Технологии пришедшие в серийные автомобили из гонок

Содержание

Топ-10 автомобильных технологий, которые пришли из гоночного мира

Что переняла наша «будничная лошадка» у «быстроногого скакуна»?

Просмотр автомобильных гонок, будь то Формула 1, NASCAR или гонки по грунтовой дороге (наподобие Mille Miglia в Италии), всегда вызывает выброс адреналина в кровь и необъяснимый восторг. Это чувство восторга и веселья не проходит даже тогда, когда вы запрыгиваете в свой автомобиль Honda Fit или Toyota Corolla и отправляетесь в путь. О, вы так не думаете? Считаете, что они не ровня супер болидам гоняющим по спортивным трассам в Монако? На самом деле эти две маленькие машины имеют больше общего с гоночными автомобилями, чем вы могли бы себе представить, и речь идет не о тюнингованных и навороченных Fit или Corolla, а об обычных автомобильных технологиях которые были переняты и упрощены для серийных моделей авто.

Команды конструкторов гоночных машин всегда стремились построить самый быстрый и наиболее эффективный автомобиль, который только возможен. К работе этих команд привлекались самые лучшие дизайнеры и автомобильные инженеры, которые вносили свой неоценимый вклад в разработки. Когда в мире гоночных технологий делается какой-либо прорыв, то практически всегда этот прорыв в той или иной форме можно применить в серийной модели транспортного средства. Как результат, гоночные технологии повлияли на многие компоненты автомобилей, которые мы видим и используем каждый день – от базовой конструкции двигателя до положения зажигания и даже зеркала заднего вида.

Итак, давайте же узнаем, какие технологии переняли наши серийные автомобили от гоночных моделей? Редакцией интернет – сервиса по поиску автозапчастей Zap-Online.ru было выявлено 10 таких технологий.

10 . КОРОБКА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ

акппБольшинство современных водителей предпочитают автомобили с автоматической коробкой переключения передач, что проводит четкую черту различия между ездой по городу и жестким переключением передач, которое нужно совершить водителю гоночного автомобиля во время одного круга на треке. Но предназначение коробки переключение передач в гоночном автомобиле и в серийном одно и то же: она переводит мощность двигателя на колеса транспортного средства. В то время как автоматическая коробка переключения передач выполняет свою задачу без участия водителя (кроме первоначального выбора режима DRIVE), механическая коробка переключения передач позволяет водителю контролировать поток мощности от двигателя к колесам. Гонщики предпочитают иметь преимущество, предоставляемое механикой, но процесс переключения передач вручную может оказаться слишком медленным и всегда есть место человеческой ошибке.

Изобретение коробки передач с прямым переключением (Direct-Shift Gearbox — DSG) и механической коробки переключения передач без сцепления стало огромным прорывом в мире технологий гоночных автомобилей. Оба этих типа трансмиссии позволяют гонщику быстро переключать передачи и быть уверенными в том, что переключились они на правильную передачу. Коробка передач с прямым переключением, по сути, представляет собой две коробки: на одной находятся четные передачи, на второй – нечетные; именно поэтому при переключении передач вы всегда выберете следующую, необходимую передачу. DSG работает намного быстрее, чем обычная механическая коробка переключения передач. Также, эта коробка работает без сцепления, что ускоряет ее работу и делает ее менее склонной к ошибкам водителя. DSG являются интересным дополнением для современных серийных автомобилей (на сегодняшний день используются в спортивных автомобилях марок Audi и Volkswagen) поскольку предоставляют контроль, характерный только механической коробке переключения передач, и водителю не приходится думать о сцеплении.

Аналогично DSG, механическая коробка переключения передач, или автоматическая коробка переключения передач с механическим режимом, взяла за идею управление двигателем и последовательное переключение передач без педали сцепления. Эта технология также нашла свое место в мире серийных автомобилей, эти системы становятся все более распространенными в легковых автомобилях с автоматической коробкой; однако работают они не так быстро, как DSG. По сути, это автоматическая коробка переключения передач, которая позволяет водителю решать, когда в автомобиле переключится передача, при этом водителю не нужно будет использовать педаль сцепления. Как и в гоночных автомобилях, эта система позволяет водителю переключать передачи только в определенной последовательности. Имея механическую коробку переключения передач, водитель может переключать передачи не по порядку – например, с первой переключиться на третью – умышленно или по ошибке. Ошибка может стать катастрофой во время гонок, поэтому гоночные автомобили часто оснащены последовательной коробкой переключения передач (SMT – Sequential Manual Transmission). Передачи этой коробки переключаются в строгой последовательности: с первой на вторую, затем на третью и так далее. Автоматические коробки переключения передач с механическим режимом работают по такому же принципу – они предоставляют водителю полный контроль над мощностью двигателя, сводя при этом риск ошибки переключения «не на ту передачу» к минимуму, а соответственно и снижая возможность появления неисправности в коробке переключения передач.

У вас всегда мало времени? Читайте далее и вы узнаете еще об одной гоночной технологии, которая помогает сократить время одного круга. Благодаря ее использованию в серийных автомобилях, время поездки в продуктовый магазин может существенно сократиться.

9 . TIME SAVERS

кнопка старт-стопМы очень надеемся, что у вас никогда не возникало порочной идеи украсть автомобиль Porsche, но если все же такая идея возникала, и вы собираетесь воплотить ее в жизнь, то вам будет полезно знать, что зажигание в этих автомобилях находится на левой стороне руля. Большинство людей считают, что это довольно странное место для размещения зажигания – мы молчим о тех потенциальных покупателях автомобилей Porsche, которых подобное обстоятельство заставало врасплох во время тест-драйва – но важно знать, что такая «фишечка», не что иное, как дань гоночному наследию компании Porsche. Во время гонок каждая секунда на счету. С зажиганием под левой рукой, водитель может завести автомобиль и перевести рычаг переключения передач на первую передачу практически одновременно, что позволяет команде Porsche включаться в борьбу раньше, чем конкуренты.

Но что еще быстрее, чем провернуть ключ зажигания (тем более левой рукой), так это нажать кнопку зажигания. Большое количество серийных автомобилей используют эту гоночную технологию, которая заводит автомобиль одним нажатием кнопки, а не поворотом ключа. Существует несколько вариаций подобной системы зажигания. BMW, например, предлагает водителю сначала вставить ключ в слот, а затем нажать на кнопку – это является своеобразной гарантией того, что водитель на самом деле собирался завести автомобиль. Другие автопроизводители, такие как Infiniti, разработали электронный брелок, который взаимодействует с автомобилем. Когда кто-либо с брелком приближается к автомобилю, дверям подается сигнал на разблокировку и водителю больше не нужно возиться с ключами. Когда компьютер автомобиля обнаруживает, что брелок находится внутри салона, кнопка запуска активируется и, при ее нажатии, вы сможете завести автомобиль – похожая система используется во многих гоночных автомобилях.

8 . ПОДВЕСКА

прыжок гоночного автомобиляМы сомневаемся, что вы очень часто задумываетесь о состоянии подвески вашего автомобиля (обычно о ней вспоминают тогда, когда автомобиль попадает в глубокую выбоину), но это та технология, которая практически без изменений переместилась из гоночного автомобиля в серийный. Если рассматривать гоночное транспортное средство, то для него лучше, чтобы все четыре колеса поддерживали отличный контакт с трассой. Это делает автомобиль более устойчивым и гарантирует, что вся мощность, которую производит двигатель, помогает перемещать авто вперед.

Как и в большинстве серийных автомобилей, в гоночных автомобилях используется независимая подвеска. Такой вид подвески позволяет каждому колесу вращаться, не влияя на перемещение других колес. Автомобили Формулы 1 используют многорычажную подвеску, в то время как гоночные автомобили NASCAR более склонны к использованию стоек Макферсона. Оба типа подвесок доступны в ряде серийных автомобилей.

Так почему же мой автомобиль не ведет себя на дороге так же, как гоночный болид, спросите вы? В то время, как тип подвески может быть одинаковым, корректировка подвески в болидах NASCAR и Формула 1 совершенно иная, нежели корректировка подвески в вашем автомобиле. Подвеска в гоночной модели должна удерживать стабильность машины при вхождении в повороты, которые генерируют такую перегрузку, с которой серийный автомобиль не сможет справиться. Кроме того, такая подвеска должна выдерживать экстремальное ускорение и торможение, испытываемые гоночным автомобилем. Перед тем как вы пойдете и настроите подвеску своего транспортного средства для максимальной имитации возможностей гоночного суперкара, помните о том, что у подвески вашей машины так же имеются специализированные настройки: она настроена таким образом, чтобы сбалансировать комфорт с производительностью. Для большинства подвесок гоночных автомобилей «комфорт» является пустым звуком.

