Содержание
Роль надежности и безопасности в автомобиле будущего
Повышенная функциональность
Современные системы помощи водителю или автономного движения состоят из датчиков, сенсоров, активаторов, радарных и лидарных систем (англ. термин от Light Identification, Lidar — лазерный дальномер). Все они объединяются в единое целое через внутренние и внешние компьютерные сети и управляются микроконтроллерами, поэтому такой автомобиль можно назвать «Интернетом на колесах» (англ. Internet on Wheels). Кроме того, машины могут обмениваться данными между собой, по технологии V to V, а также с инфраструктурой (V to I) — светофорами, дорожными знаками и навигационными спутниковыми системами, например уже привычной системой глобального позиционирования, или GPS.
Для реализации этого комплекса возможностей, естественно, нужно программное обеспечение (ПО), т. е. более 100 миллионов линий кода. Сюда входят коды для различных приложений, операционные системы (ОС) и ПО для организации сетевых коммуникаций и интерфейсов с датчиками и сенсорами, приводами и водительскими экранами.
Повышенная уязвимость
По мере усложнения электронных систем транспортных средств (ТС) все острее становится вопрос их надежности и безопасности. Из-за обмена данными по каналу V to X (от машины к некоему объекту Х) автомобили более подвержены внешним атакам. Уже бывали случаи, когда третья сторона получала контроль над, например, машиной производства компании Jeep и управляла им вместо водителя. Еще одна уязвимость добавляется со стороны владельца автомобиля. Все производители машин для мониторинга многочисленных параметров двигателя и поиска неисправностей используют бортовую диагностику (англ. On Board Diagnostics, OBD). Спецификация нтерфейса соединителя OBD II сейчас общедоступна, и, если вы наберете в строке поиска Google «OBD II», он выдаст вам массу устройств с подключением по Bluetooth, которые позволяют контролировать и отслеживать состояние двигателя с помощью смартфона. Это также делает систему управления двигателем открытой для недоброжелателей. В недавней статье исследователей Мичиганского университета было описано использование прямого подключения ноутбука к OBD для перехвата управления большим грузовиком и школьным автобусом.
Кроме того, из-за огромного размера программного кода его надежность тоже является критическим параметром. К примеру, случай с непреднамеренным ускорением, произошедший с автомобилем Toyota, показал, что используемый сейчас код содержит модули, написанные очень давно и не соответствующие современным стандартам качества. Поэтому при создании кода необходимо ориентироваться на стандарты, предъявляющие более высокие требования.
Вопросы стандартизации
В 2011 г. был издан специальный стандарт безопасности для автомобилей — ISO 26262 [1], являющийся адаптацией функционального стандарта безопасности IEC 61508 [3, 4]. Новый стандарт фокусируется на требованиях к электрическим и электронным системам, которые используются в серийном производстве легковых автомобилей, и применяется ко всем процессам, происходящим в этих системах безопасности на протяжении всего срока службы. Он также включает требования к качеству ПО.
Чтобы обеспечить анализ и определение рисков, связанных с подсистемами, этот стандарт использует подход, основанный на уровнях полноты безопасности автомобиля (англ. Automotive Safety Integrity Level, ASIL). Все подсистемы делятся на уровни от A до D, где A — наименьший уровень эксплуатационной безопасности, а D — наивысший, который содержит самые жесткие требования. Эти уровни дополняет класс управления качеством (англ. Quality Management, QM), указывающий на отсутствие требования соблюдать ISO 26262, т. е. на то, что ответственность за гарантию качества лежит на разработчике.
Также ASIL определяет параметры серьезности риска, вероятности воздействия и управляемости. Особого внимания требует последний. Параметр управляемости предполагает, что водитель находится в надлежащем состоянии для вождения, имеет водительские права, соблюдает все правовые нормы, включая требования к техобслуживанию, а также выполняет ПДД.
В скором времени правила дорожного движения необходимо будет адаптировать таким образом, чтобы в том случае, когда автоматизированная система вождения находится в действии, водителю не приходилось следить за ситуацией, пока система не потребует его вмешательства. Поэтому важнейшее значение имеет правильное функционирование системы в части своевременного и правильного уведомления водителя и передачи управления человеку. Если уведомления не приходят, водитель не будет владеть ситуацией и может попасть в аварию, как это недавно случилось с автомобилем компании Tesla. Если же не произойдет передача управления, водитель тоже не сможет избежать опасности. Такие ситуации всегда должны относиться к самому высокому классу контроля (C3), который предполагает, что не менее 90% всех водителей и других участников дорожного движения в состоянии не попасть в аварию.
Тому, как правильно разработать ПО, чтобы написать достаточно надежный код для работы в системе, соответствующей уровню ASIL, посвящена шестая часть стандарта ISO 26262 [7].
Существует еще один стандарт для машин — J3016 [9], разработанный Сообществом автомобильных инженеров, известным как SAE (англ. The Society of Automotive Engineers). В нем автоматизация управления автомобилем разделена на шесть классов, от ТС «без автоматизации» до «полной автоматизации» (таблица). Автоматизированные системы управления, отнесенные к третьему классу и выше, используют ПО, которое для того, чтобы смоделировать окружающую обстановку, собирает данные с датчиков и затем, в зависимости от задачи, решает, как помочь водителю или как управлять ТС. У этого ПО есть и другие важные задачи, такие как определение того, правильно ли функционируют датчики, когда выдавать водителю предупреждения и в каких случаях необходимо передавать управление человеку.
Уровень автоматизации согласно SAE | Наименование | Общее определение | Рулевое управление и управление ускорением / торможением | Мониторинг вождения | Отклик на предупреждения по обратной связи во время вождения | Возможности системы автоматики (режимы вождения) |
Водитель самостоятельно отслеживает ситуацию и управляет процессом вождения | ||||||
0 | Без участия автоматики | Управление режимом движения осуществляется непосредственно самим водителем при помощи системы рулевого управления или путем управления режимом ускорения / торможения, на основании воспринимаемой непосредственно им самим информации о дорожной обстановке. Водитель самостоятельно выполняет все необходимые действия в зависимости от текущей задачи по управлению ТС. | Водитель | Водитель | Водитель | – |
1 | Помощь водителю | Режим движения обеспечивается одной или несколькими системами поддержки водителя как в части рулевого управления, так и посредством режимов ускорения / торможения. Для этого используется информация об окружающей обстановке, которую также предоставляют системы поддержки водителя. Водитель самостоятельно предпринимает все необходимые действия для выполнения текущей задачи по управлению ТС. | Водитель и система автоматики | Водитель | Водитель | Некоторые режимы движения |
2 | Частичная автоматизация вождения | Частичное управление режимом движения путем применения одной или нескольких систем автоматизации и помощи водителю в части рулевого управления и режимов ускорения / торможения, с использованием информации об окружающей дорожной обстановке. Водитель самостоятельно предпринимает все необходимые действия для выполнения текущей задачи по управлению ТС. | Система автоматики | Водитель | Водитель | Некоторые режимы движения |
Управление автомобилем осуществляет автоматизированная система вождения, которая контролирует процесс вождения | ||||||
3 | В зависимости от условий | В зависимости от конкретной дорожной обстановки производительность автоматизированной системы управления всеми аспектами, необходимыми для вождения ТС, позволяет организовать управление ТС, даже если водитель должным образом не отвечает на запрос о необходимости принятия тех или иных конкретных мер. | Система автоматики | Система автоматики | Водитель | Некоторые режимы движения |
4 | Высокая автоматизация вождения | Производительность автоматизированной системы управления всеми аспектами, необходимыми для вождения ТС, позволяет организовать его управление, даже если водитель должным образом не отвечает на запрос о необходимости принятия тех или иных конкретных мер по управлению ТС. | Система автоматики | Система автоматики | Система автоматики | Некоторые режимы движения |
5 | Полная автоматизация вождения | Полное непрерывное управление движением ТС с помощью автоматизированной системы вождения. Осуществляется путем управления всеми режимами вождения, которыми может управлять водитель данного ТС, во всех возможных ситуациях на дороге и при любых условиях вождения. | Система автоматики | Система автоматики | Система автоматики | Все режимы движения |
Законодательство
Несомненно, ПДД необходимо будет изменить с учетом применения автоматизированных систем вождения, особенно в области ответственности и конфиденциальности. Многие правительства уже предприняли определенные законодательные инициативы в этой сфере.
Национальное управление безопасностью движения на трассах министерства транспорта США (National Highway Traffic Safety Administration) предложило официальную систему классификации, которая определяет пять уровней автоматизации управления. Начиная с уровня, когда водитель полностью контролирует ТС во все время движения, и заканчивая уровнем, когда ТС осуществляет управление критически важными функциями на протяжении всей поездки, не нуждаясь во вмешательстве водителя.
Кроме того, у каждого штата США свой подход к этому вопросу. Так, Невада еще в 2011 г. стала первым штатом, разрешившим эксплуатацию автономных ТС и проведение испытаний технологий автономного вождения на дорогах общего пользования. За ней последовали Калифорния, Флорида, Мичиган, Северная Дакота, Теннесси и округ Колумбия (Washington DC).
Что касается ЕС, в январе 2014 г. стартовал европейский исследовательский проект AdaptIVe (Automated Driving Applications & Technologies for Intelligent Vehicles — «Автоматизированные приложения и технологии вождения для интеллектуальных транспортных средств»). В его рамках разрабатываются различные функции автоматического вождения для ежедневного использования, которые динамически адаптируют уровень автоматизации в соответствии с дорожной ситуацией и состоянием водителя. Проект также затрагивает ряд правовых вопросов, которые могут повлиять на успешный вывод на рынок данных технологий.
Для решения этой задачи при поддержке Евросоюза было организовано движение «Автоматизация транспортных средств и дорог» (англ. Vehicle & Road Automation, VRA), которое призвано создать сообщество экспертов и других заинтересованных сторон для развития автоматизированных ТС и сопутствующей инфраструктуры в Европе.
В этом направлении работают и некоторые компании. Так, Volkswagen принимает активное участие в формировании европейского законодательства, включая разработку прогрессивной поправки к Правилам 79 ЕЭК (ЕЭК — Европейская экономическая комиссия ООН) в отношении рулевого оборудования.
Правительство Японии тоже ведет подготовку законов, регулирующих использование автомобилей без водителя. Специалисты уже создали классификацию автоматизированного вождения: она делится на четыре класса, один из которых — это полностью автономное вождение.
В Китае компания Baidu также работает над созданием автономного автомобиля в сотрудничестве с компанией BMW. Китайское законодательство достаточно гибкое, что позволяет правительству быстро вносить необходимые изменения. Однако сложность поставленных перед ними задач не будет отличаться от других стран.
Индия тоже задумывается над проблемой автономного вождения, но ее решению мешают трудноизменяемое законодательство и сложности с внедрением нужных правил из-за различий в инфраструктуре.
Подходы к разработке
С учетом всего вышесказанного можно выделить одну из основных проблем в этой области — как же создать код ПО, который был бы и безопасным, и надежным? Как уже упоминалось, стандарт ISO 26262 запускает процесс разработки такого кода, который включает в себя стандарты кодирования и инструменты проверки кода.
Обеспечение безопасности системы начинается с разработки таких функций, как:
- Разделение приложений. Подразумевается, в частности, разделение с помощью брандмауэров на приложения с критической безопасностью (таких как рулевое управление и тормоза), менее критичные приложения и на те, которые имеют связь с окружающим миром (например, информационно-развлекательные).
- Ограничение в части коммуникации.
- Проверка и утверждение (валидация) принимаемых и передаваемых данных.
Поскольку основная часть ПО в этой отрасли пишется на языке С, хорошей отправной точкой для безопасного и надежного кода является стандарт разработки ПО на языке С в рамках стандарта MISRA C:2012 ( MISRA 3). Он обеспечивает набор правил для написания программ на языке C, которые, наряду с отсутствием неопределенности поведения, включают в себя правила, улучшающие обслуживание, проверяемость, компактность и читабельность исходного кода. Также правила MISRA во многом совпадают с таблицами соответствия ISO 26262-6.
Недавно MISRA опубликовала изменение 1 к MISRA 3. Оно содержит 14 новых правил, которые позволят еще шире использовать MISRA в сфере разработки безопасных систем.
В соответствии со стандартом ISO 26262 неотъемлемой частью разработки являются и соответствующие инструменты. Так, программы статического анализа кода являются важной составляющей управления качеством кода, обеспечивая как контроль качества кода, так и его соответствие стандартам кодирования, таким как MISRA. Программы тестирования дают дополнительную уверенность в качестве ПО, а программы проверки измеряют, насколько хорошо ПО выполняет свои функции.
Таким образом, мы видим, что уже сейчас можно создавать и безопасные ТС, и надежное ПО. При этом организации, которые уже перестроили свои процессы разработки в соответствии с требованиями ISO 26262, обнаружили, что даже на начальном этапе внедрения и обучения они начинают выигрывать в части эффективности и получают от этого дополнительную прибыль.
Рейтинг самых безопасных авто в мире — какая «лошадка» может сберечь вам жизнь в ДТП
Современные автомобили буквально напичканы электроникой. Все для безопасности, удобства и комфорта. Но есть главная деталь, без которой не поедет ни одна машина, не заработает ни одна система. Это прокладка. Между рулем и сиденьем шофера. Только от нее зависит, кто куда и как поедет. И поедет ли.
Самые безопасные автомобили – «КамАЗ» и «КрАЗ». По принципу «чем больше, тем надежнее». У легковых «коллег» дела обстоят куда сложнее. Инженеры «вооружили» не такие тяжелые и большие, как грузовики, автомобили системами активной и пассивной безопасности: АБС, ЕСП и т. д. А отзывы благодарных покупателей сформировали рейтинг безопасных автомобилей. Но обо всем по порядку.
Рейтинг самых безопасных автомобилей в мире: ликбез о предохранении
В эпоху скоростей, перешагнувших за сотню, а то и не одну, производители уделяют максимум внимания безопасности водителя и пассажиров автомобиля. Конечно, если это не старые «Жигули». В защиту тольяттинской гордости скажем, что скорости тогда были ниже, разгон дольше, машин — намного меньше. Другими были и требования к безопасности.
Назад в прошлое: апокалипсис с «душком» и холодная война
В конце XIX века в одной из лондонских газет с ужасом спрогнозировали, что скоро большие города утонут в навозе. Количество бричек, телег и карет тогда неумолимо росло с каждым годом. Как и количество тех, кто должен это все таскать — лошадей, с их естественными потребностями.
Технический прогресс заставил облегченно вздохнуть всех опасавшихся господства фекалий на городских улицах. С появлением электромобилей и транспорта на паровой тяге, а позже и автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, росли скорости. Пора было задуматься о безопасном передвижении.
Cadillac 341-A Town Sedan
И подумали. Некоторые автомобили из 30-х годов двадцатого века даже защищали хозяина от пуль. Это были машины гангстеров. Аль Капоне гордился своим Cadillac 341-A Town Sedan. И было, чем: 2,5 мм стекла из прочного триплекса, цельностальная крыша, 1360 кг брони в дверях.
Время шло, автомобиль стал массовым явлением. Безопасность тоже стала серийной. Конструкторы не сидели без дела: поперечные брусья в дверях, закаленные стекла, усиленные передние стойки крыши. А вот похвалиться подушками безопасности во времена 70-х могли лишь считанные модели.
К таким принадлежал прототип AMF 2 одноименной американской компании. Комплектовали его фронтальными подушками и системой пожаротушения. Зеркала заднего вида заменял перископ с аэродинамическим щитком.
Lada Samara Baltic GL
Советский, а далее российский автопром уступал в «подушечном» бою «империалистам». Первую такую конструкцию в 1996 году получила модификация Lada Samara Baltic GL, или по-нашему, экспортный вариант ВАЗ-21093 в исполнении люкс.
Активная, пассивная: кто есть кто
Безопасность автомобиля принято делить на две категории.
Первая – это совокупность конструктивных особенностей, направленных на снижение тяжести последствий аварии. Проще говоря, завод должен произвести такую машину, в которой при ДТП пассажиры и водитель не пострадают вовсе или получат минимальный ущерб. Это пассивная безопасность, которую характеризуют такие элементы:
- складывающаяся рулевая колонка;
- ремни безопасности;
- активные подголовники;
- надувные подушки;
- мягкие элементы салона;
- травмобезопасный педальный узел;
- закаленные стекла, разрушающиеся на мелкие неострые осколки;
- дуги безопасности;
- усиленная рамка ветрового стекла;
- поперечные брусья в дверях;
- конструкция, предусматривающая «увод» под днище агрегатов передней части автомобиля при их смещении в сторону салона (при лобовом столкновении);
- заложенные зоны деформации, принимающие на себя удар от столкновения части кузова.
Вторая категория – комплекс конструктивных особенностей автомобиля для избегания ДТП. Задача требует одного: исключения предпосылок возникновения подобных ситуаций.
Эти системы со сложным электронным управлением, своим «мозгом» и «гипофизом» не встретишь на старых автомобилях. Зато новые модели иногда грешат переизбытком парктроников, датчиков и прочих АСР: конструкторы – художники, они «так видят»…
ABS – Anti-Lock Braking System
Подробный разбор каждой системы требует отдельной статьи, поэтому «пробежимся» кратко:
- Антиблокировочная система тормозов, или ABS – Anti-Lock Braking System. Исключает блокировку колес при непрерывном воздействии на педаль тормоза, принудительно отпуская их на короткое время, независимо от действий водителя, и тем самым предотвращая скольжение.
Есть ситуации, когда тормоз лучше отпустить. Или воспользоваться методами ступенчатого или прерывистого торможения. Автомобиль эффективно останавливается только с крутящимися колесами. Если же они заблокировались и неуправляемо заскользили, то есть, «пошли юзом», пиши пропало.
- Антипробуксовочная система, ASR – Automatic Sleep Regulation. Основная задача — выровнять угловые скорости ведущих колес, изменяя при этом крутящий момент. Попросту – предотвратить пробуксовку.
- Система курсовой устойчивости, или ESC – Electronic Stability Control. Иногда ее называют расширенным вариантом «АБС». Решаемая задача – предотвращение заноса автомобиля.
- Система распределения тормозных усилий, или EBD – Electronic Brakeforce Distribution. Задача – дозировка тормозных усилий на каждом колесе.
- Система динамической стабилизации автомобиля, ESP – Electronic Stability Program. Ее миссия – предотвратить срыв машины в занос и боковое скольжение.
- Электронная блокировка дифференциала, EDL – Electronic Differential Lock. Смело можно назвать программным расширением ABS. Подтормаживает проскальзывающее колесо при трогании или разгоне на скользкой дороге.
ESP – Electronic Stability Program
Да, и еще сопровождающая автомобиль «от рождения», незаменимая в темное время суток пара фар. Без нее автомобиль безлик.
Критерии оценки безопасности
Чтобы контролировать такое множество разработок, в мире созданы целые организации.
В Европе активную и пассивную безопасность новых автомобилей разных марок оценивает программа Euro NCAP (The European New Car Assessment Program) – комитет, занимающийся проведением краш-тестов новых автомобилей.
