Содержание
«Оружие света»: как выбрать лампы в головную оптику?
Любительский
Если вы спросите десять автовладельцев о том, что бы они в первую очередь улучшили в своём средстве передвижения, девять из них ответят: свет головных фар. Причём совершенно не важно, кого вы об этом спросите: «чёткого» персонажа, не представляющего себе машины без тонировки «в ноль» и ксенона в рефлекторных фарах; девушку, только-только получившую права; ревностного служителя культа Подшивки Журналов Зад Рублём За Семьдесят Второй Год или просто адекватного автомобилиста, непонятно как затесавшегося среди вышеописанных лиц.
Ни для кого не секрет, что большая часть территории нашей страны расположена отнюдь не в тропических широтах, и здесь не редкость такие явления как долгая зима, затяжная весна и осень, когда рассвет наступает значительно позже начала рабочего дня, а непроглядная темнота падает значительно раньше его окончания — и автомобилистам приходится ездить по своим будничным делам, вообще не видя солнечного света.
Также, увы, не секрет, что развитой сетью искусственного освещения могут похвастаться только крупные города, и то не всегда. Междугородние трассы, даже федерального значения, по ночам представляют собой чёрную пустоту размером с небольшую европейскую страну.
И разумеется, не стоит забывать о самой, пожалуй, характерной черте российских дорог. Нет, не об их техническом состоянии — об этом и без того сказано достаточно. Дело в том, что на наших дорогах, помимо асфальтового, в изобилии присутствует ещё один вид покрытия. Жирная серо-чёрная грязь, которая пропадает только очень сухим летом и очень снежной зимой, а всё остальное время — не только не отражает, но и, кажется, поглощает любой падающий на неё свет.
Вследствие этих, а также ряда других факторов, улучшение света головной оптики и выбор соответствующих аксессуаров для российского автолюбителя — это не способ выделиться из ряда соседей по парковке, а самый что ни на есть насущный вопрос безопасности. Причём как своей и своих пассажиров, так и других участников движения.
В данной статье автор постарается собрать все рекомендации о том, как это сделать максимально эффективно и оставаясь в рамках действующего законодательства.
Какой тип ламп выбрать?
На сегодняшний день рынок предлагает три основных типа ламп: «классику жанра» — галогеновые лампы; «героев» множества журналистских расследований и судебных препирательств — ксеноновые лампы; а также последнее достижение альтернативной светотехники — светодиодные лампы.
Что и куда ставить, и как этим в дальнейшем пользоваться?
Disclaimer:
Прежде всего, оговоримся, что решающее значение имеют заводские спецификации автомобиля. Так, если ваша машина с завода оборудована ксеноновыми лампами в ближнем и дальнем, либо биксеноновыми модулями — не стоит торопиться переделывать свет на галоген или светодиоды. Скорее всего, ничего вы от этого не выиграете и даже проиграете. Отступать от завода необходимо только в том случае, если света от штатных фар недостаточно для безопасного управления автомобилем в тёмное время суток или в сложных погодных условиях. Других аргументов для этого нет и быть не может!
Но довольно отступлений, вернёмся к теме.
Галогеновые лампы — это чаще всего причина задуматься о том, что с фарами надо что-то делать. Они относительно дёшевы и не требуют слишком сложной конструкции фары, благодаря чему и применяются в подавляющем большинстве автомобилей: в практически всех бюджетных моделях и даже младших комплектациях моделей классом выше.
Но, разумеется, обратная сторона дешевизны — не самая высокая эффективность. Галогеновые лампы попросту не способны обеспечить такую же хорошую видимость, как их современные аналоги. На фото ниже наглядно видна разница между галогеновыми и ксеноновыми фарами на автомобиле одной и той же модели. Так, можно заметить и большую дальность освещения, и более эффективную подсветку дорожных знаков, и лучшее освещение обочины.
