Содержание
Снижение до 5 гривен или новый рост. По какой цене украинцам будут продавать газ с 1 апреля
С ценой на газ для населения — новая интрига. Напомним: газ продается по 6,99 гривен за куб только до конца марта. Что будет с ценником с 1 апреля — вопрос пока открытый.
И по нему уже прорабатываются самые разные варианты.
Сегодня на Кабмине глава Минэнерго Юрий Витренко добился согласования протокольного поручения для Минэкономики. Уже за день, то есть, до 4 марта, министерство должно разработать рекомендации для «Нафтогаза» по допуску к газу внутренней добычи всех газовщиков.
На замечания представителей Минэкономики, что времени им отвели как-то совсем мало, Витренко заметил, что нужно что-то решать прямо сейчас, максимум, до пятницы. Чтобы уже в марте компании смогли покупать газ «Укргаздобычи», а в апреле он попал на розничный рынок, то есть, бытовым потребителям.
Такой разворот в газовом вопросе — весьма неожиданный.
Ведь в теории если все газовщики получат доступ к газу внутренней добычи, то, во-первых, можно будет забыть о формуле «Амстердам плюс», где учитываются котировки на европейских хабах и транспортировка газа в Украину, во-вторых, сам газ должен подешеветь.
«Думаю, спокойно можно будет выйти на цену до 5 тысяч гривен за тысячу кубов (сейчас 6,99 — Ред.) и все при этом заработают», — говорит аналитик Института стратегических исследований Юрий Корольчук.
Впрочем, еще не факт, что все так и будет. С одной стороны, попытка Витренко лишить «Нафтогаз» монополии на рынке газа может оказаться банальным троллингом. Мы уже писали, что Юрий Юрьевич сейчас не в лучших отношениях со своим бывшим шефом, главой НАКа Андреем Коболевым. И непонятно, сможет ли правительство в итоге заставить «Нафтогаз» поделиться газом с конкурентами, учитывая, что НАК на сегодняшний день — государство в государстве.
Если же эта формула не заработает, то с 1 апреля страна должна вернуться к рыночным тарифам на газ. А значит он может вновь значительно подорожать.
«Страна» разбиралась, почем украинцы будут покупать газ с 1 апреля, и может ли он резко подешеветь.
Тарифный разворот
Напомним вкратце как развивалась история с газом для населения. В прошлом году в Украине запустили рынок газа для рядовых потребителей, то есть, можно было выбирать поставщика, в том числе, по ценнику. Но со старта самые дешевые тарифы начал предлагать «Нафтогаз», так как только он имел доступ к газу внутренней добычи (компания «Укргаздобыча» входит в структуру НАКа). Что позволило «Нафтогазу» наращивать базу бытовых клиентов.
Еще тогда газовые компании пытались пробиться к ресурсу «Укргаздобычи», и даже писали письмо на Кабмин с требованием обеспечить им доступ к украинскому газу. Но в итоге ничего так и не добились.
Ситуация на рынке обострилась с началом отопительного сезона, когда цены на газ в Европе резко пошли вверх. По факту уже на январь украинцам предложили газ по 10-11 гривен за куб и дороже, и это без доставки, что спровоцировало тарифные бунты по всей стране. Только после этого Кабмин зафиксировал ценник на уровне 6,99, причем, задним числом, с 1 января 2021 года.
Газ по предельной цене 6,99 гривен за куб будут продавать украинцам до конца марта. Какой ценник предложат уже с 1 апреля — вопрос открытый. По идее, нужно снова возвращаться к рынку газа, по которому Украина взяла обязательства перед МВФ.
Кабмин обязал всех газовщиков сформировать годовые тарифные планы. Это, якобы, должно снизить тарифные риски, ведь потребитель будет сразу знать, сколько ему придется платить в течение года.
3 марта уже под конец Кабмина с неожиданным предложением выступил глава Минэнерго Юрий Витренко. Он предложил лишить «Нафтогаз» монопольного положения, и уже в марте начать продажи ресурса «Укргаздобычи» всем газовым компаниям. А с апреля весь газ внутренней добычи должен пойти на открытый рынок и предлагаться «по условиям, «не хуже, чем «Нафтогазу». Возможно ли это, и как новая схема может повлиять на ценник?
«Звонок» Коболеву
Юрий Витренко открыто обвинил «Нафтогаз» в монополизации газового рынка, причем, за государственный счет.
Ведь хранилища с газом «Укргаздобычи» были переданы НАКу безвозмездно, а «Укргаздобыча» пользуется государственными газовыми скважинами. То есть, особое положение НАКа, по словам Витренко, обсловлено активами, которые ему бесплатно передало государству. И, якобы, из-за такого контроля рынка цена может быть выше той, которая складывалась бы при условии свободной конкуренции.
