Российский рынок коммерческого транспорта

Содержание

Обзор рынка коммерческих автомобилей

Важная характеристика автопарков с автомобилями LCV — тип кузова. По современным оценкам, российские компании используют автофургоны (49%), бортовые/тентованные ТС (19%), микроавтобусы (17%), минивэны (5%), пикапы (4%) и другие типы LCV (6%).

Что касается моделей, то первые места в данном сегменте тоже удерживают российские марки — это GAZ и UAZ. А вот «Иж» и LADA занимают более скромные строчки рейтинга.

Грузовой коммерческий транспорт

Грузовики подразделяются на самосвалы (23%), бортовые/тентованные ТС (15%), седельные тягачи (14%), автофургоны (9%), автоцистерны (7%) и другие (32%).

Если рассматривать производителей, то доля российских моделей превышает 70%. А вместе с украинскими и белорусскими марками объем машин, произведенных на постсоветском пространстве, переваливает за 80%.

Российский парк коммерческих автобусов

Средний возраст парка автобусов — 15,5 года. Из них старше 15 лет — 46%.

Немногим более 27% автобусов — зарубежного производства. В лидерах — отечественные ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ. Показательно, что 46% автобусов — дизельные, а экологическим стандартам (напр., «Евро-4») соответствуют только 15% от общего количества.

Распределение корпоративного коммерческого транспорта по видам деятельности

Данные исследований говорят о том, что основная часть коммерческих автомобилей задействована в сфере транспорта и логистики, в торговле и сфере услуг, в деятельности производственных и строительных компаний.

В этой таблице показано распределение разнотипного транспорта в соответствии со сферами, в которых заняты корпоративные автопарки. Останавливаться на том, почему происходит перевес в ту или иную сторону, мы не станем — причины понятны и профессиональному транспортнику, и стороннему наблюдателю. Но посмотреть на общую картину в любом случае интересно.

Коммерческие автомобили в структуре автопарков разного масштаба

Развитие российского рынка коммерческого транспорта: цифры и факты

По данным авторитетного агентства «Автостат» в течение 2017 года продажи коммерческих автомобилей в России выросли на 28%. И на ближайшее будущее эксперты предрекают ежегодный рост на уровне 8%, который будет сопровождаться изменением структуры автопарков вместе с обновлением модельного ряда.

Например, в сегменте легковых автомобилей и LCV рост продаж составил за прошлый год 17% (108 тыс. шт.). По оценкам компании PwC, в 2018 году объем продаж легких коммерческих автомобилей достигнет 12%. В дальнейшем среднегодовой темп роста (CAGR — Compound Annual Growth Rate) сохранится на уровне 3%.

Продажи грузовых коммерческих автомобилей в минувший год увеличились на 50% (80 тыс. шт.). В 2018 году объем продаж вырастет на 10%. И в последующем будет удерживаться на уровне 9% в год.

При этом, обратите внимание, что российские бренды в данном случае ощутимо сдают позиции (-10%), а иностранные наращивают (+13%).

Рынок коммерческого транспорта: драйверы роста и проблемы

Несмотря на всё это, многие аналитики оптимистично высказываются о будущем рынка, который сохранит рост за счет:

  • развития малого и среднего и бизнеса при условии снижения ставок по кредитам
  • продления государственной программы льготного лизинга «Свое дело»
  • реализации концепции гос.программы «Развитие транспортной системы», утвержденной в конце 2017 года
  • увеличения гос.поддержки программ по обновлению автопарков
  • возобновления ранее свернутых инвестиционных проектов в нефтегазовой и смежных отраслях

Будущее коммерческого транспорта

Рынок коммерческого транспорта, как и любой другой, всегда зависел и будет зависеть от развития современных технологий. Автоперевозчики и рядовые владельцы транспорта традиционно становятся одними из первых, кто примеряет на себе достижения прогресса.

В случае с коммерческими автомобилями основным трендом последних лет является транспортная телематика, в частности системы спутникового мониторинга, которые помогают повышать безопасность перевозок и улучшать качество работы. Для транспортно-логистических компаний решения на основе спутникового контроля стали неотъемлемым инструментом повышения эффективности бизнеса.

Также с недавнего времени развивается направление «подключенных» автомобилей в рамках концепции «Интернета вещей». В данном случае тоже применяются телематические технологии для достижения максимально функционального и, главное, безопасного управления транспортом.

Ещё один фактор, меняющий привычный взгляд на вещи — это развитие мобильных технологий. На их основе сегодня активно внедряются каршеринг (поминутная аренда авто) и райдшеринг (совершение совместных поездок). Эти ноу-хау уже оказывают влияние на традиционные бизнес-модели в сегменте легкового коммерческого транспорта.

Также мобильные и интернет-технологии сделали возможным появление платформ, связывающих напрямую заказчиков и перевозчиков. Так называемая «уберизация» коммерческих перевозок позволяет без посредников размещать/получать заказы, упрощает документооборот и расчеты между контрагентами с помощью автоматизации рутинных задач.

Покупаем подержанный коммерческий автомобиль

Статья о коммерческих автомобилях — виды, основные характеристики, важные нюансы и критерии выбора. В конце статьи — видео о том, какой автомобиль купить для работы. Статья о коммерческих автомобилях — виды, основные характеристики, важные нюансы и критерии выбора. В конце статьи — видео о том, какой автомобиль купить для работы.

Покупаем подержанный коммерческий автомобиль

Коммерческий транспорт – рабочий инструмент бизнеса. Он приносит основную прибыль компаниям-перевозчикам, всевозможным доставщикам и обслуживающим организациям.

Главное достоинство таких машин – вместительный кузов и неприхотливость в использовании. Техника с блеском справляется с перевозкой крупногабаритных товаров и рабочего инвентаря.

Нюансы выбора подержанных коммерческих автомобилей

Стоимость же новых автомобилей настолько высока, что бюджет предпринимателей часто не справляется. В этом случае приобретается подержанный вариант, и выбор тут велик.

На сайтах объявлений ежедневно появляются сотни новых предложений по продаже б/у транспорта. Для человека, впервые попавшего на страницы таких ресурсов, сложно определиться с выбором. Модельный ряд настолько велик, а цены различны, что легко сбивают с толку покупателей.

Первым делом стоит определиться, какая модель рабочего автомобиля наиболее выгодна. Однозначного совета не дать, ведь у каждого бизнеса своя специфика. Но можно рассмотреть популярные марки российского рынка и найти подходящий вариант.

Легкие коммерческие машины (LCV) в большинстве не превышают массу в 3.5 тонны. Они не требуют грузовой категории и поэтому настолько популярны.

В класс LCV попадают небольшие «каблучки», микроавтобусы и бортовые транспортные средства. Рассмотрим по отдельности.

Вам будет интересно  Тест-драйв Renault Fluence. Не Логаном единым

Компактные автомобили

Наверняка все помнят легендарный советский «каблук» – ИЖ. Десятки лет в нашей стране он «отдувался» за всех. Количество других моделей было настолько незначительным, что работа ложилась на кузов этого «трудяги». Сейчас купить его можно только с рук в весьма потрепанном состоянии. На смену ИЖ пришли другие марки:

На базе Нивы, Гранты и Самары некоторое время выпускались полурамные автомобили ВИС. Они имели вид фургона или бортового кузова и грузоподъемность до 700 кг. Новой эту модель уже не купить, но подержанные варианты могут оказаться в неплохом состоянии. Правда, факт снятия с производства не внушает надежды на долговременное использование.

Уже не первый год набирает популярность Lada Largus. Это удобная рабочая машина способна перевозить 750 кг и 2.5 кубометра груза. Как и любой представитель АВТОВАЗа, подержанный Largus может оказаться не в лучшем виде. Однако дешевые запчасти и недорогой ремонт способны привести его в пригодное для работы состояние.