7 . ШИНЫ

автомобильные спортивые шиныБольшинство водителей не обращают внимания на автомобильные шины до тех пор, пока те не сотрутся до дыр. Конечно такое отношение к «обувке» своего транспортного средства в корни не правильно, так как шина соединяет автомобиль с дорогой и позволяет водителю держать контроль над ситуацией. Гоночные команды отлично понимают это. Вот почему они используют высокоэффективные шины с учетом всех особенностей данного вида гонок. Технологии этих специализированных шин просочились и в набор обуви для серийных автомобилей.

Вы, наверное, замечали, что шины на вашем автомобиле имеют бороздки. Эти бороздки позволяют направлять воду, снег и слякоть в направлении, противоположном вашему транспортному средству. Если на вашей машине установлены внедорожные или вездеходные шины, то, вероятно, бороздки в них особенно глубокие. Данный тип шин придает автомобилю «зубцы», которые могут зацепиться за неровную или за рыхлую поверхность. Если вы являетесь владельцем спортивного автомобиля, то глубина и количество этих бороздок на его спортивных шинах гораздо меньше. Это позволяет резине шины вступать в более тесный контакт с дорогой и улучшить управляемость автомобиля. Все эти инновации и развитие разных типов шин пришли в мир серийных автомобилей из гонок.

Как и большинство гоночных технологий, технология производства высокопроизводительных гоночных шин была переведена на серийные автомобили для повседневного использования. Например, автомобили Формулы 1 и NASCAR используют шины с очень мягкой резиной. При нагревании эта резина становится липкой, что помогает автомобилю держаться на трассе. Хоть это и может звучать заманчиво, не спешите приобретать набор гоночных шин. Эта мягкая резина имеет короткий срок износа – если вы хотя бы раз следили за гонками Формулы 1 по телевизору, вы должны были обратить внимание на то, что в течение одной гонки каждый автомобиль изнашивает не один набор шин – в то время как шины для большинства серийных автомобилей предназначены для использования в течение многих десятков тысяч километров.

Еще не время прекращать чтение! Впереди еще много интересного. Оставайтесь с нами, и вы узнаете, каким образом гоночные автомобили «затормозили» серийные автомобили в буквальном смысле этого слова.

6 . ТОРМОЗА

тормоза автомобиляТормоза в вашем автомобиле всегда должны находиться в рабочем состоянии (конечно если только вы не снимаетесь в низкопробном боевике). Тормоза в гоночных автомобилях играют еще более важную роль чем в серийных, так как на скорости более чем 300 км/ч шансы слететь с трассы значительно возрастают. Инженеры гоночных автомобилей разработали такую тормозную систему, которая гарантирует остановку их «детищ» в самых экстремальных условиях. Теперь, подобные тормозные системы присутствуют и в серийных моделях авто.

Дисковые тормоза начали появляться на гоночных автомобилях еще в 1950-х годах. Гоночные команды полюбили их, потому что они были более мощные и более простые в обслуживании, чем барабанные тормоза. Дисковые тормоза также легче охлаждать. Когда тормоза останавливают автомобиль, происходит сильное трение и генерируется много тепла. По сути, именно это тепло уменьшает тормозные способности тормозной системы. Дисковые тормоза вентилируются, что позволяет теплу быстро рассеиваться. Также тормозные колодки на дисковых тормозах намного легче заменить при износе, в отличие от барабанных (подтверждение этим словам вы найдете тут). На сегодняшний день, практически все серийные автомобили оснащены дисковыми тормозами, по крайней мере, на передних колесах.

Однако гоночные технологии всегда идут на шаг впереди. В то время как в большинстве серийных автомобилей установлены железные дисковые тормоза, в гоночных используются материалы, которые намного легче железа и часто более прочнее. С недавних пор на гоночных автомобилях используются керамические дисковые тормоза, которые теперь появляются в качестве опциональных и в некоторых роскошных спортивных автомобилях. Многие гоночные команды также начали использовать супер легкие и супер прочные тормоза, изготовленные из углеродного волокна. Эта технология не появится в серийных автомобилях в ближайшее время, так как является очень дорогостоящей.

5 . ВОЗДУХОЗАБОРНИКИ

воздухозаборникГонки полны моментов, которые заставляют задерживать дыхание – но только не для двигателя. Для лучшей производительности двигатель автомобиля должен дышать легко и свободно, так же как и вы во время тренировок. Так как двигатели создают мощность путем сгорания, получение достаточного объема воздуха является жизненно важным моментом. Без этого двигатель не сможет работать. Чем больше воздуха попадет в двигатель, тем лучше он будет дышать. Кроме того, двигатель показывает свои наилучшие результаты, если воздух, который в него поступает, холодный. Холодный воздух сгущает воздушно-топливную смесь, которую сжигает двигатель, что позволяет ему произвести больше мощности. Такие усовершенствования, как наддув или воздухозаборники, предназначены специально для этой цели.

Удивительно, но наддувы запрещены на гонках NASCAR и Формула 1, однако они используются в дрэг-рейсинге. В то время как гоночные автомобили NASCAR и Формула 1 используют технологии, позволяющие им улучшить управляемость и производительность, в автомобилях для дрэг-рейсинга преследуется только одна цель: достижение максимальной линейной скорости. Так как и наддув и воздухозаборники улучшают «дыхание» двигателя, автопроизводители адаптировали эти гоночные технологии для производства серийных автомобилей.

Вы, наверное, видели модели авто, у которых были «ноздри» — отверстия разной формы и размеров на капоте. Такие отверстия называются воздухозаборниками, и они позволяют большему объему холодного воздуха попадать в моторный отсек, тем самым повышая его производительность. Хоть они и не усиливают поток воздуха, так как это делает турбонаддув или система скоростного напора воздуха, используемая в гоночных автомобилях, но все равно вносят свой вклад в работу машины.

4 . ДВОЙНОЙ ВЕРХНИЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ВАЛ

движок из алюминияКогда вы в очередной раз придете в автосалон выбирать новый автомобиль, вероятно, продавец предложит вам рассмотреть вариант с двойным верхним распределительным валом, указывая на загадочную аббревиатуру DOHC в одной из брошюр. Что означают эти магические заклинания и пасы?

Чтобы получить подробную информацию, вам нужно в деталях разобраться в работе двигателя автомобиля. Если говорить об этом вкратце, то в каждом двигателе есть клапаны, которые открываются и закрываются, чтобы впустить воздух и выпустить продукты сгорания. Распределительный вал открывает и закрывает эти клапаны. Если в двигателе вашего автомобиля установлено два распределительных вала, то клапаны могут открываться и закрываться более быстрыми темпами, позволяя улучшить производительность. Этот тип конструкции двигателя впервые появился в гоночных автомобилях в начале 1900-х годов, и до сих пор является одной из самых популярных конструкций, которая используется в гоночных моделях, а также многих серийных транспортных средствах.

Вам будет интересно  Что ждет автомобили с правым рулем в 2021 году

3 . ВНЕШНИЙ ДИЗАЙН

дизайн поршаОчень часто в серийных автомобилях можно увидеть те или иные элементы дизайна, которые переняты из внешнего вида гоночных моделей. В серийных моделях такие элементы бесполезны и носят лишь эстетический характер, а вот для автомобилей принимающих участие в гонках NASCAR, Формуле 1 или дрэг-рейсинге они жизненно необходимы.

Гоночные команды, и дизайнеры гоночных суперкаров, были одними из первых, кто начал тестировать свои «детища» в аэродинамической трубе, чтобы создать наиболее аэродинамические формы (подробнее про аэродинамику здесь). Так как гоночные автомобили слишком быстрые, конструкторам пришлось придумать что-то, что могло бы прижимать их к земле, именно так появились спойлеры или так называемые антикрылья. Этот аэродинамический компонент выглядел так привлекательно на гоночных машинах, что автопроизводители вскоре стали использовать его в качестве элемента внешнего дизайна в своих серийных моделях – в слегка приглушенной форме, конечно.

2 . НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

углеродное волокно для автомобилейОдной из причин, почему гоночные суперкары могут показывать столь блистательное время прохождения круга, является их легкость. Конечно, для гоночной команды не составляет большого труда построить легкий автомобиль, когда в него не нужно размещать более чем одного человека, и в котором практически нет внутренней отделки. Но конструкторы гоночных авто идут дальше и для еще большего облегчения веса своих спортивных машин используют в их конструкции сверхлегкие материалы. Делается это, понятное дело, для увеличения скорости. Естественно для такого материала недостаточно быть просто легким – в противном случае все болиды были бы сделаны из бумаги. Гоночные автомобили работают в экстремальных условиях, поэтому каждый материал, который используется в конструкции, должен быть максимально прочным.

Одним из самых высокотехнологичных материалов в гоночных автомобилях является углеродное волокно. Кузова гоночных автомобилей Формулы 1 практически полностью изготовлены из этого материала. Углеродное волокно является чрезвычайно прочным и легким, поэтому данный материал (в небольшом количестве) начинает появляться в производстве серийных авто, в основном его используют для декоративных аксессуаров. Из-за своей легкости, углеродное волокно может радикально сократить расход топлива в обычных, приземленных моделях. Проблема: материал слишком дорогой, чтобы его использовать в производстве серийных транспортных средств.

Алюминий является еще одним легким и достаточно прочным материалом, который также используется в конструкции гоночного автомобиля, в первую очередь для производства блока цилиндров. Благодаря гонкам, уже довольно долгое время блок двигателя в серийных автомобилях также производиться из алюминия. Кроме этого, некоторые автопроизводители уже начинают использовать алюминий и в производстве панелей для кузова автомобиля, к примеру, капота. Так как алюминий не такой дорогой, как углеродное волокно, компоненты из этого материала проложили свой путь в мир серийных автомобилей намного раньше и быстрее, чем более дорогие части из углеродного волокна. Производители автомобилей любят алюминий за то, что он снижает вес их транспортных средств, что в свою очередь повышает экономию топлива и не наносит урона производительности и долговечности.

Какая же технология стала номером один в нашем списке? Мы бьемся об заклад, что вы бы ни за что не догадались об этом самостоятельно.

1 . БЕЗОПАСНОСТЬ

безопасность гонщикаГонки закручены вокруг блистательной скорости, бесстрашного вождения, неограниченной мощности, и самого передового оборудования обеспечивающего безопасность водителя. Удивлены последним достоинством гонок? «Какая – же передовая безопасность может обеспечиваться в таких «адских машинах»?», спросите вы. Но это правда. Так как автомобильные гонки требуют высочайшей производительности, они также требуют высочайшего уровня безопасности. К счастью для нас, многие прогрессивные разработки гоночных инженеров переняли и простые автомобильные компании, выпускающие в свет серийные модели авто.

Самой важной частью технологий безопасности является то, чего вы даже не можете видеть. Все гоночные автомобили построены вокруг структуры, которая со всех сторон защищает водителя. В таких гонках, как Indy Car или Формула 1, кузов автомобиля изготовлен из высокопрочного углеродного волокна, и спроектирован таким образом, чтобы защитить водителя при ударе. В гонках NASCAR и в дрэг-рейсинге водителя защищает каркас. Эта конструкция представляет собой сеть из стальных труб, которая поглощает силу удара, тем самым защищая водителя. Те же самые принципы построения каркаса гоночных автомобилей просочились в производство серийных машин. Каркас безопасности в серийных авто «замаскирован» ковром, панелями дверей, и другими панелями кузова, которых в гоночных автомобилях просто нет. Примером может служить рекламный ролик автомобиля Smart ForTwo 2013 года.

BONUS: Дополнительная и самая неожиданная часть машины, которая была перенята у гоночных автомобилей.

Хотите узнать о еще одной повседневной функции безопасности, которая пришла в серийные автомобили из гонок? Этот компонент есть в каждой современной машине, и вы наверняка даже не догадывались, что он имеет гоночное происхождение: зеркало заднего вида. В начале 1900-х годов гонщики поняли, что они могут использовать зеркала, чтобы следить за соперниками, которые приближаются сзади. С тех самых пор зеркала заднего вида стали бесценным инструментом безопасности для миллионов водителей. Это достаточно скучная деталь автомобиля, но, как и многие другие обыденные автомобильные технологии, она имеет гоночные корни.

Автомобиль безопасности — Safety car

В автоспорте автомобиль безопасности или пейс-кар — это автомобиль, который ограничивает скорость соревнующихся автомобилей на гоночной трассе в случае периода осторожности, например, препятствия на трассе или плохой погоды. Автомобиль безопасности предназначен для преодоления любого препятствия в более безопасных условиях, особенно для маршалов, и / или в ожидании более благоприятных погодных условий на трассе.

В период осторожности автомобиль безопасности (который обычно состоит из хорошо модифицированного серийного автомобиля с высокими характеристиками ) выходит на трассу впереди лидера. В зависимости от действующих правил участникам обычно не разрешается обгонять машину безопасности или других участников во время периода предупреждения, и машина безопасности ведет поле с заранее определенной безопасной скоростью, которая может варьироваться в зависимости от серии и круга. По окончании периода предупреждения автомобиль безопасности покидает трассу, и участники возобновляют обычную гонку. Впервые эта мера безопасности была использована с использованием пейс-кара во время открытия Indianapolis 500 в 1911 году.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Эффект
  • 2 Формула 1
    • 2.1 Порядок проведения
    • 2.2 История
      • 2.2.1 Хронология автомобилей безопасности Формулы-1
    • 2.3 Виртуальная машина безопасности (VSC)
  • 3 Формула E
  • 4 Индианаполис 500
  • 5 НАСКАР
  • 6 Инциденты с машинами безопасности и другими курсовыми машинами
    • 6.1 2014 Безлимитный Спринт
    • 6.2 2012 Daytona 500
    • 6.3 2011 6 часов Кастелле
    • 6.4 2009 WTCC Pau
    • 6.5 2008 Dutch Supercar Challenge Spa
    • 6.6 1986 Winston 500
    • 6,7 1971 Индианаполис 500
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
  • 9 Внешние ссылки
    • 9.1 Формула-1
    • 9.2 Индианаполис 500

Эффект

Использование машины безопасности приводит к объединению участников, например, к устранению любого преимущества по времени и расстоянию, которое ведущий гонщик мог иметь над остальными участниками. Этот эффект может сделать гонку более конкурентоспособной после полного возобновления гонки; и наоборот, это также способствовало тому, что ведущие водители быстрее перестали получать вознаграждение за свои усилия до периода предупреждения.

В соответствии с действующими гоночными правилами водителям нередко разрешается делать пит-стопы в периоды движения автомобилей безопасности. Эта ситуация может обеспечить стратегическое преимущество, поскольку любая плановая дозаправка, замена шин или техническое обслуживание может проводиться в то время, когда другие участники притираются на более низкой скорости, а водители, которые выезжают на ямы, просто снова встают в очередь из машин, бегущих вместе. В обычных условиях гонок такое вмешательство, как правило, связано с потерей значительной территории по сравнению с теми водителями, которые остаются на трассе.

Еще одним заметным эффектом периодов использования автомобилей безопасности является то, что гоночные автомобили потребляют меньше топлива до полного возобновления гонки, что может позволить участникам пробегать более длинные дистанции с топливным баком, чем это было бы возможно в противном случае, и / или сократить количество пит-стопов, требуемых на время. гонки.

Формула один

Процедура

В Формуле-1, если авария или ненастная погода (как правило, сильный дождь) мешает нормальному продолжению гонки, Директор гонки объявляет о периоде «машины безопасности», когда маршалы размахивают желтыми флагами и держат таблички с надписью SC, в ожидании машина, о которой идет речь, выезжает на трассу. С 2007 года все автомобили Формулы-1 должны иметь светодиоды и / или дисплеи, установленные на рулевом колесе или кабине, которые информируют водителя о том, какие флаги развеваются. Желтый светодиод загорается, когда машина безопасности развернута.

Автомобиль безопасности имеет как оранжевые, так и зеленые огни, установленные на крыше в виде световой полосы . Зеленые огни используются для обозначения возможности обгона машины безопасности; это выполняется только до тех пор, пока лидер гонки не окажется сразу за автомобилем безопасности и во главе очереди гоночных автомобилей, следующих за ним.

С 2015 года машина безопасности не должна ждать, пока все бэкмаркеры вернутся в очередь. Когда машина безопасности будет готова покинуть трассу, она погаснет оранжевым светом, показывая, что она выйдет на пит-лейн в конце круга. Гонщики должны продолжать строиться до тех пор, пока они не пересекут первую линию машины безопасности, где зеленые огни и флаги укажут, что они снова могут участвовать в гонке.

Автомобиль безопасности пилотируется профессиональными водителями (с 2000 года, Бернд Майлендер ) на борту мощных модифицированных транспортных средств, поставляемых Mercedes-Benz (и Aston Martin, начиная с сезона 2021 года), и должен поддерживать разумную скорость, чтобы гарантировать чтобы шины конкурентов были максимально приближены к рабочей температуре, а их двигатели не перегревались. Водителя машины безопасности сопровождает штурман, который помогает с операциями и общением.

