Зачем и когда менять тормозную жидкость в автомобиле | АВТОМИР

Содержание

Зачем и когда менять тормозную жидкость в автомобиле

Зачем и когда менять тормозную жидкость в автомобиле

Автомобили со временем становятся все совершеннее, но базовые принципы их работы остаются неизменными на протяжении десятков лет. Взять хотя бы тормозную систему. Как бы ни улучшались все ее компоненты, без тормозной жидкости безопасно остановить автомобиль по-прежнему невозможно. А раз так, важно знать, как правильно ее подобрать и вовремя заменить.

Основная функция тормозной жидкости — передавать усилие от педали тормоза далее по гидравлическим контурам тормозного привода. Под давлением, создаваемым в главном тормозном цилиндре, она движется по трубкам к каждому колесу автомобиля и воздействует на поршни суппортов или колесных цилиндров, которые приводят в действие тормозные колодки, прижимая их к тормозным дискам — и машина снижает скорость или останавливается. Кроме того, тормозная жидкость выступает еще и в качестве смазки для деталей тормозного механизма, обеспечивая им антикоррозионную защиту и уменьшая трение.

По законам физики, там, где есть давление и трение, есть и нагрев. Рабочая температура тормозной жидкости обычно держится в диапазоне 120°С, но при большой нагрузке может достигать 300°С и даже выше, в зависимости от типа и класса. Это важный параметр, на который сегодня необходимо обращать внимание при выборе (он указывается на упаковке).

Какие бывают тормозные жидкости?

Классифицируют все тормозные жидкости по двум основным свойствам: «сухой» и «влажной» температуре кипения, а также вязкости. Самая известная система— DOT (названа по имени Department of Transportation – Министерство Транспорта США). Это не единственная, но самая распространенная система классификации тормозных жидкостей. В соответствии с ней существует деление на несколько типов: DOT 3 — для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами (встречается на некоторых моделях автоконцерна PSA, Suzuki и Toyota); DOT 4 — самый распространенный — для современных автомобилей с дисковыми тормозами на обеих осях (в свою очередь, делится на два класса в зависимости от уровня вязкости: Class 4 и Class 6 – низковязкостные жидкости для авто с ESP); DOT 5.1 — для тяжелых или спортивных режимов эксплуатации с интенсивными разгонами и резкими торможениями (отличается более высокой точкой кипения, но недостаточной для ABS/ESP вязкостью). Все это тормозные жидкости на основе гликолевых/полигликолевых соединений c эфирами борной кислоты и различных присадок.

Особняком стоит тип DOT 5.0 — из-за силиконовой основы. При некоторых положительных свойствах в сравнении с другими DOT, такая тормозная жидкость неприменима на автомобилях с ABS/ESP и автомобилях, эксплуатируемых в холодном климате — именно из-за особенностей взаимодействия с образуемой влагой в магистрали.

Что влияет на качество работы и срок службы тормозной жидкости?

Главным «врагом» тормозной системы в целом и тормозной жидкости в частности была и остается вода. Дело в таком свойстве тормозной жидкости как гигроскопичность, то есть способность впитывать влагу из окружающего воздуха. Достаточно даже того малого количества, с которым жидкость контактирует в бачке тормозного привода или которое проникает через тормозные шланги и их соединения, чтобы со временем в ней начала скапливаться вода.

Процесс накопления влаги в тормозной жидкости вызывает ее «старение»: с повышением содержания воды температура кипения падает, а опасного пара выделяется больше. В лучшем случае это может привести к снижению эффективности торможения, а в худшем — к отказу тормозов со всеми вытекающими.

Уже в течение первого года эксплуатации тормозной жидкости в ней может содержаться до 2% влаги, ко второму году — до 3,5%, к третьему — до 5%. Поэтому различают температуру кипения «сухой» (новой и еще не напитавшей влаги) и «увлажненной» тормозной жидкости (за точку отсчета берется содержание воды на уровне 3,5%). Так, уже при трехпроцентном содержании воды температура кипения падает с 330 до 165 С. Кроме того, высокое содержание воды в тормозной жидкости вызывает коррозию в тормозной системе.

Вам будет интересно  С какой стороны тормоз

Как узнать, что тормозная жидкость требует замены?