Более того — на сегодняшний день даже их низкая стоимость становится весьма относительным понятием: к примеру, качественная лампа с распространенным цоколем H7, без всяких цветных покрытий на колбе и «повышенной светоотдачи» обойдётся вам в 350-700 рублей. Ксеноновая дампа с цоколем D1S — в 1500-3200 рублей. Разница кажется значительной, но есть нюанс: от высоких температур и постоянной тряски по нашим дорогам галогеновые лампы слишком быстро выходят из строя. А крохотные H7 с хрупкими и тонкими внутренностями — ещё быстрее. Известны случаи, когда фирменные лампы перегорали за три-четыре месяца эксплуатации — а это значит, что в год на них придется потратить уже 1400-2800 рублей без учёта роста цен.
Ксеноновая лампа, в силу отсутствия в ней токопроводящей нити, на постоянную тряску практически никак не реагирует, и способна проработать два-три года без необходимости замены. То же можно сказать и о светодиодных лампах, однако они пока что обходятся дороже ксеноновых.
Однако, у галогеновых ламп есть одно неоспоримое достоинство. Это тёплый оттенок света, который практически невозможно повторить при использовании ксенона и относительно сложно — при использовании светодиодных ламп.
Поэтому, галогеновые лампы можно и нужно использовать в нескольких случаях:
1) Противотуманные фары, задача которых — давать широкий и низконаправленный пучок света, освещающий дорожное покрытие перед автомобилем. Тёплый свет справляется с этой задачей максимально эффективно. Светодиоды проявляют себя несколько хуже, однако их можно использовать в качестве дневных ходовых огней.
2) Фары дальнего света. Опять же, тёплый свет галогенок лучше проявляет себя в дождь, мелкий снег и морось. Если при использовании ксенона вы увидите в лобовом стекле картину включения гипердрайва из «Звёздных войн», то галоген покажет вам реальное состояние дорожного полотна.
3) Рабочий свет на строительной технике и дополнительное освещение на джипах. Как известно, тёплый свет не раздражает глаза, что важно при выполнении работ в ночное время. Для строительной техники дополнительные галогеновые прожекторы — практически стандарт. Для любителей оффроуда — по ситуации. Сегодня многие отказываются от галогена в пользу светодиодных балок и люстр, поскольку они гораздо более устойчивы к попаданию влаги и загрязнениям, да и электричества требуют заметно меньше. Однако, дополнительные галогеновые прожекторы всё равно лишними не будут.
Ксеноновые лампы гораздо эффективнее галогеновых, причём в любых погодных условиях и при любой освещённости. Они в разы долговечнее, причем по этому параметру опережают даже светодиоды, и экономичнее галогенок.
Но про ксеноновые лампы нужно знать следующее: устанавливать их можно ТОЛЬКО в фары соответствующего типа. Это не обязательно должны быть фары с линзами — многие автомобили с завода оснащаются ксеноном в рефлекторной оптике. Например, чуть менее чем все поколения Subaru Forester, а также Legacy и Outback до кузова BL/BP, Volvo S60 и S40 первых поколений, Mercedes-Benz в кузове S210 и множество других моделей.
Вне зависимости от типа, фары для галогеновых и ксеноновых ламп отличаются формой светового пучка, формируемой поверхностью отражателя или шторкой линзы. И кто бы что ни говорил, ксеноновые лампы в фарах с галогеновой «галкой» (форма светотеневой границы) всегда будут слепить встречных водителей и пополнять статистику штрафов ГИБДД.
Отсюда вытекает следующая особенность: грамотная (подчеркнём — грамотная, правильная и законная!) установка ксеноновых ламп — это дорого. Даже если вы будете использовать не брендовые комплектующие, вам понадобятся сами лампы с блоками розжига, ксеноновые линзы, омыватель фар, нанесение гравировки на стекло фары и/или наклейки на её корпус.
Причём выполнить установку «наполовину», отказавшись от одного из элементов, нельзя. Даже омыватель — это не очередная надуманная придирка ГИБДД, а реально важная вещь. Ксеноновые фары отлично светят, будучи чистыми. Будучи грязными — светить перестают, зато начинают отлично слепить встречных водителей. А останавливаться и протирать их каждый один-два километра — надоест даже самому терпеливому автовладельцу.
