Заправка кондиционера в автомобиле: можно ли сделать своими руками, как часто заливать фрион? | TuningKod

Содержание

Заправка кондиционеров автомобиля – обслуживаем климатическую систему сами

Автомобильный кондиционер – незаменимое в современной жизни устройство, позволяющее с комфортом ездить на машине даже в самую жаркую погоду. И сегодня мы расскажем о правилах самостоятельного обслуживания и ремонта климатической системы.

1 Как работает и из чего состоит автомобильный кондиционер

Прежде чем начинать обслуживание или ремонт автокондиционера, необходимо разобраться в его устройстве. Эта система включает в себя три важные части:

  1. компрессор;
  2. конденсор;
  3. испаритель.

Кондиционер давно стал основополагающей и неотъемлемой системой климатического комфорта

Похожие статьи

Кондиционирование воздуха осуществляется за счет циркуляции хладагента по замкнутому, герметичному контуру, который соединяет собой описанные выше элементы. Компрессор в кондиционере необходим для сжатия газа и повышения его температуры, после чего нагретый до нужной температуры хладагент под определенным давлением поступает в конденсор, где охлаждается и конденсируется, то есть превращается в жидкость.

Жидкий фреон попадает в контур с высоким давлением, через который попадает в расширительный клапан, а оттуда – в испаритель. В испарителе происходит охлаждение и испарение фреона, в результате чего из воздуха уходит тепло, он охлаждается и в таком виде попадает в салон автомобиля. На последнем этапе кругооборота фреон снова поступает в компрессор в виде охлажденного газа, снова нагревается, и процесс повторяется по кругу.

2 Как часто нужно доливать фреон в климатическую систему

В процессе использования системы кондиционирования воздуха постоянно происходит незначительная утечка фреона. Нормальные параметры утечки различны для разных марок авто, в течение года использования системы хладагента в замкнутом контуре может стать на 15 % меньше. Профессионалы рекомендуют добавлять фреон в кондиционер каждые 3 года, если раньше этого времени не произойдет разгерметизация контура, и хладагент не уйдет полностью.

Заправка кондиционеров автомобилей может потребоваться раньше, в первую очередь это касается старых машин с климатическими системами, в них ежегодная утечка хладагента может быть намного выше. Хоть старые кондиционеры и нужно часто заправлять, сама процедура заправки практически не зависит от марки автомобиля и его возраста. Добавлять фреон в систему имеет смысл только в том случае, если в ней нет поврежденных элементов. Поврежденное устройство предварительно нужно отремонтировать.

Проблема самостоятельной замены фреона связана с необходимостью подбора подходящего хладагента

Существует несколько распространенных причин сильной утечки фреона из автокондиционеров. Самыми распространенными из них являются:

  • потеря герметичности соединительных трубок из-за механического повреждения или коррозийных процессов;
  • коррозийные процессы внутри конденсатора.

Очень важно использовать для заправки подходящий хладагент. Раньше для этого применяли фторсодержащий фреон R-12. Он является наиболее эффективным, но из-за вредности в 1992 году использовать его в бытовых целях запретили. С тех пор в климатическом оборудовании применяют гораздо более безвредный фреон R-134а. Вы можете узнать о типе хладагента в своем автомобиле на табличке под капотом транспортного средства. Здесь же вы найдете информацию и о нормах заправки хладагента в ваш кондиционер.

3 В каком объеме добавлять хладагент – на что ориентироваться?

Прежде чем самому начинать заправку кондиционера, желательно точно определить предусмотренный объем фреона в устройстве. Это поможет вам приобрести нужное количество баллончиков хладагента и не выбрасывать деньги на ветер. Проще всего узнать объем, заглянув под капот своего автомобиля, однако таблички с требующейся владельцам информацией иногда отсутствуют.

Если таблички нет, можно пролистать мануал на вашу машину или обратиться с вопросом к своему автодилеру. Для отечественных легковых машин норма хладагента в климатической системе составляет 600-900 г. Полностью заправлять кондиционер требуется только после существенного ремонта, когда весь хладагент вышел из системы из-за ее повреждения или был намеренно спущен. Обычно достаточно дозаправить устройство, чтобы вернуть ему былую эффективность.

При дозаправке невозможно точно узнать, сколько фреона осталось в машине и сколько нужно добавить. Именно поэтому дозаправку выполняют с учетом давления в климатическом оборудовании. Заправщик должен следить за показателями давления на манометре – как только стрелка достигнет требуемых величин, дозаправку нужно прекращать.

В мануале современных машин указывается и необходимость добавлять в кондиционеры некоторого количества масла, однако частая заливка масла приводит к повышенному его объему в контуре, что может привести к поломке поршневого компрессора. Именно поэтому лучше просто заливать фреон с добавлением некоторого количества масла, необходимый его объем указывается на баллончиках с хладагентом.

Зная необходимый объем фреона, вы с легкостью сможете без перерасхода обновлять хладагент в домашних условиях

Если в кондиционере остается менее половины хладагента, в контур при использовании устройства неизбежно попадает воздух и некоторое количество влаги. Из-за этих примесей прибор не перестанет работать, однако его эффективность может снизиться, кроме того, возрастает вероятность образования коррозии на соединительных трубках. Чтобы не допустить выхода из строя отдельных элементов климатического устройства, необходимо периодически выполнять вакуумирование, предполагающее удаление из кондиционера влаги и воздуха вакуумным насосом.

Чтобы выполнить вакуумирование, включите печку и прогрейте салон автомобиля, что приведет к конденсации влаги в испарителе. Теперь следует подключить насос к штуцеру компрессора, выкрутить ниппель и повернуть кран под ним против часовой стрелки. Далее нужно включить насос на 10-15 минут, а после перекрыть вентили и выключить устройство. Лучше всего повторить эту процедуру 2-3 раза. После завершения вакуумирования подождите 2-3 часа и только затем заправляйте кондиционер.

4 Оборудование для заправки и процедура заливки

Чтобы заправить кондиционер в машине, нужно специальное оборудование. Вам необходимо заранее подготовить:

  • шланги;
  • метрологическую станцию;
  • переходник с краном для подключения к устройству;
  • баллончик с хладагентом.

Профессиональные системы заправки фреоном имеют неоспоримые плюсы по сравнению с бытовыми методами, но сама процедура легко повторяется в домашних условиях

Все это вы можете купить практически в любом специализированном магазине. Когда все необходимое будет приобретено, следует подсоединить баллончик с фреоном к переходнику с краником. К соединительной муфте через тройник подключите шланг и манометр. Второй конец шланга подключается к отдельно приобретенной метрологической станции. Теперь можно соединять оборудование для заправки с самим кондиционером.

Современные климатические системы имеют две стороны: высокого и низкого давления. Стороны маркируются синей и красной стрелками соответственно. Заправку нужно осуществить со стороны низкого давления. Если разноцветных указателей на штуцерах нет, о сторонах может свидетельствовать буквенная маркировка:

  • H – высокое давление;
  • L – низкое давление.

Для начала очистите от грязи защитный колпачок на магистрали низкого давления, а затем откройте его. Наденьте на заправочный штуцер шланг от заранее собранной заправочной станции, а затем запустите двигатель и поддерживайте его работу примерно на 1,5 тысячах оборотов. Поддержание оборотов необходимо для того, чтобы прокачать поступающий фреон по контуру системы. Из-за этого вам либо понадобится помощник, который будет зажимать педаль газа, либо вы можете подложить что-нибудь на педаль.

Теперь следует включить рециркуляцию воздуха внутри салона на максимум, открыть краник магистрали низкого давления, а затем, повернув баллон с фреоном вверх дном, медленно открыть вентиль. Хладагент начнет поступать в систему, а вам придется постоянно контролировать давление в контуре по показаниям манометра. В магистрали низкого давления параметры не должны подняться выше 285 кПа. Будет лучше, если вы будете поддерживать показатели на величине в 275 кПа. Если превысить максимально допустимое давление, компрессор системы может выйти из строя.

Завершать заправку следует сразу после достижения требуемого давления в контуре, в салон автомобиля при этом пойдет холодный воздух (примерно 5-7 C°), а шланг возле штуцера должен стать очень холодным. Теперь вам останется только отсоединить заправочную систему и закрыть колпачок на магистрали.

Какой хладагент используется в кондиционерах: от древних к инновационным

Вы этой публикации мы рассмотрим вопрос, какой хладагент используется в кондиционерах. Пройдемся от самых старых, до инновационных. Расскажем о тех, которые будут применять в перспективе. Мы опишем все фреоны, под которые выпускали и выпускают кондиционеры.

R-12 (Дифтордихлорметан, CFC-12)

Фреон-12 начали применять с 1935 года. Он использовался в холодильниках, обычных кондиционерах разных типов, автомобильных кондиционерах. Имеет высокий потенциал разрушения озонового слоя. Потенциал глобального потепления CFC-12 равен 2400.

В результате подписания Монреальского протокола в 1987 году, дифтордихлорметан начали выводить из обращения. Сейчас запрещено его использование в новом климатическом оборудовании. Но некоторые кондиционеры до сих пор работают на нем. На данный момент разработано много аналогов хладона R12.

Хладагент R12 до сих пор производится в Китае, Мексике, Аргентине, странах третьего мира. В основном экспортируется нелегально, ввозится контрабандой. Из-за хорошей холодопроизводительности и высокой стоимости ретрофита оборудования на CFC-12, пользуется спросом.

R-22 (Дифторхлорметан, HCFC-22)

Этот хладагент был разработан как альтернатива R12, но не является его полноценной заменой. Применялся в новых кондиционерах, так как ретрофит с CFC-12 на HCFC-22 подразумевает полную смену оборудования.

Фреон R22 имеет низкий потенциал разрушения озонового слоя, но высокий ПГП, 0,05 и 1810 соответственно. Производство и применение хладагента регулируется Монреальским протоколом, приложениями к нему и политикой отдельных стран:

  • В США с 2020 года использование R22 и других ГХФУ сокращено на 99,5%;
  • Страны Евросоюза отказались от использования R-22 в любом виде с 2015 года;
  • Российская Федерация полностью отказывается от HCFC к 2030 году.
Вам будет интересно  Инструкция по установке ГБО своими руками (4 поколения)

В большинстве развитых стран производство, импорт и ретрофит хладагента R22 подлежит лицензированию. Несмотря на большое количество заменителей HCFC-22, остается высоким уровень контрабанды.

Содержание хладагента R22 в атмосфере

Содержание хладагента R22 в атмосфере по данным исследований разных организаций, компаний и групп ученых.

R-422d

Фреон R422d был разработан как drop-in замена R22. Этот газ – полноценная замена запрещенному хладагенту. Имеет на 50% больший ПГП (GWP). Потенциал разрушения озонового слоя равен 0. В состав хладагента входят:

  1. R-125 – 65,1%;
  2. R-134a – 31,5%;
  3. R-600a – 3,4%.

Смесь газов R422d совместима с минеральными, алкилбензольными и полиолэфирными маслами. Для замены R22 не нужна доработка оборудования (кроме замены фильтра-осушителя). Хладагент редко применяется для заправки новых кондиционеров, его используют для замены HCFC-22 в старой технике.

Сейчас применение R422d не ограничено, так как он имеет нулевой ОРП (ODP). Но в перспективе эта смесь может быть запрещена из-за высокого влияния на глобальное потепление.

баллоны фреона R422d

Небольшие баллоны хладагента R422d для дозаправки бытовых кондиционеров.

R-290 (Пропан)

Один из наиболее перспективных хладагентов. Имеет показатели GWP и ODP равные 3 и 0 соответственно. Единственный недостаток – высокая пожароопасность. Применяется как фреон в:

  • Бытовых холодильниках;
  • Коммерческих и промышленных холодильных и морозильных установках;
  • Кондиционерах большой производительности.

Газ R290 имеет хорошие перспективы для применения в бытовых кондиционерах. Он не токсичен, химически стабилен. Вероятность возгорания у него не выше, чем у изобутана (R600a). Серьезно рассматривается многими организациями как замена хладагентам с высокими потенциалами воздействия на озоновый слой и глобальное потепление.

R-404a

Хладагент был разработан как альтернатива фреону R-22. Имеет схожие показатели, им можно заменить HCFC-22 с небольшой доработкой оборудования. Известен под торговыми марками:

  • SUVA HP62;
  • FX70;
  • Genetron 404a;
  • Forane 404a;
  • Solkane 404a.

R404a является смесью трех хладагентов. Из-за этого при утечке его нельзя дозаправить, нужно полностью удалять остатки фреона и заправлять систему. Из-за этого он не стал популярным. В состав R-404a входят:

  1. R-125 – 44%;
  2. R-134a – 4%;
  3. R-143a – 52%.

Из-за своих характеристик смесь газов чаще используется в холодильном оборудовании. На рынке мало моделей климатической техники, работающей на R-404a. Из-за высокого влияния на потепление Земли, его применение сокращается.

Баллон хладагента R404a.

Стандартный баллон хладагента R404a с упаковкой китайского производства.

R-407c

Фреон R407c разработан как заменитель R22 для ретрофита старых систем и применения в новом оборудовании. Совместим только с полиолэфирными (POE) маслами. Поэтому при переходе с HCFC-22 нужна замена масла. Хладон известен под торговыми марками:

  • Klea 66;
  • SUVA 9000;
  • Genetron 407c;
  • Forane 407c;
  • Solkane 407c.

R-407c состоит из газов R-32, R-125 и R-134a в пропорциях 23/25/52. В основном применяется для ретрофита, реже – в новом оборудовании. Имеет потенциал глобального потепления на 2,2% ниже, чем у R22. Но его влияние на озоновый слой равно 0. Используется как хладагент в:

  • Бытовых кондиционерах;
  • Чиллерах;
  • Коммерческих и промышленных кондиционерах;
  • Тепловых насосах.

Один из первых хладагентов, разработанных для замены R22. Имеет более высокий ПГП (3900), но ОРП равный 0. Состоит на 45% из R125 и 55% из R143.на рынок было выпущено небольшое количество бытовых и коммерческих кондиционеров на R507. Известен под торговыми марками:

  • SUVA 507;
  • AZ 50;
  • Forane 507;
  • Solkane

R-134a (Тетрафторэтан, HFC-134a)

Этот хладагент вытеснил большинство аналогов R12 и R22. Он однокомпонентный, поэтому при утечке его можно дозаправить, а не менять полностью. У него нулевой потенциал разрушения озонового слоя, а ПГП равен 1430. Это на 40% меньше чем у CFC-12 и на 21% меньше чем у HCFC-22. Тетрафторэтан выпускают под торговыми марками:

  • FORANE® 134a;
  • HFC-134a;
  • SUVA-134a;
  • Genetron-134a;
  • Dymel-134a;
  • Solkane-134a;
  • Halocarbon-134a.

Хладагент R-134a подпадает под положения поправок к Монреальскому протоколу. Во многих странах своя собственная политика относительно его использования. Одни ограничивают его применение, другие отказываются совсем. В некоторых государствах есть ограничения на использование фреона R134a в климатической технике определенной мощности.

R134a называют автомобильным хладагентом. Он используется в автокондиционерах вместо R12. Тетрафторэтан не горючий и не токсичный. Благодаря характеристикам HFC-134a, его широко применяют в:

  • Бытовых холодильниках;
  • Чиллерах;
  • Кондиционерах;
  • Тепловых насосах.

Начиная с 2021 года в большинстве стран запрещено производить или импортировать оборудование на R134a. Но старая техника может на нем работать. Поэтому производство и импорт фреона допускается.

Баллоны фреона R134a

Баллоны хладагента R134a китайского бренда Ice Loong.

R-1234yf (Тетрафторпропен, HFO-1234yf)

Фреон R-1234yf – один из лучших аналогов R-134a. Им заправляют автомобильные кондиционеры, устанавливаемые на моделях, выпускаемых после 2015 года. Но есть исключения – в некоторых странах производят автомобили с R-134a до сих пор.

По своим характеристикам и холодопроизводительности тетрафторпропен аналогичен тетрафторэтану. У них одинаковый ОРП (ODP), равный 0. Но его ПГП (GWP) в 360 раз ниже и составляет 4 единицы.

Сейчас R1234yf стоит дороже R134a из-за низкого спроса на него. Поэтому многие заправляют HFC-134a вместо HFO-1234yf. Иногда автокондиционеры адаптируют под старый хладагент, в некоторых случаях ничего не меняют. Как это отразится на работе оборудования – неизвестно.

В перспективе, цена на фреон R-1234yf будет снижаться. Он станет более доступным и вытеснит хладон R134a. его будут применять в:

  • Бытовых и промышленных кондиционерах;
  • Холодильном оборудовании;
  • Чиллерах;
  • Автомобильных кондиционерах.

Баллончики фреона R1234yf Honeywell

Небольшие баллончики хладагента R1234yf для заправки автомобильных кондиционеров.

R-410a

Хладагент R410a – смесь газов R32 и R125 в соотношении 50%/50%. Он наиболее широко применяется как заменитель R22 благодаря лучшему COP и холодопроизводительности. Этот фреон плохо подходит для ретрофита, его используют в новых кондиционерах. Хладон R410a производят под торговыми марками:

  • SUVA 9100;
  • AZ 20;
  • Forane 410a;
  • Solkane

На данный момент хладагент R-410a – наиболее широко распространенный аналог R22. Он не разрушает озоновый слой, но его потенциал глобального потепления на 15% выше и равен 2080. Поэтому многие производители кондиционеров переходят на более современные хладагенты.

R-32 (HFC-32)

Хладагент R32 известен давно. Ранее его использовали как компонент смешанных фреонов, таких как: R407c, R410a, R438a. Его озоноразрушающий потенциал равен 0. Потенциал глобального потепления составляет 675, что почти в 3 раза ниже, чем у R22. Также он обеспечивает до 10% экономии электроэнергии.

Daikin – первая компания, которая решила использовать HFC-32 в чистом виде. Сейчас они производят тепловые насосы и кондиционеры, работающие на нем. У Daikin есть отдельна линейка техники, которую можно заправлять как R410a, так и R32. Но энергоэффективность, ПГП и другие характеристики хладона R-410a немного хуже.

Баллон в упаковке оригинального хладагента R32 Daikin

Баллон в упаковке хладагента R32 Daikin.

R-600a (Изобутан)

Этот хладагент чаще всего используют в бытовых холодильниках. Но R600a также применяется в бытовых кондиционерах. Из-за своей горючести он мало распространен. В некоторых странах (например, США) запрещено его использование в бытовой технике.

Из-за отказа от R134a, R600a будут чаще использовать. Характеристики изобутана несколько хуже, но он имеет ряд преимуществ:

  1. ПГП равен 3 (в 475 раз меньше);
  2. Низкая стоимость;
  3. Высокая энергоэффективность;
  4. При производстве R600a нет вредных выбросов.

Сравнение ПГП (GWP) фреонов

После 2020 года потенциал разрушения озонового слоя не играет большой роли при выборе модели кондиционера. Сейчас не производят оборудование с высоким ОРП. Стоит обращать внимание на потенциал глобального потепления.

Чем выше ПГП хладагента, тем больше вероятность что он будет запрещен. Периодически к Монреальскому протоколу принимают поправки. Они регулирую производство, импорт и использование хладагентов. Соответственно, хладоны с высоким GWP будут дорожать.

Ниже приводим диаграмму потенциала глобального потепления фреонов, на которую вы можете ориентироваться.

Потенциал глобального потепления хладагентов R507, R404a, R407c, R410a, R422d, R12, R22, R134a, R600a, R32, R1234yf.

Потенциал глобального потепления хладагентов, применяемых в кондиционерах.

Хладагенты будущего

Кроме традиционных хладагентов на основе водорода, хлора, фтора и углерода есть ряд природных. Они широко распространены и рекомендованы для применения в новых системах кондиционирования. К ним относятся:

  • R-718 (Вода);
  • R-729 (Воздух);
  • R-732 (Кислород);
  • R-744 (Углекислый газ).

Практическое применение этих хладагентов одобрено многими международными организациями. Они безвредны для окружающей среды, на разрушают озоновый слой. У природных хладонов самый низкий потенциал глобального потепления.

Как узнать, какой хладагент используется в кондиционерах?

Если вы не знаете, на каком хладагенте работает ваш кондиционер, самый простой способ узнать это – посмотреть на шильдике. Он находится с правой стороны внутреннего и наружного блоков (см. фото). Чаще всего тип и вес хладагента указан на внешнем блоке.

Определяем, какой хладагент используется в кондиционерах по шильдикам

Тип хладагента на шильдиках наружного и внутреннего блоков кондиционера.

Если шильдики не сохранились или выцвели – ищите инструкцию или мануал в интернете по модели кондиционера. Если не знаете ее, то придется импровизировать. Нужно будет снять корпус с наружного блока и посмотреть маркировку компрессора. По ней определить, с каким фреоном он работает.

Иногда компрессоры могут работать с разными типами хладагентов. В таком случае нельзя определить, каким заправлен ваш кондиционер. Придется заправлять его полностью, по стандарту и менять масло.

Какого цвета фреон в кондиционере автомобиля

1200 руб. за фотоотчёт

Платим за фотоотчёты по ремонту авто. Заработок от 10 000 руб/мес. Пишите:

Автокондиционер является агрегатом, создающим и поддерживающим в салоне автомобиля заданный микроклимат. Кондиционер авто, так же как и любое другое оборудование, требует своевременного обслуживания. Именно поэтому, чтобы поддерживать его в рабочем состоянии, требуется периодическая дозаправка кондиционера автомобиля, чистка системы кондиционирования, и ряд других процедур, предотвращающих выход его из строя. Те автовладельцы, которые часто пользуются кондиционером, скорее всего, уже не раз посещали сервис центры по его обслуживанию, уплачивая энную сумму денег (цена заправки кондиционера авто стартует от 1000 руб.). Однако на этой процедуре можно сэкономить, о том, как производится самостоятельная заправка автокондиционера и расскажем в нашей статье.

Вам будет интересно  Утилизация ГАЗ и Газели: нюансы и особенности программы

Принцип работы автокондиционера

Принцип работы кондиционера в машине

Прежде чем приступать заправке кондиционера в машине своими руками, дабы процедура была успешной, желательно разобраться с устройством и принципом его работы. Система имеет три основные части:

Процесс кондиционирования происходит приблизительно так:

  • Фреон, циркулирует по замкнутому контуру, проходя все 3 части.
  • Компрессор кондиционера сжимает газ и повышает его температуру.
  • Далее хладагент (уже горячий и под давлением) поступает в конденсатор, где он охлаждается и конденсируется (становится жидким).
  • После чего фреон идет в контур с высоким давлением и подводится к расширительному клапану, где распыляется и попадает в испаритель.
  • Именно в испарителе и происходит процесс охлаждения, поскольку там хладагент подвергается испарению, как следствие из воздуха отводится тепло, а он охлаждается.
  • В замыкание кругооборота фреон снова поступает в компрессор (в виде холодного газа) по стороне низкого давления, а там процесс обратно повторяется.

Как часто заправлять кондиционер в машине?

В процессе работы автокондиционера происходит небольшая утечка фреона. Норма такой потери газа за 1 год может достигать до 15%. Так что, каждые три года, если не случалась разгерметизация контура, в машине требуется заправлять хладагент в кондиционер. А в том случае, когда автомобиль уже довольно старенький, естественная утечка еще больше, поэтому заправка может потребоваться на год чаще, но метод заправки будет аналогичным.

Когда имеется большая утечка фреона, заправлять кондиционер автомобиля не имеет смысла, нужно сначала определить поврежденный участок и устранить (это можно сделать только на специализированном сервисе с применением ультрафиолета). Поэтому прежде всего нужно проверить работоспособность автокондиционера.

Когда утечка фреона больше нормы, то, скорее всего:

  • либо трубки системы кондиционера через механическое/коррозийное повреждение потеряли герметичность;
  • либо внутри конденсатора появились коррозийные процессы.

Какой фреон в автомобильном кондиционере?

Виды хладагента применяемые в автокондиционерах

Ранее для заправки кондиционера использовали фторсодержащий фреон R-12, хоть он и более продуктивный, но из-за того, что очень вредный, в 1992 г. его применение запретили, и заменили на хладагент R-134а. Поэтому владельцам автомобилей с кондиционером выпускавшимся до 1992 года выпуска, приходится либо самостоятельно заправлять, либо переходить тоже на новый вид фреона. Ведь хотя они и работают на R-12, но на сервисных станциях заправка хлорфторосодержащего газа запрещена. Так что все новые модели машин с автомобильным кондиционером заправлены фреоном R-134а. Кстати, какой фреон в автомобильном кондиционере конкретной системы, можно увидеть на табличке, подняв капот. Хотя перепутать сложно, ведь даже заправочные штуцеры разные (в трубке под R-134а он выше и с большим диаметром). На наклейке под капотом также можно увидеть и норму заправки фреона в автокондиционере.

Количество фреона в кондиционере автомобиля

Перед тем как заправлять кондиционер своими руками, желательно точно определится, какое количество фреона в кондиционере автомобиля, чтобы рассчитать с покупкой требуемого количества баллончиков. Посмотреть норму заправки фреона в автокондиционере, как уже выяснили, можно на табличке под капотом, где указан как тип хладагента, так и его количество в системе.

Когда по каким-то причинам таблица отсутствует, то узнать, сколько нужно хладагента можно также и у автодилера или посмотреть в мануале. Для российских автомобилей норма заправки обычно составляет около 600-900g. Хотя, в принципе, точность по большому счету и не нужна, ведь, как правило, своими руками производится дозаправка системы, а не полное заполнение кондиционера. Заправка автокондиционера производится или еще на заводе, или же после ремонта, когда газ полностью вышел, а при плановом обслуживании, мы можем только дозаправить фреоном до нормы, когда он сможет работать на полную мощность. Но при такой частичной заправке автомобильного кондиционера мы не можем знать, сколько граммов фреона осталось. Поэтому заправка кондиционера в машине происходит по давлению, отображающемся на манометре. Поэтому, если вы не смогли узнать точных цифр и определить количество фреона в кондиционере автомобиля, то следите за стрелкой прибора.

Долив масла при заправке кондиционера

В таблице количества фреона в машинном кондиционере всегда есть цифры и заправочных норм масла, но мало кто знает, как его долить, да и зачем. Некоторые водители, при заправке автокондиционера, советуют всегда доливать масло. Но ведь избыток смазки часто приводит к поломке поршневого компрессора, поскольку масло, проходя через агрегат вместе с газообразным хладагентом, нагорает на узлах. Так как же быть в этой ситуации?

Ответ довольно прост — для заправки автомобильного кондиционера лучше использовать фреон с добавлением масла (такая информация указывается на баллончике с хладагентом), поскольку оно там уже дозировано. Но если, все же, предусмотрена отдельная заправка смазки, то следует использовать полиалкиленгликолевое масло – PAG (на фото по средине). Масло заливается в компрессор через картер (указано стрелкой на фото справа).

Вакуумирование кондиционера своими руками

Далеко не все это учитывают, но не менее важной процедурой, кроме норм заправки фреона и количества масла в системе, также является и вакуумирование кондиционера!

Вакуумирование кондиционера автомобиля

Когда в системе автокондиционера осталось менее чем 50% хладагента, то завоздушивание и попадание внутрь влаги — неизбежно. Естественно, агрегат сможет работать, хотя и не на всю возможность, но, скорее всего, компрессор выйдет из строя, а на трубках системы образуется коррозия, и тогда ремонт обойдется куда дороже, чем вакуумирование. Для удаления из кондиционера атмосферного воздуха и паров влаги потребуется вакуумный насос.

Чтобы вакуумировать автокондиционер самостоятельно вам потребуется:

  1. Включить отопитель и прогреть авто, чтобы влага конденсировалась в испарителе;
  2. Подключить вакуумный насос к штуцеру компрессора, а затем, выкрутив ниппель, повернуть под ним краник (против часовой стрелки);
  3. Включить насос на 15 минут, затем перекрыть вентили и выключить его. Процедуру повторить несколько раз.

После завершения процедуры нужно подождать часа 2-3, и только потом можно производить заправку кондиционера автомобиля.

Оборудование для заправки кондиционера авто

Самостоятельная заправка автокондиционера требует как базовых навыков, так и определенного комплекта оборудования. Поэтому, для проверки давление в системе и последующей заправки автомобильного кондиционера, нужно приобрести:

Набор оборудование для заправки кондиционера автомобиля

  • метрологическую станцию;
  • шланги;
  • переходник с краном, позволяющий подключится к системе;
  • баллон хладагента соответствующего типа (R-12 или R-134а).

Все необходимое оборудование для заправки кондиционера автомобилей своими руками можно приобрести в любом автомагазине.

Стандартный магазинный комплект для заправки подключается следующим образом:

  1. Баллон с фреоном, на нем имеется резьба и плоскость, которая прокалывается иглой во время подсоединении переходника (когда такой переходник с краником отсутствует, то нужно докупить отдельно).
  2. Соединительная муфта дает возможность подключить через тройник, манометр и шланг.
  3. Другой конец шланга подключается к метрологической станции (приобретается отдельно) к которой подсоединяется еще один шланг.

Как отличить где какой штуцер

Каким образом заправляется и как отличить, где какой штуцер?

Системы кондиционирования имеют две стороны: низкого (показана красной стрелкой) и высокого давления (на нее указывает синяя стрелка).

Заправка автокондционера производится в магистраль низкого давления, поэтому, первым делом вам понадобится найти нужный штуцер. Чтобы исключить заправку со стороны высокого давления, размеры входных отверстий различны. У некоторых моделей колпачки штуцеров обозначаются буквами «H» и «L» или имеют разный цвет.

Этапы самостоятельной заправки автокондиционера

Заправка кондиционера авто своими руками — наглядное видео

Независимо от модели авто и внешнего вида узлов, общая инструкция по заправке кондиционера автомобиля будет аналогична.

Итак, чтобы заправить фреон в систему автокондиционера, делаем следующее:

  1. Очищаем от грязи защитный колпачок и участок магистрали низкого давления, затем открываем его.
  2. На заправочный штуцер надеваем шланг от собранного ранее оборудования.
  3. Инструкцией по заправке автокондиционеров предусмотрен запуск двигателя и поддержка 1500 оборотов. Держать их нужно для того, чтобы компрессор прокачивал фреон по магистралям. Поэтому на данном этапе либо нужна помощь, либо можно поместить что-нибудь под педаль газа.
  4. Включаем рециркуляцию воздуха по салону на максимум.
  5. Открываем краник магистрали низкого давления, перевернув баллон с хладагентом вверх дном, и потихоньку открываем вентиль. Кондиционер начинает заправляться (на работающем двигателе).
  6. Заправка кондиционера автомобиля сопровождается постоянным контролем показаний манометра.

Как продлить срок службы кондиционера на автомобиле?

Для продления работоспособности автокондиционера следует соблюдать простые рекомендации по самостоятельному обслуживанию:

  • периодически мыть радиатор автокондиционера (конденсер);
  • в зимний период заезжать в теплое помещение и давать поработать кондиционеру минут 10-15, хотя бы раз в месяц.

Как видите, самостоятельная заправка автокондиционера не является сложной, и если нет необходимости искать утечку фреона или ремонтировать систему кондиционирования, то можно справится с обслуживанием своими руками. Хотя, естественно, чтобы была выгода от самостоятельных действий, нужно иметь в наличии весь необходимый набор для заправки хладагента, ведь его стоимость обойдется вам в ту же цену, что и заправка кондиционера на СТО. Поэтому данную процедуру выгодно делать при регулярном, раз в 2-3 года, обслуживании автокондиционера.

Как понять, что нужна заправка

Для заправки кондиционера необходимо понимать принцип его работы. Очень важно определить, действительно ли необходима кондиционеру заправка. По своему предназначению кондиционер может как охлаждать воздух, так и поддерживать в салоне определенную температуру.

Жидкость, которая циркулирует в системе кондиционера, отыгрывает ключевую роль в охлаждении. Не смотря на надежность кондиционеров, время берет свое, и вскоре может произойти утечка фреона. Нормальная годовая потеря составляет 15%, если же эта цифра меняется в большую сторону, то с автокондиционером следует что-то делать. Стандартное время для заправки агрегата фреоном – спустя три года работы. Но если агрегат старый, заправку необходимо проводить чаще. При любом исходе заправка происходит одинаково.

Вам будет интересно  Ставим ГБО на ВАЗ

Заправлять кондиционер не имеет смысла, если какая-либо часть системы повреждена и функционирует неправильно. Если проблема не очень серьезная, исправить ее можно самостоятельно, но когда случается серьезное повреждение или поломка, лучше всего обратиться в специализированный салон.