Fiat Doblo Cargo – неплохой вариант для сильно ограниченного бюджета. Купить его можно за минимальную цену в связи с отсутствием наворотов в комплектациях. Базовая версия, к примеру, продается полупустой и выйдет недорого даже новой.

Renault Kangoo зарекомендовал себя как надежный автомобиль. Если состояние не вызывает серьезных нареканий, то «проживет» машина долго.

Довольно дорого обойдется подержанный Citroen Berlingo. Низкий ценник должен насторожить покупателя. Скорее всего, от машины стараются просто «избавиться». Обслуживание Ситроена в России — удовольствие тоже не из дешевых, поэтому перед приобретением стоит дважды подумать.

Peugeot Tepee VU обладает средними показателями качества. Находятся экземпляры, способные работать годами без поломок. А бывает, что даже новый Peugeot «сыплется» так, что не вылезает из ремонта. Покупка б/у автомобиля в этом случае напоминает лотерею.

VW Caddy способен на длительную службу, при условии щадящего режима эксплуатации. Так как ремонт Фольксвагена довольно затратен, лучше не покупать авто, вызывающее сомнения.

Ford Transit Connect – рекордсмен среди малого коммерческого транспорта по грузоподъемности. Он способен перевозить до 900 кг в отличие от 700 – 800 кг предыдущих представителей. Долговечность у Ford вполне сносная, а вот стоимость покупки и обслуживания может оказаться выше «одноклассников».

Mercedes-Benz Citan – продукт сотрудничества с компанией Renault. По сути, это усовершенствованный Renault Kangoo, но намного дороже прототипа. Учитывая важность экономии для предпринимателей, автомобиль не пользуется большим спросом.

Средние LVC

Покупаем подержанный коммерческий автомобиль

Компактные машины – прерогатива малого бизнеса. Для серьезного дела необходимо нечто покрупнее.

Непревзойденные лидеры России в этом классе – Соболь и Газель. Огромный выбор модификаций, длины и предназначения кузова, видов топливной системы обеспечили автомобилям народную славу. Слово «Газель» приобрело нарицательное значение. Им часто называют другие микроавтобусы и небольшие грузовички.

Покупать же подержанный автомобиль стоит с осторожностью. Обычно предыдущий владелец «укатывает» его до конца, превышая допустимые нормативы. Грузоподъемность Соболя и Газели достигает 3.5 тонны.

Газель Next – следующее поколение отечественного производства. Вышла она не так давно — в 2013 году. Отличий от предшественника немного (вид кабины и передняя рычажная подвеска), но в задумках производителей так и должно быть. Автозавод планирует просто заменить со временем предыдущую версию Газели новой, не шокируя покупателей резкими преобразованиями. Подержанные Next в объявлениях попадаются реже обычных Газелей в связи с недавним годом выпуска. Состояние же зависит от условий эксплуатации предыдущей компанией.

Peugeot Expert и Peugeot Jumpy часто используют в пассажирских перевозках. Они комфортабельны и приятны для путешествий на длительные расстояния. При покупке нужно оценить пробег, состояние салона и подвески. Если эти показатели в норме, то машина использовалась бережно. Грузовая модификация оправдывает себя на тех же длительных расстояниях при перевозке товаров и посылок. Peugeot комфортен для водителя, но невыгоден в обслуживании.

Пассажирский Ford Tourneo Custom дорог, даже в подержанном виде. Цена оправдана уютным и благоустроенным салоном. А вот в случае ремонта можно здорово «попасть». Поэтому надо внимательно оценивать техническое состояние, и не покупать автомобиль в спешке.