Относительно дёшево могут отделаться владельцы авто, которые в дорогих комплектациях оснащаются штатным ксеноном — им потребуется всего лишь найти фары от такой комплектации и установить их вместо родных. Остальные же, решив сэкономить и установить комплект китайского «ксенона» в рефлекторные фары, получат следующую картину:
Таким образом, ксеноновые лампы, хоть и имеют множество достоинств, не являются самым оптимальным вариантом. В силу специфики, установка ксенона оправдана в двух случаях:
1) В ближний свет фар. Если установка выполнена грамотно, ксеноновые лампы порадуют владельца отличной заливкой освещенного пространства и высокой детализацией, сохраняющейся в абсолютно любых погодных условиях. Более того — несмотря на высокую цену «на старте», в дальнейшем ксенон будет удобнее в эксплуатации, нежели светодиоды. Хотя бы потому, что соответствующие лампы можно купить в любом магазине запчастей, а вот качественные светодиоды — пока экзотика. Да и срок службы у ксеноновых ламп пока что выше, чем у светодиодов.
2) В фонарь заднего хода. Автор согласится — несколько неожиданное применение, но вполне оправданное. Увы, одно из ужасных заблуждений современного автопрома — то, что одной крохотной секции в заднем фонаре достаточно для полноценного освещения пространства за машиной.
Недостаточно. Более того — сигнализирует другим участникам движения такой фонарь тоже лишь с одной стороны. Да и то не сказать, чтобы сильно заметно. Поэтому в тёмное время суток или в в сильный дождь при выезде с парковки задним ходом возможны не самые приятные варианты. Ксенон же эту проблему решает. впрочем, как и яркие светодиоды.
Светодиодные лампы — тоже непростая тема, хотя тонкостей здесь гораздо меньше, чем в случае с ксеноном. Дело в том, что светодиодные лампы могут существовать в двух ипостасях: в виде просто набора диодов, распаянного на общей плате, и в виде специализированных устройств, предназначенных именно для установки в головную оптику.
Первый вариант может быть хорош для освещения салона и багажника, и уж безусловно будет хорош, если вы собираетесь использовать штатные противотуманки в качестве дневных ходовых огней. В фарах головного света, как и в другой оптике, такие диоды хорошо светятся, но не дают света. Всё равно что ездить с габаритными огнями: вас будет видно хорошо, а вот вам — ничего.
Светодиодные лампы для головной оптики действуют так же, как галогеновые и ксеноновые: испускают мощный поток света на широкий угол, позволяя рефлектору или линзе делать своё дело. Такие диоды отличает собственный мощный радиатор, причем иногда — с вентилятором охлаждения, позволяющий рассеивать лишнее тепло, и микросхема-драйвер, поддерживающая необходимые параметры напряжения и силы тока.
Стоят такие лампы недёшево, но всё же заметно меньше, чем набор ксенона со всеми необходимыми комплектующими. Но, в отличие от ксенона — могут безболезненно для глаз встречных водителей работать в фарах, предназначенных под галоген. Световой пучок в таком случае сохраняется, а паразитная засветка, которая как раз и бъёт по глазам — отсутствует. Иными словами, для установки светодиодов переделка оптики не требуется, хотя установка омывателя крайне желательна.
Помимо меньшей цены и простоты установки, диоды отличает также большая экономичность — они «съедают» ещё меньше электричества, чем ксеноновые лампы. Но при этом они менее долговечны — сегодняшние светодиодные лампы живут приблизительно год — и пока что редко встречаются в рознице. При выходе из строя за новыми лампами придется побегать — или временно вернуться к галогену, пока едут заказанные лампы.
Светодиодные лампы допустимо использовать:
1) В ближнем свете фар. В этой роли они (пока что) не столь эффективны как ксенон, но уже гораздо эффективнее галогена. И их установка обходится гораздо дешевле ксенона.
2) В дальнем свете фар при подборе соответствующей цветовой температуры. Лампы с оттенком, близким к галогеновому, уже существуют и встречаются в свободной продаже. А значит, вы получаете все достоинства галогена, плюс меньшую температуру самой лампы (стекло фары не треснет при резком посещении лужи, например) и меньшее энергопотребление.
3) В габаритных огнях. Простые светодиоды с соответствующим цоколем покажут себя лучше ламп накаливания — хотя бы потому, что проработают дольше, а габаритные огни, как правило, расположены в самом труднодоступном месте фары, и чем реже их придется менять — тем удобнее.
4) В противотуманных фарах в качестве дневных ходовых огней. Использование мощных ламп для головной оптики в этом случае сродни ксенону — вы просто будете слепить встречных водителей при любых условиях. А вот «обычные» светодиодные лампы, которые светятся, но не светят — лучший выбор из возможных. Опять же, по причине долгого срока службы и низкой температуры. И стекло противотуманки не треснет от попадания воды, и менять лампы придётся значительно реже.
Что вам нужно знать при покупке ламп
Количество ламп в комплекте
Самый простой, но немаловажный фактор. Галогеновые лампы можно смело менять по одной — ничего плохого не случится. А вот ксеноновые и светодиодные — только парой. Дело в том, что характеристики новых и уже «поездивших» ламп серьёзно отличаются, и поменяв одну, вы сможете увидеть, что фары машины светят совершенно разным цветом с разной интенсивностью. Оно вам надо — ради копеечной экономии привлекать к себе лишнее внимание ГИБДД? Вот-вот.
Маркировка ECE, также известная как цоколь
Хотя в каталоге ДНС это разные параметры, на деле под цоколем в России принято понимать именно маркировку. Ради интереса, спросите на любом автофоруме про лампы P43t — и даже местные старожилы посмотрят на вас с большим изумлением. А вот вопрос про лампы H4 мощностью 55/60 ватт (спойлер: это одно и то же!) никакой особой реакции не вызовет, все сразу поймут, о чём речь.
С цоколями ламп всё довольно просто, как и с лампами для бытовых светильников. Какой цоколь предусмотрен конструкцией — такую лампу и стоит покупать. Например, если фары вашей машины предполагают установку ламп с цоколем H7, вы никоим образом не установите в них лампу под H4 — она не подойдёт ни по размерам, ни по креплению. Да и нету в этом ровно никакого смысла — лучше светить фара не станет. Даже, скорее всего, станет светить хуже, ведь отражатель-то проектировался под лампу определённого размера и формы.
Поэтому перед походом в магазин вам нужно всего лишь открыть справочник по вашей модели автомобиля или забить в любом поисковике » типы ламп», и вся нужная информация отыщется в момент.
Галогеновые лампы выпускаются в цоколях H7, HB3, HB5. Они могут применяться в противотуманных фарах, секциях ближнего и дальнего света или объединять в себе сразу две нити. Особняком стоят лампы с цоколем P21W и PY21W, поскольку это и не лампы головного света вовсе, а обычные лампочки, применяемые в указателях поворота, заднего хода и задних ходовых огнях.
Светодиодные лампы могут выпускаться с теми же цоколями H1, H11, H3, H7, P21W и R10W. В этом случае они выступают в качестве замены галогеновых ламп, габаритных огней, ламп заднего хода и так далее. Отметим лишь, что использование светодиодных ламп с цоколем P21W в указателях поворота возможно, но не рекомендуется — из-за меньшего энергопотребления светодиодных ламп реле указателей поворота буквально сойдёт с ума, в результате чего поворотники начнут мигать слишком быстро, будут гореть непрерывно или вообще откажутся включаться (редко, но бывает).
Кроме того, светодиодные лампы могут быть представлены в цоколях T20/5, T4W, W1.2W. В этом случае они предназначаются для салонного освещения и подсветки кнопок. Целесообразность использования диодов в таком качестве каждый автовладелец определяет для себя сам, благо она ничем не регламентируется.