В случае инцидентов во время первых трех кругов машина безопасности также имеет преимущество перед традиционным красным флагом; с красным флагом для возобновления гонки потребуется не менее пятнадцати минут, а двухчасовой лимит не начнется, пока машины не будут готовы ко второму этапу формирования. Что касается ограничения по времени, гонка подсчитывается, и время также считается, пока машина безопасности находится на трассе, и гонка возобновляется.

История

Сообщается, что первое использование автомобиля безопасности в Формуле-1 произошло на Гран-при Канады 1973 года , когда желтый Porsche 914 был вызван на службу после различных инцидентов в неблагоприятных погодных условиях. Как ни странно, в этом случае потребовалось несколько часов после гонки, чтобы определить победителя и окончательные результаты, так как водитель машины безопасности поставил свою машину перед не тем участником, что привело к тому, что часть поля была неправильно опущена на один круг.

Автомобиль безопасности официально представил в 1993 году , после того как в предыдущем сезоне 1992 года были проведены испытания на Гран-при Франции и Великобритании . С 1996 года в рамках рекламных мероприятий поставщиком автомобилей безопасности является Mercedes-Benz , в отличие от предыдущих лет, когда в течение сезона и в зависимости от посещаемой трассы использовались автомобили разных марок (например, экзотический Lamborghini Countach для Гран — при Монако в 1980 — е годы более прозаическим Fiat Tempra используется в дождь , пострадавших от 1993 года Гран -при Бразилии и высокая производительность версии Opel Vectra используется в печально известном 1994 Сан — Марино Гран — при ).

С 2007 года во время Гран-при Бахрейна впервые были применены новые процедуры . Пит-лейн был закрыт сразу после срабатывания машины безопасности. Ни одна машина не могла заехать в пит-лейн до тех пор, пока все машины на трассе не выстроились в линию за машиной безопасности, не миновали вход в пит-лейн, и не было дано сообщение «Пит-лейн открыт». Десятисекундный штраф за остановку / выезд (который должен быть применен при возобновлении гонки) был наложен на любого водителя, который выехал на пит-лейн до того, как будет дано сообщение об открытии пит-лейн. Однако любой автомобиль, который находился на въезде в пит-лейн или на пит-лейн, когда машина безопасности была задействована, не подлежит штрафу.

Однако с 2009 года эта процедура была отменена и заменена программным обеспечением, которое вычисляет, где машина находится на трассе, и минимальное время круга, которое потребуется машине, чтобы добраться до боксов. Автомобили, которые въезжают в боксы до истечения этого срока, наказываются.

Когда машина безопасности и гонщики за ней находятся на прямой / финишной прямой, на выезде с пит-лейна загорается красный свет. Пилоты, проезжающие на красный свет, дисквалифицируются. Это случилось с несколькими гонщиками за эти годы, такими как Джанкарло Физикелла и Фелипе Масса на Гран-при Канады 2007 года . В то же гонке год спустя , Льюис Хэмилтон не заметил красный свет и врезался в заднюю часть автомобиля Кими Райкконена , который ждет в конце пит — лейн рядом с Робертом Кубицей .

С 2010 года, когда машины выстраивались в очередь за машиной безопасности, проехавшим по трассе машинам больше не разрешалось разворачиваться до возобновления гонки. Это правило было отменено с сезона 2012 года, и теперь автомобили могут разворачиваться перед возобновлением гонки; однако с 2015 года машине безопасности не нужно ждать, пока бэкмаркеры догонят лидирующую группу, прежде чем вернуться в боксы.

Начиная с чемпионата мира Формулы-1 2021 года , Aston Martin присоединится к Mercedes в качестве официального поставщика автомобиля безопасности и медицинского автомобиля.

Хронология автомобилей безопасности Формулы-1

  • Porsche 914 — Гран-при Канады 1973 г.
  • Porsche — Гран-при Канады 1976 года
  • Fiat Tempra 16V — Гран-при Бразилии 1993 г.
  • Opel Vectra — Гран-при Сан-Марино 1994 года
  • Honda Prelude — Гран-при Японии 1994 года
  • Porsche 911 GT2 — Гран-при Бельгии 1995 г.
  • Renault Clio — Гран-при Аргентины 1996 года
  • Mercedes C36 AMG — с 1996 по 1997 год (2 раза, 11 кругов)
  • Mercedes CLK55 AMG — с 1997 по 1998 год (развернуто 12 раз, 30 кругов)
  • Mercedes CL55 AMG — с 1999 по 2000 год (развернуто 17 раз, 45 кругов)
  • Mercedes SL 55 AMG — с 2001 по 2002 год (10 раз развернуты, 39 кругов)
  • Mercedes CLK 55 AMG — 2003 (развернуто 12 раз, 29 кругов)
  • Mercedes SLK 55 AMG — с 2004 по 2005 год (развернуто 17 раз, 59 кругов)
  • Mercedes CLK 63 AMG — с 2006 по 2007 год (22 раза задействовано, 80 кругов)
  • Mercedes SL 63 AMG — с 2008 по 2009 год (развернуто 24 раза, 86 кругов)
  • Mercedes SLS AMG — с 2010 по 2014 (развернуто 68 раз, 253 круга)
  • Мерседес-AMG GT S — 2015 до 2017 ( в 37 раз развернуты, 142 кругов)
  • Mercedes-AMG GT R — с 2018 г. по настоящее время
  • Aston Martin Vantage — с 2021 года по настоящее время

Виртуальная машина безопасности (VSC)

После аварии на Гран-при Японии 2014 года , когда пилот Жюль Бьянки получил серьезную травму головы, которая привела к его смерти, FIA учредила «комиссию по авариям» для расследования динамики аварии и способов минимизировать риск аварии. в подобных обстоятельствах, которые не требуют использования машины безопасности и не могут быть решены с помощью желтых флагов .

Экспертная комиссия рекомендовала внедрить «виртуальную машину безопасности», основанную на системе « медленной зоны », используемой в гонках Ле-Ман. По сравнению с предыдущим, машина безопасности фактически не появляется на трассе; тем не мение. Помимо запрета на обгон в условиях желтого флага в затронутом секторе, на обочине трассы и на дисплеях рулевого управления водителей появлялся значок «VSC», обязывающий водителей не превышать указанное ограничение скорости, что приводило к увеличению скорости на 35%. снижение. Система была похожа на фары Electro-PACER, которые использовались в гонках Indianapolis 500 с 1972 по 1978 год , за исключением того, что были задействованы блоки управления двигателем (ECU), которые могли обеспечивать соблюдение ограничений скорости в рамках существующей системы.

Вам будет интересно  Экологический класс автомобиля: таблица, как узнать класс транспортного средства, типы экологических классов

VSC тестировался в течение последних трех гонок сезона 2014 года во время отдельных тренировок. Система была разработана с учетом отзывов водителей и была официально представлена ​​в сезоне 2015 года после ратификации Всемирным советом по автоспорту (WMSC). VSC был официально использован впервые — и в течение короткого периода до развертывания реальной машины безопасности — на Гран-при Монако 2015 года после аварии 30G с участием Макса Ферстаппена . Система была впервые развернута на Гран-при Великобритании 2015 года после того, как силовой агрегат Карлоса Сайнса-младшего вышел из строя на Club Corner автодрома Сильверстоун . Все гонщики должны сохранять положительное дельта-время , как показано на играх F1.

Формула E

Желтое состояние Full Course — это версия виртуальной машины безопасности для Формулы E. В этом случае все маршалские посты будут размахивать желтыми флагами, сопровождаемыми знаком «FCY» на желтом фоне. Это условие часто решает Директор гонки, независимо от того, целесообразно ли его выполнять. Болельщики (если они смотрят гонку по телевизору) и водители могут слышать, как Директор гонки объявляет FCY (в основном говоря: «Внимание всем командам, внимание всем командам, это контроль гонки, желтый цвет на полях 5, 4, 3, 2». , 1, полный курс желтый, полный курс желтый) .После внедрения FCY все водители должны активировать ограничитель FCY, который, подобно ограничителю скорости пит-стопа, поддерживает скорость автомобиля ниже FCY, несмотря на то, что дроссельная заслонка расположена ровно до пола. Обгон не допускается в условиях FCY, но если водитель делает обгонять другой водитель, как , когда Вернь настигла Антониу Феликс да Кошт в 2019 Риме ePrix , водитель , который настиг другой водитель может быть оштрафован. за сезоном 6 формулы E , когда наступает период FCY, всем больше не разрешается активировать режим атаки. За каждую минуту, проведенную в условиях FCY, будет вычтена 1 кВтч энергии, сохраненная водителями в резерве, что дает больше тактики экономии энергии для водителей и команд. как Формула-1, Формула У E есть автомобиль безопасности, но вместо Mercedes-AMG GT R в качестве автомобиля безопасности с 2014 года используется подключаемый гибридный спортивный автомобиль BMW i8 .

Индианаполис 500

Впервые гоночный автомобиль использовался в автомобильных гонках на первой гонке Indy 500 в 1911 году. Официальные лица гоночной трассы Indianapolis Motor Speedway выбирали гоночный автомобиль и его водителя для Indy 500 каждый год, начиная с той первой гонки. Первым пейс-каром был Stoddard-Dayton, управляемый Карлом Г. Фишером . В последние годы модели Chevrolet были выбраны в качестве официальных пейс-каров из-за возможности их использования на обеих основных автомобильных гонках на Speedway (обычно Corvette на 500 и Impala на 400). Пейс-кар выбирается за два месяца до начала гонки, что позволяет производителю выбранного пейс-кара производить копии автомобиля того года, которые продаются коллекционерам и фанатам гонок с заметной наценкой. Реплики гоночных автомобилей часто можно увидеть на улицах Индианаполиса за несколько недель до того, как гонка будет фактически проведена, а знаменитый гонщик обычно используется только для старта гонки.

Indiana Pacers, профессиональная баскетбольная команда, расположенная в Индианаполисе, штат Индиана, названа в честь гоночного автомобиля. Наследие гонок и богатая история Indy 500 сыграли важную роль в процессе присвоения имен.

Автопроизводители борются за престиж одной из своих моделей, выбранной в качестве гоночного автомобиля года для огласки. В 1971 году этот шаг имел неприятные последствия, поскольку ни один автопроизводитель не стал предлагать пейс-кар. Вместо этого местные дилеры Dodge из Индианаполиса выполнили свой долг. Элдон Палмер, местный дилер, не справился с управлением гоночным автомобилем Dodge Challenger и врезался в стенд для фотографий, ранив несколько человек. Вина за аварию так и не была полностью определена, поскольку официальные лица поняли, что оранжевый конус (или, возможно, оранжевый флаг), который должен был идентифицировать точку торможения Палмера, был случайно удален.

За последние 50 лет Pontiac Trans Am , Chevrolet Camaro , Chevrolet Corvette , Oldsmobile Cutlass и Ford Mustang — единственные модели, которые три или более раз выбирались в качестве пейнтбольных автомобилей.

Однако во время сезона IndyCar Series Джонни Резерфорд является обычным водителем гоночного автомобиля IRL на всех соревнованиях. Пейс-кар запускается из-за обломков , столкновений или погодных условий. С 1993 года, после размахивания желтого флага, пит-роуд закрывается до тех пор, пока пейс-кар не подхватит лидера и не пересечет вход в пит-лейн в первый раз, кроме случаев, когда блокировка гусеницы заставляет поле проезжать по пит-лейн. Еще одна обязанность гоночного автомобиля — вести поле вокруг дистанции на парадных кругах до начала гонки. Они увеличивают скорость, что позволяет быстро начать гонку.

Кроме того, были внесены еще два изменения правил. С 2000 года, когда остается один круг до перехода на зеленый, пейс-кар съезжает с трассы в первом повороте, а не в четвертом. Затем текущему лидеру гонки поручается задача вернуть поле к зеленому флагу. После долгих размышлений это правило было добавлено, чтобы предотвратить ситуацию, очень похожую на ту, которая произошла в 1995 году в Индианаполисе 500 , когда Скотт Гудиер обогнал пейс-кар, вернувшись на зеленый. В 2002 году было добавлено еще одно правило. За один круг до зеленого гоночный автомобиль движется мимо всех машин (если таковые имеются) между гоночным автомобилем и фактическим лидером гонки. Это позволяет лидеру контролировать перезапуск, не допуская перед собой притертых машин. Это также создает стратегию для автомобилей, чтобы вернуться на круги своя, напоминая правило « счастливой собаки ». Тем не менее, автомобили, которым машут, не могут питаться до тех пор, пока зеленый флаг не возобновит гонку (поэтому они не получают преимущества в виде возврата круга И бесплатного пит-стопа).

НАСКАР

Во всех сериях NASCAR , если не предусмотрены меры предосторожности для мусора, аварии или ненастной погоды, флагман будет отображать желтый флаг с предупреждением, а пейс-кар выйдет из боксов и включит желтые стробоскопы сверху и / или за ним. машина. Когда официальные лица гонки будут готовы к открытию пит-лейн, в заднем стекле машины безопасности загорится зеленый свет. За один круг до зеленого флага пейс-кар выключает фары, чтобы подать сигнал водителям о необходимости выстроиться в очередь.

В отличие от большинства серий в автоспорте, из-за короткой трассы NASCAR, каждая трасса обычно предлагает собственный автомобиль безопасности, обычно от производителя, но в последние годы это был местный дилер или ассоциация региональных представительств. На треках с автомобилями безопасности Toyota будет использоваться Toyota Camry Hybrid, на треках Ford — Ford Mustang , на треках Chevrolet — Chevrolet Camaro, а на большинстве треков Dodge — Dodge Challenger . Если производитель продвигает новый автомобиль, он часто будет использовать новый автомобиль вместо автомобиля безопасности стандартной спецификации.

Для серии Truck , в которой вместо автомобилей участвуют пикапы, «автомобилем безопасности» часто является пикап. Гусеницы, принадлежащие местному или региональному представительству Chevrolet, будут использовать Chevrolet Silverado , а гусеницы представительства Chrysler будут использовать Ram 1500 . На гусеницах Ford часто используется F-серия, но на гусеницах Toyota реже используется Toyota Tundra , но они предпочитают продавать Camry Hybrid. Тем не менее, треки, спонсируемые производителями Ford и Toyota, предпочтут, соответственно, Mustang и Camry, а не грузовик, а иногда пикапы используются в качестве транспортных средств для гонок Cup Series и Xfinity.

Поскольку NASCAR не допускает использование спидометров или электронных устройств ограничения скорости, во время разминки гоночный автомобиль движется по трассе со скоростью пит-роуд . Это позволяет каждому водителю отмечать число оборотов в минуту, на котором поддерживается скорость на яме. Водители, превышающие эту скорость на пит-роуд, будут оштрафованы, как правило, «проехать» или «остановиться и уехать», что приведет к потере ценного положения на трассе.

С середины 2004 года официальный представитель NASCAR Бретт Бодин управлял автомобилем во время официальных гонок во время гонок серии Cup . Среди других известных водителей гоночных автомобилей NASCAR — Роберт «Бастер» Отон и Элмо Лэнгли .

На многих гонках у NASCAR есть почетный водитель пейс-кара, который фактически управляет автомобилем во время парада. В зависимости от навыков водителя, некоторым водителям разрешается передвигаться по полю вплоть до падения зеленого флажка. Некоторыми известными гонщиками были Джей Лено , Ричард Хаммонд , Люк Уилсон , Роб Гронковски , Гай Фиери и многие другие.

Правило бенефициаром (неофициально известный как «счастливец» правила) утверждает , когда автомобиль безопасности развертывается, первый автомобиль , а не на коленях привести восстановит круг. Бенефициар вернется на круги своя, как только откроется пит-роуд. Бодин подаст сигнал этой машине, чтобы передать его через радиосвязь между NASCAR и этой командой. Автомобиль со свободным проездным должен быть на яме с притертыми автомобилями.

В 2009 году НАСКАР ввел новое правило «перезапуска с двумя рядами», которое выстраивает поле двумя автомобилями в каждом ряду при каждом перезапуске, как в начале гонки, вместо автомобилей с опережением круга снаружи и автомобилей внахлест внутри. . Кроме того , было принято правило «круговой волны», аналогичное тому, что применяется в гоночных сериях, санкционированных IndyCar , чтобы гарантировать, что первая машина при перезапуске будет лидером, и гарантировать, что впереди лидера не будет проехавших машин.

Инциденты с машинами безопасности и другими машинами

2014 Спринт Безлимитный

Перед началом финального сегмента Sprint серия Кубка » Sprint Безлимитных выставок гонки на Daytona , на Chevrolet SS темпа автомобиль загорелся и остановился трек, задерживая перезагрузку. Предполагается, что пожар начался в установленной на багажнике аккумуляторной батарее, питающей фары.