Euro NCAP (The European New Car Assessment Program)
Силами российского автомобильного издания «Авторевю» проходят сравнительные заезды на автополигоне «НАМИ». На основании собственной серии краш-тестов по методике Euro NCAP ведется рейтинг безопасных автомобилей – ARCAP, или Autoreview Car Assessment Program.
Основными критериями при оценке безопасности автомобиля выступают:
- Возраст модели. Новые скорости и ускорения требуют соответствующих систем активной и пассивной безопасности, а современные дорожные условия — ужесточения испытаний. Увы, не все авто с пробегом готовы к таким нововведениям.
- Класс автомобиля. Остаться целым и невредимым шансы куда выше в 3-тонном кроссовере, чем в миниатюрном и легком «Смарте», пусть и с «лярдом» подушек.
- Наличие систем пассивной и активной безопасности. Способность кузова противостоять внешней нагрузке – один из определяющих факторов. Раньше эту проблему решали использованием металла большей толщины. Это приводило к меньшим разрушениям автомобиля, но никак не к хорошим показателям безопасности водителя и пассажиров. Сегодня проблему решают путем создания областей разрушения, гасящих кинетическую энергию столкновения. При этом автомобиль получает максимальный ущерб при минимальных травмах сидящих внутри водителя и пассажиров.
Компьютерные «помощники» до последнего удерживают автомобиль, например, на скользкой дороге. Это создает у «пилота» ложную иллюзию контролируемой ситуации и провоцирует «давить тапку» еще сильнее. После прохождения точки невозврата, когда системы уже не могут удержать автомобиль, происходит лавинообразное нарастание сокрушительных факторов. Машина в такой ситуации неконтролируема.
Топ-7 безопасных машин для семьи, или друг №1
Чтобы радовать покупателей, помощники в передвижении на дорогах должны быть не только просторными и вместительными, но и сверхбезопасными. Ведь на борту будут дети. Итак, представляем автомобили, вошедшие в топ-7 для семьи.
Kia Soul
Открывает рейтинг самых безопасных машин, обновленный в 2013 году Kia Soul. Новый дизайн подарил больше простора водителю и пассажирам. И про чемоданы не забыли: багажник тоже вырос в объемах.
В базовой комплектации вместе с антиблокировочной ABS предлагают системы курсовой устойчивости (ESC) и динамической стабилизации (ESP). Новички оценят помощь при старте на подъеме.
Subaru Crosstrek
Японское сочетание стиля, функциональности и комфорта. Этот компактный кроссовер не зря получил пять звезд от EURO NCAP. Высокопрочные стальные листы в каркасе кузова и утолщенная наклонная панель для ног водителя – только начало. Чтобы повысить прочность соединения в передних стойках и в основании верхней рамы, используют усилительные элементы. Энергия при лобовом ударе эффективно передается с рамы на стойки.
В Subaru Crosstrek большие подушки безопасности защищают талии всех сидящих в креслах и дополнительно колени водителя. Структура боковых девайсов снижает тяжесть травм в нестандартных ситуациях, например, при наклоне пассажира к двери.
Honda Civic
Компактный, но вместительный японский седан в лучших традициях Honda. На страже безопасности пассажиров и водителя — передние и боковые подушки безопасности.
С системой крепления ISOFIX (International Standarts Organisation FIX) вы установите детское кресло с жестким креплением к кузову просто и быстро. Конструктивные особенности системы исключают ошибку при установке. С ISOFIX не надо волноваться, правильно ли усажен ребенок. Из «обыденного»: ограничители нагрузки ремней безопасности и сигнализатор непристегнутого ремня.
Hyundai Sonata
Просторный и недорогой южнокорейский корабль подкупает» не только вместительностью, но и безопасностью. Корейские конструкторы ни за что не хотят отставать от японских коллег. И вот аргументы:
- система курсовой устойчивости ESC;
- 6 подушек безопасности, включая боковые шторки вдоль салона;
- активные подголовники с автоматической регулировкой наклона и высоты;
- система содействия водителю при трогании на подъем;
- помощь при экстренном торможении – система BAS (Brake Assist System) — регулирует давление тормозной жидкости.
Mazda CX-5 или 5 звезд Euro NCAP
Среднеразмерный кроссовер, осиливший пять звезд в рейтинге безопасности Euro NCAP. Серия боковых и фронтальных краш-тестов подтвердили эффективность системы предотвращения столкновений.
Эксперты американского института дорожной безопасности IIHS (Insurance Institute for Highway Safety) высоко оценили надежность крыши и подголовников: Mazda CX-5 получила награду Top Safety Pick со знаком «плюс».
Chrysler Pacifica, гордый иноземец
Его редко встретишь на дорогах России. Американец спортивной наружности станет настоящим другом семьи. В части перевозок, конечно. Подумать только: имея в длину более 5 м и около 2 м в ширину, Chrysler Pacifica обошел по габаритам таких гигантов, как Volkswagen Transporter, Ford Tourneo.
Но главная заслуга – гармоничная организация внутреннего пространства. Одним нажатием кнопки третий ряд сидений «уходит» под пол, обнажая грузовой отсек. А если сложить и второй ряд, пространство станет просто гигантским – 4000 л. Огромное количество кармашков, отделений и потайных ниш. И главное, мощный встроенный пылесос.
Toyota Highlander
Возглавил рейтинг безопасных автомобилей в семейном сегменте большой японский внедорожник. Highlander получил оценку Top Safety Pick+ от американского IIHS. Передние, поперечные и центральные стойки и пороги выполнены из высокопрочной стали.
Кроме подушек безопасности везде и всюду, водителя страхуют ABS и EBD, дополненные системой стабилизации автомобиля с прицепом и функцией помощи при движении сверху (DAC – Downhill Assist Control). Опции движения по бездорожью с выбором покрытия и помощи в поворотах не оставят равнодушным самого искушенного драйвера.
Кроме того, в Toyota Highlander есть комплекс активной безопасности — Toyota Safety Sense. Тут и система предупреждения об угрозе фронтального столкновения, и распознавания дорожных знаков. Функция помощи удержания автомобиля в полосе «бдит» за траекторией движения не хуже водителя.
Средний – не значит посредственный: топ-5 безопасных авто в С-классе
Популярность «цешек» велика, и наверняка будет расти. Этот автомобиль что-то среднее по комфорту, динамике и расходу топлива. Он будто специально создан для желающих ездить на иномарке без лишних «наворотов» и при этом не чувствовать себя обделенным. Эдакая «золотая середина». В топ самых безопасных автомобилей С-класса попали пятеро.
Ford Focus
Этот «фокусник» точно что-то подмешал в «кока-колу» экспертам. Нет другого объяснения четырем престижным наградам за безопасность Euro NCAP Advanced. Или все-таки есть…
Ford Focus первым удостоился четырех почестей от Euro NCAP. Его безопасность продумана до мелочей:
- Система контроля давления в шинах оперативно сообщит об очередном саморезе, подленько сверкающем шляпкой в лабиринтах протектора.
- Лазерный дальномер пристально следит за соседом впереди. И меряет, меряет… Чтобы однажды неистово запищать и, может быть, предотвратить ДТП. Полезная в пробках вещь, разбудит засыпающего шофера на раз.
- Жесткий каркас, полный набор подушек безопасности, складывающаяся рулевая колонка, съемный педальный узел – это одна большая интеллектуальная система безопасности.
Volkswagen Golf: когда пассажир – не главное для рейтинга
Любимый многими, юркий и быстрый «Гольф» не остался в стороне и принял участие в испытаниях европейской ассоциации по проведению независимых краш-тестов. В итоге, не удивил. Почти.
Высокий уровень защиты передних пассажиров и водителя при лобовых ударах с частичным и полным перекрытием. Высокая оценка системы экстренного торможения. Даже пешеходам «угрожают» лишь кромки лобового стекла и передние стойки. Хорошо и… скучновато. Если бы не одно «но».
При боковом ударе у автомобиля открылась передняя пассажирская дверь. По стандартам Euro NCAP, такая ситуация – большой риск потери пассажира во время столкновения. Все ждали серьезных штрафных баллов. Но нет: пять звезд. И место в топ самых безопасных автомобилей. Мистика.
Toyota Prius
Снова пять звезд. Снова отличная оценка от EuroNCAP при лобовом и фронтальном столкновениях. Неудивительно.
Кузов новых «Приусов», в отличие от предшественников, стал жестче на 60%. Такой скачок жесткости объясняют замкнутой конструкцией силового каркаса и использованием высокопрочных элементов. Еще Toyota Prius получил заниженный центр тяжести: сочетание с жестким кузовом вывело «японца» на новый уровень безопасности. Ну и, конечно, подушки, подушки… И системы…
Mazda 3
Фронтальный удар. Скорость 64 км/ч. Нет, это не отрывок из криминальной хроники. Это Mazda 3 проходила испытания EuroNCAP. И прошла. С честными 33,8 баллами. Манекены не получили серьезных повреждений.
Системы безопасности «тройки» впечатляют. Тут и подушки со всех сторон, и боковые шторки безопасности, и система улучшения управляемости автомобилем. Антиблокировочная тормозная система и система распределения тормозных усилий… Что еще… Да, система динамической стабилизации.
Lexus CT 200h
Вообще-то и Lexus должен был кое-кого пропустить. А именно – Subaru Crosstrek. Но «Кросстрек» уже получил порцию внимания и занял свое место в «семейниках». Да простят такую дерзость «субаристы».
Итак, Lexus CT 200h – победитель в номинации топ безопасных машин. Точнее, его система безопасности. Знакомьтесь:
- Восемь подушек безопасности, в т.ч. для коленей водителя.
- Механизмы противодействия хлыстовым травмам при ударе сзади.
- Радарный комплекс Pre-Crash Safety с регулировкой слабины привязных ремней.
- Система самостоятельного торможения непосредственно перед столкновением.
А также стандартный набор электронных помощников с названиями, как правило, из трех латинских букв. Все, «Мазда» незаслуженно проиграла.
Топ-3 выдерживающих ДТП или самые крепкие
Самым надежным и безопасным кроссовером признан BMW X5. Благодаря пакету BMW Driving Assistant Professional автомобиль сам автоматически регулирует скорость, уклоняется от столкновений с соседними авто и пешеходами во время поворота и разворота.
В категории «Большой семейный автомобиль» лучшим признан Audi A6. Появившиеся на борту системы слежения за слепыми зонами, автоматического торможения перед препятствием только способствуют пребыванию авто в списке лучших и в 2020 году.
Безопасный эпилог
Современные автомобили буквально напичканы электроникой. Все для безопасности, удобства и комфорта. Но есть главная деталь, без которой не поедет ни одна машина, не заработает ни одна система. Это прокладка. Между рулем и сиденьем шофера. Только от нее зависит, кто куда и как поедет. И поедет ли.
Впрочем, если подходить к управлению автомобилем с «головой» и не забывать о поговорке «Дай дорогу дураку», то можно относительно быстро и безопасно перемещается в нужных направлениях. Новые автомобили этому только способствуют. Хотя, опять же, карма…
Законы автомобильной жизни: что изменилось в 2020-м
Несмотря на засилье в новостях слова «коронавирус», в России происходили и другие события. В том числе и в жизни автомобилистов. В этой статье мы подведем итоги — что нового в уклад их жизни принес уходящий год (притом что по изменениям на авторынке будет отдельная статья).
Новые правила постановки на учет: номера — у дилера, код региона — по прописке
С 1 января 2020 года в России заработали новые правила постановки автомобилей на учет. У дилеров появилась законная возможность регистрировать автомобили и выдавать номера. Правда, на практике большинство дилеров смогли предложить эту услугу только с середины года. Причина — необходимость получения специального разрешения от ГИБДД, предоставляющего дилерам право не только подавать документы в регистрационные подразделения Госавтоинспекции (через портал госуслуг) от имени владельца, но и осматривать транспортные средства, а также формировать заявления и комплект необходимых для регистрации документов. Со слов дилерского сообщества, выдача таких разрешений затягивалась. Но, возможно, и сами дилеры не спешили получить такой документ как можно скорее. Для конечных потребителей ФАС ограничила стоимость услуги на уровне 500 рублей, а дилерское сообщество комментировало, что ничего не зарабатывает на этой услуге.
К середине 2020 года услугу постановки на учет прямо у дилера из крупных холдингов предлагали «Рольф», «Автомир», Favorit Motors, «Авилон». К концу года в эту группу добавились еще несколько региональных дилерских центров, но далеко не все.
Вместе с тем сразу после реформы заговорили о запрете эксплуатации новых автомобилей без номеров. Глава управления надзорной деятельности ГИБДД МВД Роман Мишуров комментировал: «С 1 января 2020 года ездить на новых машинах без госномеров запрещено. Госномера нужно получать прямо в автосалоне, а автосалон уже будет передавать данные в ГИБДД».