Ксеноновые лампы существуют ТОЛЬКО в цоколях D1R, D1S, D3R, D3S. Это стандарты, специально разработанные под ксенон, и им должны соответствовать фары и/или модули, допускающие установку ксенона.
Лампы под «галогеновые» цоколи — это китае-ксенон, существование которого на рынке нельзя оправдать никакими законами логики, морали или принципами гуманизма. Такой «ксенон» правильно работать не будет ни при каких условиях. Поэтому просто считайте, что нет таких ламп. Всем участникам движения от этого будет лучше.
Цветовая температура
Галогеновые лампы в стандарте имеют цветовую температуру около 3000К. Именно в этих пределах и стоит выбирать: более высокие значения не дадут вам никаких преимуществ: белого цвета «под ксенон» вы, возможно, и добьётесь, но при этом потеряете основное преимущество галогенок — тёплый цвет, хорошо заметный на мокром асфальте, в тумане и на снегу, и к тому же не раздражающий глаза. Да и стоят такие лампы дороже обычных аналогов.
К слову, за лампами с «повышенной светоотдачей» тоже гоняться не стоит. Достигается она не за счет некоей высокотехнологичной магии, а совершенно банально — за счёт применения более тонкой нити, которая при том же напряжении и силе тока светится чуть ярче. Эффективности ксенона и светодиодов вы не получите, зато прослужат такие лампы ещё меньше стандартных, а уж их цена.
Светодиодные лампы предлагают цветовую температуру от 3700К до 5000К. От них уже можно требовать белого свечения ксенона, благо срок службы ламп это не сокращает, да и вообще негативного влияния не оказывает. Тем не менее, для противотуманок и дальнего света лучше выбирать более тёплые оттенки, а для джиперских люстр — более холодные, выделяющие все мелкие детали ландшафта.
Ксеноновые лампы, опять же, бросаются в крайности. Тут можно найти как неестественно-жёлтые 3000К (оттенок гораздо более глубокий чем у галогенок, аналогичный советстким противотуманным фарам с жёлтым стеклом), так и безумные ядовито-фиолетовые 12-13000К. Мало того, что за обе крайности ГИБДД вас по голове не погладит, так ещё и эффективным такой свет не будет!
По-настоящему качественный свет дают лампы с цветовой температурой от 4100-4300К (спокойный белый цвет, чуть холоднее галогенок) до 6000К (яркий белый цвет с уклоном в синеву). Причём чем выше цветовая температура — тем хуже будет свет в сложных погодных условиях (сильный ливень, туман, просто мокрый асфальт в темноте). Не случайно ксенон, устанавливаемый с завода, чаще всего имеет температуру в 4300К!
Мощность (ватты)
Бытует мнение (особенно в среде «гаражных знатоков»), что проще всего улучшить свет головных фар — установив в них лампы большей мощности, нежели предусмотрено с завода. В какой-то мере это правда — чем больше мощность, тем ярче лампа светит. Но есть нюанс. Большая мощность = большее тепловыделение. Большее тепловыделение = большая температура внутри фары. Большая температура = преждевременно облезшее покрытие отражателя и оплавленные либо рассохшиеся пластиковые детали фары. Повреждённая фара = незнакомое знатокам слово «ретрофит» или покупка новой фары. Что, в обоих случаях, означает затраты, буквально на порядки превышающие стоимость лампы.
Надо оно вам? Вот-вот.
Приобретая новые лампы, особенно галогеновые — выбирайте те устройства, которые соответствуют по мощности заводским параметрам. Ваши фары будут целее, а кошелёк — полнее, что со всех сторон позитивно. Узнать номинальную мощность ламп поможет, опять же, инструкция, прилагающаяся к автомобилю, или любая поисковая система в интернете. Потратите на поиск информации максимум пять минут, зато сэкономите впоследствии очень значительную сумму.
Ксеноновые и светодиодные лампы по мощности различаются не столь значительно (вернее — в рамках стандарта почти не отличаются), а греются — так и вовсе в разы слабее галогенок. Но и здесь лучше выбирать то, что предусмотрено конструкцией фары или линзового модуля.