Большой, вместительный и удобный Mercedes-Benz Vito представлен несколькими модификациями. Вообще, техника Mercedes всегда впечатляла разнообразными вариантами продукции. Фургоны имеют различную длину и высоту (больше человеческого роста), несколько видов моторов и КПП и даже полный привод. Б/у мерседесы мало снижают в цене. Хоть функционально они могут не соответствовать идеалу, мощный бренд увеличивает цену любого состояния.

VW Transporter тоже неохотно расстается с завышенными цифрами. На это есть несколько причин:

    Действительно хорошее техническое качество подержанных моделей. Старые Фольксвагены опережают по долговечности современных представителей. У них более прочный кузов, надежные двигатели и коробка, крепкая ходовая.

Большие представители легкого класса

Полноразмерные фургоны имеют внушительную «внешность». Это самые мощные и вместительные автомобили LVC.

Купить Fiat Ducato можно лишь подержанным. В свое время производство этой марки было хорошо отлажено в России. В дальнейшем проект пришлось свернуть по противоречию сторон.

Citroen Jumper и Peugeot Boxer имеют одну и ту же платформу с Fiat Ducato. Разница лишь в двигателях, которые у представителей свои. В плане надежности «троица» не идеальна, а ремонт затратен. Вариантов сборки могут быть десятки, начиная от длины кузова и заканчивая опциями комфортабельности.

Под названием Mercedes-Benz Sprinter оказывается, что угодно. Это может быть гигант весом от 3 до 5 тонн с любыми «объемами» и длиной, передним или полным приводом, городской или внедорожной подвеской и тремя вариантами кузова. Учитывая такое разнообразие, конечную стоимость предсказать невозможно. Mercedes слывет самым комфортным и удобным микроавтобусом и ценится любителями путешествий.

Ford Transit хорошо сочетает параметры цены-качества. Достойные технические показатели и уютный функциональный салон помогли ему приобрести известность в сфере перевозок.

Iveco Daily не имеет яркой славы, но по техническим параметрам готов к конкуренции. Это сильный рабочий автомобиль с вместительной платформой и высокой грузоподъемностью. Большой минус производителей Iveco — в частой смене комплектующих. Выпуская новые модели с усовершенствованными шасси и двигателями, они не заботятся о производстве запчастей для предыдущих. В итоге владельцам старых Iveco приходится месяцами искать замену сломанной детали или «перешивать» внутренности под современные модификации.

Неформатные авто

В эту категорию попали автомобили нестандартных форм.

    Японский Nissan Cabstar представляет классический вид «мотор под кабиной». Он менее безопасен в случае столкновения, но в рабочих функциях не хуже. Грузоподъемность небольшая — до 1.5 тонн. Варианты кузова – шасси и бортовой.

Советы при покупке коммерческих б/у автомобилей

Коммерческий транспорт редко «отдыхает». Он и приобретается с целью круглосуточных перевозок. Простой машины – убытки продавца. В таком режиме даже надежный автомобиль вырабатывает ресурсы за короткое время. Поэтому небольшой срок эксплуатации не является безоговорочным плюсом при покупке коммерческого автомобиля. Смотреть нужно лишь на техническое состояние.

Вам будет интересно  Каталог автомобилей Chevrolet (Шевроле)

    Двигатель. Он должен работать мягко, без перебоев и скачков.

Чтобы обезопасить себя от «рухляди на колесах», лучше доверить осмотр перед покупкой профессиональным механикам.

Коммерческие автомобили – главная рабочая сила бизнеса. От технического состояния машины напрямую зависит прибыль. Серьезный подход к выбору модели обезопасит от незапланированных простоев и значительно повысит конкурентоспособность на рынке.

Видео о том, какой автомобиль купить для работы:

Итоги российского рынка коммерческого транспорта — 2020: вся надежда на господдержку

Результаты 2020 года для российского рынка коммерческого транспорта оказались по большей части пессимистическими. Собственно, этого и следовало ожидать: несмотря на «допинговый» декабрь чудес не произошло.