Простое правило в отношении педали тормоза гласит: при нажатии ее ход не должен быть больше пяти сантиметров. Если педаль тормоза проваливается на более значительное расстояние или пружинит, это может сигнализировать об отказе тормозного контура или попадании воздуха в тормозную систему. А значит, необходимо заменить тормозную жидкость и прокачать тормоза.

Тормозную жидкость лучше обновить и в том случае, если неизвестно, когда в последний раз производилась ее замена в автомобиле. В этом случае можно использовать специальные тестеры, которые позволяют определить уровень температуры кипения тормозной жидкости, но проще и надежнее залить новую.

Кроме того, следует обращать внимание на цвет и состояние тормозной жидкости: она должна быть прозрачной, без посторонних примесей. Помутнение, появление осадка — признаки того, что ее пора менять.

Можно ли доливать тормозную жидкость или смешивать жидкости от разных производителей?

То, что тормозную жидкость можно «обновить», долив свежую — заблуждение, причем опасное. На количество уже имеющейся в системе влаги такая манипуляция никак не повлияет и не сделает торможение более эффективным. Это отчасти снимает вопрос о том, можно ли смешивать разные жидкости. Но если вдруг по каким-то причинам вы вынуждены так поступить, важно помнить, что ни в коем случае нельзя смешивать тормозные жидкости с разной основой (например, минеральной и силиконовой). Также не рекомендуется смешивать жидкости на общей (гликолевой) основе, но от разных брендов: каждый состав имеет индивидуальную композицию, каждый производитель применяет разные присадки.

Исходя из задач, которые выполняет тормозная жидкость, к ней выдвигается ряд основных требований:

  • устойчивость к сжатию. Именно это свойство помогает жидкости равномерно передавать давление по всему объему гидравлического контура тормозной системы. И чем ниже сжатие, тем лучше «проводимость» (зависит от уровня «гигроскопичности» тормозной жидкости). Изначально об этом можно судить по значению «сухой» точки кипения, указанной на упаковке: чем она выше, тем ниже гигроскопичность или, правильнее выражаясь, дольше во времени отложена скорость впитывания или накопления влаги в тормозной жидкости.
  • высокая температура кипения. Как уже отмечалось выше, тормозная жидкость при работе сильно нагревается. Если она закипает и испаряется, возникает так называемый эффект паровой пробки: образующиеся водные пары, в отличие от тормозной жидкости, сжимаются, принимая на себя часть тормозного усилия, и работа всей системы ухудшается. Вот почему важно, чтобы точка кипения тормозной жидкости находилась выше ее рабочей температуры;
  • стабильность вязкостно-температурных свойств. Проще говоря, тормозная жидкость не должна становиться густой с понижением внешней температуры (особенно при минусовых отметках) и оставаться достаточно вязкой при ее повышении с одновременным сохранением собственных высоких температур кипения;
  • смазывающая способность тормозной жидкости для защиты от коррозии внутренних поверхностей тормозной магистрали. Современные требования автопроизводителей в этом отношении становятся все более жесткими — поскольку это касается компонентов электронных систем безопасности движения ABS и ESP в силу их важности в обеспечении безопасности на дороге. Высококачественные смазывающие присадки значительно продлевают срок службы оригинального оборудования и позволяют избежать ремонта с заменой дорогостоящих гидромодуляторов.

С какой периодичностью менять тормозную жидкость?

Ориентироваться в этом вопросе следует либо на пробег (если автомобиль используется нерегулярно или, наоборот, постоянно и интенсивно), либо на время с последней замены. В первом случае новую тормозную жидкость нужно заливать с интервалом в 30-40 тыс. км, во втором — раз в год для систем DOT3, раз в 2 года для систем DOT4 и 5.1.

Срок эксплуатации тормозной жидкости зависит от ее характеристик: как указано выше тормозные жидкости стандарта DOT 4 подлежат полной замене каждые два года.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы ничего не пропустить.

Когда и зачем нужно менять тормозную жидкость в автомобиле

Все автомобилисты рано или поздно начинают задаваться вопросами об обслуживании своего автомобиля. Когда менять тормозную жидкость, масло в кпп, антифриз – эти и другие вопросы встают на повестку дня если было принято решение обслужить свой автомобиль.

Но прежде чем приступить, мы рекомендуем ознакомиться с тем как это сделать правильно.

Сегодня речь пойдет о замене тормозной жидкости. Так как это одно из первых с чего нужно начинать обслуживание автомобиля.