Автомобильный справочник
для настоящих любителей техники
Освещение в автомобиле
Освещение на автомобиле появилось с момента его изобретения. Сначала это были свечи, затем начали использовать керосиновые и карбидные лампы, сегодня эти лампы можно было бы классифицировать как габаритные огни. Вот о том, что представляет собой освещение в автомобиле, мы и поговорим в этой статье.
Этапы развития автомобильного освещения
Давайте посмотрим важные этапы развития освещения в автомобилях:
- Получение асимметричной картины ближнего света фар, которая характеризуется (при правостороннем движении автомобилей) растянутым визуальным диапазоном вдоль правой стороны дороги (1957);
- Появление новых систем фар, имеющих сложные геометрические конфигурации (PES, полиэлипсоидная система, поверхности произвольной формы, многогранные отражатели) и позволивших повысить эффективность освещения на 50% (1985);
- Система фар Litronic с газоразрядными лампами (ксеноновые лампы со светящейся дугой), дающих более чем вдвое больше света по сравнению с аналогичными галогеновыми лампами (1990);
- Системы адаптивного освещения (AFS) с движущимися, динамическими PES- модулями (полиэлипсоидная система) или статическими, активируемыми отражателями для поворота (2003).
Освещение в передней части автомобиля
Основной функцией фар головного света является освещение дороги, с тем чтобы водитель мог видеть транспортную обстановку и в нужное время выявлять на дороге любые препятствия и опасности. Головные фары также служат для обнаружения автомобиля водителями транспортных средств, движущихся навстречу. Фонари указателей поворотов информируют водителей других транспортных средств о намерениях изменить направление движения или о наличии опасных ситуаций.
К головным фарам и другим световым приборам относятся:
- Фары ближнего света;
- Фары дальнего света;
- Противотуманные фары;
- Дополнительные лампы;
- Фонари указателей поворота;
- Стояночные фонари;
- Габаритные фонари (для широких автомобилей);
- Дневные ходовые огни (если этого требуют законы отдельных стран).
Освещение в задней части автомобиля
Приборы освещения, расположенные в задней части автомобиля, включаются в соответствии с погодными условиями и служат для указания местоположения автомобиля. Они, также информируют о характере и направлении движения автомобиля (например, движение по прямой с торможением или без, либо намерение водителя изменить направление движения, либо сообщение о существовании опасной ситуации). Фонари заднего хода освещают дорогу при движении автомобиля задним ходом или при разворотах.
К лампам, расположенным в задней части автомобиля, относятся:
- Лампы сигнала торможения;
- Задние фонари;
- Задние противотуманные фонари;
- Лампы указателей поворота;
- Стояночные фонари;
- Габаритные фонари;
- Лампы света заднего хода;
- Лампы освещения номерного знака.
Освещение в салоне автомобиля
При разработке системы освещения салона предпочтение отдается надежности работы и легкости доступа к выключателям, а также качеству обеспечения водителя достаточной информацией о рабочем состоянии автомобиля (с минимально возможной степенью отвлечения водителя от процесса вождения автомобиля). Эти приоритеты диктуют необходимость эффективно освещенных панелей приборов и дискретного освещения для различных секторов управления (таких как акустические и навигационные системы), где они удовлетворяют главному требованию — расслабленное и безопасное управление автомобилем. В зависимости от потребности могут применяться различные оптические и звуковые сигнализаторы для водителей.
Правила, стандарты и оборудование
Коды и символы сертификации, Европа/ЕЭК
Использование автомобильных приборов освещения подчиняется национальным и международным нормам, в соответствии с которыми эти приборы должны изготовляться и испытываться. Для каждого типа осветительного оборудования существует специальный код и символ, который должен быть нанесен на оборудование и быть хорошо читаемым. Предпочтительно наносить коды и символы на такие места, чтобы при открытом капоте они были хорошо видны — такие как рассеиватели фар и других ламп, а также детали блоков фар. Это положение также применимо к заменяемым фарам и приборам освещения.
Если на каком-то компоненте освещения имеется такой код или символ, это значит, что он проверен технической инспекцией, например, в Германии – это, Институт осветительных технологий Университета Карлсруэ, и сертифицирован лицензионным органом (в Германии — Федеральное бюро автотранспорта). Все приборы серийного производства, на которые нанесен специальный код или символ, должны во всех аспектах соответствовать принятым нормам. Примеры символов:
E1 — знак сертификации ЕЭК (ЕСЕ),
e1 — знак сертификации ЕС (EU).
Цифра 1 после буквы означает проведенное типовое испытание и сертификацию согласно Правилам ЕЭК (Европейской экономической комиссии) для Германии с признанием во всей Европе. В Европе установка всех приборов освещения автомобиля и визуально воспринимаемых сигнализаторов подчиняется не только национальным нормативным предписаниям, но также и общеевропейским нормам (ЕЭК: вся Европа, ЕС, Новая Зеландия, Австралия, ЮАР и Япония). В условиях происходящего объединения Европы введение норм в значительной мере упрощается путем гармонизации директивных предписаний и принятых законов.
Правостороннее или левостороннее движение
Правила ЕЭК аналогичным образом применяются к право- и левостороннему движению. Технические требования к освещению зеркально отображаются вокруг центрального перпендикуляра окна испытаний (см. рис.3)
Согласно Венской Конвенции 1968 года, при передвижении по странам, где транспорт движется по противоположной стороне дороги, все участники движения обязаны принять меры по предотвращению ослепления встречного транспорта ночью из-за асимметричности светового пучка. Этого можно добиться либо с помощью наклеивания специальных полосок, предоставляемых автопроизводителями, либо с помощью двухпозиционных выключателей в фарах (в случае с PES).
Правила для США
В США приборы освещения соответствуют нормам, которые в значительной степени отличаются от принятых в Европе. Принцип собственной сертификации продукции заставляет каждого производителя, выступающего в качестве импортера приборов освещения, гарантировать, а в особых случаях и приводить доказательства того, что его продукция на 100% соответствует FMVSS 108 (Федеральному стандарту по безопасности движения транспортных средств), изложенному в Федеральном Реестре. Единый порядок утверждения приборов освещения в США отсутствует. Стандарт FMVSS 108 частично основывается на промышленном стандарте SAE.
Модернизация и конверсия
Автомобили, импортируемые в Европу из других регионов, должны подвергаться модификациям, чтобы соответствовать европейским директивам. Это, в частности, относится к осветительному оборудованию. В качестве прямой замены можно использовать идентичные компоненты, предлагаемые для европейского рынка. Другие решения, такие как изделия из розничной торговли и, в некоторых случаях, оставление оригинального оборудования, требуют инженерного заключения. В Германии ст. 22а StVZO (Правила регистрации транспортных средств) предписывает наличие «Сертификатов приближения» для осветительного оборудования. Такие сертификаты выдаются Институтом осветительных технологий Университета Карлсруэ.
Последующие изменения сертифицированных фар и патронов ламп аннулируют сертификацию и, следовательно, общий допуск автомобиля к эксплуатации.
Источники света на автомобиле
В отношении автомобильных источников света различают термолюминесцентные излучатели (термо-излучатели) и электролюминесцентные излучатели. Внешние электронные оболочки атомов могут поглощать определенное количество энергии путем возбуждения (потребление энергии). Переход оболочки с более высоких на более низкие энергетические уровни каждый раз сопровождается выделением кванта света.
Тепловые излучатели
Энергетический уровень кристаллографической системы повышается за счет тепловой энергии. Эмиссия является непрерывной в широком диапазоне длин волн. Общая излучаемая мощность пропорциональна 4-й степени абсолютной температуры (закон Стефана-Больцмана). С ростом температуры максимум кривой распределения смещается в сторону более коротких длин волн (закон смещения Вина).
Лампы накаливания
Лампы накаливания с вольфрамовыми нитями (температура плавления 3660 К) также являются тепловыми излучателями. Испарение вольфрама и последующее неблагоприятное потемнение колбы лампы ограничивают срок ее службы.