В начале года все надеялись на лучшее, но случилось так, как случилось. Сейчас, анализируя результаты прошедшего года, можно с уверенностью сказать, что иначе и быть не могло. Судите сами: поскольку роста доходов не наблюдалось, покупательский спрос населения продолжил падение. Далее выстраивается целая цепь взаимосвязанных факторов: падение производства и добычи сырья, отсутствие необходимости дополнительных транспортных средств в логистике.

Лакмусовой бумажкой может служить очередное падение продаж легковых автомобилей — 1,76 млн единиц, что на 2,3% ниже уровня 2018 года. При этом Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ, делая прогноз на 2020 год, заявляет, что на рынке ожидается похожая по сложности ситуация, то есть дальнейшее снижение продаж — на 2,1% относительно уровня, достигнутого в 2019-м.

Потребители коммерческого транспорта перестают вкладывать средства в развитие бизнеса из-за высокой степени неуверенности в экономических перспективах. Свою роль здесь играют и высокий процент по кредитам, рост цен на топливо, повсеместное внедрение платных дорог и системы «Платон», невыгодные тарифы на перевозку. Когда такое было, чтобы в тендерах с предложенными условиями не находилось желающих принять участие?

Безусловно, государственные льготные программы, в частности по автолизингу, стимулированию спроса на технику на газомоторном топливе, а для LCV — еще и льготное автокредитование, в 2020 году существенно стимулировали рынок. Но в 2019-м энтузиазм угас. Снижение уровня господдержки негативно сказалось на рынке комтранса — пока, по мнению экспертов, у него ограниченный потенциал естественного роста.

Справедливости ради стоит отметить, что летнее вливание вызвало рост продаж во всех сегментах коммерческого транспорта. Но и тут не обошлось без ложки дегтя: увеличение НДС на фоне «сдувания» госпрограмм ослабило позитивный эффект и послужило причиной стагнации последующего спроса.

По заявлению одного из экспертов, госпрограммы действительно являются довольно эффективным инструментом. С их помощью в некоторых сегментах рынка коммерческих автомобилей продается вплоть до 30% всей техники (LCV). Вместе с тем такая зависимость рынка от внешних стимулирующих факторов позволяет говорить о его несостоятельности. В подтверждение этих слов можно привести графики ежемесячных продаж, напоминающие «ножовку по дереву». (см. рядом)

Не последнюю роль сыграло и санкционное давление. В первую очередь это коснулось «Группы ГАЗ» и ее сотрудничества с Daimler AG. При этом очевидно присутствие на нашем рынке американского протекционизма. Камень в огород «Форда». Была надежда «выйти в ноль» на фоне предстоящего повышения ставок утилизационного сбора, но не случилось. Ударный декабрь не помог преодолеть накопленный за год минус.

По данным «Автостата», в 2020 году объем рынка новых легких коммерческих автомобилей (LCV) в России составил 112,1 тыс. машин, что практически совпало с уровнем 2020 года. По данным Russian Automotive Market Research (RAMR), все же имелось падение на 1,6%.

Лидерство традиционно удерживает ГАЗ, на долю которого в 2019 году пришлось 45% от общего объема продаж. На втором месте, несмотря на падение (–3,7%), другой отечественный производитель — УАЗ (17,3 тыс. автомобилей). Третью строчку занимает американский Ford с результатом 13 тыс. экземпляров (+13%).

Пальма первенства — у «ГАЗели Next»: 29,3 тыс. единиц (+3,5%). На эту модель, кстати, пришлось более четверти всего рынка новых LCV в России (26%). Самой популярной иностранной моделью LCV на нашем рынке в 2020 году стал Ford Transit, его результат — 12,6 тыс. штук (+17,1%). За ним — снова «ГАЗель», только предыдущего поколения, которая теперь позиционируется как бюджетная модель, — ГАЗ-3302 (10,8 тыс. штук; 1,8%).

По данным RAMR, в 2020 году лидирующие позиции по объему продаж новых LCV заняли Москва, Московская область и Санкт-Петербург. Наиболее высокий рост продаж новых LCV среди регионов в топ-20 показали Саратовская и Новосибирская области: 15,3 и 14,1% соответственно.

За пять лет на российском рынке изменилась структура продаж новых LCV по типу кузова. Несмотря на сокращение доли автофургонов, это по-прежнему лидирующий сегмент на рынке новых LCV. Доли бортовой/тентованной техники и автобусов на базе LCV выросли до 19,8 и 13,7% соответственно.

Также в рассматриваемый период изменилось соотношение продаж российских и иностранных LCV. Например, доля отечественных брендов увеличилась среди бортовой/тентованной техники и пикапов. Кроме того, российские марки нарастили свою долю в продажах автобусов: 43,3% в 2020 году — и 73,6% в 2019-м.

По мнению экспертов RAMR, в 2020 году ожидается дальнейшее сокращение объемов продаж новых легких коммерческих автомобилей — на 6–11%.

Рынок комтранса: итоги I полугодия 2018 г. Рынок комтранса: итоги I полугодия 2018 г. Рынок комтранса: итоги I полугодия 2018 г. Рынок комтранса: итоги I полугодия 2018 г. Рынок комтранса: итоги I полугодия 2018 г. Рынок комтранса: итоги I полугодия 2018 г. Рынок комтранса: итоги I полугодия 2018 г. Рынок комтранса: итоги I полугодия 2018 г.

Фургоны и мини-грузовики на базе легковых автомобилей

Это без преувеличения самый бедный сегмент. На автомобильном производстве в Ижевске, принадлежащем сегодня волжскому автозаводу, давно забыли, как выглядят «каблучки», некогда расходившиеся гигантскими тиражами по всей необъятной стране. Если нужно что-то подобное, то предприятие «ВАЗИНТЕРСЕРВИС» изготовляет небольшие грузовики, даже с рефрижераторными и изотермическими надстройками на базе «Лады Гранты» и ВАЗ-2121, которому недавно вернули имя «Нива» вместо безликого прозвища «Лада 4х4».

Бесспорным лидером этой рыночной ниши в России является «Лада Ларгус», несущая в своей основе Renault Dachia Logan первого поколения 2004 года. Машинка хорошо прижилась благодаря неприхотливости и объёмному грузовому отсеку при «жигулёвских» наружных габаритах.

Несколько особняком стоит продукция из Ульяновска, ныне именуемая семейством «СГР». Архаичные, но реальные «проходимцы» продолжают пользоваться устойчивым спросом, несмотря на недавно отмеченный 60-летний юбилей…

Особняком стоит продукция из Ульяновска, ныне заводом-изготовителем именуемая семейством «СГР». Архаичные, но реальные полноприводные машины продолжают пользоваться устойчивым спросом

Грузовики

«Автостат» констатировал, что в 2020 году объем рынка новых грузовых автомобилей в России составил 80,7 тыс. единиц, что на 2% меньше, чем в 2018-м, по данным RAMR — на 1,7%.

Вам будет интересно  Обзор сайтов по продаже б/у авто: плюсы и минусы для покупателей

При этом на фоне роста продаж грузовых автомобилей отечественных марок упал спрос на технику ведущих зарубежных брендов. Это естественный процесс, который наблюдается уже не один год. Плохо на рынке — берут что подешевле, ситуация изменилась к лучшему — можно приобрести машину и «побогаче» (на самом деле — понадежней).

Традиционно первенство в этом сегменте рынка коммерческой техники удерживает КАМАЗ, на долю которого в 2020 году пришлось порядка 35% от общего объема реализованных автомобилей. Вторую строчку рейтинга также без изменений занимает другой отечественный бренд — ГАЗ, показатель которого составил 8,9 тыс. машин (+5,9%). В первую тройку по итогам прошлого года вошла и компания Volvo Trucks (5,7 тыс. штук; –11%).

В модельной структуре рейтинга лидирует, как и в 2020 году, КАМАЗ-43118, показатель которого составил 6,8 тыс. экземпляров (+3,3%). Следом идут «ГАЗон Next» (6 тыс. штук; +4,6%), КАМАЗ-65115 (5,3 тыс. шт.; +10,9%).

Лидирующие позиции по объему продаж новых грузовых автомобилей заняли Московская область, Москва и Республика Татарстан.

Российские производители в плюсе

Эксперты считают, что снижение продаж импортных грузовиков объясняется, как ситуацией, сложившейся в экономике РФ, так и финансовой господдержкой отечественных производителей. Как о, их уверенность в завтрашнем дне подкреплена еще и расширением модельного ряда. К примеру, не так давно на рынок была внедрена новая модель KAMAZ 5490 Neo. Это позволило отечественному гиганту не только сохранить уровень продаж 2020 года, но и прибавить в 2019 году, упрочив свои позиции на рынке.

Что касается другого лидера отечественного грузового машиностроения – ГАЗ, то сохранить свои позиции на рынке заводу помогли среднетоннажные грузовики. Увеличение продаж на Горьковском автозаводе объясняют ростом популярности GAZ Gazon Next и растущим спросом на GAZ Gazon Next 10. По мнению специалистов завода, в новом году не следует ожидать каких-либо резких изменений на рынке: стагнация или падение на 2-3%. В то же время российские производители грузового автотранспорта планируют укрепить свои позиции, благодаря обновлению модельных линеек.

Прицепной состав

Буквально несколько слов о результатах продаж нового прицепного подвижного состава, которые практически один в один повторяют ситуацию с грузовиками, поскольку первые без вторых существовать не могут.

Разница лишь в том, что первую скрипку на российском рынке играет не отечественный производитель, а зарубежный. Правда, необходимо сделать оговорку: у Schmitz Cargobull есть сборочное производство на территории РФ. А вот дальше идут чисто «наши»: «Тонар» и НефАЗ.

Автомобили, как товары машиностроения

Из этого дотошного документа косвенно следует, что в целом госзакупки импортной автомобильной техники, не сильно ограничиваются законодательством. Для тех, кто эксплуатирует узкоспециализированную тяжёлую автомобильную технику, вообще может сложиться ситуация, что попросту отечественной альтернативы не существует. Но закон законом, а юридическая практика показывает, что при желании факты можно представить в любом, в том числе искажённом виде, что приведёт к судебному преследованию и наказаниям должностных лиц, принимающих решения о закупках той или иной продукции. Отсюда высокая вероятность того, что большинство таких лиц, принимающих решения, скорее всего будут подстраховываться и ставить задачи техническим исполнителям подбирать сугубо продукцию внутреннего рынка. Означает ли это, что нам с вами придётся созерцать скудный ассортимент не самой современной и надёжной отечественной автоиндустрии? Хотите того или нет, мы все периодически пользуемся городскими автобусами, нуждаемся в автомобилях скорой медицинской помощи, пожарных, а наши улицы требуют механизированной уборки.

Недавняя премьера Hyundai Mighty собирается на калининградском предприятии «Эллада Интертрейд»

Автобусы

Российский рынок автобусов не вписывается в привычные рамки: правила игры здесь определяются государством. Поскольку пассажирские перевозки автобусами попросту убыточны, то транспортные компании по определению нищие как церковные мыши. Тем не менее народ возить надо, причем исправно. Поэтому каждая приобретаемая предприятием машина субсидируется государством, а чтобы народные деньги не уходили за кордон — субсидируются только машины, собранные на территории РФ. Именно поэтому уже который год подряд этот сегмент рынка коммерческого транспорта остается с плюсом. Своеобразная круговая порука.

Вместе с тем, поскольку российский автопром так и не смог наладить выпуск полноценного междугородного/туристического автобуса, эта часть рынка все же частично отвоевана зарубежными компаниями. Турпоток в Россию не ослабевает. Зарубежные туристы, как известно, народ избалованный и абы как ездить не хотят, поэтому такие автобусы приобретаются за свои кровные у иностранных производителей без оглядки на кого бы то ни было.

По данным RAMR, в 2020 году рынок новых автобусов вырос на 7,0% и составил 13,91 тыс. единиц. В лидерах — ПАЗ: его продажи составили 8,04 тыс. экземпляров, что на 6,9% больше прошлогоднего результата. Далее следуют ЛиАЗ (1,61 тыс. единиц; –4,7%) и НефАЗ (1,09 тыс. единиц; +41,6%).

Среди иностранных брендов на первом месте по продажам новых автобусов в 2020 году китайский Yutong, реализовавший 590 экземпляров автобусной техники, что на 13,5% больше результата 2018 года.

В модельном рейтинге автобусного рынка России первые три строчки занимают представители Павловского автобусного завода. Лидирует высокопольный автобус малого класса ПАЗ-3205 (3604 штук; –4%). На второй строчке — автобус малого класса ПАЗ-3204 (2700 штук; +6,6%). Третьим стал автобус среднего класса ПАЗ-4234 (1193 штук; +39,5%). Лидер по приобретению новых автобусов — Москва; в семи регионах из первой двадцатки продажи сократились.

Попутно стоит заметить, что столица, взяв курс на поддержание экологически чистой городской среды, обошла все другие российские города по числу приобретенных электробусов. Собственно, этим и объясняется столь успешный рост продаж на НефАЗе, который на сегодня является одним из основных поставщиков электробусов под брендом КАМАЗ.

В начавшемся году всем производителям коммерческой техники придется уповать на новое правительство, пообещавшее ускорить реализацию национальных проектов, а также старт новых инфраструктурных проектов, призванных встряхнуть стагнирующую экономику. Пока же все остается как есть, без радужных прогнозов на будущее.

Данные предоставлены аналитическим агентством «Автостат» и Russian Automotive Market Research (RAMR).

Замещение, которого нет?

Складывается очень любопытная ситуация. При должном умении, смекалке и желании сделать дело не спустя рукава и не выстроив при этом коррупционную схему, лицо, принимающее решение сможет обеспечить своё предприятие современной и качественной техникой, при условии достаточного финансирования. Госзаказчикам доступен практически весь ассортимент официально поставляемого на наш рынок транспорта, но с некото­рыми ограничениями, имеющими спорный характер…

Уже много лет подряд, несмотря на разные периоды экономических перипетий, самым «зажатым» уголком национального российского рынка в вопросах импорта по-прежнему остаются городские автобусы средней и большой вместимости и «игрушечные» маленькие грузовички. Впрочем, почему так, догадаться несложно.

Добрососедские МАЗы: им всё сложнее лавировать между импортными конкурентами и растущим потенциалом российских производителей

Импортные автобусы, даже с учётом вероятной локализации, всё равно баснословно дороги, оставаясь при этом социальным транспортом, которого закупать требуется большими партиями и регулярно обновлять, причём за счёт муниципалитетов или иных средств господдержки. При этом их пассажиры являются или льготной категорией граждан, или ограниченно платёжеспособной.

Грузовые малютки, в свою очередь, являются совсем уж вспомогательной ветвью бизнеса автоперевозок, и всерьёз их никто не воспринимает. Такой транспорт держат на балансе в основном не перевозчики, а компании, которым необходимо что-то регулярно забирать и доставлять для своих внутренних нужд, и нередко в этом случае можно вообще обойтись обычным легковым автомобилем…

Источник https://glonassgps.com/rossijskij-rynok-kommerceskogo-transporta

Источник https://fastmb.ru/soveti_auto/2343-pokupaem-poderzhannyy-kommercheskiy-avtomobil.html

Источник https://gp-prsmah.ru/servis/fura-mashina-2018.html

Источник