Шагрень на авто: что это такое, причины возникновения и как устранить

 

 

Что такое Шагрень на авто и как её устранить?

Шагрень на авто: что это такое, причины возникновения и как устранить

Перекраска автомобильного кузова – недешевое удовольствие, связанное с финансовыми и временными затратами. Продуманный подход позволит избежать серьезных проблем и разочарований.Доверять такую работу следует только профессионалам. В противном случае вряд ли удастся избежать нежелательных эффектов. Ошибки может допустить даже опытный специалист, у начинающих мастеров вероятность брака значительно больше.

Одним из самых распространенных изъянов при окрашивании кузова является возникновение так называемой шагрени.

Что такое шагрень на авто

Шагрень – дефект лакокрасочного покрытия. Выражается в неравномерности покрывающего слоя. Визуально напоминает апельсиновую корку. Степень проявления неровностей варьируется от доли миллиметра (относительно мелкие) до сантиметра (крупные). Шагрень присутствует на всех поверхностях, покрытых грунтующими, красящими и полирующими веществами. Будь то стена или автомобильный кузов. Однако при качественно выполненных работах неровности визуально незаметны, поверхность выглядит однородной и гладкой.

Шагрень – распространенный изъян лакокрасочного покрытия

Причины появления

Качественная покраска авто – трудоемкий многоэтапный процесс, требующий определенных знаний и навыков. Также стоит понимать, что шагрень при покраске авто появляется, когда микроскопические капли краски не сливаются в ровный слой, а образуют неровную, как бы шероховатую поверхность.

Проявлению грубых изъянов на окрашенной поверхности кузова способствуют следующие факторы:

Неграмотный подбор компонентов покрытия:

  • применение некачественных материалов (исправить возникший дефект будет практически невозможно);
  • несбалансированная консистенция краски (приведет к потекам, каплям, буграм краски);
  • химический конфликт композиционных составов, применяемых при грунтовании и покраске, сделает покрытие не только неравномерным, но и недолговечным.

Использование неподходящих оборудования и инструментов:

  • несвоевременная промывка или неправильно настроен краскопульт – причина неравномерного распыления;
  • низкое или излишне высокое давление компрессора.

Проведение работ в неподходящих условиях:

  • несоблюдение температурного режима и влажности;
  • загрязненное и запыленное помещение (в идеале покраску надо проводить в специальной камере).

Проявлению грубых изъянов при покраске способствует применение некачественных материалов

Нарушение технологии выполнения покраски:

  • низкое качество подготовки поверхности перед окрашиванием;
  • неточное соблюдение этапов выполнения;
  • несоблюдение сроков высыхания слоев;
  • неправильно выбранная дистанция между пистолетом и обрабатываемой поверхностью;
  • неаккуратные манипуляции руками.

Как устранить данный дефект с автомобиля

Ликвидировать шагрень, возникшую при покраске авто, непросто, поэтому стоит заранее подготовить все для полировки авто. В целом технология напоминает устранение сколов и других дефектов на автомобиле. Однако каждый отдельный случай требует своего подхода.

На практике обычно применяют следующие способы:

Устранение изъянов при помощи полировки:

  • выждать, пока лакокрасочный слой качественно застынет (примерно сутки после покраски);
  • произвести матирование проблемного участка кузова с помощью шлифовальной бумаги (наждачки) с мелкой фракцией для тонкой шлифовки металла (значение зернистости около 1500);
  • технологию матирования с помощью абразивной бумаги можно заменить на замывку верхнего слоя;
  • нанести на поврежденный участок полировальную пасту;
  • отполировать поверхность машиной с мягким войлочным кругом;
  • повторить обработку участка несколько раз;
  • удалить следы пасты;
  • оценить результат.

Непросто ликвидировать шагрень на авто

Устранение «апельсиновой корки» методом локального или частичного перекрашивания (применяется в случаях покраски очень низкого качества, когда полировочные работы неэффективны):

  • замыть на участке с повреждениями слой эмали до грунта, не допуская сохранения остатков краски;
  • определить качество грунта, при необходимости замыв и его до самого металла;
  • произвести обработку металла для предотвращения возникновения дефектов;
  • покрыть участок слоем грунта, замыть его поверхность, добиваясь максимальной гладкости;
  • дождавшись полного затвердения грунта, заново окрасить обрабатываемую поверхность качественной краской нужного цвета;
  • после высыхания эмали тщательно отполировать лакокрасочное покрытие;
  • оценить результат.

В обоих случаях при непрофессиональном подходе есть вероятность получить на месте локальной покраски заметные пятна на фоне старого покрытия. Также ответственнее следует относиться к выбору мастера для выполнения окраски автомобиля.

Как избежать шагрень при покраске авто

Чтобы получить качественное долговечное покрытие автомобиля и избежать появления апельсиновой корки после покраски, необходимы следующие составляющие:

  • качественные материалы;
  • хорошее оборудование и инструменты;
  • подходящее помещение;
  • знание и соблюдение технологии окрашивания.

Необходимы качественные материалы для избежания появления апельсиновой корки

Подготовка к работе

Перед началом работ необходимо:

  1. Тщательно подготовить обрабатываемую поверхность.
  2. Подобрать лакокрасочные материалы и другие компоненты:
  • грунтовку;
  • краску;
  • лак;
  • растворитель.

Желательно, чтобы все компоненты были от одного производителя и входили в одну серию. Несовместимость даже одного слоя с другими приведет не только к шагрени, но и к недолговечности покрытия. Внимания заслуживает правильный выбор красок, особенно эффективно зарекомендовала себя современная технология с использованием порошковых красок.

Найти качественное оборудование и инструменты:

  • краскопульт с хорошим и равномерным распылением, тщательно промытый (настраивать каждый раз перед покраской);
  • компрессор с равномерной подачей воздуха, без посторонних включений (пыли, смазывающих материалов, конденсата);
  • наждачку, полировальную машину.

Перед началом работ необходимо правильно выбрать краски

Создать подходящие условия:

  • обеспечить температуру в помещении около 20-22 градусов (температурный режим влияет на консистенцию краски);
  • исключить пыль;
  • увлажнить воздух.

Технология покрытия

В большинстве случаев шагрень образуется в процессе нанесения материалов на поверхность. Если дефект проявится даже на одном из слоев – пострадает эстетика всего участка. Чтобы получить качественное покрытие необходимо, чтобы даже грунт «лег» хорошо.

Основные этапы работы:

  1. Определить время первичного затвердевания краски (информация должна быть указана на упаковке). Современные материалы часто производят с отвердителем. Если процесс затвердения начнется уже в краскопульте, краска попадет на поверхность недостаточно жидкой, приведя к появлению шагрени.
  2. Смешать компоненты, подобрав правильную консистенцию краски в соотношении с растворителем (рекомендуется индивидуальный подбор, отталкиваясь от указанного на упаковке соотношения).
  3. Нанести полученный состав на поверхность (новичкам желательно потренироваться на других объектах). При работе необходимо учитывать скорость подачи краски краскопультом и расстояние до поверхности кузова. На большой дистанции возрастает вероятность получения шагрени, на маленькой – подтеков. Необходимо подобрать компромиссное решение, сделав пробное окрашивание.

Важно! Смешать состав и нанести его на поверхность необходимо за время, приблизительно равное половине времени застывания.

 

 

Заключение

Шагрень на кузове сильно портит внешний вид автомашины. Ее устранение потребует дополнительных ресурсов и не всегда приведет к желательному результату. Тщательный выбор специалиста или точное соблюдение технологии при самостоятельной покраске способствует сведению рисков к минимуму.

Покраска без шагрени

Круп­ная шаг­рень (эффект апель­си­но­вой кор­ки) может воз­ни­кать из-за недо­ста­точ­но раз­ве­дён­ной крас­ки, круп­ной дюзы крас­ко­пуль­та или быст­ро­го испа­ре­ния рас­тво­ри­те­ля из крас­ки.

Что­бы убрать шаг­рень после покрас­ки, тре­бу­ет­ся так назы­ва­е­мая глу­бо­кая абра­зив­ная поли­ров­ка. Прин­цип таков, что сни­ма­ет­ся тон­кий слой лака шли­фо­валь­ной бума­гой P1500 — P2000 с при­ме­не­ни­ем воды. Если лак хоро­шо про­су­шен, то мож­но при­ме­нить сухое шли­фо­ва­ние с помо­щью экс­цен­три­ко­вой шлиф­ма­шин­ки и соот­вет­ству­ю­щих шли­фо­валь­ных кру­гов.

Боль­ше, всё же, рас­про­стра­нён пер­вый вари­ант. При таком спо­со­бе шли­фо­ва­ния шаг­рень ста­но­вит­ся менее замет­ной. Если про­дол­жить шли­фо­ва­ние лака, то мож­но добить­ся и совсем плос­кой поверх­но­сти, без шаг­ре­ни, но слой лака зна­чи­тель­но утон­чит­ся, а это не очень хоро­шо. Ста­ра­ясь пол­но­стью убрать шаг­рень, Вы рис­ку­е­те про­те­реть лак до крас­ки, что будет невоз­мож­но испра­вить без пере­кра­ши­ва­ния.

Итак, све­же­окра­шен­ная поверх­ность шли­фу­ет­ся. Есть ещё такой момент, что для шли­фо­ва­ния луч­ше исполь­зо­вать твёр­дый плос­кий бру­сок, что­бы шли­фо­валь­ная бума­га не сгла­жи­ва­ла, а «сре­за­ла» вер­хуш­ки шаг­ре­ни. Далее нуж­но чистой водой убрать все остат­ки части­чек лака от шли­фо­ва­ния. Что­бы сгла­дить цара­пи­ны от шли­фо­валь­ной бума­ги P2000 нуж­но при­ме­нить абра­зив­ный круг Abralon 2000, либо круг 3М Trizact 2000 или 3000. Эти абра­зив­ные кру­ги сгла­дят рис­ки и сде­ла­ют поверх­ность рав­но­мер­но мато­вой. Сле­ду­ю­щим эта­пом нуж­но исполь­зо­вать абра­зив­ную поли­ро­валь­ную пас­ту. Мож­но взять пас­ту 3М с зелё­ным кол­пач­ком, кото­рая заме­ня­ет уста­рев­шие пас­ты 3М №1 и №2 (круп­ную и мел­ко­абра­зив­ную). Она име­ет спе­ци­аль­ный состав и струк­ту­ру, спо­соб­ную сгла­дить и прак­ти­че­ски пол­но­стью убрать остав­ши­е­ся рис­ки. В дру­гой ста­тье мож­но подроб­нее про­чи­тать про поли­ров­ку.

Такую пас­ту луч­ше исполь­зо­вать сна­ча­ла с плот­ным кру­гом и сред­ни­ми обо­ро­та­ми, а потом поста­вить круг сред­ней жёст­ко­сти и уве­ли­чить обо­ро­ты. Для авто­мо­би­лей с тём­ным цве­том крас­ки нуж­но допол­ни­тель­но исполь­зо­вать поли­роль, уби­ра­ю­щую кру­го­вые рис­ки (голо­грам­мы). У фир­мы 3М такая поли­роль идёт в бутыл­ке, с синим кол­пач­ком. Поли­ров­ка вос­ста­но­вит гля­нец и оста­нет­ся толь­ко нане­сти защит­ный воск.

Поде­лить­ся “Как убрать шаг­рень после покрас­ки авто?”

Как правильно полировать ЛКП автомобиля после покраски?

В процессе окраски кузова автомобиля всегда возможно проявление непредвиденных моментов — всевозможные подтеки, попадание на жидкий слой ЛКП пыли или насекомых, плевки покрасочного пистолета и др. Поэтому для придания блеска и насыщенности цвета, ЛКП после покраски необходимо отполировать. Данная процедура отличается от обычной полировки автомобиля и является комплексной работой, требующей специального инструмента, высококачественной полировальной пасты и автокосметики. Результатом правильно выполненной полировки поверхности станет ее невероятная гладкость и полное отсутствие различных царапин и неровностей.
Работу следует производить только в специально подготовленном для этого помещении или гараже, где отсутствует вероятность попадания пыли на поверхность ЛКП. Частички песка и пыли, оказавшись под полировочной машинкой во время работы, способны серьезно повредить лаковую поверхность и поцарапать цветную эмаль.
Состояние ЛКП кузова автомобиля зависит от срока эксплуатации автомобиля и воздействия окружающей среды — солнца, дождя, снега, града. Специалисты советуют периодически полировать поверхность кузова автомобиля. Это позволит значительно повысить эксплуатационные характеристики и продлить срок службы декоративного слоя покрытия кузова.

Причины возникновения дефекта и методы ликвидации

  • Принцип высыхания автомобильных эмалей строится, по большей части, на испарении растворителя с поверхности. Скорость высыхания красок зависит от степени летучести растворителя. Но кроме этого на скорость испарения также сильно влияет температура в боксе, общая влажность воздуха и наконец, степень насыщенности атмосферы растворителем.
  • Казалось бы, нет ничего проще, развести краску посильнее, и проблема решена. Но в таком случае чересчур жидкий состав даст потеки на поверхности. А излишне густая краска сразу приведет к шагрени.
    Поэтому, для достижения золотой середины, нужно учитывать еще целый ряд следующих факторов.
    1. На упаковке любой качественной автомобильной эмали всегда есть инструкция, с точным указанием пропорций смешивания. Относиться к этому нужно серьезно, смешивание «на глазок» здесь не пройдет. У каждого профессионала есть отградуированные емкости для точного соблюдения пропорций.
    2. Но правильные пропорции это еще не все. Много зависит от качества самого растворителя, он может испаряться слишком быстро или наоборот медленно. Совет здесь один, следовать рекомендациям производителя, как правило, под каждый вид краски для отделки выпускается свой растворитель.

Важно: данные, которые производитель указывает на упаковке растворителя, верны только для профессиональных боксов с хорошей вентиляцией.
Если вы решили красить в простом гараже своими руками, приготовьтесь к тому, что состав будет сохнуть дольше.

Режимы работы краскопультом.

  1. Бокс для окрашивания автомобиля должен иметь стабильную температуру, профессионалы советуют держаться в пределах 18 — 23º С. При большей или меньшей температуре нужно будет регулировать густоту состава, увеличивая или уменьшая пропорции смешивания. Как вариант, можно поэкспериментировать с расстоянием от краскопульта до поверхности. (См. также статью Пульверизатор для покраски: особенности.)
  2. Много зависит от стабильности давления в системе. Покраска шагренью может получиться, если не отрегулирован компрессор. Спонтанные выхлопы воздуха спровоцируют не равномерное нанесение краски и как следствие, появление дефекта.
  3. Большое значение имеет диаметр сопла краскопульта и расстояние до поверхности. Дело в том, что при большом расстоянии, некоторая часть краски может высыхать еще до соприкосновения с металлом, особенно это актуально при высоких температурах.
  4. Большое значение имеет соотношение температуры автомобильной эмали и температуры металла. Если попытаться наносить холодный состав на теплую поверхность, велика вероятность образования различных дефектов.
  5. Также следует строго следить за временем сушки металла между нанесением слоев, здесь главное не спешить, состав должен надежно схватиться. Начинающие специалисты часто допускают распространенную ошибку, желая побыстрее высушить поверхность, они пользуются направленным потоком воздуха из краскопульта, это почти всегда приводит к образованию шагрени.

Совет: как упоминалось ранее, регулировать можно температурой в помещении, уровнем вентиляции или растворителем.
Так вот, не нужно менять сразу несколько параметров, если вы решили работать с пропорциями разведения, значит, все остальные данные должны быть стабильны.
В противном случае вы не поймете, из-за чего возник дефект.

Бокс для покраски автомобиля.

  • Профессионалы советуют перед началом окрашивания металла, попробовать свои силы на тестовом листе бумаги. Причем состав наноситься в несколько слоев, до образования потеков. Бумагу лучше наклеить на жесткую поверхность.
  • Еще одна очень важная деталь, покраска без шагрени не возможна, если у вас низкокачественный инструмент. Народная мудрость, которая гласит, что скупой платит дважды, здесь верна на все 100%.
  • Цена хорошего краскопульта начинается от 2000 рублей, кроме того, компрессор должен быть как минимум полупрофессиональным. Нагнетатели воздуха, которые хорошо подходят для водоэмульсионной краски, с автомобильными эмалями не справятся. Диаметр сопла пистолета нужно регулировать после каждой покраски, потому как даже самые лучшие краскопульты, в процессе работы слегка расстраиваются.

Удаление эффекта шагрени

  • Даже у высококлассных профессионалов иногда возникает легкая рябь на кузове машины. Совсем не обязательно полностью перекрашивать автомобиль, так как убрать шагрень после покраски можно при помощи поэтапной полировки. Работа эта не сложная, но также требует внимания и аккуратности.
  • Прежде всего, следует приготовить, как минимум, ведро слегка теплой, лучше дистиллированной воды, в ней не должно быть никаких загрязнений или моющих добавок.
  • Наждачная бумага потребуется в широком ассортименте, начиная от Р1200 – Р1500 для первичной обработки, до Р2000 – Р2500 – Р3000, для конечной шлифовки. Кроме того после обработки наждачной бумагой, нужно будет отполировать при помощи полировочных паст. Здесь используются №74 и №75 или можно полировать пастой 3М, причем как чистый абразив, так и под переход. (См.. также статью Грунтовка под шпаклевку своими руками.)

Совет: в качестве основы под наждачную бумагу лучше использовать жесткую резину, но если вам удобно, то можно воспользоваться деревянным бруском.
Бумага перед эксплуатацией замачивается в воде, до тех пор, пока не свернется в трубочку.
Делается это для того, чтобы абразивный слой размок и стал более мягким.

Шлифовальные круги и полировочные пасты.

  • Начинается обработка с матирования поверхности наждачной бумагой Р1500, после чего, плавно делается переход на Р2000. Во время затирания бумагой, нужно постоянно смывать поверхность чистой водой, остатки влаги удаляются при помощи куска жесткой резины.
  • Полировать вручную можно, но это потребует определенной сноровки, так как нажим должен быть равномерным. Если у вас нет должного опыта, то лучше воспользоваться шлифовальной машиной, можно приспособить для такой работы электродрель или болгарку с регулятором скорости вращения, оборудовав их специальными насадками.
  • Как матирование, так и полировку нужно производить равномерно, не задерживаясь на одном месте и с одинаковым усилием прижимая инструмент к поверхности. В противном случае, на металле останутся характерные полосы и перепады, которые будет достаточно проблематично ликвидировать впоследствии.
  • Конкретно для удаления эффекта шагрени современная промышленность выпускает специальные полировочные круги, зернистость у них может быть типа Р2000 и Р3000, но они отличаются от наждачной бумаги тем, что идут на мягкой основе. Работать таким инструментом намного проще и эффективней.
  • После тщательного матирования, устанавливается специальная мягкая насадка для полировки и начинается процесс полировки. Процесс достаточно долгий и можно сказать нудный. Используется, как минимум 3 вида полировочной пасты, от крупного абразива к более тонкому. При каждом переходе на более тонкую пасту, обрабатываемая поверхность должна вымываться.

  • Полировка лакового покрытия и удаление с его поверхности дефекта шагрени несколько проще. Гораздо сложнее, с профессиональной точки зрения, ликвидировать дефекты с окрашенной поверхности до нанесения лака. Дело в том, что матирование и удаление волн с краски, при помощи абразивов с зернистостью Р1500 и Р2000 здесь не приемлемо, так как адгезия с лаковым составом будет очень низкая и при любом, даже легком ударе, лак будет отслаиваться.
  • В таких случаях поступают иначе, зачистка окрашенной поверхности производится наждачной бумагой с зерном Р1200, высококлассные профессионалы, имеющие твердую, набитую руку, пользуются даже Р1000. Но работа выполняется с очень легким нажатием, потому, что эмаль достаточно легко повредить. После такого ошкуривания, поверхность вымывается, сушится и наносится лаковый слой.
  • Но если даже после такой обработки и полировки дефекты не удается удалить, то здесь единственным выходом будет полное снятие лакокрасочного слоя и новая покраска.

На видео в этой статье показан процесс полировки разобранного кузова автомобиля.

Когда шагрень это достоинство

  • Если в автомобильной промышленности данный эффект считается серьезным недостатком, то во многих других направлениях, это уже завидное достоинство. Допустим для покрытия торгового оборудования или сейфов специально выпускается порошковая краска шагрень.
  • Благодаря своему оригинальному внешнему виду и рельефу, такое покрытие часто используется для скрытия мелких, незначительных дефектов, царапин, сварных швов и т.д. Визуально выглядит так, как будто это было преднамеренное дизайнерское решение.
  • Порошковые составы делятся на 3 основных вида, это краски на эпоксидной основе, на полиэфирной основе и смешанные составы, имеющие эпоксидно-полиэфирную основу.
  • Покрытие может быть глянцевым и иметь широчайшую гамму цветов, как например огнезащитные краски по металлу Полистил или матовым одноцветным, как например серебристая электропроводная краска Zinga. Кроме того сама внешняя структура «апельсиновой корки» может быть крупной или мелкой.
  • Порошковые составы вообще и порошковая краска шагрень в частности, являются продуктами новых современных технологий, поэтому они обладают уникальной устойчивостью к механическому и химическому воздействию, плюс долговечности этих составов можно позавидовать.

  • При подборе состава, следует отталкиваться от условий эксплуатации данной вещи. Если вам необходимо защитить металлический предмет, находящийся на улице и испытывающий на себе все сюрпризы погоды, то лучше взять полиэфирную краску.
  • Если требуется устойчивость к химически активным веществам, то следует взять состав на эпоксидной основе. Ну а для вещей находящихся в помещении, берется эпоксидно-полиэфирная смесь.
  • Порошковая краска шагрень единственная, с помощью которой можно добиться эксклюзивного визуального эффекта «антик». Суть его заключается в том, что вершины бугорков имеют оттенок, слегка отличающийся от цвета основы. В результате получается очень красивый отлив. Это может быть «серебряное на желтом» или «золотое на сиреневом» и множество других сочетаний.

Ассортимент порошковых красок.

Источник http://mensdrive.ru/pokraska-avtomobilja/shagren-na-avto
Источник http://otdelkagres.ru/pokraska-bez-shagreni/

 

 

Интересные статьи

Leave a Comment