Вождение автомобиля с механической коробкой передач

Вождение автомобиля с механической коробкой передач для начинающих

Вождение автомобиля с механической коробкой передач происходит с соблюдением определенного алгоритма переключения ручки. Рывки и дерганья машины ломают составные элементы коробки.

Устройство автомобиля

Начиная вождение, ознакомьтесь с теорией, узнайте принцип работы механических коробок передач.

У трансмиссии (МКПП) 2 предназначения:

  • передача крутящего момента силового агрегата автомобиля к колесам;
  • регулирование объема тяги, в различных условиях движения.

Вождение машин с механическими коробками подразумевает при переключении передач потерю скорости транспортным средством (движение происходит инерционно). Переключают ручку плавно, без торможения авто.
Управление МКПП расположено в салоне — ручка с правой стороны от водителя. Трогается машина с механикой при первой передаче, потом переключается на вторую, затем водитель руководствуется показаниями тахометра , звуком мотора или собственными ощущениями и в соответствующий момент переключает коробку, обеспечивая скорость выше предыдущей.

Основа работы трансмиссии подразумевает принцип изменения крутящего момента ступенями. Переключая ручку в салоне авто, начинают двигаться шестерни. Ступени характеризуются определенной скорость вращения. Ездить на пониженной передаче при большой скорости чревато поломками механических коробок. Различают четырех, пяти, шести ступенчатые коробки.
Расчет зависимости скорости машин с механикой и выбранной передачей отображают в таблице.

Передача Скорость километры в час
I 0-20
II 20-40
III 40-60
IV 60-80
V выше 80

Используя указанные параметры можно управлять ненагруженным автомобилем. В реальности скорость уменьшается в зависимости от сопутствующих факторов.
Первую передачу используют трогаясь с места. Вторую—спускаясь под уклоном и в пробках. Третью — используют по городу, а остальные для загородных трасс.
При нейтральной передаче крутящий момент привода не передается колесам. Работающий двигатель при нейтральной передаче и нажатой педали газа оставляет в статичном положении машины.

Назначение и расположение педалей:

  1. Расположенная слева— сцепление, выжимают в пол (левой ногой), начиная движение машины и переключении скоростей.
  2. Педаль посредине—тормоз. Нажимается правой ногой.
  3. Крайняя правая педаль—газ, функционирует зависимо с педалью сцепления: газ нажимают, отпуская педаль сцепления.

Достоинства МКПП:

  • маленькая масса;
  • удобный ремонт и обслуживание;
  • маленькая стоимость изготовления;
  • отсутствует система охлаждения;
  • выносливость;
  • возможна буксировка машины;
  • плавная езда;
  • демократичное потребление топлива;
  • шанс заниматься экстремальным вождением;
  • в экстренных ситуациях машина заведется «с толкача»;

Минусы МКПП:

  1. шанс перегрузить мотор и коробку;
  2. нельзя постепенно изменять передаточные отношения;
  3. трудно подобрать передачу;
  4. ниже комфорт (чем АКПП);
  5. утомительная езда в городском потоке автотранспорта.

Механическая коробка обеспечивает адекватный режим работы мотора при разных условиях езды. Осуществляется регулировка скорости ручным методом переключения ступеней.

Обязательно посмотрите видео: как правильно трогаться с МКПП:

Водительская поза в авто

2

«Чайники» пытаются сесть в автомобиль, странными способами: садятся в авто спиной и начинают разворачиваться на кресле, принимая удобное положение для того, чтоб управлять авто.
Подойдите к машине, со стороны водителя, откройте левой рукой дверцу транспортного средства и направьте правую ногу к педали газа, садитесь, плотно закройте дверцу.
Отрегулируйте водительское место, учтите:

  1. Спинка сиденья водителя располагается с маленьким наклоном (угол наклона приближен к 90 градусов).
  2. Спина плотно прилегает к спинке сидения.
  3. Ноги не достают к рулевому колесу.
  4. Водитель наблюдает в зеркалах заднего вида пространство сзади и слева от машины.

Отрегулируйте водительское место, воспользовавшись механизмами на сидении. Ноги свободно достают к педалям и согнуты в коленях. Производить регулировку сиденья при движении машины категорически запрещено. Неправильно выставленное сидение — напряжение позвоночника и локтевых суставов водителя, плюс уменьшение концентрации внимания. Регулировка водительского места выполнена правильно: прислонившись к спинке кресла и переключая передачу, удаленную от водителя, водитель не чувствует дискомфорт.

Начало вождения

Вождение автомобиля с механической коробкой передач начинается с освоения расположения скоростей. Чтоб во время движения транспортного средства выполнять переключение автоматически, не присматриваться к рычагу переключения. Проходят начальный этап обучения с выключенным двигателем, так безопаснее.
Запомнить расположение передач стоит последовательно переключая рычаг коробки в различные положения. Схема расположения передач нанесена на рычаг. Схема отсутствует — посоветуйтесь с водителями, пусть подскажут расположение каждой передачи. Среднее положение (рычаг свободно двигается)— нейтральное.