Daytona 500 2012 года

Во время ситуации безопасности автомобиля на Lap 160 2012 Daytona 500 , Earnhardt Ganassi Racing водитель Хуан Пабло Монтойя автомобиля «s был отказ части подвески, и она потеряла контроль на повороте 3, резко повернув вправо в грузовик безопасности и струйного сушильного трейлере, вызвав массивный пожар дизельного топлива / реактивного топлива. Как было видно на видео, искры исходили от автомобиля Монтойи прямо перед его резким столкновением с прицепом реактивной сушилки и левой водительской стороной грузовика. Монтойя лечили в приусадебном центре и отпустили. В отчете Монтойи по радио после инцидента было следующее: «Я вышел из боксов и почувствовал действительно странную вибрацию, вернулся, проверил заднюю часть и сказал, что все в порядке, и я сел на заднюю прямую, и мы ходим на четвертую передачу, но разве нет. Не так быстро. Каждый раз, когда я нажимал на педаль газа, я чувствовал, как сжимается задняя часть. Когда я говорил корректировщику посмотреть, как движется задняя часть, машина просто повернула направо ». Водитель Chevrolet Silverado Crew Cab Дуэйн Барнс был доставлен в местную больницу для наблюдения и отдыхал с комфортом. Он был сотрудником Michigan International Speedway , дочерней трассы Daytona . По выходным на гонках на трассах часто используется общая струйная сушилка, чтобы помочь в случае дождя, например, в воскресенье, когда изначально запланировано время старта гонки. Весь инцидент занял около двух часов, прежде чем были завершены последние 40 кругов (позже было увеличено до 42 из-за зелено-белой клетчатой ​​финиша ).

Впоследствии NASCAR добавило использование второй машины безопасности (используемой во время старта гонки) для защиты последней струйной сушилки в других ситуациях с машинами безопасности.

2011 6 часов Кастелле

« 6 часов Кастелле» 2011 года началось неоднозначно, когда пейс-кар не вернулся в боксы, когда загорелся зеленый свет. Передние LMP замедлились, но некоторые из автомобилей GT не смогли среагировать достаточно быстро, что привело к серьезным повреждениям всех трех Porsche класса GTE Pro, что привело к их снятию с производства. GTE Am класса IMSA Performance Matmut Porsche и GTE Pro JOTA Aston Martin также были вовлечены в бойню.

2009 WTCC Pau

Несчастный случай произошел во время гонки FIA WTCC во Франции в 2009 году в По , Франция . Череда аварий на первом круге привела к тому, что машина безопасности была переведена в режим ожидания, а на участке старт-финиш развевались желтые флаги. Затем водитель машины безопасности продолжил движение на трассу на низкой скорости без официального разрешения, пересекая линию выхода из ямы сразу после выхода из ям, вместо того, чтобы ограничиваться ее внутренней частью до тех пор, пока линия не закончится. Лидер гонки Франц Энгстлер преодолел изгиб на прямой старт-финиш и не смог избежать удара о борт гоночного автомобиля. Энгстлер прокомментировал: «Я увидел машину безопасности, выезжающую справа, и понял, что у меня нет шанса затормозить . Я действительно не понимаю, почему он выходил из боксов». После этого инцидента официальным водителем машины безопасности был назначен португалец Бруно Коррейя .

2008 Голландский суперкар Challenge Spa

Автомобиль безопасности разбился во время гонки Dutch Supercar Challenge 2008 в Спа-Франкоршам . Seat Leon был выпущен слишком поздно, позволяя ведущим Marcos LM600 пройти в то время как ошибочно идентифицировать Audi TT DTM в второй и Мослером MT900R GT3 в 3 — й , как «ведущий пакет. Официальные лица гонки сразу поняли свою ошибку, и машине безопасности было дано указание снизить скорость и пропустить все поле.

Когда машина безопасности выезжала из поворота 11, приближающийся Lamborghini Gallardo GT3 резко снизил скорость в ответ на необычно медленную машину безопасности. Тем не менее, BMW , отставший на несколько секунд, на скорости обогнул слепой поворот, столкнувшись с Gallardo и автомобилем безопасности. В результате столкновения Gallardo был разрушен, а BMW несколько раз покатился. Автомобиль безопасности был отправлен с трассы в барьер безопасности Armco на огромной скорости. В этом хаосе Marcos LM600, проезжая 11-й поворот, заблокировал тормоза и врезался в мокрую траву на внутренней стороне трассы. Когда он снова выехал на трассу, его сбоку сбил BMW Z3 . Кроме того, были повреждены два BMW M3 GTR E46 : один на внешней линии ударил заднюю часть Marcos, а другой, на внутренней линии, слегка повредил переднюю правую часть. Вторая M3 продолжила движение по трассе, а первая заскользила по траве перед 12 поворотом. Гонка была остановлена, и никто из пилотов не получил серьезных травм.

1986 Winston 500

Перед стартом гонки 20-летний фанат по имени Даррен Чарльз Краудер украл пейс-кар и проехал круг по трассе. Когда это произошло, заместители местного шерифа и работники следа быстро установили блокпост на выезде из поворота 4. Когда фанат остановил гоночную машину, шерифы открыли дверь и вытащили его, после чего его задержали.

1971 Индианаполис 500

Пейс-кар Индианаполиса 500 1971 года , оранжевый Dodge Challenger, которым управлял местный автодилер Элдон Палмер, разбился на старте гонки. Когда Палмер выехал на пит-лейн, чтобы гоночные автомобили начали гонку, он не справился с управлением и врезался в стенд фотографа. Погибших не было, а число пострадавших колебалось от 18 до 29.

Всё о ралли-кроссе: автомобили, экипировка участников, правила гонок

Ралли-кросс – яркая, зрелищная дисциплина, радующая любителей грунтово-асфальтовым замесом, напряженной борьбой. Здесь можно лидировать – и через минуту из-за инцидента с другим авто покинуть трассу ни с чем. Это спорт, результат которого зависит не только от гонщика, но и от слаженной работы механиков, техников. А еще это дисциплина, требующая постоянного финансового вливания. Но интерес зрителей подталкивает участников выжимать все больше и больше из своих железных лошадей, спрятанных под разрисованными капотами.

Что такое ралли-кросс

Есть в автокроссе дисциплина гоночного класса, в которой победитель выявляется по тому факту, в каком порядке он пересек финиш, и сколько ему на это потребовалось времени. Соревнования происходят на замкнутых трассах, более половины покрытия которых – бетон или асфальт, а остальное – гравий, щебенка, крошка, а местами и вовсе ничем не покрытые земля, глина, песок. Ралли и кольцевые гонки, сочетаемые в одной серии – это и есть ралли-кросс. Чтобы зрители получили свою порцию адреналина, пилоты выполняют в своих машинах множество апгрейдов. Разгон за 2 секунды до сотни км/ч был бы невозможным без усовершенствований, которые превращают машину в настоящего зверя. Все это делается для победы, зрелищ, а также тестирования новых разработок современных технологий автопрома.

Вам будет интересно  Правильное вождение автомобиля - залог безопасной езды - Авто Портал

Ралли-кросс отличается от автокросса:

  • в ралли не участвуют багги и грузовые машины;
  • разный формат проведения;
  • отличаются требования к шинам.

Автокросс проходит на чистом грунте, а для ралли-кросса оборудуют кольцо замысловатой конфигурации, на котором, на радость болельщикам, присутствуют и трамплины, и камни, летящие из-под колес, и грязь, и пыль. А если еще погода подсобит осадками – фигурное скольжение и заносы гарантированы.

Участники, водители, команды

Заявитель, он же участник – физическое или юридическое лицо, которое заявляет Водителя на соревнования. Заявитель должен иметь Лицензию РАФ (Российской федерации автоспорта) и полностью юридически отвечать за действия Водителя. Тот, в свою очередь, являясь физическим лицом, должен иметь Лицензию Водителя автомобильной федерации. Команда – это Водители, объединенные в один коллектив для соревнования с соперниками. Сколько будет представлено членов в команде – определяет Регламент соревнования. Название коллектив выбирает самостоятельно, но придерживаясь этических норм.

Чтобы получить карточку участника гонок, водители должны выполнить ряд требований:

  • пройти медицинский контроль;
  • иметь соответствующий рангу соревнования возраст на день старта состязаний: в категории юниоров Д3, Д2 – 12-18 лет, Д3-Карт-кросс – 8-14, Д3-Мини – 8-12 лет;
  • пройти административную проверку;
  • должны быть застрахованы от несчастных случаев.

Бывает, что организаторами гонок предусматривается страхование водителей. Тогда участнику не нужно предоставлять персональную страховку, как и в том случае, когда страховка включена в Лицензию.

Если юниор по решению Комитета ралли-кросса выступает во взрослой категории, то он не имеет права соревноваться с юниорами. Для соревнований младших гонщиков в старшей группе нужно нотариально заверенное разрешение родителей/опекунов. Водительское удостоверение не требуется.

Автомобили, экипировка участников

В одном соревновании каждый участник стартует на одном автомобиле. Транспортное средство должно быть проинспектировано и отвечать Техническим требованиям:

  1. Запрещены кроссовые шины. Ширина комплектного колеса должна быть не больше 22 см.
  2. Каждое колесо должно быть с брызговиком.
  3. Наличие автомобильной аптечки.
  4. Разрешена замена стекол на поликарбонат (кроме лобового).
  5. На машину должны быть установлены специальные сигнальные знаки с обеих сторон.
  6. Обязательны специальные ремни безопасности.
  7. Зимние шины не используются летом, если это не оговорено в Регламенте.
  8. Сиденье не прикрепляется к полу.
  9. Топливные трубки не проходят по днищу авто.

Если техническая комиссия выразит мнение, что машина является травмоопасной, ее участие в гонках может быть приостановлено. Номера от 1 до 10 присваиваются автогонщикам, занявшим соответствующие места в национальных соревнованиях в предыдущем зачете. Остальные участники наносят на кроссоверы номера 11-99. Кроме основных номеров, устанавливаются таблички наверху авто.

Экипировка водителя включает:

  1. Защитный шлем, одобренный ФИА (Международной федерацией автоспорта), без повреждений и изменений конструкции. Окраска и наклейки разрешены, если они не влияют на защитные свойства шлема.
  2. Ремни безопасности.
  3. Защитные комбинезоны.
  4. Перчатки контрастного с автомобилем цвета, чтобы в случае необходимости привлечь внимание.
  5. Ботинки.
  6. «Ошейник» — элемент, поддерживающий шлем в области шеи.

Шлем и материал комбинезона должны быть сделаны из негорючего материала.

Требования к трассам для соревнований

Место для проведения соревнования лицензируется соответствующей федерацией. Лицензия и Паспорт подтверждают соответствие требованиям Правил:

  1. Трасса для ралли-кросса – замкнутая кривая длиной 800-2000 м, не содержащая природных или искусственных водоемов (ручьев, ям, болот).
  2. От стартовой зоны до первого поворота должно быть не менее 100 м.
  3. Камни, пни, другие предметы, представляющие потенциальную опасность, должны быть заранее убраны.
  4. Проводятся пылезащитные работы: участки дороги обрабатываются пылесвязывающим веществом, поливаются.
  5. Ширина трассы – от 10 до 20 м, повороты должны быть не менее 25 м, уклон – 10%.
  6. Гоночная трасса может быть любой конфигурации.
  7. Соревнования предполагают добавочную петлю, «Джокер». Она изготавливается для придания гонкам зрелищности, для того, чтобы увеличить интервал между машинами. Во время заездов пилот должен 1 раз проехать по «добавке». Также судьи могут присудить лишнюю петлю за фальстарт. Въезд и выезд в нее находится вне основной трассы. Длина выбирается с таким расчетом, чтобы прохождение круга увеличивалось более чем на 2 с. Ширина «Джокера» составляет 10-14 м, причем выездной участок должен быть прямой, чтобы гонщик мог развить скорость.

Стартовая зона – участок с твердым покрытием. Размер зоны старта – не менее 14,5 м, для каждой машины выделяется место 2,5 м, ширина между авто – 1 м. После финиширования водители следуют в парк-стоянку. Он должен находиться близко от трассы. Стоянка должна быть оборудована:

  • радиоузлом;
  • информационным табло;
  • местами для размещения гоночного авто;
  • местами для сервисной техники;
  • санузлами;
  • мойкой;
  • техникой для погрузки/разгрузки автомобилей.

Кроме того, парк-стоянка обеспечивается средствами пожаротушения. Исполнение требований лежит на организаторе соревнований. На протяжении трассы располагаются судейские посты, не менее двух человек в каждом. Они должны находиться в зоне видимости друг с другом, связываются при помощи радиосвязи между собой и с Руководителем гонки. Посты оборудуются огнетушителями, емкостями с водой, сигнальными флагами. Перед началом заездов Руководитель гонки лично проверяет готовность трассы, вместе с Комиссаром по маршруту и безопасности подписывает Акт приемки.

Меры безопасности

Зрители, которые собираются посмотреть соревнования, обустраиваются в специально отведенных безопасных площадках. Опасные места огораживаются отбойниками, земляными насыпями, особо опасные – заграждением с отбойником и сеткой. Находиться на ограждениях категорически запрещено. Гонки проходят в соответствии с Планом безопасности, призванным так организовать соревнования, чтобы ничто не угрожало жизни, здоровью людей. Ниже перечислены принимаемые меры.

  1. Обеспечивается медицинский надзор: присутствие Главного врача соревнований, наличие не менее двух машин скорой помощи, соответствующим образом оборудованных. Рекомендуется нахождение на трассе машин службы спасения.
  2. Пожарную безопасность обеспечивают пожарный пост в парке-стоянке, пожарный автомобиль. Судьи на постах имеют по два огнетушителя емкостью по 5 л. Каждая команда должна иметь индивидуальные средства пожаротушения.
  3. Информирование зрителей о ходе соревнования осуществляется при помощи радиотрансляции. Судьи, персонал, механики связываются по радиотелефонам.

Плохие погодные условия, темнота, туман, сильные осадки – причины для отмены соревнований, переноса на другое время, или, если возможно, другую трассу.

Системы заездов

Есть две крупные международные серии: американский Red Bull Global Rallycross и FIA World RX Championship. Ралли-кросс имеет свою систему, которая является планом проведения соревновательных мероприятий.

Тренировки

Для знакомства с трассой и «разминки» авто и водителя проводятся тренировки.

  1. Сначала проводятся свободные заезды, обязательно с хронометражем. Автомобили выстраиваются в колонну, на трассу выпускают по 5-6 штук. Для тренировки дается три круга. Если регламентом предусмотрено несколько тренировок, гонщик имеет право выезжать на каждую из них.
  2. Потом в каждом дивизионе тренируются по 5 водителей, на той же дистанции и на время. Порядок хронометрированной тренировки – по убыванию стартовых номеров. По результатам этой тренировки формируется состав первого квалификационного заезда. Каждый водитель должен проехать хотя бы 1 круг, иначе в квалификационном заезде будет стартовать последним.

Трасса с «Джокером» доступна в свободной тренировке и запрещена в хронометрируемых заездах.

Квалификационные заезды

Они проводятся в трех сериях, по 5 автомобилей в одной линии.

Порядок заездов следующий:

  • 1 серия: первыми выезжают те, кто в хронометрируемых тренировках показал худший результат;
  • 2 серия: по результатам классификации первой серии;
  • 3 серия: согласно результатам второго заезда.

Максимальное число стартующих – не более 10. Если гонщиков много, в каждой серии их делят на группы, при этом небольшая группа стартует последней. Список стартующих складывается три раза: после хронометрируемой тренировки, после 1 и 2 серий заездов. Водителей по группам делят так:

1 заезд 2 заезд 3 заезд
1 стартовая позиция 1(гонщик с наибольшим временем) 2 3
2 стартовая позиция 4 5 6
3 стартовая позиция 7 8 9

И так далее, пока каждый гонщик не займет свое место в заезде. В каждом из них водители получают классификацию по количеству кругов, а тех, что преодолели одинаковое их количество, оценивают по времени пересечения финиша. Очки начисляются так:

Очки Очки
Исключен из заезда 95 Пришедший первым 1
«Не стартовал» 90 Вторым 2
Прошел меньше 2 кругов 80 третьим 3
2круга 12

В финал выходят водители, по итогам двух заездов получившие 25 очков. При равенстве очков все решает время финиша.

Финальные заезды

Прошедший в финал водитель, но не стартовавший в нем, не может никому передать свое место, оно остается свободным. Если в финал вышло более 14 водителей, их разделяют на две группы. Группа «А» будет состоять из 8 человек, остальные попадают в «В», при этом два сильнейших гонщика стартуют именно в группе «В». Шкала очков в финале выглядит так:

Место Очки Место Очки Место Очки
1 20 7 10 13 4
2 17 8 9 14 3
3 15 9 8 15 2
4 13 10 7 16 1
5 12 11 6 17 1
6 11 12 5 18 1

При равном количестве очков победа присуждается водителю, который имеет самое быстрое время любого заезда.

Старт

Точное время старта оговаривается на собрании Водителей или фиксируется в Регламенте. Опоздавший на старт водитель не стартует. Гонщики выезжают из предстартового накопителя на стартовую разметку согласно ведомости. Тот, кто не занял вовремя свое место в накопителе, стартует последним. Никого кроме судей в стартовой зоне быть не должно. Водители срываются с места при подаче сигнала светофором или отмашки судьи-стартера. Светофор горит красным. Судья проходит с поднятым зеленым флагом и табличкой «5 секунд». Выключение светофора – это сигнал к тому, что можно ехать. Порядок подачи стартового сигнала флагом также начинается прохождением судьи стартовыми рядами, после 5 секунд судья-стартер делает взмах флагом.

Фальстарт

Чтобы визуально зафиксировать фальстарт, на каждом ряду решетки находится судья факта, который резко поднимет красный флаг, если увидит начало движения, пока светофор горит красным. Увидев этот знак, красные флаги поднимают руководитель соревнования, а за ним – судьи на трассе. Водитель, который нарушил порядок, получает предупреждение. Старт дается повторно. Второй фальстарт тем же гонщиком обозначает отстранение от гонок. В таком случае спортсмен получает 95 очков в классификации.

Движение по трассе

Водители должны соблюдать Правила поведения на трассе, иначе получат пенализацию.

  1. Запрещено контактное движение. В серии FIA World Rally Cross контактная борьба разрешена.
  2. Двигаться можно только в одностороннем порядке. Разрешается и не считается нарушением:
  • выезд задним ходом с места непреодолимого препятствия;
  • съезд с возвышенности назад на крутом подъеме.
  1. Движение должно происходить только по трассе, ограниченной насыпями, ограждениями. Выезд в зоны безопасности строго запрещен.
  2. Нельзя препятствовать обгону. Обгонять можно с правой или левой стороны.
  3. Толкать машину нельзя. На трассе никто не может оказывать помощь гонщику в преодолении препятствия: автомобиль должен справиться сам, за счет силы мотора, инерции, тяжести. Если водителю будет оказана посторонняя помощь после старта, он снимается с заезда.

Аварии, неисправности в этом виде спорта неизбежны. Действия водителя:

  • при поломке автомобиля или аварии должен поставить авто в безопасное место, если это возможно, и немедленно покинуть трассу; такой заезд для гонщика считается законченным;
  • ремонт авто на трассе запрещен; однако есть специальная зона ремонта, где водитель может сам подрегулировать машину, без посторонней помощи.

Судьи обозначают место аварии желтыми флагами. На этом участке запрещен обгон, а если происходит эвакуация, которой запрещено препятствовать.

Финиш

Как только лидер завершает последний круг и пересекает финишную прямую, гонки заканчиваются для всех участников заезда независимо от того, сколько кругов они преодолели. Регламентом устанавливается время до закрытия финиша, которое называется «контрольным». По истечении контрольного времени финишная зона закрывается, а автомобили следуют в Закрытую зону. Водителям дается 5 минут, чтобы покинуть Закрытый Парк. После этого должно пройти 30 минут, предусмотренных на подачу апелляции. Если никто не подал претензий, ни с одной гоночной машины узлы и агрегаты снимать на проверку Техническим Комиссариатом не нужно – режим закрытого Парка снимается.

Определение результатов

Регламент соревнования является основным документом для определения результатов. Занятые места распределяются по порядку, в котором финишировали гонщики, и по числу полных кругов. Участникам, не прошедшим ни одного полного круга до момента закрытия финиша, место определяют по его расположению на сетке старта. Чтобы быть классифицированным в любой системе заездов, водитель должен преодолеть хотя бы один круг. В таком случае он может рассчитывать на выход в следующий этап, либо получить зачетные очки в многоэтапном соревновании.

Реклама

Реклама на автомобилях – обычное явление. Регламентом разрешается использование любой легальной рекламы. Она может размещаться на автомобилях участников, техобслуживания, на афишах, баннерах, территории соревнований. Участники гонок рекламируют то, что считают нужным. Как правило, на гоночных авто присутствует реклама спонсоров. Правила обязывают кроссмэнов резервировать место на авто для Обязательной и Необязательной рекламы. При этом если от Необязательной можно «откупиться», заплатив двойной стартовый взнос, то Обязательная реклама, предоставленная Организатором, будет присутствовать на машине на протяжении всего соревнования. Она представляет собой наклейку 10×50 см на верхней части бортов с обеих сторон машины.

Протесты и апелляция

Протест может быть направлен только по единичному факту: на 1 участника, 1 автомобиль, 1 действие, 1 решение. Чтобы опротестовать результаты гонок, участник (команда) должны уплатить денежный взнос в размере, установленном Регламентом. Если Протест окажется обоснованным, сумма или часть ее будет возвращена участнику. Если Протест требует разборки авто для снятия агрегатов, нужно уплатить дополнительный взнос, который составляет половину от стартового. При необоснованности Протеста взнос не возвращается, а участнику, авто которого требовало разборки, уплачивают ¾ от суммы взноса.

На решение по Протесту участники могут подать апелляцию в автомобильную федерацию.

Федерации

Мировые чемпионаты проводятся под патронатом Международной автомобильной Федерации (FIA). Она была основана в 1914 году, контролирует много подвидов автомобильного спорта, среди которых и ралли-кросс.

FIA состоит из свыше 230 членов из порядка 140 стран мира. В разных государствах автоспорт контролируют национальные автомобильные федерации. Все они являются членами FIA. Региональные ассоциации и федерации – это общественные организации, которые занимаются развитием автоспорта. Например, в РФ таких под сотню, правда, не каждая из них развивает дисциплину ралли-кросс.

Историческая справка

Гонки на автомобилях – развлечение давнее, проходившее несистемно и не имевшее официального значения. Так было до 1967 года, пока на Лидден-Хилл-трассе в Англии не состоялись первые соревнования пилотов ралли. Мероприятие было организовано каналом ITV с целью поднятия телерейтинга, но гонки приглянулись телезрителям, а организаторы увидели перспективу в развитии новой дисциплины. Первая гоночная трасса используется до сих пор, гонщики называют ее культовым местом. Через два года в Нидерландах прошел первый официальный ралли-кросс. В 70-80 годы, когда в соревнования включились «тяжеловесы» из группы «Б», зрелищ стало еще больше, как и травм. В связи с этим появились новые правила, и спорт потихоньку стал переходить в подполье. В 2014 году ФИА организовала первый чемпионат по ралли-кроссу, который теперь проводится регулярно.

Литература

История развития автомобильных гонок прослеживается в печатных изданиях.

«История скорости» – книга, выпущенная Авто ВАЗ, пока еще только для коллекционеров, описывает все дисциплины автоспорта, ралли-кросса в том числе. Автомобиль Лада прошел спортивный путь вместе с сотнями гонщиков, принеся в копилку многих из них немало побед.

«Как научиться ездить быстро по гоночной трассе и безопасно по обычной дороге» – так называется книга знаменитого гонщика Евгения Васина. Она предназначена для тех, кому интересны особенности автовождения. Книга дает ответы на вопросы «Как избежать ошибок?», «Как стать гонщиком?», а также, «Как повысить водительское мастерство?».

Михаил Георгиевич Горбачев издал двухтомник «Гонки в СССР», в котором подробно описал историю автоспорта. В книгах много биографических справок, описаний событий, воспоминаний гонщиков о том, что происходило на трассах ралли или «кольца». М. Горбачев – спортивный комментатор, в прошлом автогонщик, принимал участие в дизайне гоночных трасс. Книги написаны живым языком, пересыпаны байками, жаргоном водителей, смешными и любопытными историями.

В спортивном мире рейтинг ралли-кросса растет. С 2014 года, когда стал разыгрываться чемпионат Мира, в ралли участвуют звезды мировой величины, а это притягивает зрителей на трибуны. Теперь дело за федерациями: популяризовать ралли-кросс. В свою очередь, производители уже выпускают электрокары мощностью 600 л. с., которые ничем не уступают бензиновым «зверям». Так что перспективы у ралли-кросса весьма заманчивые.

https://zap-online.ru/info/avtonovosti/top-10-avtomobilnyh-tehnologiy-kotorye-prishli-iz-gonochnogo-mira
https://ru.qaz.wiki/wiki/Safety_Car
http://alvin-almazov.ru/rules/vsyo-o-ralli-krosse-avtomobili-ekipirovka-uchastnikov-pravila-gonok/