Холодный воздух, циркулируемый в салоне, возвращается в систему. Это происходит благодаря вентилятору. Заправлять кондиционер следует только тогда, когда он перестает правильно функционировать, то есть перестает охлаждать салон. Но не стоит ждать полной поломки всей системы или выхода ее из строя. Лучше всего осуществлять профилактические заправки, которые продлят время жизни вашей системы. Происходит такая заправка раз в два года. Также следует проверять резиновые уплотнители, время жизни которых тоже ограниченно. В силу перепадов температуры и вибрации они могут изменяться в худшую сторону.

Замена фреона не только помогает системе охлаждать. Поскольку во фреоне содержится масло, его замена позволяет держать все элементы системы в отличном состоянии. Срок службы устройства существенно повышается.

Если заправка проводится своими силами, помочь в этом может как никто другой инструкция для автомобиля. А точнее – инструкция по заправке автокондиционеров.

Поиск и устранение утечек фреона

Сильная утечка фреона имеет свои причины. Определить их можно, но в виду наиболее распространенных можно встретить:

  1. Плохая изоляция систем трубопровода
  2. Повреждение трубок в системе кондиционера
  3. Коррозия на конденсаторе

Даже если автомобиль оснащен климат-контролем, эта система не поможет водителю найди утечку фреона. Для поиска такой неисправности оборудование нужно совсем другое. Течеискатель – это устройство, которое может определить воздух с фреоном даже при минимальном его в нем наличии. Чувствительность такого устройства настолько велика, что может привести вас прямо к месту утечки.

Если возможности использовать течеискатель нет, то можно использовать и другие приспособления. Полностью заправив систему, в состав добавляется ультрафиолетовый краситель. Технологию заправки менять не следует. Несколько раз, включив и выключив систему кондиционирования, все стыки и места ее действия просвечиваются ультрафиолетовой лампой. Если утечка имеется, места исчезновения или выветривания фреона будут подсвечены желто зеленым цветом или такого же цвета туманом.

Сильные утечки в машине лучше всего ремонтировать на сервисе. Вместе с тем появляется шанс пройти диагностику системы климат-контроля. Незначительные повреждения могут быть отремонтированы самостоятельно. Если в системе имеется дыра или трещина, она закрывается небольшим куском металлической трубки. Диаметр должен соответствовать ремонтируемому месту. Трубка удерживается при помощи стяжек или хомутов. Края чистятся спиртом и зачищаются наждачной бумагой. Спирт обезжиривает края стыков. Половинки муфты крепятся обычной изолентой, а после нанесения клея фиксируются хомутами.

Какой фреон использовать

Для того, чтобы заправить самостоятельно автокондиционер, необходимо определиться с видом фреона.

Старая модель R-12 была запрещена, и ее заменили на более современный R-134a. Если ваше авто выпущено до 1992 года, то для него надо искать старый и «запрещенный» фреон. Узнать, какой фреон требуется для автомобиля, который был выпущен между 1992 и 1993 годами, поможет наклейка на внутренней части капота. Для более «продвинутых» водителей не составляет труда определить тип фреона для заправки просто по внешнему виду штуцера для заправки. Новый фреон заправляется в кондиционеры с высоким штуцером с большим диаметром.

Также для заправки автокондиционеров используют аммиак. Самый первый кондиционер, увидевший свет в 1929 году, использовал для своей работы аммиак. Развитие холодильной техники сильно тормозилось из-за того, что вещество было небезопасным для человеческого здоровья. Фреон был синтезирован в 1931 году. Он был полностью безопасным, и проблема была решена. С тех пор было выведено до четырех десятков фреона различного типа, которые различаются между собой свойствами и химическим составом. Самые дешевые варианты устраивали всех довольно долгое время. Однако их свойства были разрушающими, поэтому за последние 15 лет их разлюбили.

Эволюция охлаждающих веществ очень тесно связана с экологией. Один период развития данного типа индустрии отличился тем, что в то время фреон из машин винили даже в появлении озоновых дыр. В 1987 году был принят закон, который запрещал использование разрушающих веществ. Поэтому марку фреона R-22, которая была самой популярной, пришлось заменить. Те хладагенты, что поставляются из Европы сейчас, менее удобны, поскольку являются смесями различных фреонов. Однако каждый из хладагентов увеличивает производительность, исключает возгорание, определяет давление в контуре.

Инструкция по заправке

Работа автокондиционера мало чем отличается от работы холодильника. Охлаждающая система заполнена специальной жидкостью – фреоном. Состав растворяется холодильным маслом, благодаря чему обретает консистенцию и густоту. А еще такое масло смазывает компрессор. При включении кондиционера фреон конденсируется, в жидком состоянии он переходит в осушитель, а после этого течет в автосалон. В испарителе фреон превращается в газ, который может быть очень холодным.

Для начала процесса по заправке следует узнать, какое количество жидкости требует система, и только после этого заливать ее. Узнать данную информацию можно на той же табличке под капотом. Если таблички нет, узнать необходимые количества можно в мануале или у дилера. Норма для автомобилей в России составляет 750-1000 грамм, но сильно стараться рассчитать все очень точно не обязательно.

Следующий этап подготовки – поиск необходимого комплекта инструментов. Что нам понадобится?

  1. Тест-коннектор, метеорологическая станция
  2. Шланги и переходники
  3. Краны и сам баллон фреона

Измерить давление в системе поможет метеостанция. Если не хочется собирать комплект для заправки из частей, можно приобрести все готовое в автосалоне.

Заправка кондиционера происходит в несколько этапов. Каждый из них следует рассматривать самостоятельно.