Интересно, что такие «крамольные» мысли Витренко не озвучивал, когда трудился на руководящей должности в «Нафтогазе». И начал борьбу с «монополистом» только после того, как испортились отношения с главой НАКа Коболевым.
Поэтому, не исключено, что нынешняя борьба за честный рынок — один из эпизодов войны Витренко с Коболевым.
«Можно было сразу предположить, что Витренко, закрепившись в Минэнерго, попытается выбить из-под НАКа «Укргаздобычу». На сегодня последняя — едва ли не единственный ценный актив «Нафтогаза» — забери его, и все посыплется. На одних хранилищах НАК много не заработает», — говорит Корольчук.
Он также отмечает, что на сегодня не до конца понятен механизм — как власти могут заставить НАК пустить газ внутренней добычи в свободную продажу.
«Должно быть, как минимум, постановление Кабмина на этот счет. Да и то не факт, что оно будет выполняться, так как «Нафтогаз» — государство в государстве, никому особо не подчиняется», — говорит Корольчук.
Поэтому не исключено, что громкие заявления Витренко так ни к чему не не приведут.
«Вопрос еще и в том, как будут продавать газ «Укргаздобычи» — на бирже или по двухсторонним договорам. В последнем случае могут быть индивидуальные цены, в зависимости от объемов, условий оплаты и пр. То есть, компания с деньгами сможет выкупить газ и на полгода или даже год вперед, соответственно, получит низкую цену. А те, кто будет покупать мало, — более высокую, То есть, равных условий для всех все равно не будет, но начнется передел рынка уже не только под НАК, но и под несколько крупных компаний, а мелкие поставщики в итоге через пару сезонов все равно уйдут», — пояснил Корольчук. По его словам, как раз сейчас могут начаться «торги» по условиям, так как уже с мая компании начинают закачивать газ в хранилища на следующий отопительный сезон.
Сколько будет стоить газ с 1 апреля
Главный вопрос — как изменится цена на газ для населения уже с 1 апреля.
Тут возможно несколько вариантов.
Первый: если идеи Витренко так ничем и не закончатся, и будет реализовываться схема, озвученная Кабмином — газовщики предложат годовые тарифы и украинцы смогут выбирать приемлемую для них фиксированную цену.
При нынешней расстановке сил на рынке, все козыри в руках «Нафтогаза».
«Предложение правительства перейти на годовые газовые контракты — это прямой лоббизм интересов «Нафтогаза». Ведь НАК остается монополистом и контролирует «Укргаздобычу», добывающую 75% газа в Украине. Другие компании не смогут конкурировать с НАКом, который «сидит» на государственных средствах и государственном газе», — считает Корольчук.
«Ассоциация поддерживает введение годового контракта, но лишь после того, как правительство возложит обязательства на «Укргзадобычу» или НАК зеркально предложить подобные годовые контракты поставщикам. Причем, всем на равных условиях. Источник стабильно дешевого ресурса на данный момент есть только у «Нафтогаза» в виде газа государственной добычи («Укргаздобыча» плюс «Черноморнефтегаз»). Поэтому только «Нафтогаз» имеет возможность рассчитать годовой контракт. С таким преимуществом НАК является угрозой для рыночной модели развития газоснабжающей отрасли», — считает первый заместитель главы правления Ассоциации поставщиков энергоресурсов Евгений Нацвин-Степанов.
Какими будут годовые ценники, пока сказать сложно. Они начнут работать с мая (на этот счет уже есть проект распоряжения НКРЭ), поэтому более точно с тарифом можно будет определиться лишь к середине апреля. Но вряд ли он будет очень низким, ведь на этот год прогнозируется подорожание всех энергоресурсов. В том числе, газа. Что наверняка учтут газовщики в своих годовых программах. То есть, ценник может быть в районе 8-10 гривен за куб без доставки.
До мая, скорее всего, будут действовать некие «переходные ценники». А так как газ в Европе подешевел (после окончания холодов они обвалились на 40% и на начало марта составляли меньше 200 долларов за тысячу кубов), не исключено, что до и в Украине «льготный» ценник в 6,99 с 1 апреля повышать не будут.
Второй вариант: «Нафтогаз» «дожмут» и газ украинской добычи будет продаваться всем газовым компаниям.
«Мы очень рассчитываем, что заявления и.о министра о том, что «Нафтогаз» обяжут продавать газ «Укргаздобычи» всем поставщикам и производителям тепла по фиксированной цене, будут реализованы. Ассоциация не раз заявляла, что украинский газ необходимо продавать максимально прозрачно, и цена должна быть одинаковой для всех поставщиков. Прозрачная продажа ресурса позволит создать внутренний ценовой индикатив, который заменит импортный паритет. Формулы типа «хаб плюс» или «хаб минус» не являются эффективными, нам нужно формировать свой индикатор. Продажа всего государственного ресурса на бирже однозначно позитивно повлияет на уровень цены, но насколько сказать сложно», — сказал нам первый заместитель главы правления Ассоциации поставщиков энергоресурсов Евгений Нацвин-Степанов.
Как известно, газ украинской добычи дешевый — уже с налогами и маржей «Укргаздобычи» — порядка 3-3,5 тысяч гривен за тысячу кубов. То есть, можно выйти на цену до 5 гривен за куб, и при этом все неплохо заработают, — говорит Корольчук.
Если же ограничить рентабельность «Укргаздобычи» предложенными 30%, то цена для населения вообще будет 3 гривны за куб (без доставки).
Правда для этого нужно отменить так называемую «формулу импортного паритета», по которой цена на внутреннем рынке должна быть примерно такой же, как в Европе.
«Подписывая соглашение об Ассоциации с ЕС, Украина обязалась придерживаться правила импортного паритета при ценообразовании. Поэтому тот же НАК, фактически монопольно распоряжаясь газом внутренней добычи, не снижал ценник для потребителей, как, собственно, не делали этого частные добытчики, которые у нас тоже есть. Так что ничего не поменяется даже если к украинскому газу допустят всех — просто газовщики будут зарабатывать больше», — говорит глава Жилищного союза Украины Александр Скубченко.
Руководитель специальных проектов НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев отметил, что в ценообразовании вполне реально учесть дешевый газ внутренней добычи, но нужно изменить методику, для чего вполне достаточно постановления Кабмина.
Какими будут цены на газ для авто в Украине
В Украине бензин начал внезапно дорожать и, по прогнозам, его стоимость будет расти и дальше. Но какими будут цены на газ для авто в Украине?
В Научно-техническом центре «Психея» считают, что в октябре-ноябре цены на газ для авто вновь изменятся.
Но в отличие от прошлой волны изменения стоимости газа, на сей раз автомобилистов ждет удешевление сжиженного газа. По прогнозам экспертов, уже скоро цена на газ может снизиться до 10,3 гривен в лучшем случае или, как минимум, до 10,7 грн/л.
По мнению замдиректора НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, есть все предпосылки для падения цен на сжиженный газ. Причем есть вероятность, что стоимость газа снизится и до 9 гривен, но это при оптимистичном развитии ситуации на рынке.
В консалтинговой группе «А-95» также прогнозируют падение цен на газ для авто. Солидарен с этим мнением и Леонид Косянчук, президент Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов. По мнению Косянчука, в ближайший месяц стоимость газа откатится на 1-1,2 гривны.
Все по теме:
Новости категории
- Могут взорваться в любой момент: в авто популярного производителя нашли серьезную проблему
- На улицах Киева заметили «нереальный» полицейский Porsche (фото)
- Украина готовит неприятный сюрприз для водителей авто с приднестровскими номерами
Новости категории
- К зомби-апокалипсису готов: в США умельцы собрали необычный автомобиль для суровой зимы (видео)
- Проверьте «ноздри»: известный гонщик напомнил о важном правиле зимней езды
- «Илон Маск заплакал бы от увиденного»: на украинской заправке заметили Tesla с газовым баллоном (фото)
Новости сегодня
- Главная
- Наука
- Технологии
- Путешествия
- Экология
- Фотогалереи
- Видео
- Гороскоп
- Украина
- Политика
- Общество
- В регионах
- Бизнес
- Экономика
- Финансы
- Недвижимость
- Компании
- Автомобиль
- Курс валют
- Мир
- Европа
- США
- Россия и СНГ
- Ближний Восток
- Азия
- Другие
- Спорт
- Футбол
- Баскетбол
- Бокс
- Теннис
- Автоспорт
- Другие виды
- Культура
- Кино
- Музыка
- Литература
- Искусство
- Жизнь
- Журнал
- Женщины
- Мужчины
- Здоровье
- Мама и ребенок
- Дом и сад
- Мода
Все материалы Телеграф, опубликованные на этом сайте с ссылкой на агентство «Интерфакс-Украина», не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, не иначе как с письменного разрешения агентства. Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство «УНИАН», «Укринформ», «УНН», «Украинские новости», «ИТАР-ТАСС», «Украинская Фото Группа» и «Reuters» в каком-либо виде строго запрещена.
Топливная экспертиза: на каких АГЗС качественней автогаз
Mind проверил в лаборатории образцы газа с 11 заправочных станций, среди которых Shell, WOG, OKKO, БРСМ, KLO и другие
Рост цен на бензин и солярку превратил автогаз в популярный вид топлива – каждый третий литр топлива, проданный на АЗС, приходится на LPG (Liquefied petroleum gas – сжиженный углеводородный газ). Как минимум последние 10 лет он стоит вдвое дешевле литра А-95, а последний год – почти втрое – около 11 грн/л. При такой стоимости автогаза у активного водителя установка газобаллонного оборудования (ГБО) окупается менее чем за год.
По данным главного сервисного центра МВД Украины, пять лет назад в связи с установкой ГБО было переоформлено 44 700 автомобилей, в 2016 и 2017 годах – соответственно 105 300 и 134 200.
Сейчас в общем автопарке Украины как минимум у четверти машин есть ГБО.
Растет и количество нелегальных заправок, цены на которых заметно ниже, чем даже у дискаунтеров вроде «Авиас» и Sun Oil. По данным онлайн-ресурса perevirazs, который собирает данные об АЗС, работающих с нарушением законодательства, по состоянию на 1 сентября в Украине зафиксировано 767 таких «бочек», в октябре – уже 817.
Считается, что именно на таких заправках продают «бодягу», а качественное топливо – прерогатива АЗС из высшего ценового диапазона.
Так ли это, разбирался Mind вместе с представителями общественной организации «Институт потребительских экспертиз», которая с 2003 года занимается топливной экспертизой.
Пробы топлива взяли на безымянной заправке, расположенной в центре Киева и еще десяти АГЗС, принадлежащих крупнейшим сетям всех ценовых диапазонов: «Авиас», БРСМ, Avantage7, Glusco, KLO, Marshal, OKKO, Sun Oil, Shell и WOG.
Напомним, несколько ранее мы публиковали результаты проверок качества бензина марки А-95 и дизельного топлива.
АГЗС, на которых брали образцы автогаза
Сеть АГЗС | Адрес заправочного комплекса | Цена ПБА, 1 л |
NoName АГЗС | Киев, пр-т Тычины, 22 Б | 11,00 грн |
«Авиас» | 10-й км трассы Киев – Одесса | 11,10 грн |
Marshal | Киев, ул. Ольжича, 53 | 11,40 грн |
БРСМ | Киев, пр-т Маяковского, 54 | 11,50 грн |
SunОil | Кагарлык, ул. Каштановая, 52 А | 11,60 грн |
KLO | Бровари, ул. Киевская, 2 А | 11,79 грн |
Shell | Подгорцы, Межигорская,1 | 11,80 грн |
Glusco | Киев, Днепровская набережная, 13 | 10,95 грн |
Avantage7 | Киев, Большая Кольцевая, 98 А | 10,96 грн |
WOG | Киев, Днепровская набережная, 17 Е | 11,98 грн |
OKKO | Киев, Харьковское шоссе, 203 | 11,98 грн |
Исследованием образцов занималась сертифицированная лаборатория компании «Инспекторат Украина». Для контроля качества выбрали два самых востребованных у автовладельцев параметра: точность отпуска и состав.
Качество на вес
Пробы автогаза отбирали в специальный протоотборник, после чего емкость взвешивали в лаборатории. В нормативные 99% уложились лишь образцы с БРСМ и КLО. Самыми жадными оказались – NoName-заправка и сетевые Marshal и Avantage7. Они сэкономили в свою пользу 10–15% топлива.
Точность налива, %
Shell | WOG | OKKO | БРСМ | KLO | Sun Oil | Avantage7 | Glusco | Marshal | «Авіас» | NoName АГЗС |
97,9 | 98,5 | 98,0 | 99,1 | 99,0 | 98,0 | 90,8 | 97,4 | 96,5 | 95,8 | 85,5 |
Ничего лишнего
Второй тест – на соответствие проб автомобильной и технической маркам.
До февраля 2018 года соответствие этим стандартам регламентировал ГОСТ 27587-87 («Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта»). Главный недостаток этого норматива в том, что он уравнивал две марки – пропан-бутан автомобильный (ПБА) и смесь пропан-бутана техническую (СПБТ). Но если ПБА – это очищенный газ, адаптированный под использование в автомобилях, то СПБТ – более «грязный», предназначенный для бытовых нужд (например, отопления).
Однако ГОСТ допускал использование на заправках обоих вариантов.
С 1 февраля 2018 года соответствие автомобильной и технической маркам определяет ДСТУ EN 589:2017 («Топлива автомобильные. Газ нефтяной сжиженный»), который оговаривает все небезопасные для двигателей внутреннего сгорания величины массовой доли серы, непредельных углеводородов и др.
Еще один важный показатель качества автогаза – соответствие сезонности. Зимой и летом соотношение главных ингредиентов – пропана и бутана – должно меняться. Летом это приблизительно 40:60 (пропана к бутану), зимой наоборот – 60:40. Изменение соотношения в соответствии с сезоном необходимо для лучшей работы автомобиля. В зимний период эксплуатации пропана в газе должно быть больше, чем бутана – это улучшает запуск и работу двигателя.
Самые щедрые на пропан пробы оказались у БРСМ и KLO , а антирекорд – у NoName заправки. Ненамного лучше ситуация с образцом у официального трейдера Avantage7.
Сумма пропана и пропилена, %
Shell | WOG | OKKO | БРСМ | KLO | Sun Oil | Avantage7 | Glusco | Marshal | «Авіас» | NoName АГЗС |
58,3 | 61,8 | 59,8 | 62,20 | 61,9 | 59,8 | 36,6 | 55,7 | 57,8 | 56,9 | 31,84 |
Сумма бутанов и бутиленов, %
Shell | WOG | OKKO | БРСМ | KLO | Sun Oil | Avantage7 | Glusco | Marshal | «Авіас» | NoName АГЗС |
39,6 | 37,6 | 38,9 | 36,5 | 36,0 | 38,9 | 61,7 | 42,6 | 42,5 | 43,0 | 65,7 |
Действующий с 1 февраля 2018 года ДСТУ EN 589:2017 не допускает наличия в ПБА так называемой свободной воды – при нулевой температуре в нем не должно быть жидкого остатка. Накопление жидкости в баках ведет к засорению фильтров, сбою калибровок и неисправностям топливной аппаратуры.
В пробе из «бочки» оказалось больше 1,6% жидкого остатка, а значит, полученный образец нельзя отнести даже к бытовому, техническому газу, для которого стандарты допускают наличие жидкого остатка в пределах 1,6%.
Помимо образца из «бочки» с этим тестом не правилась и проба с Avantage7.
Объемная часть жидкого остатка
Shell | WOG | OKKO | БРСМ | KLO | Sun Oil | Avantage7 | Glusco | Marshal | «Авіас» | NoName АГЗС |
Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет | Есть | Нет | Нет | Нет | Есть |
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы приглашаем вас стать частью Mind Club. Для этого необходимо оформить подписку за $7 в месяц.
Нам очень важна ваша поддержка!
Почему мы вводим платную подписку?
Настоящая качественная и независимая журналистика требует много времени, усилий и затрат, это действительно не дешево. Но мы верим в перспективы деловой журналистики в Украине, потому что верим в перспективу Украины.
Именно поэтому мы создаем возможность платной ежемесячной подписки – Mind Club.
Если вы читаете нас, если вам нравится и вы цените то, что мы делаем, – предлагаем вам вступить в сообщество Mind.
Мы планируем развивать Mind Club: объем материалов и доступных сервисов и проектов. Уже сегодня, все члены клуба:
- Помогают создавать и развивать качественную независимую деловую журналистику. Мы сможем и в дальнейшем развиваться и повышать качество наших материалов.
- Получают свободный от баннерной рекламы сайт.
- Получают доступ к «закрытым» материалам Mind (к ежемесячному выпуску, в котором мы исследуем и анализируем, как работают целые отрасли, к еженедельным аналитическим итогам).
- Свободный доступ к ивентам Mind для подписчиков и специальные условия на другие события Mind.
- Smart Power. Владельцы бизнеса, которые станут подписчиками Mind, получат доступ к агрегатору системных нарушений от аналитиков Mind и партнеров «Cкажи.uа». Если у вашего бизнеса возникли проблемы с непорядочными чиновниками или конкурентами – мы проанализируем, является ли их поведение системным, и вместе сможем решить эту проблему.
- Мы и в дальнейшем будем развивать Mind и добавлять полезные журналистские рубрики и сервисы для вашего бизнеса.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости. Поддержите нас всего за 196 грн в месяц.
https://strana.ua/articles/analysis/320855-skolko-ukraintsy-budut-platit-za-haz-s-1-aprelja.html
https://telegraf.com.ua/auto/2911855-kakimi-budut-tsenyi-na-gaz-dlya-avto-v-ukraine.html
https://mind.ua/ru/publications/20204411-toplivnaya-ekspertiza-na-kakih-agzs-kachestvennej-avtogaz