Вторичный рынок автомобилей: как; пандемия изменила автобизнес в; России

Содержание

Вторичный рынок автомобилей: как пандемия изменила автобизнес в России

По сравнению с 2019 годом на конец 2020 года глобальный авторынок показал отрицательную динамику по количеству продаж автомобилей. Общемировые продажи составили порядка 77,7 млн авто, что на 14% меньше предыдущего года. Однако авторынок России в 2020 году вошел в ТОП-10 по общемировым продажам, несмотря на то что по сравнению с 2019 годом просел на 9,1% (рис.1).

Рис. 1. Топ-10 мировых авторынков в 2020 году, млн шт.

Рис. 1.jpg

Источник: «ForAuto-2021. Автомобильный рынок: итоги и прогнозы»

По данным специалистов «Автостат», в конце 2020 года в России эксплуатировалось 45 миллионов легковых автомобилей. Для сравнения: 10 лет назад в 2011 году насчитывалось порядка 33 миллионов автомобилей. То есть за 10 лет, с 2011 по 2021 год, число легковых автомобилей на российских дорогах выросло почти на 36%. Однако если в 2011 году легковых автомобилей старше 10 лет насчитывалось порядка 50%, то в настоящее время их почти 60%. Основную долю в общем объеме легковых автомобилей в России занимают легковушки в возрастной категории от 11 до 15 лет (23%) (рис.2).

Рис. 2. Возрастная структура легковых автомобилей в России в 2011 – 2021 гг., %

Рис. 2.jpg

Источник: Автостат

За прошедший 2020 год автобизнес России столкнулся с дефицитом как новых, так и подержанных машин. Вторичный рынок становится популярнее благодаря росту цен на новые машины, падению доходов и образовавшемуся дефициту на первичном авторынке. В 2020 купили почти 5,5 млн автомобилей с пробегом (новых – 1,46 млн). Рынок подержанных легковушек вырос на 1,7% по сравнению с 2019 годом, тогда как продажи новых легковых авто упали почти на 10% (рис.3).

Рис. 3. Динамика продаж новых и подержанных автомобилей в России, млн.шт.

Рис. 3.jpg

Источник: Автостат, АЕВ

По состоянию на конец 2020 года в России на один купленный новый автомобиль приходилось 3,8 подержанных автомобилей (1:3,8) (рис.4).

Рис. 4. Соотношение продаж новых и подержанных легковых автомобилей за 2020 год, тыс. шт.

Рис. 4.jpg

Источник: Автостат

Самый большой разрыв в продажах новых и подержанных авто зафиксирован в апреле-мае 2020 года, когда в связи с пандемией большинство дилерских центров не работало. Это привело к тому, что на один проданный новый автомобиль приходилось порядка 4,9 с пробегом. Тем не менее, уже в декабре 2020 года продажи новых автомобилей и подержанных находились в соотношении 1:3,5, как и в начале 2020 года.

Регионы-лидеры по продажам подержанных автомобилей

По состоянию на конец 2020 года на каждую 1000 жителей России было продано 48 автомобилей, в число которых входило 10 новых и 38 подержанных авто. По регионам России самое большое количество новых автомобилей на 1000 жителей было продано в Санкт-Петербурге и Москве, а подержанных – в Дальневосточном и Сибирском федеральном округе (рис.5).

Рис. 5. Продажи новых и подержанных автомобилей на каждую 1000 жителей в федеральных округах России по состоянию на начало 2021 года, шт.

Рис. 5.jpg

Источник: Автостат

По сравнению с 2019 годом незначительный рост продаж автомобилей с пробегом зафиксирован в нескольких регионах: г. Москва (+5,38) и г. Санкт-Петербург (+3,04), Свердловская область (+3,3), Республика Татарстан (+2,9) и Челябинская область (+2,8) (рис.6).

Рис. 6. Топ-10 территорий по продаже автомобилей с пробегом за 2019 – 2020 гг, тыс. шт.

Рис. 6.jpg

Источник: Автостат (анализ)

Данные «Автостата» позволяют говорить о том, что по итогам 2020 года средневзвешенная цена подержанного легкового автомобиля в России составила 550 тыс. рублей. Это на 10% больше, чем в 2019 году.

Средневзвешенная цена автомобиля с пробегом массового сегмента в прошлом году достигла 450 тыс. рублей, увеличившись на 10%. Аналогичный показатель в премиум-сегменте вырос чуть сильнее – на 11% до 1,46 млн рублей. Стоит отметить, что средневзвешенная цена б/у автомобиля рассчитывается с учетом объемов продаж по модели и году выпуска (без учета модификаций).

Сегмент автомобилей в возрасте от 3 до 7 лет показал рост стоимости порядка 15 – 20%. Самый большой рост цен на «вторичке» был на «свежие автомобили» в возрасте от 3 до 5 лет. А вот более возрастные машины (10, 15, 20 лет) показали прирост всего около 5%.

Эксперты считают, что рост цен и дефицит автомобилей у дилеров вынудили россиян перейти на вторичный рынок, что привело к нехватке и подержанных машин в России. Другими словами, повышение цен на новые автомобили, а также их дефицит стали основными драйверами переориентации потребителей на ассортимент вторичного рынка.

Вам будет интересно  Renault Logan 2019 года: цена, отзывы владельцев, фото

При этом уже сейчас автоэксперты отмечают, что хороших предложений на «вторичке» практически не осталось.

Кроме того, подержанные машины в России к концу 2020 года подорожали в годовом выражении на 9%, а их средняя стоимость на конец декабря 2020 года составляла 666,4 тыс. рублей. По мнению специалистов, это связано с курсом рубля и нехваткой на «вторичке» качественных и «честных» автомобилей, а также наплывом перекупщиков. По сути, рост цен и объема продаж автомобилей с пробегом, в основном, произошел в декабре 2020 года, когда только за один последний месяц года было продано более 530 подержанных машин. Это на 16,6% больше, чем в декабре годом ранее.

ТОП автомобильных брендов по продаже «вторички»

В течение 2020 года на вторичном рынке лидерство удерживал отечественный автомобиль Lada, спрос на который, правда, по сравнению с предыдущим годом, уменьшился на 4,7%. Если в 2019 году было продано порядка 1 346,5 тысяч этих авто, то в 2020 году – 1 283,5 тысяч. В общем объеме продаж автомобилей с пробегом эта марка занимала долю в 23%.

Следующее место по объему продаж на вторичном рынке, как и в 2019 году, занимает автомобиль марки Toyota. Автомобили этой марки были проданы в России в количестве 619,7 тыс. шт., что на 3,7% или 597,6 тыс. шт. больше, чем годом ранее.

На третьем месте по объему продаж находятся автомобили марки Nissan. Всего в 2020 году авто этой марки на вторичном рынке было продано 315 тыс. шт., что на 3,8% больше, чем в 2019 году. Годом ранее было продано 303,9 тыс. шт. (рис.7).

Рис. 7. Доля Топ-5 марок автомобилей в общих продажах на вторичном рынке в России, %

Рис. 7.jpg

Источник: Авито Авто.

В Топ-5 самых продаваемых автомобилей с пробегом в России вошли также авто марок Hyundai и KIA. Продажи подержанных автомобилей Hyundai в 2020 году показали рост 7,3%, по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, если в 2019 году было продано 284,5 тыс. шт., то в 2020 году – 305,2 тыс. шт. Что касается KIA, продажи авто этой марки также увеличились в 2020 году по сравнению с предыдущим на 12,8% и составили 298,8 тыс. шт.(табл.1).

Таблица 1. Топ-10 марок легковых автомобилей с пробегом, проданных в России за 2019 – 2020 гг.

Всего по России

Из 10 лидирующих марок автомобилей на вторичном рынке России только две марки показали отрицательную динамику продаж по сравнению с 2019 годом – отечественная LADA (-4,7%) и FORD (-1,4%). Все остальные марки-лидеры продемонстрировали положительный рост продаж в 2020 году по сравнению с предыдущим. Наибольший рост наблюдался у марки KIA (+12,8%).

Самым популярным среди россиян в 2020 году был автомобиль Ford Focus, который, правда, по сравнению с предыдущим годом снизился в продажах на 1,8%. LADA 2114 также была востребована у жителей России и тоже показала отрицательную динамику продаж по сравнению с 2019 годом – минус 8,9% (рис.8).

Рис. 8. Топ-5 самых популярных моделей автомобилей на вторичном рынке России в 2019 -2020 г., тыс.шт.

Рис. 8.jpg

Источник: Автостат

Далее следует Hyundai Solaris, KIA Rio и Toyota Corolla, показавшие рост продаж по сравнению с 2019 годом на 8,2%, 15,2% и 1,6% соответственно.

Самый большой прирост в продажах по сравнению с 2019 годом показал автомобиль KIA Rio (+15,2%), а самое сильное падение отмечено у отечественной LADA 2107 (-12,3%).

Эксперты Автостата в Топ-10 востребованных моделей автомобилей на вторичном рынке включили также Lada 2107, которая сократилась в продажах по сравнению с 2019 годом со 118,4 тыс. до 103, 8 тыс., или на 12,3%; Lada 2170 Priora – 102,2 тыс. (-3,8%); Lada 2190 Granta – 94,4 тыс. (+12%); Lada 2121 Niva – 90, 8 тыс. (-0,1%); Lada 2110 – 83,3 тыс. (-14%) и Renault Logan – 79,2 тыс. (+1,3%) (рис.9).

Рис. 9. Топ-20 самых популярных моделей автомобилей на вторичном рынке России в 2020 г., тыс. шт.

Рис. 9.jpg

Источник: Авито Авто (анализ)

Как и в 2019 году, самыми популярными на вторичном рынке России были кроссоверы и внедорожники из сегмента SUV, продажа которых в 2020 году составила 1,49 млн. Второе место по продажам заняли средние авто из сегмента С – продано порядка 1,42 млн., а третье место – у компактных автомобилей класса В – 1,05 млн. (рис.10).

Рис. 10. Сегменты Топ-5 на вторичном рынке автомобилей в 2019 – 2020 гг., млн шт.

Рис. 10.jpg

Источник: Автостат (анализ)

Седаны являются наиболее предпочтительным автомобилем по типу кузова на вторичном рынке в 2020 году. Их доля занимает 42% в общем объеме рынка подержанных автомобилей. Второе место занимают универсалы с долей 33%, на третьем месте хэтчбек/лифтбек -22% (рис.11).

Рис. 11. Соотношение легковых автомобилей с пробегом по типу кузова на вторичном рынке, %

Вам будет интересно  Составлен рейтинг рекомендуемых к покупке б/у авто до 500 000 руб.

Рис. 11.jpg

Источник: Автостат

Прогноз развития вторичного авторынка в России

По сравнению с 2019 годом увеличиваются продажи подержанных автомобилей через официальных дилеров. Так, если в 2019 году общий объем продаж составил порядка 700 тыс. автомобилей, то уже в 2020 году, несмотря на закрытие весной 2020 года большинства дилерских центров в связи с пандемией, через официальных дилеров было реализована 789 тыс. авто с пробегом. Это на 14% больше предыдущего года. По сути, каждый 7 подержанный автомобиль реализуется через официальных дилеров.

Отметим, что у дилеров более 85%, или 690 тыс. автомобилей с пробегом, приходится на марки массового сегмента, которые в 2020 году показали рост на 20% по сравнению с предыдущим годом. При этом автомобили с пробегом премиум-класса показали отрицательную динамику продаж в 2020 году, сократившись на 12% по сравнению с 2019 годом.

Итоги первых трех месяцев 2021 года показывают, что цены на подержанные автомобили растут быстрее, чем на новые.

Согласно данным Авто.ру, за первые три месяца 2021 года подержанные автомобили подорожали на 5,2%. Цены на новые выросли на 3,8%. Представители дилеров отмечают более высокий рост цен. Так, в «Рольфе» говорят о подорожании машин в возрасте до 10 лет на 10,7% в I квартале по сравнению с началом года. В «Авилоне» фиксируют рост на 30% год к году, в «Прагматике эксперте» — 20% за I квартал.

Дилеры связывают рост цен на подержанные автомобили с дефицитом новых машин и их постоянное удорожание. Соответственно, при отсутствии выбора продавцы устанавливают выгодные им ценники, и стоимость трехлетних машин становится выше их исходной цены.

Самыми востребованными на рынке остаются автомобили в возрасте до двух-трех лет с небольшим пробегом и одним хозяином. Их покупают практически сразу после появления на рынке. При этом доступность «трехлеток» сократилась: их стали реже сдавать в trade-in, увеличился срок эксплуатации. По мнению дилеров, покупатели стали менее охотно расставаться с автомобилями из-за сокращения доходов.

Рост цен на вторичном рынке ускорился еще в 2020 году. И, если общий объем продаж подержанных машин в РФ в 2020 году, как было сказано выше, вырос на 1,7%, то в I квартале 2021 года — на 3,3% до 1,2 млн штук. Продажи новых автомобилей в этот же период падали.

Специалисты Авто.ру составили прогноз развития рынка подержанных автомобилей до 2023 года в России (рис.12).

Рис. 12. Прогноз развития вторичного рынка автомобилей

Рис. 12.jpg

Источник: Авто.ру.

Высока вероятность, что продажи на вторичном рынке авто будут сокращаться, в первую очередь, в силу его насыщения в 2020 году. Большой спрос на автомобили с пробегом в предыдущем году оказали влияние на снижение количества предложений на вторичном рынке, поэтому необходимо определенное время для того, чтобы рынок стабилизировался. Эксперты спрогнозировали рост цен на новые автомобили, соответственно, поднимутся цены и на авто с пробегом. Но повышение цен на вторичном рынке прогнозируется как незначительное по причине увеличения срока эксплуатации и пробегов авто. Одновременно с ростом срока владения будет наличествовать дефицит ликвидных вариантов автомобилей с пробегом.

«Высшая Передача» Авито Авто в Казани: главные тренды нового и вторичного авторынка России

16 сентября 2021 года в г. Казань состоялась конференция «Высшая Передача», посвященная обзору текущей ситуации на автомобильном рынке России. Представители Авито Авто совместно с аналитическим агентством АВТОСТАТ рассказали об основных трендах с фокусом на рынок ПФО, обсудили актуальную аналитику автомобильного рынка по разным регионам страны и перспективы развития онлайн-каналов продаж.

Партнерский материал

Рынок новых легковых автомобилей в России: объем, динамика, анализ сегментов, цены

Открывая конференцию, Сергей Удалов, директор аналитического агентства АВТОСТАТ, поделился последней статистикой рынка новых автомобилей и автомобилей с пробегом в России, а также выделил основные показатели авторынка Татарстана, отметив, что в данном регионе соотношение новых автомобилей к автомобилям с пробегом выше, чем в целом по стране.

За первые 7 месяцев 2021 года рынок новых легковых автомобилей вырос на 28%. Соотношение массового сегмента к премиальному составляет 90% к 10%. Динамика премиального сегмента на рынке новых автомобилей выше (+43%), чем динамика роста продаж массовых новых автомобилей (+38%) за первые 5 месяцев 2021 года (год к году). Сергей Удалов объясняет более активную динамику премиум-сегмента покупательской способностью и желанием обогнать продолжающийся рост цен.

Рост цен (показатели за первые 6 месяцев 2021 года (сравнение год к году) на новые автомобили продолжается: +13% за первые полгода 2021 г. (год к году).

Татарстан занимает 5 место по объему рынка новых автомобилей среди всех регионов РФ. Доля продаж в Татарстане составляет 4% от всего рынка РФ. За первые пять месяцев 2021 года продажи выросли на 23% по сравнению с тем же показателем 2020 года и составили 26,5 тыс. единиц.

Топ-5 регионов РФ по объему рынка новых автомобилей (включая динамику роста за первые 5 месяцев 2021 г., год к году):

  • Москва (+42%)
  • Московская область (+43%)
  • Санкт-Петербург (+36%)
  • Краснодарский край (+50%)
  • Татарстан (+23%)
Вам будет интересно  Обзор Volkswagen Golf GTI 2021

Топ-5 самых популярных моделей в Татарстане на рынке новых легковых автомобилей:

  • LADA Granta (2190)
  • KIA Rio
  • Hyundai Creta
  • Hyundai Solaris
  • Lada Granta (2191)

Рынок легковых автомобилей с пробегом в России: объем, динамика, анализ сегментов

Рынок автомобилей с пробегом в 3 раза больше, чем рынок новых автомобилей по стране. За первые 7 месяцев 2021 года рынок автомобилей с пробегом вырос на 18%. Соотношение массового сегмента к премиуму составляет 90% к 10%. Динамика продаж автомобилей с пробегом в премиальном сегменте выше динамики продаж массовых моделей: +33% к +28% соответственно за первые 5 месяцев 2021 года (год к году).

На вторичном рынке доля продаж Татарстана составляет 2,5% от всего рынка РФ. За первые пять месяцев 2021 года продажи в регионе выросли на 25% по сравнению с тем же показателем 2020 года и составили 57,6 тыс. единиц.

Топ-5 самых популярных моделей на рынке автомобилей с пробегом в Татарстане

  • LADA 2114
  • KIA Rio
  • LADA Granta (2190)
  • Hyundai Solaris
  • Ford Focus

Обзор рынка новых автомобилей : наиболее активные регионы ПФО по спросу и предложению, самые популярные бренды

Алексей Ткачук, аналитик Авито Авто, поделился с участниками «Высшей Передачи» актуальными данными поведения пользователей классифайда – покупателей и продавцов на рынке новых автомобилей и автомобилей с пробегом России, отметив Татарстан как один из наиболее активных регионов ПФО.

Общий спрос (кол-во запросов контактов на 1 объявление, размещенное на Авито, на период август 2021, сравнение год к году) на новые легковые автомобили в России вырос на 10%. Татарстан занимает второе место среди регионов ПФО по росту спроса среди пользователей Авито Авто.

Топ-5 наиболее активных регионов ПФО:

  • Чувашия (+19%)
  • Татарстан (+10%)
  • Саратовская область (+6%)
  • Кировская область (+5%)
  • Саратовская область (+3%)

Общее предложение (кол-во запросов контактов на 1 объявление, размещенное на Авито, на период август 2021, сравнение год к году) по новым легковым автомобилям в стране выросло на 37%. Наибольший рост активности по размещению объявлений в ПФО по новым автомобилям демонстрирует Саратовская область. Татарстан занимает пятое место по количеству предложений.

Топ-5 наиболее активных регионов ПФО:

  • Саратовская область +139%
  • Оренбургская область +93%
  • Кировская область +78%
  • Пермский край +57%
  • Татарстан +37%

Российские и китайские бренды лидируют по общему количеству предложений новых автомобилей на классифайде в ПФО. Среди китайских брендов наиболее сильный рост наблюдается на новые автомобили брендов Chery и Geely (+31% соответственно), а также Haval (+23%). На рынке Татарстана наиболее активно размещаются предложения по брендам LADA, ГАЗ, KIA, Mercedes-Benz, Renault.

Обзор рынка автомобилей с пробегом : наиболее активные регионы ПФО по спросу и предложению, самые популярные бренды и модели, динамика цен

Общий спрос на автомобили с пробегом по России снизился на 5%. Наибольшую динамику по росту спроса в ПФО демонстрируют следующие регионы:

  • Мордовия (46%)
  • Нижегородская область (40%)
  • Удмуртия (34%)
  • Самарская область (29 %)
  • Саратовская область (27%)

Общее предложение на вторичном авторынке снизилось на 5%. Основными факторами, влияющими на общее снижение предложения на вторичном авторынке, аналитики Авито Авто называют дефицит новых автомобилей на рынке, который заставляет покупателя переориентироваться на рынок автомобилей с пробегом, а также традиционное сезонное снижение на рынке в августе. Татарстан лидирует по объему предложения среди всех регионов ПФО.

Регионы ПФО, демонстрирующие наибольший объем предложений по автомобилям с пробегом:

  • Татарстан
  • Башкортостан
  • Нижегородская область
  • Самарская область

Количество дилерских предложений по автомобилям с пробегом на рынке РФ выросло с 19 до 25%. При этом дилеры увеличили на 49% количество автомобилей на складах стоимостью до 500 тыс. руб. Эксперты Авито Авто объясняют переориентацию дилеров на данную ценовую категорию большим спросом покупателей на автомобили в этом ценовом сегменте. Частные продавцы стали реализовывать больше автомобилей в ценовом диапазоне 1-2 млн руб.: количество предложений по стране выросло на 24%.

Средняя стоимость автомобилей с пробегом в РФ выросла на 30%. Наибольший рост демонстрируют следующие ценовые категории легковых автомобилей:

В России стали покупать меньше автомобилей

Продажи автомобилей в России в ноябре упали на 20,4 процента (на 32,1 тысячи штук меньше) по сравнению с ноябрем 2020 года — за месяц россияне купили 125,5 тысячи автомобилей, указано в отчете Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Автопроизводители не ожидают традиционного взлета продаж перед новогодними праздниками.

Тем не менее по итогам десяти месяцев 2021 года организация отмечает положительную динамику — рынок на 6,9 процента превзошел показатели за аналогичный период 2020 года (1,44 миллиона проданных машин).

Материалы по теме

Не въезжаем.

Отрицательный рост.

«Обычно декабрь — благоприятный месяц для продаж автомобилей, но этот год — другой, и нам представляется, что в следующем году существующий тренд сохранится и в ближайшие месяцы цифры еще ухудшатся», — рассказал председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель. Основными причинами падения рынка, по его словам, стали сокращение производства, нехватка полупроводников и логистические проблемы.

Штэрцель добавил, что новые меры российских властей могут лишь усугубить ситуацию на авторынке. По его словам, новый проект постановления правительства предполагает почти девятикратное увеличение ставки утилизационного сбора на электромобили. В совокупности с недавней отменой нулевой импортной пошлины на электромобили это решение существенно замедлит развитие этого сегмента рынка, который только начал расти в стране. Электрокары подорожают, их продажи упадут, а динамика развития зарядной инфраструктуры ухудшится, считает председатель комитета автопроизводителей АЕБ.

В октябре ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) предсказала стране длительный дефицит машин. По словам экспертов, нехватка продлится как минимум до середины 2022 года и автомобили почти всех марок вырастут в цене. Аналитики Economist Intelligence Unit (EIU) назвали мировую автомобильную индустрию самой пострадавшей отраслью из-за проблем с поставками в период пандемии.

Источник https://delprof.ru/press-center/open-analytics/vtorichnyy-rynok-avtomobiley-kak-pandemiya-izmenila-avtobiznes-v-rossii/

Источник https://www.kolesa.ru/news/vysshaya-peredacha-avito-avto-v-kazani-glavnye-trendy-novogo-i-vtorichnogo-avtorynka-rossii

Источник https://lenta.ru/news/2021/12/06/avvto/

Источник