  • Изначально необходимо найти магистраль с низким давлением, далее очищаем пространство вокруг нее и снимаем крышку.
  • Надеваем на штуцер колпачок от баллона с заправочным шлангом.
  • Мотор включается на оборотах 1500.
  • Максимально допустимое значение циркуляции воздуха необходимо для заправки. Вентиль низкого давления открывается, баллон разворачивается краником вниз, и открывается кран, но двигатель при этом должен работать.
  • Счетчик давления во время заправки не должен превышать 285 кПа.
  • Заправка считается законченной, если воздух в салоне достигает 5-8 градусов.
  • Если в окошке осушителя жидкость прозрачная и без пузырьков, то процесс заправки полностью закончен.

Если по окончанию процедуры система не работает, то причину следует искать в климат-контроле, то есть отремонтировать его.

Видео “Заправка автомобильных кондиционеров”

На записи автомеханик показывает, как правильно заправлять автокондиционер фреоном. Посмотрите этот ролик и сможете с легкостью повторить каждый шаг замены самостоятельно.

Корреспондент DEITA.RU пообщался с одним из тех заправщиков автомобильных кондиционеров, которые с приходом лета встают на обочинах оживленных трасс, и выяснил, насколько выгоден этот бизнес, сложен ли процесс заправки кондиционера фреоном и какие проблемы могут возникнуть с органами правопорядка.

Сергей работает менеджером в одной из компаний Владивостока. Летом в свободное время он выходит на загородную дорогу, выставляет табличку с надписью «заправка кондиционера авто» и ожидает наплыва клиентов.

Сергей, когда самое прибыльное время для такой деятельности?

Я работаю только в солнечные дни летом. В то время, когда люди едут на море, дачу или к родственникам в деревню, некоторые водители только в пути понимают, что кондиционер у них дует теплым воздухом и хотят быстро устранить неисправность. А тут на дороге стоят такие заправщики, как я. В среднем, за выходные получается заработать 5-8 тысяч рублей, но это при условии, что будет жара и месяц не раньше середины июля. Бывает такое, что и 1,5 тысячи за день получишь. Как повезет.

Как часто необходимо менять фреон в кондиционере?

По идее, фреон вообще не требует дозаправки. Но вот проверять холодильное масло необходимо раз в год или раз в 2 года. Оно бывает двух типов PAG и POE – первое используется для автомобилей, выпущенных после 1992 года и работающих на фреоне R-134а, а второе – в гибридных автомобилях или грузовиках-рефрижераторах.

Какие инструменты необходимы для заправки?

На самом деле набор инструментов простейший – в первую очередь нужна манометрическая станция, в простонародье – “гребенка”, 3 шланга, для их подключения к центральной магистрали кондиционера переходники, ну, и сам фреон – для авто, выпущенных после 1992 года используют баллоны с маркировкой R-134а.

Как происходит процесс дозаправки?

Шланг красного цвета подключается к баллону с фреоном, желтый можно не использововать при условии, что компрессор и испаритель в кондиционере работает исправно, ну, и третий – синий шланг, подключается к системе низкого давления.

После этого необходимо запустить двигатель автомобиля, поднять обороты до 1500-1700, включить кондиционер на максимум, при это желательно открыть все окна. Затем проверяем давление в синем шланге – по шкале монометра показатели не должны выходить за рамки 270-285 кПа. В большинстве случаев, когда кондиционер дует теплым воздухом, это давление на порядок ниже. Аккуратно поворачиваем вентиль синего шланга и доводим давление до 280кПа, фреон при этом должен закипеть. Затем оставляем систему работать около 10 минут. При это скачки давления не должны быть выше 285 кПа, если есть превышение, то это механические проблемы кондиционера – их достаточно много, начиная от неисправности вентилятора и заканчивая разгерметизацией самой системы. В таких случаях нужно ехать в сервисный центр, здесь я уже не смогу ничем помочь. Если же давление не превышает 285 кПа, то все исправно. Спустя 10-15 минут, нужно отсоединить шланги, перезапустить двигатель и проверить, температуру воздуха, который подается в салон.

Какие ошибки могут быть допущены?

Если заправщик видит, что система неисправна и смысла заправлять нет никакого, а деньги хочется получить, в систему он добавляет холодильное масло, например, POE вместо PAG, которые смешивать вообще не рекомендуется. Довольные клиенты оплачивают услугу и уезжают, наслаждаясь прохладой в салоне. Но радуются они недолго – проездят в таком состоянии они не больше недели. За это время хладагент выйдет из системы из-за утечки и неисправность снова даст о себе знать.

Насколько безопаснее заправлять машину в автосервисах, чем на обочине?

Безопаснее, я думаю, на порядок. Точно сказать не могу. Но несколько раз слышал от клиентов, что в автоматических баллонах в СТО они не заправляются только по той причине, что в них копится смесь всякого мусора. Установки в сервисах откачивают фреон из всех автомобилей в тот же самый баллон, из которого потом и заправляют обратно. Поэтому многие либо самостоятельно закачивают фреон или приезжают к нам.

А как дела обстоят с полицей? Часто ли приходилось с ними сталкиваться в процессе работы?

Да бывало, и не раз. Выписывают штраф за несанкционированную предпринимательскую деятельность от 500 до 2000 рублей в зависимости от настроения инспектора и на этом все заканчивается.

https://tuningkod.ru/chistka-i-uxod-za-avto/uxod-za-avto/zapravka-kondicionerov-avtomobilya.html
https://freons.xyz/kakoj-hladagent-ispolzuetsya-v-kondiczionerah/
https://nadouchest.ru/kakogo-cveta-freon-v-kondicionere-avtomobilja/