Тормозная жидкость – это необходимый элемент, который передает ваши действия к основным узлам управления автомобиля.

Для чего нужна тормозная жидкость?

Чтобы понять зачем нужна тормозная жидкость, нужно разобраться, где она применяется в автомобиле.

Применяется тормозная жидкость, в основных узлах автомобиля, а именно система сцепления(если механическая коробка передач) и тормозная система.

В основе работы той или другой системы лежат два цилиндра – главный и рабочий. Соединяются они друг с другом специальными медными трубками по которым проходит тормозная жидкость.

Вам будет интересно  Тормозные суппорта для грузовых автомобилей

При выжиме главного тормозного цилиндра жидкость по трубкам идет вперед, тем самым выжимается рабочий цилиндр.

Когда и зачем нужно менять тормозную жидкость в автомобиле

Зачем менять тормозную жидкость

Тормозная жидкость автомобиля обладает многообразием химических свойств, которые присуще только ей.

Главные свойства тормозной жидкости:

  • Стойкость к высоким температурам
  • Гигроскопичность(свойство впитывать воду)

Так как тормозная система автомобиля, работает в крайне тяжелых условиях (особенно при городской эксплуатации), тормозная жидкость может нагреваться до очень высоких температур (до 180 и выше).

Сейчас уже изобрели специальные формулы тормозной жидкости, которые смогут выдержать до 300 градусов, на так или иначе в любой тормозной системе скапливается конденсат попадающий в тормозную жидкость, тем самым понижая ее температуру кипения.

Всего 3% воды в тормозной жидкости, снизят ее кипение на 70 градусов.

Когда тормозная жидкость начинает закипать, в ней начнет образовываться воздух в виде пузырьков. Необходимое давление перестает образовываться и система будет работать неправильно. Торможение или выжим сцепления будет не эффективным.

Как определить что надо менять тормозную жидкость

Определить, что жидкость уже отходила свое, можно методом визуального осмотра. Для этого необходимо открутить крышку бачка, и взглянуть во внутрь.

Если жидкость черная или коричневая, с присутствием в ней черного осадка – значит ее необходимо менять.

Но не всегда визуальный осмотр даст точное представление о состояние тормозной жидкости. Для более точной оценки существуют специальные тестеры.

Когда и зачем нужно менять тормозную жидкость в автомобиле

Данные тестер оснащен специальным датчиком, который погружается в ТЖ. Результаты которые показывает тестер:

  • 175 С° и выше. Можно использовать.
  • В промежутке между 175 С° и 165 С°. Можно использовать в том случае если была замена ТЖ не более одного года назад.
  • Если меньше 160 С° градусов, то такую жидкость нельзя использовать и ее необходимо заменить.

Как часто менять тормозную жидкость

По регламенту тормозную жидкость рекомендуют менять раз в два года. Некоторые производители автомобилей вообще советуют менять ТЖ раз в сто тысяч километров пробега, но это неправильно.

Периодичность замены тормозной жидкости зависит от типа автомобиля, и как он эксплуатируется. Спортивные автомобили, или автомобили премиум сегмента, требуют более частой замены тормозной жидкости, так как на них нещадно наваливают владельцы отмораживаясь порой с очень больших скоростей, что приводит к постоянному нагреву тормозов.

Современные тормозные жидкости делятся на три основных типа:

  1. Синтетическая основа – силикона(DOT — 5). Применяется в дорогих современных автомобилях. Не обладает гигроскопичностью, полностью совместима со всем резиновыми деталями системы. Выдерживает большие нагрузки. Срок службы 5 лет.
  2. Синтетика на основе полигликолей и эфира(DOT-3, DOT-4). Очень хорошо впитывает влагу. При большом содержании влаги может вызывать коррозию системы. Производители рекомендуют менять каждые 40 000 км если при эксплуатации средняя температура не превышает 150 градусов .

Как мы видим у каждого типа тормозной жидкости свой ресурс работы.

Классы тормозных жидкостей Требования по стандарту fmvss 116 «тормозные жидкости для автомобилей»
Температура кипения Вязкость кинематическая цвет
«сухой» тормозной жидкости «увлажненной» тормозной жидкости (воды 3,5%) увлажненной при температуре 100 С° при температуре -40 С°
DOT 3 не менее 205 С° не менее 140 С° не более 1,5 не менее 1500 От светло-желтого до светло-коричневого
DOT 4 не менее 230 С° не менее 155 С° не более 1,5 не менее 1800
DOT 5.1 не менее 260 С° не менее 180 С° не более 1,5 не менее 900
DOT 5 не менее 260 С° не менее 180 С° не более 1,5 не менее 900 Темно-красный

Классификация тормозных жидкостей

Тормозная жидкость на основе “минералки”

Отдельно стоит поговорить про жидкость в чью основу вошло касторовое масло. Данная жидкость в простонародье называется минералка.

Сейчас данный тип тормазухи не популярен на современных автомобилях. В больше степени он использовался на старых иномарках и некоторых небольших грузовиках.

Данный тип тормозной жидкости очень стоек к влаге. Огромным преимуществом является его щадящее отношение к резиновым элементам, которых в тормозной системе огромное множество (манжеты сальники и тп).

Основной минус данного типа ТЖ – это низкая температура кипения в сравнении с синтетикой, и большая вязкость при минусовых температурах.

Сколько тормозной жидкости нужно для замены

В среднем ТЖ в тормозной системе около литра. В системе сцепления чуть меньше. Но это довольно приближенные значения.

Для замены стоит покупать с запасом, так как какая-то часть жидкости уйдет на то чтобы промыть систему.

Обычно, количество тормозной жидкости для замены и прокачки системы на легковом автомобиле составляет полтора литра.

Можно ли смешивать тормозную жидкость

Нередко бывают ситуации, когда Ваша ТЖ еще походит, но нужно немного долить в бачок. Менять всю тормозную жидкость не то что бы дорого, скорее хлопотно, так как нужно заново прокачивать тормоза на автомобили или сцепление, если меняете жидкость в сцеплении.

Вам будет интересно  Пневмосистема автобуса мерседес

Когда и зачем нужно менять тормозную жидкость в автомобиле

Очень не рекомендуется делать этого, но если положение безвыходное, то лучше всего смешивать с идентичной базовой составляющей.

Например DOT – 5 НЕЛЬЗЯ смешивать с DOT – 4 или DOT – 3. Так как первая это жидкость на основе силикона, а вторая и третья на основе гликоля. А вот DOT – 4 и DOT – 3 мешать можно так как это ТЖ идентичной базовой составляющей.

Лучше всего доливать тормозную жидкость одного производителя, тогда уж точно не ошибетесь.

Отличие ТЖ для тормозной системы и для системы сцепления

Хоть это и абсолютно две разные системы, но принцип действия у них практически одинаковый. В обеих системах есть главный и рабочий цилиндры.

В тормозной системе рабочие цилиндры прижимают колодки к барабану или диску, и тем самым производится торможение. В системе сцепления же, рабочий цилиндр двигает вилку, которая в свою очередь двигает выжимной подшипник прижимая диск сцепления к корзине.

Что касается тормозной жидкости для этих систем, она используется одинаковая, и ничем не отличается. Когда нужно менять ТЖ в сцеплении, то резонно заменить ее и в тормозах.

Своевременная замена тормозной жидкости, очень важная процедура. Многие этого не понимают. Так как если этого не делать, то можно банально остаться без тормозов, или без сцепления.

Как уже говорилось, со временем тормозная жидкость на основе синтетики может впитывать в себя воду. Вода может вызывать процесс коррозии внутри данных систем. Вода может в замерзнуть в сильный мороз. Вода разрушает рабочие и главные цилиндры, которые стоят даже на отечественную машину не дёшево.

Отсюда можно сделать вывод, что менять тормозную жидкость нужно обязательно и в срок и лучше на ней не экономить.

Свойства и особенности тормозной жидкости — критерии выбора

Тормозная жидкость – это вещество, передающее давление в гидравлической системе тормоза. Ее несжимаемость – свойство, которое помогает останавливать автомобиль.

  1. Свойства и особенности тормозной жидкости
  2. Виды тормозных жидкостей
  3. Масляная
  4. Гликолевая
  5. Силиконовая или ДОТ 5
  6. Когда менять тормозную жидкость и какая тормозная жидкость лучше
  7. Объем жидкости для замены
  8. Какие тормозные жидкости смешиваются
  9. Подведем итоги

Свойства и особенности тормозной жидкости

При нажатии на педаль тормоза давление посредством жидкости поступает по трубкам к рабочим цилиндрам. Те давят на колодки и прижимают их к тормозным дискам. Чем сильнее давление на педаль, тем быстрее останавливается автомобиль.

Основные характеристики вещества в тормозной системе представлены в таблице.

Виды тормозных жидкостей

В мире существует 3 основных стандарта – американский, европейский, японский. В России прижился стандарт, разработанный департаментом транспорта США.

Тормозная жидкость также классифицируется по виду основы.

Тормозная жидкость состав

Масляная

Изготавливается на основе масел, производитель делает ее зеленой по цвету, чтобы не смешивали с другими. Применяется только для автомобилей, конструкция которых это допускает. Распространения в России не имеет.

Гликолевая

Получила признание на российском рынке. Оттенок составов варьируется от бесцветного до янтарного. Подходит под все требования автопроизводителей.

На прилавках магазинов и авторынков можно встретить смеси разных классов – ДОТ 3, 4, 5.1. Они отличаются температурой закипания:

  1. ДОТ 3 свежего разлива закипит при 205°С. Из-за набора влаги температура кипения снижается до 140°С.
  2. Минимальная точка закипания жидкости класса ДОТ 4 и выше в сухом состоянии составляет 230°С. Если она набрала влагу, показатель уменьшается до 155°С.

Гликолевые составы имеют один недостаток – гигроскопичность или свойство впитывать влагу из воздуха. Постоянные перепады температур при эксплуатации являются одной из причин гигроскопичности. Из-за этого смесь теряет свои первоначальные характеристики:

  • закипает быстрее (впитывание влаги на 3,5% повлечет снижение температуры закипания на 30%);
  • начинает густеть при температурах ниже -20°С;
  • становится агрессивной к металлам;
  • теряется часть смазывающих свойств.

Вследствие этого увеличивается износ уплотнителей системы.

Распространенные причины скрипа тормозов при торможении — что делать водителю читайте здесь.

Силиконовая или ДОТ 5

Такие составы изготавливаются на основе кремниевых соединений, окрашиваются в розовый или красный цвет. Имеют меньшее распространение по сравнению с гидрогелевыми. Предназначены для нагруженных тормозных систем. Главной особенностью является отсутствие гигроскопичности.

У силиконового ДОТ 5 по стандарту предельный градус кипения начинается от 260°С. К преимуществу можно отнести сохранение текучести даже при -100°С.

Тормозные жидкости

Когда менять тормозную жидкость и какая тормозная жидкость лучше

Срок замены жидкости зависит от ее основы:

  1. Минеральные. Состояние можно оценить по изменению цвета при накоплении продуктов износа. Смена необходима при изменении цвета.
  2. Гликолевые. Гигроскопичны, поэтому их необходимо менять раз в 2-3 года или через 50-60 тыс. км пробега. Главный показатель для замены – набор влаги более 3,5%. Определяется это специальным прибором.
  3. Силиконовые. Так часто, как гликолевые, замены не требуют. Они не гигроскопичны. Но влага может накапливаться отдельными каплями в изгибах тормозной системы. Это приводит к коррозии таких мест. Поэтому рекомендуется обновлять состав раз в 5 лет.

При несвоевременной замене происходит:

  • снижение температуры кипения;
  • ухудшение смазочных свойств;
  • повышение износа материалов тормозной системы.

Если уровень жидкости в тормозном бачке упал, а на приборной загорелась сигнальная лампа, необходимо проверить состояние системы. Возможен предельный износ колодок или утечка. В таком случае необходимо посещение автосервиса или самостоятельная проверка состояния колодок, цилиндров и тормозных магистралей.

Тестер тормозной жидкости

Тестер тормозной жидкости

Чтобы выбрать состав на замену отработанному, можно обратиться к сервисной книге производителя автомобиля. Там даны типы и объемы подходящих жидкостей. Это основной источник информации при подборе, а окончательно марку определяет владелец транспортного средства.

Объем жидкости для замены

Сколько нужно тормозной жидкости разных марок указано в таблице.

https://www.avtomir.ua/details/autoservice/zachem-i-kogda-menyat-tormoznuyu-zhidkost-v-avtomobile/
https://auto-self.ru/kogda-i-zachem-nuzhno-menyat-tormoznuyu-zhidkost-v-avtomobile/
https://bibiauto.club/systems/tormoznaya/tormoznaya-zhidkost.html