Вам будет интересно  Механическая коробка передач: принцип работы для чайников

Научившись переключать ручку коробки, переходите к следующему этапу: совместите переключение скоростей с нажиманием педалей сцепления и газа. Поставьте ручку коробки в нейтральное положение, предварительно выжав сцепление, запустите мотор и прогрейте до рабочей температуры. Если температура окружающей среды ниже нуля: прогревая двигатель жмите на педаль сцепления. Так ускорится прогрев масла в коробке. Заводите авто при выключенной передаче — чтобы машина не начинала движение бесконтрольно.
Начиная вождение, плавно отпустите педаль сцепления и одновременно нажмите на педаль газа. Чтоб машина не заглохла двигателю необходимо набрать обороты. Увеличивают их нажав на газ (легонько), чтоб не спровоцировать резкий старт. Педаль сцепления во время переключения скоростей не нажимайте дольше 2 секунд.
Научитесь переключать скорость, используя тахометр, или прислушивайтесь к силовому агрегату. Если обороты мотора маленькие и авто не набирает нужную скорость, то переключите на нейтральное положение, затем перейдите на пониженную передачу.

Если обороты мотора очень высокие, включите более высокую передачу. Показания тахометра помогут ориентироваться на обороты двигателя.
Чтоб научиться ездить назад, освойте управление задней скоростью. Включать ее можно остановив автомобиль. При неправильном переключении рычага передача выскочит. На задней скорости коробка очень быстро набирает обороты. Поэтому ездить на ней продолжительное время опасно.

Рекомендуем посмотреть видео о торможении с МКПП:

Торможение в разных ситуациях

3Останавливаясь на сухом покрытии, не переключайте автомобиль с высоких передач на низкие, снизьте обороты на этой передаче.
Водить авто в дождливую погоду и когда гололед опасно: дорожное покрытие становится скользким. Поэтому при торможении авто нужно переключиться на пониженную передачу, чтоб сбросить скорость. Это позволит контролировать угол возможного заноса машины.
Желаете научиться тормозить на скользкой дороге? : придерживайтесь инструкции:

  • сбросить обороты;
  • отпустить сцепление;
  • переключиться на пониженную передачу;
  • снова выжать сцепление.

Последовательность этих действий приводит к «торможению двигателем», позволяет избежать блокировки колес у машины.

Автомобиль забуксовал в снегу? — воспользуйтесь методом «раскачивания» транспортного средства. Для этого делайте движение вперед на первой скорости, затем включите заднюю скорость и выполните движение назад.

4Техника остановки авто на дороге имеющей уклон. Поставьте машину на ручной тормоз, и включить нейтральную передачу, отпустив ручной тормоз, переключитесь на первую скорость, выжимайте сцепление и трогайтесь с места, отпуская сцепление и одновременно плавно нажимая на газ. Будет момент, когда авто перестанет отъезжать назад, в таком положении можно машину держать на подъеме или холме без использования тормоза.
Чтоб оставить транспортное средство на парковке, остановите мотор, нажмите на педаль сцепления и включите первую передачу. Это позволяет предостеречь авто от скатывания. Можно воспользоваться ручным тормозом. Вернувшись в машину, обязательно переключите рычаг коробки в нейтральное положение.

Для резкого торможения на сухой дороге применяют схему:

  • отпускают педаль газа;
  • нажимают педаль сцепления;
  • нажимают тормоз, чтоб остановить машину;
  • переключаются на нейтральную передачу и отпускают педали;
  • ставят авто на ручной тормоз.

Торможение методом дауншифтинга останавливает машину быстрее, чем использование только педали тормоза. Чтоб воспользоваться такой техникой применяют схему:

  • выжать педаль сцепления и переключиться на третью передачу;
  • поставить правую ногу на педаль тормоза;
  • начать плавно убирать ногу с педали сцепления;
  • перед полной остановкой машины выжимают еще раз педаль сцепления;
  • не пользоваться первой скоростью, как меньшей передачей.

Общие рекомендации

Вождение автомобиля с механической коробкой передач —трудоемкий процесс, тяжелее вождения с АКПП. Приобретя определенные навыки и опыт водитель, освоив принцип работы механических коробок, чувствует автомобиль, он понимает связь между скоростями и коробкой.