Галогенные лампы
Галогенный наполнитель (йод или бром) в лампе позволяет поднять температуру нити до близкой к температуре плавления вольфрама. Ближе к нагретой стенке колбы испаряющийся вольфрам соединяется с газонаполнителем, образуя галогенид вольфрама — газообразное вещество, передающее световые лучи и стабильное в диапазоне температур от 500 до 1700 К. Поступая к нити накаливания благодаря конвекции, оно распадается под действием высокой температуры и образует на нити накаливания равномерный вольфрамовый осадок. Для поддержания этого процесса внешняя температура колбы должна быть около 300 °С. Стенка колбы, изготавливаемая из кварцевого стекла, должна располагаться вблизи нити накала. В колбе можно создавать высокое давление наполнения, затрудняющее испарение вольфрама.
Газоразрядные лампы
Газоразрядные лампы являются электролюминесцентными излучателями и отличаются более высокой световой эффективностью. Возбуждение атомов, испускаемых газом, сопровождается столкновениями, происходящими между электронами и атомами газа. Атомы, возбуждаемые во время этого процесса, отдают свою энергию в виде светового излучения. Газоразрядные лампы отличаются повышенной светоотдачей.
Примеры газоразрядных ламп: флуоресцентные лампы (освещение интерьера), натриевые лампы низкого давления (уличное освещение) и фары транспортных средств (Litronic).
Светодиоды
Светодиод или LED является электролюминесцентной лампой. Благодаря своей прочности, высокой энергетической эффективности, быстрому отклику и компактности светодиоды используются как источники света и подсветки в широком спектре областей. Они используются в салонах автомобилей для освещения, в качестве индикаторов и для подсветки дисплеев. Снаружи светодиоды устанавливаются, в частности, в дополнительных фонарях стоп-сигналов и задних фонарях и с дальнейшим ростом их световой отдачи могут все больше использоваться в лампах, применяемых в передней части автомобиля.
Автомобильные лампы
Сменные лампы накаливания для систем освещения автомобилей должны быть сертифицированы согласно ЕСЕ R37, сменные газоразрядные источники света — в соответствии с ЕСЕ R99. Другие источники света, не отвечающие этим требованиям (светодиоды, неоновые трубки, специальные лампы) могут использоваться, но устанавливаться должны как фиксированный компонент лампы или «световой модуль».
Лампы, отвечающие требованиям ЕСЕ R37, обычно бывают рассчитаны на 12 В, некоторые лампы могут быть рассчитаны на 6 В и 24 В (табл. «Спецификация основных ламп автомобилей» ). Во избежание путаницы различные типы ламп идентифицируются формами цоколя. У ламп с одинаковым цоколем, но с разным рабочим напряжением должна быть маркировка напряжения. Подходящий тип лампы в любом случае должен обозначаться на световом оборудовании.
Повышение напряжения у галогенных ламп на 10% сокращает срок службы на 70% и увеличивает световой поток на 30% (рис. «Влияние рабочего напряжения на некоторые параметры галогенных ламп» ).
Световая отдача показывает уровень фотометрического к. п. д. лампы и является одним из основных параметров лампы. Для ламп без галогенного эффекта светоотдача находится в пределах 10-18 лм/Вт. Более высокая светоотдача галогенных ламп, составляющая 22-26 лм/Вт, в основном является следствием повышенной температуры нитей накала. Газоразрядные лампы обеспечивают уровень световой отдачи порядка 85 лм/Вт в целях существенного улучшения характеристик ближнего света фар.
Сегодня световая отдача светодиодов достигает порядка 50 лм/Вт (светодиоды с высоким энергопотреблением) или 100 лм/Вт (светодиоды с низким энергопотреблением). В ближайшие несколько лет ожидается увеличение световой отдачи на 25%.
https://club.dns-shop.ru/blog/t-272-drugie-avtotovaryi/15836-orujie-sveta-kak-vyibrat-lampyi-v-golovnuu-optiku/