На практике в общероссийском масштабе новые автомобили без номеров по-прежнему выезжают из автосалонов и едут на регистрацию в отделения ГИБДД.
Реформа по постановке машин на учет в 2020 году привнесла и другие новшества. Изготовление номерных табличек передали частным компаниям, а коды регионов на этих табличках снова привязали к месту прописки владельца независимо от места регистрации автомобиля (о всех новшествах читайте в статье).
ОСАГО: индивидуализация тарифов
В 2020 году изменились тарифы ОСАГО. Закон подписали 25 мая, а вступил в силу он 24 августа. Нововведение преподносилось как индивидуализация тарифов ОСАГО и предполагало, что аккуратные водители будут платить за ОСАГО меньше, чем раньше, а автомобилисты, попадающие в ДТП и нарушающие ПДД, — больше. Для этого страховым компаниям дали право устанавливать цену полиса с учетом назначения автомобиля и поведения водителя на дороге. При этом отягчающими обстоятельствами станут только штрафы, вынесенные сотрудниками ДПС, а штрафы с камер учитываться не будут.
Дополнительно к этому в рамках индивидуализации тарифов расширили коридор базовой ставки: со старых 2746–4942 рублей до 2471–5426. Диапазон базовой ставки уже меняли в 2019-м, и по данным ЦБ РФ по итогам тех изменений средняя стоимость полиса снизилась на 4,8%. Однако, по данным ТАСС за октябрь 2020 года, средняя стоимость полиса поднялась на 4,9%.
Электронный ПТС: с 1 ноября обязательный переход на электронный вариант, но бумажные останутся в обороте до 2025 года
С 1 ноября завершился переходный период, в течение которого могли выдавать как бумажный, так и цифровой ПТС. Теперь всем новым автомобилям будут оформлять электронные ПТС. Причем практика ЭПТС затронет не только Россию, но и союзные государства: Белоруссию, Казахстан, Киргизию и Армению.
При этом по состоянию на декабрь 2020 года часть новых машин пока по-прежнему продается с бумажными паспортами, однако это преимущественно импортируемые автомобили, которые пересекли границу и получили ПТС еще до 1 ноября.
Переход на электронный ПТС не отменяет действие выданных ранее бумажных паспортов. Обязательного требования по замене бумажных документов на электронные нет, поэтому их можно продолжать использовать. Планируется, что постепенно бумажные документы будут замещаться электронным файлом естественным образом, по мере смены собственников автомобилей.
— Сейчас почти всем дилерам поступают как автомобили с электронными ПТС, так и с бумажными. Тип ПТС зависит от происхождения машины: автомобили, производимые в России, уже получают только ЭПТС, а импортные пока приходят с бумажными документами.
Для дилерских центров ЭПТС — полезное новшество, упрощающее жизнь: не нужно обеспечивать сохранность бумажных ПТС, исключается возможность рукописных либо печатных ошибок при внесении записей в ПТС. Теперь у автосалонов нет требования вносить данные о новом собственнике.
В то же время в условиях повышенного спроса в конце 2020 года переход на ЭПТС и мешал: необходимостью для клиента иметь активный аккаунт на портале Госуслуг, который был не у всех.
Глобально переход на ЭПТС способствует чистоте рынка: при дальнейшей продаже автомобиль с электронным паспортом будет иметь прозрачную историю.
Технический регламент Таможенного союза: запрет и усложнение ввоза праворульной техники отложили
С 1 июля 2020 года мог вступить в силу ГОСТ 33670-2015 технического регламента Таможенного союза.
Документ запретил бы ввоз праворульных самосвалов, строительной спецтехники, микро- и просто автобусов, а также грузовиков-манипуляторов. Легковые машины с правым рулем ввозить не запрещали, но их постановка на учет обернулась бы дополнительными сложностями.
Мера 2020 года не стала сюрпризом. Вопрос обсуждался еще в 2019 году, и Дром писал об этом. Но тогда Евразийская экономическая комиссия отодвинула введение ГОСТа 33670-2015 на 1 июля 2020 года из-за неготовности инфраструктуры. Планировалось, что ровно год потратят на подготовку испытательной базы в странах ЕАЭС к проведению испытаний единично ввозимых в Союз автомобилей.
Для получения ПТС необходимо будет получить технический сертификат на соответствие конструкции транспортного средства требованиям по безопасности. Эти сертификаты могут выдавать специализированные лаборатории, получившие аккредитацию. Но пока таких мало.
Скорее всего, документ вступил бы в силу, если бы не коронавирус, а пока его введение вновь отложили. На этот раз до 1 июля 2021 года.
Новая редакция техрегламента ТР ТС 018/2011: еще не принята, но уже напугала
Серьезный переполох в профессиональном сообществе наделала новая редакция техрегламента. Периодичность прохождения техосмотра могла увеличиться из-за тюнинга, но регистрация изменений должна была стать проще. Обсуждался также запрет использования б/у запчастей при ремонте автомобилей, а профильные эксперты нашли ряд несостыковок. Обо всем этом Дром рассказывал подробно.
В предлагаемой редакции техрегламента расширили само понятие «внесение изменений в конструкцию».
Документ предусматривал возможность установки порогов, спойлеров, сплиттеров, насадок на глушители, решеток радиатора, расширителей колесных арок и других декоративных элементов, но требовал их дополнительной легализации. Кроме внешнего стайлинга в список попали и практичные вещи вроде рейлингов, багажников на крышу, фаркопов. А также офф-роуд оснастка в виде лестниц, воздухозаборников (=шноркель), раций и антенн. Не забыли и об охранных системах.
Правда, позже пресс-служба Минпромторга опровергла необходимость повторного прохождения техосмотра после тюнинга, дополнительно подчеркнув, что проект предусматривает упрощение регистрации изменений в конструкцию (освобождение от проведения ее предварительной технической экспертизы) для типовых, наиболее часто встречающихся изменений. В этот список попали установка сцепного устройства, внесение изменений в конструкцию двигателя, его систем питания, выпуска отработавших газов, систем снижения токсичности.
Пока окончательная версия техрегламента не утверждена, но это обязательно произойдет. Вопрос лишь во времени, а главное — в содержании.
Регулирование движения самокатов и СИМов (средств индивидуальной мобильности)
В 2020 году российские законодатели серьезно заговорили о выделении самокатов и других гаджетов на электротяге в отдельную категорию транспортных средств, а главное — регламентировании передвижения правилами и ответственностью за их нарушение.
Сейчас самокаты ПДД категоризируют в зависимости от их мощности. Электросамокат с двигателем, выдающий мощность в режиме «длительной нагрузки» (формулировка правил) до 250 Вт, считается велосипедом, от 250 Вт до 4 кВт — мопедом, мощнее 4 кВт — мотоциклом. Начиная с мощности 250 Вт для управления мопедом гражданин должен не только иметь права категории М, но и соблюдать ПДД. В противном случае его могут привлечь к ответственности. Это следует из опубликованных в 2020 году разъяснений ГИБДД.
Пока он подразумевает ограничения по месту эксплуатации и минимальному возрасту водителя. Так, детям до семи лет, к примеру, разрешат кататься в сопровождении взрослых по тротуарам и в пешеходных зонах. Лицам старше 14 лет позволено ехать по правому краю проезжей части улиц, где установлено ограничение скорости в 60 км/ч.
Новая редакция КоАП: сохранение скидки, наказание за автохлам, обнуление нарушений, стандартизация штрафов за парковку на газонах
Новую редакцию КоАП обсуждают с начала 2020 года. В феврале сообщалось, что в новом КоАП сохранится 50% скидка за своевременную оплату штрафов. Весной стало известно, что в проект КоАП добавили наказание о брошенных во дворах автомобилях. А осенью в СМИ попали данные о планах уравнять штрафы за парковку на газонах по всей России (сейчас этот вопрос находится в ведении регионов), а также обнулить накопительную систему штрафов, если они оплачиваются вовремя. Проблему парковок на газонах решили перевести с регионального уровня на федеральный, чтобы упростить рассмотрение правонарушений. Для этого в новой редакции КоАП появится статья 16.9 «Нарушение требований в области благоустройства территории»: остановка (стоянка) на зеленых зонах, детских и спортивных площадках и на других территориях, занятых зелеными насаждениями, влечет административный штраф в размере от 1500 до 3000 рублей. Наказывать могут и за мойку автомобиля в неположенных местах, и даже за хранение автохлама во дворах.
Брошенные автомобили — еще одно потенциальное нововведение в КоАП, которое обсуждалось в 2020 году. Предполагается, что автохламом будут считать разукомплектованные автомобили, за это собственников станут наказывать на 1000-3000 рублей. Согласно проекту, за автохлам могут принять машину после пожара или с отсутствующими кузовными деталями. В последнем случае под эту категорию могут попасть автомобили после аварий или ночных грабежей.
Что же касается обнуления нарушений, то речь идет о сбросе накопительной системы при условии, что водитель вовремя оплатил предыдущий штраф. Правда, только в случае, когда нарушение зафиксировали камеры, а не инспектор. На данный момент за часть нарушений, совершенных повторно, санкции становятся строже. Если нововведение вступит в силу, то следующее нарушение не будет считаться повторным, если предыдущий штраф оплачен вовремя.
— Не факт, что новая редакция КоАП РФ будет принята. Предыдущая попытка закончилась ничем. В прошлом созыве Думы наш Комитет по конституционному законодательству и госстроительству под руководством депутата Плигина в течение нескольких лет готовил новую редакцию КоАП, однако в нынешнем созыве, после слияния двух Комитетов в один, который возглавил депутат Крашенинников, законопроект был отклонен, т. е. фактически отправлен в корзину.
Новую редакцию КоАП, подготовленную Правительством РФ, может ожидать такая же судьба: либо документ пойдет в корзину (будет отклонен), либо будет принят Думой в первом чтении. При этом в соответствии с регламентом Думы законопроект в первом чтении принимается в том виде, в котором он внесен, и только ко второму чтению он может быть серьезно дополнен и изменен, т. е. доработан.
Что же касается самой редакции нового КоАП, то в первом опубликованном виде документ был явно сырым и имел ошибки, описки, противоречия, а само содержание во многом предполагало репрессивную направленность. В частности, предлагалось значительно поднять штрафы за нарушение скоростного режима от 20 до 40 км/ч. Хотя на мой официальный запрос в МВД — имеется ли динамика роста числа ДТП из-за превышения скорости на 20-40 км/ч, мне ответили, что такой статистики нет.
Как только я ознакомился с рабочей редакцией КоАП, я сразу отправил срочной фельдсвязью письмо премьеру Мишустину с просьбой провести независимый научный аудит текста. Кроме того, массовое обсуждение и критика поправок вынудили Минюст снять с себя ответственность и объяснить предлагаемые ужесточения инициативой МВД. После того как и Мишустин публично усомнился в адекватности предлагаемых штрафов, МВД было вынуждено отказаться от их повышения.
В итоге в настоящее время законопроект еще не внесен, но текст претерпел серьезную доработку и от повышения штрафов решено отказаться.
Интересно также то, что моя 50% скидка, против которой в свое время категорически выступал Минфин, а Правительство РФ прислало отрицательный отзыв на мои поправки, в этой редакции Правительство распространило на ВСЕ главы КоАП РФ, на всех физических и юридических лиц.
Но даже если эта новая редакция будет внесена и поддержана нашим профильным Комитетом, максимум, на что можно рассчитывать — это на принятие в первом чтении. Большую и долгую работу по подготовке законопроекта ко второму чтению, а это 600 страниц текста, будут делать уже депутаты следующего, восьмого созыва.
Урезали расходы на ремонт федеральных трасс
В России есть национальный проект — «Безопасные и качественные автодороги» (БКАД). В 2019 году его целевым показателем был ремонт 50% дорог в регионах и 85% — в крупных городах. Но из-за пандемии и сильного перераспределения бюджетных средств в 2020 году расходы на ремонт и содержание автодорог решено урезать.
Согласно проекту федерального бюджета на 2021-2023 годы, нормативы по содержанию федеральных автодорог соблюдаться не будут. Также сократят военные и незащищенные федеральные расходы. В 2021 году планируется сократить расходы на БКАД на 5,9%.
Подписан проект реформы техосмотра: обязательна фотофиксация и диагностическая карта с ЭЦП
Реформа техосмотра назревала давно. Госдума приняла поправки еще в мае 2019-го, а их обязательное исполнение было намечено на 7 июня 2020-го, но из-за пандемии коронавируса и непростой экономической ситуации запуск перенесли на 1 марта 2021 года. Теперь уже точно — премьер Мишустин подписал документ.
Основные нововведения — фотофиксация автомобиля в момент прохождения ТО и выдача диагностической карты в электронном виде с электронной цифровой подписью. Эти меры призваны повысить реальность прохождения техосмотра. Пока же (по разным оценкам) от 40% до 80% автомобилей вообще не проходят техосмотр, а их владельцы просто покупают диагностические карты.
Оформление ДТП перенесли в онлайн для всей России
С 1 ноября 2020 года ДТП можно оформить онлайн. По сути, это реформа давно известной системы «Европротокол», поэтому максимальный для европротокола лимит ущерба в 400 тысяч рублей здесь также сохраняется, как и другие требования. Для онлайн-оформления аварии дополнительно нужно, чтобы в ДТП участвовали не более двух машин, не было погибших и пострадавших, а участники единогласно определили виновника. Но онлайн-оформление предполагает еще и обязательное наличие работающих аккаунтов на Госуслугах у обоих водителей и приложения «Помощник ОСАГО» — хотя бы у одного из участников.
Чтобы оформить аварию, водителям нужно сфотографировать повреждения автомобилей, заполнить поля в электронном извещении и приложить схему ДТП. Ее необходимо нарисовать от руки на бумаге и сфотографировать при помощи приложения. На экране появится QR-код. Второй водитель, считав код телефона, перейдет на портал госуслуг. Извещение можно принять или отклонить. Исправления вносятся только один раз. После этого на мобильный телефон поступит уведомление. Затем можно разъезжаться.
МФЦ начали ставить автомобили на учет, но есть ограничения
С 29 августа 2020 года помимо ГИБДД и автосалонов снять и поставить автомобиль на учет стало возможно в некоторых МФЦ. Услугу способны оказать только три центра в Москве и один — в Воронежской области.
Полномочия регистрации автомобилей передали МФЦ для снижения очередей. Однако сотрудники центров в вопросе регистрации автомобилей занимаются только приемом и выдачей документов и государственных регистрационных знаков. Осмотр автомобиля, оформление регистрационных документов, присвоение номеров так и остались в ведении ГИБДД.
Установка зимних шин обязательна, но штрафов нет
С 1 декабря 2020 года вступила в силу норма Техрегламента о безопасности колесных ТС, запрещающая эксплуатацию легковых автомобилей без зимних шин. Все колеса легкового автомобиля должны быть обуты в зимние шины, а остаточная глубина протектора не должна быть меньше 4 мм. Примечательно, что штрафа за езду на летней резине нет, зато за использование чрезмерно изношенных шин (остаток протектора менее 4 мм), а также за установку на одну ось разных шин может применяться ответственность по ч. 2 ст. 12.5 КоАП «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена» (500 рублей).
— Новые правила регистрации. Для многих стало сюрпризом, что с 2020 года код региона вновь начал соответствовать адресу регистрации владельца. Но долгосрочно это должно вернуть порядок в идентификацию региональной принадлежности автопарка, нарушенный во время прошлой реформы.
Что же касается возможности регистрации автомобиля у дилера, то, по моей информации, в начале года с получением номеров у дилеров возникали проблемы.На данный момент ситуация стабилизировалась и такая возможность стала вполне реальной. Предполагаю, что в дальнейшем мы сможем перейти к упрощенной регистрации ТС через портал Госуслуг. Так что это важное нововведение 2020 года.
ОСАГО. Во время пандемии люди покупали полисы ОСАГО без техосмотра. При этом число аварий не выросло. Я считаю, что процедуру техосмотра нужно интегрировать со станциями технического обслуживания, а существующую сегодня профанацию — упразднить. Предположим, человек приехал на СТО сделать плановое ТО, а вдобавок прошел и техосмотр. Это логично и удобно.
Индивидуализация тарифов по ОСАГО заработала совсем недавно. Поэтому твердые выводы делать пока рано. По моей информации, для большинства владельцев цена полиса стала меньше или не изменилась. И только для такси стоимость полиса стала выше. При этом автомобиль такси один из самых опасных видов транспорта на данный момент. К сожалению, сейчас растет число аварий с такси, поэтому рост стоимости ОСАГО для них кажется справедливым.
Переход на систему электронного ПТС прошел без сучка и задоринки. Я скептически отношусь к электронным формам без бумажного дублирования, потому что база данных может зависнуть или там может быть искажена информация. И будет невозможно доказать какие-то факты о своем автомобиле. Поэтому при тотальном переходе на ЭПТС нельзя исключать проблемы с процессом регистрации автомобилей, как это периодически происходит с базой Росреестра при сделках с недвижимостью.
Вокруг новой редакции КоАП был гигантский скандал, когда озвучили новые штрафы. Но потом предложение откатили назад, спасибо за это Министерству юстиции. В основном нововведения касаются вторичных вопросов. Самое важное, что для автовладельцев сохранились прежние условия по основным вопросам.
Финансирование дорог должно быть постоянным. Есть разные источники финансирования, в дорожный фонд поступают средства от «Платона» и из других источников. Я уже давно говорю, что расходы на дороги должны быть защищенной статьей бюджета. Дорожники не могут работать в условиях, когда им могут расширить либо урезать финансирование. Дорожная отрасль вынуждена жить с планированием на долгую перспективу — на 10-20 лет вперед. Финансирование дорожников и вообще дорожных сфер должно стать стабильным, только потом уже можно говорить про объемы. Пусть будут маленькие деньги, но стабильные, чтобы на них можно было рассчитывать, чем то большие, то маленькие.
Спустя несколько лет львиная доля аварий будет оформляться онлайн через приложение «Помощник ОСАГО». Но приложению предстоит пройти большой путь. Не совсем понятно, что делать, если у одного из участников нет интернета, оформить аварию офлайн не получится. Есть люди, которые не хотят или не умеют пользоваться смартфонами. Я считаю, что следует организовать систему страховых комиссаров, которые платно смогут оформить ДТП.
Постановка автомобилей на учет через МФЦ происходит только при наличии инспектора. Иначе это будет шикарная возможность ставить угнанные машины на учет. Возникает тупик — людей сокращают, а выполнять их функции некому. Полагаю, во многом по этой причине масштабировать регистрацию автомобилей в МФЦ по всей России сейчас затруднительно.
К вышеперечисленным итогам года я бы добавил еще один. Россия стала мировым лидером по числу штрафов для автомобилистов.
https://controlengrussia.com/innovatsii/internet-on-wheels/
https://www.drom.ru/info/misc/81915.html