  1. Нельзя ездить на нейтральной передаче, при скатывании автомобиля с уклона может произойти блокировка колес и потеря контроля над управлением. Небезопасно водить авто на скользкой дороге.
  2. Подъезжая к светофору, тормозите двигателем, затем включайте пониженную передачу.
  3. При управлении машиной не выжимайте часто сцепление — это вредит выжимному подшипнику, пользуйтесь нейтральным положением рычага коробки.
  4. В зимнее время не оставляйте автомобиль на ручнике: тормозные колодки подмерзнут и авто не тронется с места.
  5. Переезжая лежачего полицейского, уменьшайте скорость вдали от него, а перед самой преградой резко отпустите тормоз.
  6. При движении транспортного средства со стабильной скоростью, не держите левую ногу над педалью сцепления. Это приводит к перенапряжению мышц и непроизвольному нажатию на сцепление, что чревато его поломкой.
  7. Работа мотора нестабильная: нажмите на сцепление и дождаться пока двигатель начнет правильно работать.
  8. Выжимайте сцепление в пол перед переключением передачи.
  9. Зная, что нужно будет припарковать автомобиль на склоне, берите в дорогу кирпич, подложите его под колесо машины и авто не скатится.
  10. Перед включением задней передачи, останавливают транспортное средство.
  11. Начинающие водители при переключении скоростей ориентируются на тахометр. Водить авто нужно с учетом возможной поломки мотора из-за высоких оборотов двигателя.
  12. Автомобиль заглох, не нужно сразу начинать его заводить. Повремените минутку: стартер не перегреется и не разрядится аккумулятор.
Вам будет интересно  Тойота королла 2008 автомат или робот

Права получены, но нет уверенности в правильном вождении, выберите неперегруженные машинами дороги и потренируйтесь в езде. Вы привыкнете к машине и почувствуете себя уверенно.

Вождение автомобиля с механикой требует терпения и сил начинающего водителя. Растерявшись на дороге и разнервничавшись прижмите авто к обочине, включите аварийку, успокойтесь и продолжите движение.

Начинающему водителю нужно игнорировать хамское отношение других водителей (насмешки и подрезание машин обозначенных знаком ученик).
Вступая в дебаты с хамами во время езды вы рискуете стать участником ДТП, после происшествия придется чинить кузов собственного авто. Начинающему водителю за рулем автомобиля нужно:

  • Быть собранным (отсутствует паника);
  • Быть вежливым по отношению к другим участникам движения;
  • Прислушиваться к работе мотора;
  • Присматриваться к тахометру;
  • Смотреть в зеркала.

Пройдет время и новичок научится правильно пользоваться МКПП. Грамотное управление автомобилем позволяет экономить топливо, плюс дает шанс почувствовать мощь мотора.

Как управлять автомобилем с механической коробкой передач

Вождение автомобиля с механической коробкой передачИсточник:gaibrest.by

Если вам предстоит освоить нюансы управления автомобилем, снабженным механической или ручной коробкой передач, не стоит заранее впадать в отчаяние, ведь трудности, связанные с рядом ее особенностей, зачастую преувеличены. Основной момент, смущающий водителей-новичков, — это наличие трех педалей (вместо двух) и рычага переключения передач. Безусловно, потребуется согласованность и слаженность движений. Зато на вашей стороне будет моральное преимущество над теми водителями, которые умеют ездить лишь на автомобиле с автоматизированным вариантом коробки. Определенным плюсом станет и выбор самого транспортного средства, ведь в ряде случаев, чтобы позволить себе понравившуюся модель с автоматической коробкой передач, придется выложить кругленькую сумму, а такое же авто, только с механикой, стоит дешевле. Поэтому не нужно заранее чувствовать себя побежденной — лучше все же проявить терпение и настойчивость, чтобы преодолеть некоторые трудности на пути к цели.

Что такое механическая коробка передач

Во-первых, давайте выясним, что представляет собой коробка передач, сокращенно КПП, или, как ее часто называют, трансмиссия. Как известно, она выполняет две основные задачи:

  • распределение или, иначе, передачу, крутящего момента от мотора (двигателя) транспортного средства непосредственно к его колесам;
  • изменение объема тяги в зависимости от условий передвижения транспортного средства.

Современные автомобили оснащаются несколькими видами КПП, например: механическими (ручными), автоматическими, роботизированными и вариаторными (бесступенчатыми). Наибольшую популярность получили транспортные средства с механической (МКПП) и автоматической (АКПП) коробками передач.

Между этими вариантами существует целый ряд отличий, поскольку в автомобиле с АКПП управление процессом переключения скоростей полностью берет на себя электронная система, иными словами, компьютер, а в авто с МКПП это происходит только при непосредственном участии водителя.

Ручная (механическая) коробка передач существует уже более ста лет и, конечно же, за свою столь длительную историю она пережила множество изменений и усовершенствований. Ее конструкция по-прежнему проста, надежна, позволяет управлять автомобилем вручную во всех режимах движения, а также, при известном мастерстве водителя, является достаточно экономной в плане расхода топлива.

Вождение автомобиля с механической коробкой передачИсточник:1GAI.ru

Азы, необходимые для вождения авто с МКПП

Вот о том, какие секреты помогут новичку быстрее и легче разобраться в тонкостях управления автомобилем с МКПП, и пойдет речь. Для начала нужно четко понять несколько важных моментов:

  1. Левая педаль (сцепление) выжимается строго левой ногой, а за две оставшиеся (тормоз и газ) отвечает правая нога.
  2. Скорости следует переключать, осуществляя поочередный переход от первой ко второй, затем к третьей и так далее. Нельзя, к примеру, переключаться сразу со второй на пятую, если хотите сохранить двигатель автомобиля в исправности как можно дольше.
  3. Сцепление выжимается при каждом переключении передачи.
Вам будет интересно  Планетарный механизм принцип работы | Авто Брянск

Это азы, без знания которых научиться водить автомобиль невозможно. Но немаловажным является и освоение плавного начала движения авто, без рывков и глохнущего мотора. Для этого придется потренироваться, так как с первого раза получается далеко не всех. Здесь важно довести движения рук и ног до автоматизма. В теории, чтобы плавно тронуться с места, нужно выполнить ряд манипуляций в следующем порядке:

  • включить зажигание (завести двигатель авто);
  • выжать сцепление;
  • рычаг перевести в положение первой передачи (скорости);
  • плавно нажать на газ и одновременно, тоже без каких-либо рывков, отпустить сцепление.

Если ваши практические действия совпадут с теорией, то автомобиль медленно тронется с места. Если же нет — не беда: Просто запаситесь терпением и попытайтесь снова. И опять, пока не добьетесь результата.

Отдельного внимания заслуживает момент, когда же стоит переключать скорости, ведь все время ехать только на одной невозможно. Для этого нужно знать, что на первой передаче допускается движение со скоростью до 15 км/ч, на второй — до 30 км/ч, на третьей — до 50 км/ч, на четвертой — до 80 км/ч, на пятой скорость ограничивает лишь ваше чувство самосохранения. Для начала хорошей подсказкой послужит спидометр, а дальше вы сможете ориентировать по одному лишь звуку двигателя.

Правильное торможение при разном состоянии дороги

Если вам необходимо притормозить на сухом дорожном покрытии, не нужно для этого переходить от высоких передач к низким. Лучше понизить обороты до минимальных для той же передачи, на которой и осуществлялось движение.

В гололед и дождь ситуация несколько другая. Поскольку дорожное покрытие скользкое, то стабильное положение автомобиля приобретает особую важность. Вам следует полностью сконцентрироваться на дороге, а для повышения устойчивости авто, снабженного механической коробкой, переключиться на более низкую передачу, тем самым снизив скорость. Это позволит проконтролировать угол возможного заноса и вовремя среагировать при возникновении аварийной ситуации.

Помните и тот факт, что для торможения на скользкой дороге вначале следует сбавить обороты, потом отпустить сцепление, осуществить переход на низкую передачу и только после выполнения всех этих действий вновь выжать сцепление. Такой способ называется “торможение двигателем”, он не допустит блокировку колес, но замедление движения авто произойдет постепенно. Здесь большую роль играет тщательное соблюдение дистанции между вашей и следующей впереди машиной, и, конечно, скоростной режим.

Плавное вхождение в повороты также способствует безопасности при езде на автомобиле, оборудованном механической или ручной коробкой передач, ведь такой способ может предотвратить занос транспортного средства на скользком дорожном покрытии. В случае, когда ваше авто забуксовало в снегу или на льду, стоит прибегнуть к так называемому методу “раскачивания”. Для этого движение вперед сопроводите включением первой передачи, а при движении назад включите, соответственно, заднюю.

Конечно, для новичка эти рекомендации поначалу покажутся сложными и трудновыполнимыми, но регулярные попытки осуществлять их позволят со временем придать вашей манере езды больше легкости и безопасности.

Проще всего управлять машиной, конечно же, с автоматической трансмиссией. И все-таки, если вам только предстоит пройти курс “молодого водителя” и получить права, лучше учиться езде на авто, снабженном механической (ручной) коробкой передач. Почему? Ответ очевиден: научившись справляться с более сложным вариантом управления, вы сможете чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Кстати, во многих зарубежных странах водителю, который прошел обучение и сдал экзамен по вождению авто с коробкой-автомат, строго воспрещается садиться за руль машины с механической трансмиссией. Вывод: не существует легких путей, особенно если это касается искусства управления любым транспортным средством.

http://pro-zamenu.ru/transmissiya/vozhdenie-avtomobilya-mehanicheskoy-korobkoy.html
https://carextra.ru/sovety/avtomobil-mehanicheskoj-korobkoj.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *