Взаимозаменяемость запчастей разных моделей и марок

Взаимозаменяемость запчастей разных моделей и марок

Взаимозаменяемость запчастей разных моделей и марок

Хорошим примером заимствования конструкции может служить ВАЗ-2101 «Копейка», первый автомобиль построенного в СССР в конце семидесятых Волжского автозавода. Первые «Жигули» были по сути и первой российской иномаркой выпускаемой под российским флагом, но собранные по лицензии фирмы Фиат, и потому имели большой перечень взаимозаменяемых запчастей.

Общие для всех законы физики

При разработке конструкции автомобиля заводские разработчики, в основном, пользуются общей теорией расчета прочности и надежности конструкции, и не секрет, что в одном и том же классе машин может быть много сходных по размерам деталей.

Скажем, в двигателе одинакового литража могут быть похожие по размерам поршни, поршневые пальцы, кольца, вкладыши, клапаны и направляющие клапанов, сальники коленчатого вала и сальники клапанов и другие схожие элементы.

Поршень и поршневые кольца Поршень и поршневые кольца

Практические преимущества взаимозаменяемости для пользователя и автозавода

Часто автомобильные компании, разрабатывая модель класса люкс, используют ряд взаимозаменяемых деталей от других, уже давно стоящих на конвейере и более дешевых моделей. Это выгодно производителю, так как не нужно расширять производство, используя большинство типовых узлов и деталей автомобиля общие для многих моделей марки.

Автолюбители не всегда пользуются этим преимуществом и заказывают необходимые запасные части именно на свою модель, считая, что это будет «оригинал» от завода-изготовителя. Однако завод оснащает свои автомобили большинством комплектующих других производителей, просто физически не имея возможности выпускать все детали для сборки автомобиля на своих мощностях.

Стоимость же запасных частей напрямую связана со стоимостью обслуживания автомобиля, и потому их взаимозаменяемость с менее престижных моделей способна заметно сократить эту статью расходов.

Например, поршни и поршневые кольца, головки блоков, вкладыши, клапани и направляющие втулки, фильтра и прочие наименования, компания Kolbenschmidt выпускает для серийных автомобилей: Audi, Volkswagen, Seat, Skoda, BMW, Rover, General Motors, Opel, Mercedes, Chrysler, Porsche, Ford, Jaguar, Fiat, Nissan, Volvo, Saab, Peugeot, Citroen и др. Это огромный выбор запасных частей, где имеется множество схожих параметров и, зная основные соотношения и размеры можно подобрать необходимые детали от другой марки автомобиля.

За более чем 80 лет своего существования компания Kolbenschmidt MSI Gmbh доказала высокую степень надежности и качества своей продукции, и поршневые кольца, вне зависимости от марки, для которой они предназначены, будут одинаково высокого качества. Таким образом, кольца, купленные для BMW, но подобранные по каталогу, скажем, Citroen будут не хуже, и ставить их в двигатель можно без опасений.

Как подбирать детали

При подборе взаимозаменяемых деталей необходимо лишь знать точные размеры деталей и учитывать температурный режим двигателя, а также вид используемого топлива.

К примеру, при подборе колец необходимо знать диаметр цилиндра и другие его точные параметры, чтобы заниматься подбором колец на их основании:

Взаимозаменяемость деталей среди автомобилей одной марки на руку владельцам «люксовской» серии, так как это снижает расходы на их обслуживание. Так, например, в случае с Lexus IS ремонт ходовой части и двигателя (серия 1G-FE) обходится гораздо дешевле при использовании запачастей от автомобилей, выпущенных под маркой Toyota, так как их детали по большей части взаимозаменяемы с Lexus. Так для ремонта Lexus IS подходят запчасти от: Toyota Mark-2 (с 1998 года), Toyota Crown (с 1998 года), Toyota Cresta (с 1998 года), Toyota Chaser (с 1998 года).

Вам будет интересно  Боевые внедорожники-трансформеры. Какими автомашинами оснащены армии мира - ТАСС

Примеры совместимости запчастей от российских автомобилей для ремонта иностранных автомобилей

  • Пыльники направляющих суппортов от 2108
  • Задние стойки от ваз 2108 с пружинами
  • Пыльники рулевых наконечников ВАЗ-08-09 на «Ауди 100″44-ю
  • Задние стойки с пружинами от ваз 2108
  • Ауди80 — подушка двигателя от «Нивы»
  • Газовый упор капота на Ауди А4 B5 от задней двери «Баргузина» (понадобится небольшая доработка)
  • трос спидометра ВАЗ-21213 на Ауди 100 (без рубашки)
  • А4 В5/А 80 Б4 — пыльник наружного ШРУСа от «Нивы»
  • А80 — втягивающее реле стартера от ВАЗ-2110 и др.

Для Opel «Кадет» и «Аскона»

  • 1, 3 л – поршневые кольца от ваз 2101, вкладыши шатуна от «Таврия»
  • -1.2 л- поршневые кольца ваз 21011, вкладыши по «кругу» от Москвич -408
  • 1.6 л- поршневые кольца от ваз 21011(последний ремонт) и пр.

Зная точные данные, скажем, поршневых колец можно подобрать кольца с других моделей, более доступных по цене.

Например, для двигателей БМВ поршневые кольца размером 1.75-2-4 можно подобрать от Ауди, Фольксвагена, Фиата , Форда, Мерседеса, Тойоты, Мазды , Рено, Пежо.

Из вышеприведенных примеров можно сделать вывод о том, что, хорошо зная параметры детали и внимательно изучая каталоги запчастей других марок, можно значительно сократить расходы на обслуживание и ремонт автомобиля.

Взаимозаменяемость автозапчастей и структура работы автоиндустрии

Во времена СССР предприятия автопромышленности на территории одного завода изготавливали все детали для транспортного средства. Японские, европейские, американские автопроизводители отошли от этой практики раньше советских. Известные компании распределяли заказы на отдельные элементы для автомобиля между профильными предприятиями. Главный завод выполнял функцию по сборке транспортного средства из привезенных деталей, узлов, механизмов, расходных материалов.

Структура работы автоиндустрии

Крупные и известные производители имеют по несколько заводов. На каждом из них выполняется сборка готовых автомобилей. Предприятия располагаются в разных странах мира. Автопроизводители предлагают автомобили разных классов, ценовых категорий. Имеют широкие региональные рынки сбыта, учитывают в работе местное законодательство. Поэтому процессы перераспределения подразделений – обычное явление. У каждой компании способы производства и выпуска машин специфичны. Например:

  • первый завод собирает конкретную модель транспортного средства;
  • второй – определенные механизмы и узлы;
  • третий специализируется на новых моделях;
  • четвертый занимается разработкой дизайна и т. д.

Один и тот же автомобиль может выпускаться на различных автопредприятиях. Зачастую в нем присутствуют существенные различия, продиктованные конкретным региональным рынком. Например, подобное характерно для марок: Jeep, Toyota, Nissan, Mazda, Hyundai.

Сборочные конвейеры работают беспрерывно (на заводе бывает три смены), поэтому и запчасти должны прибывать к ним постоянно. На одно сборочное предприятие может одновременно работать несколько специализированных заводов. На каждом из них выпускается конкретный тип детали:

  • двигатель;
  • коробки передач;
  • подвеска;
  • стекла;
  • кабельно-проводниковая продукция;
  • металлические корпуса и т. д.

Незначительные детали (пластиковые элементы, обивка сидений и т. п) производятся неподалеку от основного сборочного завода. Все профильные предприятия, работающие во благо одного сборочного конвейера, принадлежат одной компании. При условии недостатка, нехватки деталей и элементов, автопроизводители оформляют заказы у сторонних производителей, в том числе и у глобальных конкурентов. Каждый такой шаг оценивается маркетинговым и финансовым отделами.

Мировая автоиндустрия

Мировая автоиндустрия наполнена перемешанными взаимоотношениями между ведущими автопроизводителями. Связи настолько тесные, что один автомобиль, выпускаемый определенным сборочным заводом, часто состоит из элементов, каждый из которых был изготовлен на своем континенте. Даже несколько брендов могут работать во благо выпуска конкретной модели одной марки. И всё это в условиях огромной конкуренции на рынке автоиндустрии.

Вам будет интересно  Замена подвесного подшипника Киа Спортейдж 3

Профильные заводы, не принадлежащие автоконцернам, изготавливающие, например, подшипники, амортизаторы, шаровые опоры и другие элементы, могут снабжать продукцией различные компании, конкурирующие между собой.

Мелкие детали, необходимые для оснащения автомобилей, компании заказывают у различных профильных предприятий. С учетом требуемых объемов продукции, для одной модели такие детали могут изготавливаться в разных фирмах. Это нормальная практика для крупных автоконцернов, заинтересованных беспрерывном снабжении сборочных конвейеров. Вокруг одного транспортного средства формируется обилие аналогичных элементов и деталей, имеющих различные каталожные номера. Каждая деталь проходит экспертную проверку. При обнаружении несоответствия отправляется в брак.

Профильные предприятия, занимающиеся изготовлением автозапчастей, выполняют поставки продукции не только на сборочные конвейеры. Часть выпущенных товаров отправляется на склады, в автомагазины. В целях экономии, удовлетворения потребностей крупные автоконцерны часто оформляют заказы на изготовление деталей у предприятий, которые до этого вообще не работали в сфере машиностроения, но располагают необходимым оборудованием.

Большой выбор автозапчастей

В первые годы пользования автомобилем собственники не задумываются о покупке деталей. Техническое обслуживание проводит дилер, где при необходимости ставятся оригинальные запасные части. Единственная сложность – вероятность задержки поставки деталей (особенно в удаленные регионы), из-за чего автовладелец на время лишается машины.

По завершении гарантийного срока автовладельцы самостоятельно ищут запчасти, а некоторые из них готовятся к ремонту заранее. В этом случае продуманные собственники покупают детали недорого, выбрав вариант с долгой доставкой из другого региона или страны. Выбор оригинальных, фирменных запчастей это:

  • гарантия долговечности эксплуатации установленной детали;
  • отсутствие необходимости дорабатывать элементы для качественной установки;
  • продление сроков службы узлов и агрегатов.

Приобретение оригинальных запчастей для популярных автомобилей проблем не доставляет. Сложнее ситуации с редкими транспортными средствами, которые, например, давно не выпускают или не продавались на национальном рынке. Автовладельцы в этой ситуации сталкиваются с:

  • проблемами в поиске деталей в розничных и интернет-магазинах;
  • продолжительной доставкой (отправка осуществляется из других городов, регионов, стран);
  • неоправданно высокой стоимостью редкой детали.

Установка неоригинальных запчастей – решение сомнительное. Часто их ставят, чтобы улучшить заводскую конструкцию транспортного средства. Для старых японских автомобилей, к примеру, это распространенная практика. Индустрия тюнинга, будучи популярной в прошлое десятилетие, и сегодня остается востребованной в СНГ, Европе, Северной Америке. Иногда умельцы самостоятельно дорабатывают оригинальные детали, чтобы они могли выполнять конкретные задачи.

Стандартные элементы

Автомобили, изготовленные в разное время, на различных сборочных конвейерах и под управлением разных автоконцернов, в своем составе имеют огромное количество аналогичных элементов и узлов. Стандартизация деталей и запчастей – обычная практика, которая десятилетиями применяется в автоиндустрии.

Подшипники

подшипники

Например, работает множество шарикоподшипниковых заводов. Они изготавливают подшипники по общемировым стандартам для автоиндустрии, станкостроения, самолетостроения и других отраслей. Каждый подшипник маркируется отдельным сквозным номером, зависящим от разновидности, размерных характеристик, применяемого при изготовлении сырья.

Различные предприятия используют единые стандарты, работают с одинаковыми типоразмерами, выпускают изделия с определенными эксплуатационными характеристиками. Поэтому в «Жигулях», «Тойоте», «Лексусе», «Форде» могут быть одинаковые подшипники, но изготовленные разными профильными предприятиями. Специалисты могут подобрать подшипник для конкретного автомобиля, зная определенные параметры изделия:

  • разновидность;
  • внутренний и наружный диаметр;
  • ширина канавок под стопорные кольца.

Есть и редкие типоразмеры подшипников, которые выпускаются под конкретные модели транспортных средств, но это нераспространенная практика. Большинство видов подшипников активно используются в автомобилях разных моделей, производителей, поколений. В качестве исключения рассматриваются конусные подшипники, которые различаются по номенклатуре, даже если у них одинаковые посадочные размеры обойм, т.к. они отличаются углом наклона рабочего корпуса. Различны они по технической документации, но ограничений и запретов на их взаимозаменяемость нет и быть не может. Основной момент – правильная регулировка конусного подшипника после его установки.

Вам будет интересно  Рено Логан подвеска передняя и задняя: ремонт, схема и устройство

Сальники

Помимо подшипников, в категории стандартных элементов относятся сальники. Их производство ведется в соответствии с отраслевыми, а не общемировыми стандартами. Процесс подбора подходящего сальника это осложняет, но можно найти аналогичные изделия, которые используются, например, в мотоциклах «Ява» и семейном авто Suzuki Alto.

В крупном автомагазине можно без труда подобрать сальник, подходящих по характеристикам, размерам, даже если он предназначен для другого авто. В сальниках рабочая кромка создается под левое или правое вращение. Если их перепутать, то после начала эксплуатации есть вероятность, что потекут уплотнительные материалы. В автомагазинах продаются универсальные сальники, работающие с любым направлением кручения вала.

Если сальники одинаковы по размерным характеристикам, то они могут различаться числом рабочих кромок, наличием защитного пыльника. Толщина – маловажный параметр (особенно, если замена тоньше фирменного изделия). Защитный пыльник и рабочие кромки – основные факторы, по которым стоит подбирать сальник.

Карданные крестовины

Карданные крестовины

Карданные крестовины также относятся к группе стандартных элементов. Их основные характеристики – диаметр чашек, расстояние между запорными кольцами, которые расположены в вилке шарнира. Крепление крестовин трансмиссионных валов в автомобилях сейчас осуществляется на заданные посадочные места с помощью пружинных разрезных колец в соответствующих пазах. Также выполняется запрессовка чашек и центрирование. Крепление реализуется следующими способами:

  • в первом случае пазы протачиваются по внутренней поверхности посадочного места вилки (в них вставляется внутреннее распорное кольцо);
  • во втором случае паз расположен на чашке изнутри, поэтому необходимо внешнее кольцо, разжимаемое при установке.

Для проведения монтажных и демонтажных вариант предпочтительнее второй вариант, когда кольцо находится в чаше и упирается во внутреннюю часть вилки. При замене крестовины подобный замок сломать невозможно.

Первый вариант требует аккуратного проведения работ по монтажу/демонтажу, потому что запорные кольца полностью не разжимаются из-за загрязнений и заусенец в пазах. Существует вероятность повреждения пазов в процессе запрессовки. Но в этой ситуации проще подобрать замену:

  • можно воспользоваться подходящими по размерным характеристикам крестовинами обоих видов (во втором случае применяются только чашки с пазами);
  • можно поставить и «короткие» крестовины, компенсировав люфт, равномерно подложив на торцы чаше монеты, шайбы требуемого диаметра.

Установка неоригинальных крестовин часто выполняется в профилактических целях. К примеру, если фирменные изделия являются необслуживаемыми, а есть возможность поставить вариант с пресс-масленками.

Трубопроводы

Неоригинальные трубопроводные элементы могут применяться в различных транспортных средствах. Можно проложить нефирменную воздушную магистраль, топливный трубопровод, трубы для движения охлаждающей жидкости. Основное условие – совпадение соединений нового элемента с оставшейся заводской частью (по сечению и материалу).

По большинству используемых в автомобилях запчастей совпадения встречаются редко. Если они присутствуют, то только по причинам, что автопроизводители пользуются услугами одних и тех же профильных предприятий. В разных автомобилях по случайности могут оказаться одинаковыми конусы и шаровых опор, рулевых наконечников. Но не факт, что размерные характеристики взаимозаменяемых деталей смогут совпасть.

Автопроизводители заказывают огромное количество запчастей, деталей и элементов у одних и тех же профильных предприятий. С каждым годом детали становятся всё более унифицированными, стандартизированными. Это играет на руку потребителям – необходимо только правильно опознать заменяемую деталь, поискать подходящие аналоги (независимо производителя). Автоконцернами информация о взаимозаменяемости деталей не афишируется, но автовладельцы давно знакомы с этими особенностями автоиндустрии последних лет.

Источник http://https://blamper.ru/auto/wiki/zapchasti-i-aksessuary/vzaimozamenyaemost-zapchastey-raznyh-modeley-i-marok-2969/
Источник http://https://marshal.ru/articles/vzaimozamenyaemost-avtozapchastei.html