим повышается напряжение АКБ.
  • При установлении порога в 14,8 В напряжение стабилизируется.
  • Теперь ток составляет уже 5% емкости батареи на протяжении еще 2 часов, что приближает к значению полного заряда и сбросу эффекта памяти.
  • На завершающей ступени напряжение – 13,8 В. Теперь АКБ зарядится на 100%, исключая возникновения перезаряда и больших нагрузок.

Если батарея разрядилась наполовину, то весь процесс зарядки займет от 8 до 12 часов.

Когда аккумулятор зарядится и как проверить

Для того чтобы понять, когда батарея зарядилась, стоит обращать внимание на само зарядное устройство. Если оно автоматического типа, то все проходит обычно без участия человека.

12,78 вольт

О завершении процесса можно узнать по дисплею, который оснащен световыми лампами, что показывает этапы зарядки. Зеленый цвет свидетельствует о готовности аккумулятора к эксплуатации. В других моделях имеется встроенный амперметр и когда значения тока приблизится к нулю, АКБ заряжена.

Обратите внимание! Своевременная зарядка АКБ и обслуживание – залог сохранения ресурса батареи и снижения риска возникновения сульфатации пластин.

Проверку батареи можно выполнить несколькими способами:

  • Специальный индикатор. Он имеется на корпусе любой современной батареи и показывает ее состояние. Если все в норме его оттенок зеленый. Белый цвет говорит о необходимости зарядки. Красный – нужно долить реактив и сам заряд минимальный.
  • Мультиметр. Этот прибор нужно перевести в режим измерения напряжения и соединить контакты с клеммами АКБ (полярность не имеет значения). Двигатель не запускать, иначе измеряться будет не АКБ, а генератор. Когда нет нагрузки, то значение 12,6 В укажет на полный заряд батареи (100%). 12,42 В – 75%, 12,18 В – 50%, 11,7-11,8 – 0% (аккумулятор разряжен полностью). Стоит заметить, что у каждого прибора есть погрешность.
  • Нагрузочная катушка. Это специальное устройство с элементом сопротивления и к нему подключен вольтметр (параллельно). Он соединяется с выводами АКБ в течение нескольких секунд, после чего с прибора снимаются показатели. Такие тесты можно провести практически в любом автосервисе, а также специализированных магазинах.

Опытные автолюбители способны определять уровень заряда АКБ на слух. При заряженной батарее стартер крутит уверено, но если сил батареи не хватает, прокручивание с большим усилием, что хорошо заметно. Если запустить двигатель, напряжение падает до 9,5 В, что считается нормой. Но если ниже, АКБ нужно зарядить.

устанавливает батарею в моторный отсек

Обслуживание батареи после зарядки

После того как аккумулятор заряжен, он готов для подключения к бортовой сети автомобиля. Однако одной зарядкой все не оканчивается, за батареей необходим надлежащий уход. Правильное обслуживание подразумевает собой следующее:

  • Периодически оценивать состояние креплений батареи и при необходимости подтягивать гайки, болты.
  • Очищать клеммы от окислов и ржавчины во избежание развития коррозионного процесса.
  • Визуальная диагностика уровня электролита подручными средствами (трубки, отрезки корпуса ручки и т. д.). Для восполнения потерь в банки нужно залить дистиллированную воду или электролит.
  • Периодически проверять плотность электролита, так как от этого зависит заряд АКБ.

Зимой эти мероприятия необходимо выполнять ежедневно или перед каждым выездом. Только такой подход позволит сохранить ресурс АКБ на долгое время.

Что касается нового аккумулятора, то необходимо еще в магазине проверить насколько он заряжен – нужно 100%, допустимо 95%. В крайнем случае, подзарядить его минимальным током и напряжением не выше номинального (14,4 В) в течение 2-3 часов.

Лучше заранее обращать внимание на дату изготовления АКБ. И если он простоял в магазине больше года, от покупки следует отказаться и найти другой вариант или найти иную торговую точку.

Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.

https://10carbest.ru/kak-zarjadit-akkumuljator/

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля

Вам будет интересно  Электронный блок управления двигателем в автомобиле: что это такое, принцип работы ЭБУ и где он находится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *