Световая сигнализация автомобиля | Автомобильный справочник

Содержание

Автомобильный справочник

для настоящих любителей техники

Световая сигнализация автомобиля

Световая сигнализация автомобиля

Световая сигнализация автомобиля призвана облегчить распознавание автомобиля и предупредить других участников дорожного движения. Для световой сигнализации предписываются еди­ные, строго определенные цвета — красный, желтый или белый. Вот о том, что представляет собой световая сигнализация автомобиля, мы и поговорим в этой статье.

Белый, желтый и красный цвета используются для обозначения положе­ний автомобиля соответственно спереди, по бокам и сзади. Стоп-сигналы и задние проти­вотуманные фонари также красные. Желтые лампы используются в большинстве случаев для указателей поворотов. Лишь в США задние указатели поворотов могут быть красными.

По продольной оси сила света (минимальная и максимальная) для всех фонарей должна оста­ваться в пределах заданного диапазона в целях гарантированного распознавания автосигнала, однако без какого-либо раздражающего ослепле­ния для других участников дорожного движения.

Указатели поворотов и система аварийной сигнализации

Правила ЕСЕ R48 и 76/756/ЕЕС определяют группу 1 (передние), группу 2 (задние) и группу 5 (боковые) указателей поворотов у автомоби­лей с тремя и более колесами. Фонари указате­лей поворота группы 2 являются достаточными для установки на мотоциклы и мопеды.

Позиционирование передних указателей поворотов

Контроль за работой указателей поворотов осуществляется электрическим способом. Требуется установка индикатора внутри авто­мобиля. Лампа индикатора указателя поворота приборного щитка может быть любого цвета.

Частота мигания равна 90±30 циклам в ми­нуту с периодом относительного освещения 30-80%. После включения сигнала излучение света должно происходить не позже, чем через 1,5 с. Все лампы указателей поворота с одной стороны автомобиля должны мигать синхронно. При выходе из строя одной лампы остальные лампы должны продолжать работать.

В режиме аварийной сигнализации все лампы указателей поворота должны мигать синхронно; они должны работать и при оста­новке автомобиля. Обязательно использова­ние светового индикатора работы системы.

Передних, боковых и задних ламп указателей поворота должно быть по две (цвет: желтый). В США для задних и боковых указателей пово­рота разрешается установка ламп красного или желтого цвета (SAE J588, ноябрь 1984).

Требования к конструкции световой сигнализации

Требования к конструкции световой сигнализации в Европе изло­жены в Правилах ЕСЕ R6, R7, R23, R38 и R87, а требования к установке — в Правилах ЕСЕ R48 (рис. «Расположение передних указателей поворотов«, «Расположение задних указателей поворотов» и «Расположение боковых указателей поворотов«).

Расположение задних указателей поворотов Расположение боковых указателей поворотов

В США количество, расположение и цвет сигнальных ламп регламентируются предпи­санием FMVSS 108. Требования к конструк­ции и параметрам освещения определены в соответствующих стандартах SAE.

Аварийная сигнализация и указатели пово­ротов у автомобилей без прицепа

Электронная система мигающей аварийной сигнализации и указателей поворотов содер­жит импульсный генератор для включения ламп через реле и контрольную схему для из­менения частоты мигания в случае выхода из строя любой лампы. С помощью рычажного переключателя осуществляется управление работой указателей поворотов, в то время как включение системы аварийной сигнализации производится отдельным выключателем.

Аварийная сигнализация и указатели пово­ротов у автомобилей с прицепом

Этот тип аварийной сигнализации и указате­лей поворотов отличается от используемого в автомобилях без прицепа способом управле­ния работой указателей поворотов во время мигания для указания смены направления.

Односхемный блок контроля

Тягач и прицеп оборудуются общим односхем­ным блоком контроля, служащим для включе­ния двух индикаторных ламп с определенной частотой мигания. Этот тип контрольного блока не может применяться для локализации выхода из строя любого фонаря. Частота ми­гания фонарей при этом остается постоянной.

Двухсхемный блок контроля

Тягач и прицеп оборудуются раздельными блоками контроля. Неисправность сигнализи­руется индикаторной лампой. Частота мигания фонарей при этом остается постоянной.

Задние и габаритные фонари

Согласно ЕСЕ R48 и 76/756/ЕЕС, на автомо­билях с прицепом шириной более 1600 мм должны быть установлены габаритные фо­нари, обращенные вперед, а задние являются обязательным оборудованием для автомо­билей любой ширины Автомобили шириной более 2100 мм (например, грузовые автомо­били) также должны оснащаться передними и задними габаритными фонарями.

В технических нормах оговорена установка двух фонарей белого света. В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J222, декабрь 1970.

Обязательным техническим оборудованием являются два задних фонаря красного цвета. Когда используется совмещенная конструкция с сигналом торможения и задним габаритным фонарем, то отношение силы света для вы­полнения отдельных функций должно быть по крайней мере 5:1. Задние фонари должны работать вместе с габаритными.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J585e, сентябрь 77.

Габаритные фонари

У автомобилей шириной более 2100 мм должно быть два белых габаритных фонаря, обращенных вперед и два красных габарит­ных фонаря, обращенных назад. Они должны располагаться как можно дальше наружу и как можно выше.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J592e.

Боковые габаритные фонари

Согласно ЕСЕ R48, автомобили длиной более 6 м должны иметь желтые боковые габарит­ные фонари (SML), кроме автомобилей без кузова (только с шасси и кабиной).

Боковые габаритные фонари SM1 могут ис­пользоваться на автомобилях всех категорий. Боковые габаритные огни SM2 могут исполь­зоваться только на легковых автомобилях.

Вам будет интересно  Подсветка дверей авто с логотипом - как сделать своими руками? Видео; АвтоНоватор

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J592e.

Задние отражатели

Согласно ЕСЕ R48, на автомобилях должно быть два красных не треугольных задних от­ражателя (один на мопедах и мотоциклах).

Разрешаются дополнительные отражатель­ные элементы (красная отражающая лента), если они не ухудшают работу стандартно требуе­мого осветительно-сигнального оборудования.

На прицепах и на автомобилях, где все обращенные вперед лампы с отражателями скрыты (т.е. убираются), должно быть уста­новлено два бесцветных не треугольных пе­редних отражателя. Они разрешены и на всех других типах автомобилей.

На всех автомобилях длиной более 6 м и на всех прицепах должны быть желтые не­ треугольные боковые отражатели. Они могут устанавливаться и на автомобилях длиной менее 6 м.

На всех прицепах должно быть два крас­ных треугольных задних отражателя. Нанесе­ние их на автомобили запрещено.

Внутри треугольников не должно быть ламп.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J594f.

Стояночные фонари

Согласно ЕСЕ R48, транспортное средство может оснащаться или двумя стояночными фонарями спереди и двумя сзади, или одним стояночным фонарем с каждой стороны. Предписанные цвета — белый для обращен­ных вперед, красный для обращенных назад. Желтый цвет может быть использован для заднего стояночного фонаря, если он ис­пользуется как единый прибор совместно с указателем поворота.

Стояночные фонари предназначены для функционирования даже тогда, когда другие автомобильные приборы освещения не вклю­чены. Функции стояночных фонарей обычно принимает на себя задний и передний габа­ритные фонари.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J222, декабрь 1970.

Лампы освещения номерного знака

Согласно ЕСЕ R48, задний номерной знак должен быть освещен так, чтобы быть читае­мым ночью на расстоянии 25 м.

По всей поверхности номерного знака яркость должна составлять не менее 2,5 кд/м 2 . Не должен превышаться разброс яркости 2хВmin/см между любыми контрольными точками на поверхности номерного знака. Вmin определяется как минимальная яркость, измеренная в контрольной точке.

В США действуют правила, изложенные в стандарте SAE J587, октябрь 1981.

Как альтернатива лампе подсветки номер­ного знака в будущем могут быть разрешены самосветящиеся номерные знаки.

Стоп-сигналы

Согласно ЕСЕ R48, все автомобили должны быть оснащены двумя стоп-сигналами типа S1 или S2 и одним стоп-сигналом типа S3, во всех случаях красного цвета (рис. «Расположение стоп-сигналов«).

Когда используется совмещенная кон­струкция с сигналом торможения и задним габаритным фонарем, то отношение силы света для выполнения отдельных функций должно быть по крайней мере 5:1.

Расположение стоп-сигналов

Стоп-сигнал категории S3 (высокорас­положенный центральный стоп-сигнал) не должен комбинировать в одном блоке с дру­гими лампами.

В США действуют правила, изложенные в стандартах SAE J586, февраль 1984 и SAE J186а, сентябрь 1977.

Задние противотуманные фонари

Для стран ЕС/ЕЭК Правила ЕСЕ R48 пред­писывают один или два красных задних противотуманных фонаря у всех новых авто­мобилей. Расстояние между задним противо­туманным фонарем и стоп-сигналом должно быть не менее 100 мм (рис. «Расположение задних противотуманных фонарей«).

Расположение задних противотуманных фонарей

Видимая освещенная зона вдоль эта­лонной оси не должна превышать 140 см 2 . Электрическое питание должно обеспечивать работу противотуманного фонаря вместе с фарами ближнего, дальнего света и перед­ними противотуманными фарами. Также возможно в конструкции предусматривать независимое отключение противотуманного фонаря от передних противотуманных фар.

Задние противотуманные фонари можно использовать только при снижении видимо­сти из-за тумана до Эта статья размещена в главе Автомобильные кузова и называется Световая сигнализация автомобиля. Добавьте в закладки ссылку.

Диагностирование и ТО приборов освещения и сигнализации

1. Неисправности приборов освещения и сигнализации

Наиболее часто встречаются следующие неисправности приборов освещения и сигнализации.

Система освещения и световой сигнализации не работает. Основные причины:

  • обрыв в общей цепи (от амперметра до центрального переключателя);
  • нарушение контакта в переключателе.

Не горят отдельные лампы фар и фонарей. Основные причины:

  • перегорание предохранителя;
  • перегорание или обрыв нити накала лампы;
  • нарушение контакта в соединительных колодках;
  • нарушение контакта в патроне лампы;
  • ненадежное крепление наконечников проводов на выводах;
  • неисправность (окисление контактов, разрегулировка реле) вспомогательного реле включения (если оно имеется);
  • выход из строя выключателя или переключателя.

Частое перегорание нитей ламп накаливания. Основные причины:

  • повышенное напряжение генераторной установки;
  • обрыв жилы провода и периодический контакт оборванных концов вследствие вибрации;
  • плохой контакт провода в местах соединений;
  • периодическое замыкание на «массу» в цепи электроснабжения световых приборов.

Не переключается ближний и дальний свет фар головного освещения. Основные причины:

  • перегорела лампочка;
  • неисправен переключатель ближнего и дальнего света фар головного освещения.

Не фиксируются рычаги переключателей указателей поворота и света фар. Основные причины:

  • разрушение гнезд фиксаторов рычага;
  • выскакивание шарика фиксатора.

Указатели поворота не выключаются автоматически после завершения маневрирования. Основная причина:

  • сильный износ или разрушение механизма, обеспечивающего возвращение рычага переключателя указателей поворота в нейтральное положение.

Рычаги переключателей указателей поворота и света фар не перемещаются. Основная причина:

  • заедание шариков фиксаторов рычага, сектора возврата рычага переключателя.

Фары плохо освещают дорогу. Основные причины:

  • нарушение регулировки фар;
  • повреждение или потускнение отражателя;
  • загрязнение рассеивателя;
  • затемнение колбы лампы накаливания.

При длительной эксплуатации изменяются оптические свойства рассеивателей, которые подвергаются воздействию твердых частиц и солнечных лучей. Относительно мягкие рассеиватели из пластмассы покрываются микровпадинами и сетью царапин, красители выцветают, у рассеивателя изменяется цвет и увеличивается коэффициент пропускания. Рассеиватель может потерять форму при перегреве, если лампа большой мощности (21 Вт) длительное время работает во время стоянки автомобиля. При наличии на цветном рассеивателе сколов или трещин сигнал светового прибора воспринимается двухцветным, белый цвет может подавить основной цвет сигнала, исказить передаваемую информацию и усилить слепящее действие светового прибора. Поврежденные рассеиватели необходимо заменить.

Вам будет интересно  Автомобильное освещение - Automotive lighting

Не допускается самостоятельная замена рассеивателя круглой фары. Рассеиватели круглых фар строго ориентированы относительно посадочного места под лампу, что обеспечивается только в заводских условиях, поэтому заменяют весь оптический элемент. Решение о замене оптического элемента фары принимают по результатам измерения силы света при номинальном напряжении на лампах и правильной их регулировке.

Оптические свойства рабочей поверхности отражателей световых приборов обычно нарушаются из-за коррозии при недостаточной вентиляции. Нельзя протирать рабочую поверхность, потому что это приводит к образованию царапин и искажению структуры светового пучка. Светораспределение прибора изменяется также при нарушении формы отражателя, отслоении алюминиевого покрытия от его рабочей поверхности.

Весьма специфично проявляется нарушение контакта светового прибора с «массой». В двухфарных системах освещения в фаре, у которой отсутствует контакт с корпусом автомобиля, очень слабо светятся обе нити лампы, так как при включении ближнего света нить ближнего света соединяется с корпусом через нити дальнего света ламп обеих фар. При этом горит контрольная лампа дальнего света. С меньшей световой отдачей будут работать в проблесковом режиме оба задних указателя поворота при нарушении контакта с «массой» у заднего группированного светового прибора. При этом могут гореть и лампы других сигнальных фонарей.

Обрыв в цепях электроснабжения источников света вследствие перегорания нитей ламп накаливания или нарушения соединений в сети и коммутационной аппаратуре приводит к внезапным отказам. Эти неисправности могут быть обнаружены внешним осмотром световых приборов. Ухудшение в процессе эксплуатации светотехнических характеристик отдельных световых приборов приводит к постепенному отказу системы. Неисправности, связанные с постепенным отказом, могут быть обнаружены только при использовании специальных измерительных приборов.

2. Приборы для проверки и регулировки света фар и световой сигнализации

Самые главные требования к световым приборам: правильное направление света фар; сила света фар и световых приборов, частота мигания поворотов. Для проверки выполнения указанных требований применяются специальные приборы.

Основным узлом прибора для проверки и регулировки света фар является оптическая камера (рис. 1), которая состоит из линзы Френеля 2, концентрирующей свет фар на расположенный от нее на расстоянии 100…500 мм экран 3. Экран снабжен устройством 8 для его перемещения в вертикальной плоскости (стойки), а на его поверхности нанесена разметка. В фокусе линзы установлен фотоэлемент 7, который через выключатель 6 подключается к показывающему прибору 5.

Схема оптической камеры прибора для проверки и регулировки света фар

Рис. 1. Схема оптической камеры прибора для проверки и регулировки света фар: 1 — фара; 2 — линза Френеля; 3 — матовый полупрозрачный экран; 4 — зеркало; 5 — показывающий прибор; 6 — выключатель; 7 — фотоэлемент; 8 — устройство для перемещения в вертикальной плоскости

Применение линзы Френеля обусловлено тем, что в случае перпендикулярности входящего светового потока к плоскости линзы изображение на измерительном экране при смещении геометрического центра фары относительно центра линзы в пределах ±30 мм во всех направлениях не изменяется. Это значительно ускоряет процесс проверки, так как отпадает необходимость четкого совмещения центров линзы и контролируемой фары.

Силу света фонарей (сигналов торможения, габаритных огней, указателей поворотов и аварийной сигнализации и др.) измеряют с помощью пары фотоэлемент — микроамперметр или люксметрами, как правило, встроенными в приборы для проверки фар. Располагать фотоэлемент целесообразно на расстоянии 2,5…3,0 м от проверяемого фонаря.

Контроль временных параметров проблесков — времени до первого зажигания, частоты следования проблесков, скважности фонарей указателей поворотов — обеспечивается синхронным включением измерительного блока и цепи фонаря при индикации светового сигнала от источника света указателей поворотов. Временные интервалы, как правило, измеряют с помощью секундомера. Некоторые модели приборов для проверки света фар, например ОПК «ГАРО» (Россия), оснащены устройством для автоматического измерения частоты следования проблесков.

Прибор для проверки и регулировки света фар модели ОПК «ГАРО» (Россия) (рис. 2) включает оптическую камеру, которая представляет собой корпус, где установлены: линза, пузырьковый уровень, смотровое стекло и экран, перемещающийся по вертикали при помощи отсчетного лимба. На экране установлены фотоэлементы для измерения силы света.

Прибор для проверки и регулировки света фар

Рис. 2. Прибор для проверки и регулировки света фар модели ОПК «ГАРО»: 1 — ось; 2 — крышка; 3 — разъем для подключения компьютера; 4 — разъем для подключения зарядного устройства; 5 — отсчетный лимб; 6 — клавиша для включения питания прибора; 7 — клавиша для переключения света фар; 8 — приборная панель; 9 — оптическая камера; 10 — ориентирующее устройство; 11 — упорная гайка; 12 — шайбы; 13 — ручка ориентирующего устройства; 14 — кронштейн фиксатора; 15 — ось винта; 16 — упорный винт; 17 — ручка оптической камеры; 18 — рычаг фиксатора; 19 — стойка; 20 — основание

Перемещение оптической камеры по высоте производится при ослабленном упорном винте 16 (поворачивается против часовой стрелки до упора) и нажатом рычаге фиксатора 18. При этом камера поддерживается за ручку 17, расположенную с противоположной стороны камеры. Фиксация камеры на необходимой высоте осуществляется при отпускании рычага фиксатора и закручивании упорного винта 16 по часовой стрелке до упора. Высота установки контролируемой фары определяется (в миллиметрах) по шкале на стойке 19 по верхнему краю кронштейна фиксатора 14.

Установка оптической оси прибора в горизонтальной плоскости осуществляется по пузырьковому уровню поворотом оптической камеры относительно оси винта 15 и фиксируется ручкой 17. Ориентирующее устройство щелевого типа предназначено для установки оптической оси прибора параллельно оси проверяемого транспортного средства. Ориентирующее устройство 10 устанавливается в одно из трех отверстий стойки через упорную гайку 11, две шайбы 12 и фиксируется ручкой 13.

Прибор модели ОПК «ГАРО» в отличие от приборов подобного типа позволяет измерять частоту следования проблесков указателей поворотов (в герцах) 1,5 ± 0,5, что соответствует (90 ± 30) проблесков в минуту, которая определяется одновременно с силой света поворотов. Кроме обычного света фар на данном приборе можно измерять силу света фар с ксеноновыми лампочками. Прибор имеет выход для информационного обмена с ЭВМ по интерфейсу с возможностью передавать данные измерений в центральный компьютер и распечатывать результаты измерений.

Вам будет интересно  Диодные задние фонари своими руками: инструкция по сборке |

Рабочая площадка, на которой размещают проверяемое транспортное средство и приборы для проверки фар, должна быть горизонтальной с неровностями не более 3 мм на 1 м. Проверка фар должна проводиться в помещениях, исключающих воздействие прямых солнечных лучей на оптическую систему прибора. При подготовке прибора к работе следует отрегулировать положение оптической камеры по пузырьковому уровню; допускается непараллельность относительно рабочей площадки не более ±2.

3. Проверка систем освещения и сигнализации

Конструкция фары или источника света, излучающего ближний свет, должна предусматривать особую форму светового пятна на белом матовом экране, расположенном в вертикальной плоскости, перпендикулярной к продольной оси транспортного средства. Характерные формы таких пятен для фар представлены на рис. 3. Вертикальная плоскость, содержащая исходную ось фары, делит экран на две части линией V–V`. Левая часть экрана содержит горизонтальную часть светотеневой границы, параллельную линии H–H`, а правая — наклонную, составляющую угол 15° с горизонталью.

Формы световых пятен

Рис. 3. Формы световых пятен: а — фары ближнего света с обычной или галогенной лампой накаливания; б — фары ближнего света с газоразрядным источником света; в — противотуманной фары; г — фары дальнего света с обычной или галогенной лампой накаливания

С помощью механизмов регулировки фары или корректирующих приспособлений проекция исходной оси на экране может смещаться по вертикали, создавая наклон фары (α) относительно горизонтальной плоскости (рис. 4). Наклон фары характеризуется расстоянием (е) от проекции центра фары (в миллиметрах) до точки пересечения левой части светотеневой границы пучка света на экране, удаленном на расстояние 10 м от рассеивателя фары. Он может также выражаться в процентном отношении e к расстоянию до экрана. При этом 100 мм абсолютного снижения соответствует 1 % относительного.

Схема расположения фары транспортного средства относительно измерительного экрана

Рис. 4. Схема расположения фары транспортного средства относительно измерительного экрана: 1 — светотеневая граница; 2 — ось отсчета; 3 — экран

При производстве транспортных средств завод-изготовитель устанавливает определенный первоначальный наклон светотеневой границы, который указывается на корпусе фары или рядом с ней условным обозначением (рис. 5).

Условное обозначение первоначального наклона светотеневой границы

Рис. 5. Условное обозначение первоначального наклона светотеневой границы: 1 — пиктограмма ближнего света фар; 2 — величина первоначального наклона

В зависимости от высоты Н (в метрах; см. рис. 4), на которой расположен нижний край видимой поверхности в направлении исходной оси фары, вертикальный наклон светотеневой границы фары ближнего света должен оставаться в пределах значений, представленных в табл. 1.

Фары дальнего света должны быть отрегулированы так, чтобы угол наклона наиболее яркой (центральной) части светового пучка в вертикальной плоскости симметрии, проходящей через ось отсчета, находился в диапазоне 0…34` (вниз от оси отсчета).

Сила света всех фар, расположенных на одной стороне автотранспортного средства, в режиме «дальний свет» не должна быть меньше 10 ккд. Максимальная сила света всех фар дальнего света, которые могут быть включены одновременно, не должна превышать 225 ккд.

Таблица 1. Расположение светотеневой границы пучка ближнего света фары на матовом экране в зависимости от высоты установки фары (H)

до светотеневой границы пучка света

Примечание: в скобках даны величины первоначального наклона (в процентах), учитываемые при проверке света фар.

Противотуманная фара (типа B) должна быть отрегулирована так, чтобы плоскость, содержащая верхнюю светотеневую границу пучка, имела определенный наклон относительно плоскости рабочей площадки (табл. 2). При этом верхняя светотеневая граница пучка противотуманной фары должна быть параллельна плоскости рабочей площадки.

Таблица 2. Положение светотеневой границы в зависимости от высоты установки противотуманной фары

Для проведения проверки работоспособности корректирующих устройств света фар необходима ровная площадка с твердым покрытием, имеющая отклонение от горизонтального положения не более 3 мм на 1 м. Давление воздуха в шинах должно соответствовать нормативным значениям. Перед проверкой регулирующее колесико электрокорректора фар устанавливают в положение «0». Для транспортных средств, оборудованных регулируемой подвеской, следует завести двигатель, установить подвеску в транспортное положение всех осей, после чего заглушить двигатель; для легковых автомобилей (категория М1) — обеспечить загрузку транспортного средства массой (70 ± 20) кг (человек или груз) на заднем сиденье. Прибор для проверки света фар располагают так, чтобы расстояние от рассеивателя фары до линзы прибора было 10…30 см (рис. 6), а оптическая камера 3 находилась бы на такой высоте, чтобы середина фары была на одном уровне с серединой положения линзы.

Установка оптической камеры для проверки света фар

Рис. 6. Установка оптической камеры для проверки света фар: 1 — ориентирующее приспособление; 2 — поворотный штатив; 3 — оптическая камера; 4 — тележка для перемещения оптической камеры по полу

4. ТО световых приборов

Техническое обслуживание световых приборов включает ежедневное обслуживание (ЕО), ТО-1 и ТО-2.

ЕО. Проверить:

  • состояние рассеивателей;
  • работу всех световых приборов в различных положениях выключателей и переключателей света, исправность контрольных ламп;
  • работу контрольноизмерительных приборов автомобиля на ходу.

Особое внимание нужно обратить на цвет передних и задних фонарей во включенном состоянии, на правильность функционирования сигналов торможения и указателей поворота.

ТО‑1. Проверить действие:

  • звукового сигнала;
  • ламп щитка приборов, освещения и сигнализации;
  • контрольно-измерительных приборов, фар, подфарников, задних фонарей;
  • стоп-сигнала и переключателя света.

ТО‑2. Проверить:

  • крепление и действие подфарников, задних фонарей и стоп-сигнала, указателей поворотов, ламп щитка приборов и звукового сигнала;
  • установку, крепление и действие фар.

Кроме того, отрегулировать направление светового потока фар, очистить от грязи поверхность и клеммы ножного переключателя света и включателя стоп-сигнала.

https://press.ocenin.ru/svetovaya-signalizatsiya-avtomobilya/
https://extxe.com/17528/diagnostirovanie-i-to-priborov-osveshhenija-i-signalizacii/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *