Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013)

Содержание

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилейВ. А. Сологуб, 2013

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013)

Сегодня на российских дорогах можно увидеть множество самых разных моделей грузовиков. В условиях столь жесткой конкуренции отечественным производителям приходится нелегко, однако, КамАЗы по-прежнему сохраняют свою популярность. В 80-е годы прошлого века им удалось стать гордостью советского автомобилестроения. Наиболее удачным образцом считался тогда полноприводный грузовик КамАЗ 4310. Эти машины, изначально разработанные для армии, нашли себе применение и в мирной жизни, а модификации, появившиеся в 90-е годы, успешно используются и в наши дни.

История появления КАМАЗ-4310

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013)

В начале 1980-х годов автомобиль КАМАЗ-4310 представлял собой совершенный и высокотехнологичный грузовик. Так как производство данной машины было ориентировано на армию, вездеход имел следующие возможности:

  • Он мог преодолевать препятствия;
  • Подниматься на крутые подъёмы;
  • Спускаться по крутым спускам;
  • Преодолевать водные преграды глубиной до 1,5 метров.

Массовое производство вездехода КАМАЗ-4310 началось в 1981 году. Данное событие было приурочено к 26-му съезду КПСС. Первым автомобилем серии традиционно стал КАМАЗ-4310 бортовой. Потом появились различные модификации с военными кунгами, а ещё позже появились гражданские модификации, среди которых одним из самых популярных стал КАМАЗ-4310 лесовоз.

Автомобили КАМАЗ-4310 производились на заводе в Набережных Челнах, но мало кто знает, что схема этого автомобиля была разработана на заводе ЗИЛ. Так как завод имени Лихачёва разработал армейские грузовики ЗИЛ-131, правительство уже через год дало инженерам задание разработать новую дизельную модель, используя полноприводную схему ЗИЛ-131.

За 10 лет, в течение которых инженеры завода ЗИЛ занимались разработкой нового дизельного грузовика для армии, удалось создать 12 прототипов, используя полноприводную схему ЗИЛ-131. Но правительство решило передать все разработки на новый завод КАМАЗ, чтобы именно там собирали новейшие модели советских грузовиков. Новый дизельный двигатель КАМАЗ является разработкой инженеров ЗИЛ.



Технические характеристики КАМАЗ-4310

ТТХ автомобиля КАМАЗ-4310 выглядят следующим образом:

  • Длина машины составляет 7 650 мм. Естественно, что некоторые модификации отличаются по габаритам. Например, КАМАЗ-4310 лесовоз значительно длиннее;
  • Высота — 3 590 мм;
  • Ширина – 2 500 мм;
  • Грузоподъёмность составляет 6 тонн;
  • Масса автомобиля – 8 410 кг;
  • Дизельный двигатель способен разогнать машину до 85 км/ч. При этом до 60 км/ч грузовик разгоняется за 35 секунд.

Благодаря устройству дизельного двигателя, удалось добиться огромной экономии топлива. Даже бронированные версии могут похвастаться расходом около 30 литров на 100 км. Если автомобиль передвигается в условиях бездорожья, то расход топлива вырастает до 35 литров. По сравнению с ЗИЛ-131, двигатель которого с лёгкостью «съедает» около 50 литров в условиях бездорожья, этот показатель расхода очень достойный.

Для того чтобы увеличить максимальный запас хода до 830 км, пришлось установить на машину два топливных бака по 125 литров каждый.

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013) Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013) 4310 Камаз фото

Достоинства и недостатки

Положительные качества автомобиля КамАЗ-4310:

  1. Отличная проходимость;
  2. Значительная грузоподъемность;
  3. Простота эксплуатации и технического обслуживания;
  4. Высокий уровень унификации по комплектующим с другими моделями КамАЗа;
  5. Невысокая цена;
  6. Возможность использования при любом температурном режиме.

Из недостатков можно отметить сравнительно небольшую динамичность автомобиля – разгоняется он медленно, максимальная скорость невысокая. Кроме того, уровень комфорта в кабине далеко отстает от современных требований, а расход топлива чересчур велик.



Особенности двигателя КАМАЗ-4310

КАМАЗ-4310 оснащался дизельными двигателями двух типов. Более ранние модели получили двигатель КАМАЗ-740.10, обладающий следующими характеристиками:

  • V-образный 8-цилиндровый мотор с жидкостным охлаждением;
  • Рабочий объём составляет 10,85 литра;
  • Мощность – 210 л.с.

Более поздние модели КАМАЗ-4310 получили мотор КАМАЗ-740.10-20, который технически ничем не отличался от предыдущего мотора, только его мощность увеличена до 220 л.с.



Устройство ходовой части КАМАЗ-4310

КАМАЗ-4310 имеет полный привод 6х6. Его трансмиссия состоит из механической коробки передач и раздатки. Передний и задние мосты КАМАЗ-4310 снабжены блокировками дифференциала. Раздаточная коробка КАМАЗ-4310 служит для распределения крутящего момента между мостами автомобиля. Управление раздаточной коробкой КАМАЗ-4310 осуществляется дистанционно, за счёт электропневматического привода.

Грузовик имеет четыре карданных вала: один идёт на передний мост, один — на задний, один — промежуточный и один — на средний мост. Колёса вездехода имеют традиционную широкопрофильную «зубастую» резину. Все колёса подключены к системе автоматической регулировки давления.

Подвеска КАМАЗ-4310 рессорного типа. Передняя подвеска кроме рессор имеет амортизаторы. Рессоры полуэллиптического типа. Задняя подвеска является балансирной и снабжена реактивными штангами.

Тормозная система грузовика барабанная. Привод двухконтурный пневматический. Стояночный тормоз тоже пневматического типа. Запасной тормоз в машине совмещён со стояночным, а вспомогательный тормоз выполнен в виде моторного замедлителя. Он также имеет пневматический привод.

Военные грузовики КАМАЗ-4310 часто имеют механические барабанные лебёдки, снабжённые червячным редуктором и тормозом ленточного типа. Усилие на лебёдку подаётся за счёт карданной передачи через коробку отбора мощности.

Стандартный военный бортовой грузовик КАМАЗ-4310 имеет следующие особенности:

  • Имеются надставные решетчатые борта;
  • В кузове имеются боковые и средняя скамейки, которые позволяют перевозить до 30 человек;
  • Кабина КАМАЗ-4310 имеет три места, и оборудована независимым отопителем.

По сравнению с другими грузовиками тех лет, КАМАЗ-4310 имел хорошую шумоизоляцию кабины. Кроме того, водительское сиденье имеет возможность регулировок в нескольких положениях. Спального места в КАМАЗ-4310 не предусмотрено, но в более современных вариантах можно было заказать его в качестве опции на заводе.

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013) Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013) Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013)

Описание конструкции

КамАЗ-4310 представляет собой полноприводный трёхосный грузовой автомобиль повышенной проходимости с бескапотной схемой компоновки. Во многом эта машина отличалась от всех других вездеходов, производившихся в СССР, а наиболее оригинальным стало устройство привода ведущих мостов.

Трансмиссия

Все три моста грузовика похожи по своей конструкции, но передний используется для маневрирования, что потребовало оборудовать его шарнирами равных угловых скоростей.

Коробка передач автомобиля КамАЗ-4310 – механическая.

Передаточные числа следующие:

  1. Первая ступень – 7,82;
  2. Вторая ступень – 4,03;
  3. Третья ступень – 2,5;
  4. Четвертая ступень – 1,53;
  5. Пятая ступень – 1,0;
  6. Задний ход – 7,38.

МКПП оборудована синхронизаторами.

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013)

Раздаточная коробка автомобиля КамАЗ-4310

Кроме того, в состав трансмиссии входит двухступенчатая раздаточная коробка. Передаточное число первой ступени составляет 1,692, а второй – 0,917. Первоначально для управления раздаточной коробкой применялся электропневматический привод, однако, начиная с 1988 года был осуществлен переход на «чистую» пневматику.

Поскольку база грузовика КамАЗ-4310 довольно велика, при езде по бездорожью могут возникать ситуации, при которых колёса машины будут двигаться каждое со своей собственной угловой скоростью. Чтобы сохранить управляемость и обеспечить необходимый уровень проходимости, на автомобиль устанавливается механизм несимметричного межосевого дифференциала.

При обычной поездке «раздатка» КамАЗ 4310, схема которой включает в себя это устройство, передаёт одну треть крутящего момента на переднюю пару колёс, а две трети – на два других моста. Дифференциал можно заблокировать, используя для этого пневматический привод.

К раздаточной коробке подключен еще механизм отбора мощности, при помощи которого двигатель может «поделиться» шестьюдесятью лошадиными силами. Монтируется «раздатка» на несущую раму, но не непосредственно, а с упором на четыре резиновые подушки. Такое соединение предохраняет механизмы от резких ударов и колебаний во время поездки и увеличивает тем самым ресурс их использования. Эта особенность конструкции автомобиля выгодно отличает его от многих других полноприводных машин.

В конструкцию трансмиссии КамАЗ-4310 также входят четыре карданных вала. Три из них подсоединены к мостам, один – промежуточный.

Вам будет интересно  Какие подвески для автомобиля лучше в 2021 году

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013)

Передний мост автомобиля КамАЗ-4310

Сцепление – двухдисковое, сухое, снабжено пневмогидравлическим усилителем, облегчающим переключение передач.

Для изготовления мостов используются стальные балки, сделанные методом штамповки. Присоединение к ним картерных люков, кронштейнов крепления рессор и тормозных фланцев выполняется при помощи сварки.

Кабина

Кабина автомобиля КамАЗ-4310 крепится к несущей раме, непосредственно над двигателем. Мягкость подвески достигается благодаря подрессоренным опорам в задней части. Для доступа к двигателю кабина сделана поворотной, на передних шарнирных опорах. «Опрокидывание» выполняется при помощи специального гидравлического подъемника. Максимальный угол наклона может достигать 60 градусов при полной замене мотора, а при обычном обслуживании и ремонте – до 38 градусов.

Изготовлена кабина полностью из металла методом сварки. Её основным несущим элементом является силовой каркас, на который подвешиваются двери, задняя стенка, крыша и панель облицовки. Внутри размещены различные приборы, оборудование и органы управления. Сам каркас сделан из листовой стали уголкового и коробчатого профиля.

Панель облицовки можно поднять и зафиксировать при помощи двух упоров телескопического типа. Благодаря этому обеспечивается доступ к стеклоочистителям, электрооборудованию и отопительной системе.

Окна кабины оснащены поворотными форточками и механизмами подъема и опускания стекол с ручным приводом. Зеркала заднего обзора – внешние, закреплены на кронштейнах. Лобовое стекло представляет собой триплекс. Имеется тепло- и шумоизоляция, кроме того, предприняты меры и для того, чтобы в кабине не чувствовалась вибрация.

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013)

Интерьер кабины автомобиля КамАЗ-4310

На ряде модификаций автомобиля кабина оборудована спальным местом для отдыха водителя при поездках на значительное расстояние.

Кузов

Кузов базовой модели автомобиля КамАЗ-4310 был довольно простым по своей конструкции. Он изготавливался из металла и имел откидывающийся задний борт. Одновременно был создан вариант с тремя откидывающимися бортами, что упрощало погрузочно-разгрузочные работы.

В кузове можно было установить скамейки для перевозки людей, допускалось использование высокого брезентового верха, растянутого на специальных каркасных металлических дугах. В дальнейшем на КамАЗ-4310 начали устанавливать закрытые герметизированные фургоны (кунги). Кроме того, на шасси этого грузовика делались самосвалы и специальные автомобили.

Лебедка

Как и многие другие колесные вездеходы, КамАЗ-4310 оснащен лебедкой. Она может быть использована для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, оказания технической помощи другим транспортным средствам, а также (и это главное) для самовытаскивания при застревании.

Лебедка приводится в движение механизмом отбора мощности «раздатки» и создает усилие до 35 килоньютонов при подаче троса вперед. В обратном направлении обеспечивается тяга в 50 кН.

Основные элементы конструкции лебедки:

  1. Барабан с намотанным на него тросом;
  2. Тормоз (сделан автоматическим);
  3. Укладчик троса;
  4. Червячный редуктор.

Устанавливается лебедка на раму машины, в её задней части.

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013)

КамАЗ-4310, вид сзади и снизу. Хорошо виден барабан лебедки с намотанным на него тросом

Топливная система

В качестве горючего автомобиль использует соляровое масло. Первоначальные модификации машины оснащались двумя баками, каждый на 125 литров, а на поздних вариантах заправочные емкости КамАЗ 4310 доведены до общего объема в 560 л.

Подача топлива обеспечивается двумя насосами – низкого и высокого давления. Солярка при этом проходит через фильтры грубой и тонкой очистки.

Равномерность распределения горючего по цилиндрам мотора обеспечивается насосом высокого давления. Это устройство снабжено перепускным клапаном, при помощи которого избыточное топливо отводится в бак.

В «постсоветское» время ёмкости для горючего на КамАЗах получили заправочные горловины, запирающиеся на замок. Это нехитрое устройство предназначено для предотвращения кражи топлива.

Двигатель

Первоначально силовой установкой был двигатель КамАЗ-740.10. Это восьмицилиндровый шестнадцатиклапанный дизельный мотор V-образной формы с рабочим объемом в 10,85 литра. При 2600 оборотах в минуту он достигал своей максимальной мощности, составлявшей 210 лошадиных сил. Крутящий момент у этого двигателя, устанавливавшегося также на грузовик КамАЗ-5320, доходил до 637 Нм (скорость вращения главного вала – 1600 оборотов в минуту).

Начиная с 1989 года вездеход стал оборудоваться более мощным мотором КамАЗ-740.10-20. У этого двигателя в те годы появилось неофициальное название «Рекс». Рабочий объем цилиндров остался тем же, а вот крутящий момент и мощность увеличились до 667 Нм и 220 л.с. соответственно.

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013)

Двигатель КамАЗ-740.10-20 («Рекс»)

Емкость системы смазки двигателя — 28 литров.

Подвеска, тормозная система и колёса

Устройство подвески автомобиля КамАЗ-4310 имеет определенное сходство со схемами, использованными на других грузовиках, таких, например, как «Урал». Её основными элементами являются стальные листовые рессоры полуэллиптической формы со скользящими задними концами и амортизаторы телескопического типа (установлены только на передней оси).

Колёсные диски – с ободом 310-533. На автомобиле используются широкопрофильные шины ИП-184 с габаритными размерами 1220х400х-533. Некоторые модификации вездехода оборудованы системой регулировки давления воздуха в шинах, позволяющей варьировать этот параметр в пределах от 0,8 до 3,2 кгс на квадратный сантиметр. Если механизма подкачки нет, давление должно составлять 3,5 кгс на кв.см.

Каждое из шести колёс снабжено собственным тормозным механизмом с двумя внутренними колодками и барабаном. По мере эксплуатации, колодки постепенно изнашиваются, что приводит к увеличению зазора между ними и барабаном. Исправить эту ситуацию можно при помощи регулировочного рычага, но иногда приходится прибегать и к полной разборке всего механизма.

Привод тормозной системы – пневматический. Необходимое для его работы сжатие воздуха создается компрессором. В кабине имеется манометр, показывающий уровень давления в обоих контурах пневмосистемы. При его критическом падении на приборной панели загораются аварийные лампы и включается звуковой сигнал.

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013)

Энергоаккумулятор – важнейшая часть стояночной тормозной системы КамАЗ-4310

Схемы стояночной и запасной тормозной системы КамАЗ-4310 совмещены. Обе они оснащены пневматическим приводом, для обеспечения работы которого используются так называемые энергоаккумуляторы – цилиндры с размещенными в них силовыми пружинами. При движении автомобиля воздух под давлением сжимает силовую пружину, что приводит к отключению стояночного тормоза. При остановке давление падает, пружина разжимается и колесо блокируется.

Органы управления

Рулевой механизм автомобиля КамАЗ-4310 имеет передаточное число 21,7. Чтобы облегчить работу водителя, используется гидроусилитель. При повороте рулевого колеса воздействие передается через колонку и карданную передачу на ведущую шестерню углового редуктора.

Движение с неисправным гидроусилителем руля допускается лишь на небольшие расстояния в случае крайней необходимости.



Модификация «Тайфун» и легенда, связанная с ней

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013)

В начале 1990-х годов на базе КАМАЗ-4310 производилась полукустарная военная модификация, получившая название «Тайфун-1». Это был обычный внедорожный грузовик, который получил вместо кузова будку для перевозки солдат, обшитую листовой бронёй. Кабину водителя защищали ещё более толстые броневые пластины. Данная машина участвовала в Первой Чеченской компании, поэтому её эффективность проверили на практике.

КАМАЗ-4310 был выбран за основу не случайно. Его технические характеристики, а особенно мощный дизельный двигатель, позволяли машине легко передвигаться даже с толстым слоем брони.

Многие считают, что бронетранспортёры «Тайфун», которые появились в российской армии в 2011 году, являются модернизированной версией той боевой машины из 90-х, которая была создана на базе КАМАЗ-4310. На самом деле, общего у них только название, и платформа КАМАЗ-4310 не имеет к нему никакого отношения.



Основные модификации КАМАЗ-4310

КАМАЗ-4310, который изначально создавался как военный внедорожный грузовик, со временем стал выпускаться в нескольких вариантах:

  • КАМАЗ-4310. Базовая модификация, которая предназначалась исключительно для армейских нужд. Отличается укороченной платформой с тентом. Имеет откидные скамейки для перевозки 30 человек и откидной задний борт. Выпускалась данная модификация с 1983 по 1990 годы;
  • КАМАЗ-43101 опытный. Опытная модификация. Имела Платформу от КАМАЗ-5320. У данной модификации откидывались три борта;
  • КАМАЗ-43101. Так как опытная модель оказалась удачной, на её основе было решено выпускать серийную модификацию. Имела увеличенную грузоподъёмность и более мощный двигатель. Выпускалась с 1989 по 2000 год;
  • КАМАЗ-431010. Специальная спортивная версия, подготовленная для участия в ралли Париж-Даккар. В 1992 году данная модель участвовала в марафоне Париж-Москва-Пекин;
  • КАМАЗ-43102 опытный. Тот же КАМАЗ-43101, только его кабина была оборудована спальным местом;
  • КАМАЗ-43103 опытный. Ещё одна модификация КАМАЗ-43101 со спальным местом;
  • КАМАЗ-43105. Специальная версия, созданная для гражданского использования. Не имела лебёдки и системы регулировки давления в шинах;
  • КАМАЗ-43106. Такая же модификация, как и предыдущая, только с более мощным двигателем. Выпускался по 2000 год;
  • КАМАЗ-43114. Специальная версия для российской армии. Имеет двигатель мощностью 260 л.с. Выпускается с 1996 года;
  • КАМАЗ-43115. Гражданская версия модернизированного для армии грузовика. Выпускается заводом с 1998 года;
  • КАМАЗ-43118. Ещё одна гражданская модификация, выпускаемая с 1996 года. Отличается увеличенной грузовой платформой;
  • КАМАЗ-4410. Специально сконструированный тягач на базе модели 4310. Может буксировать полуприцепы общей массой до 15 тонн.
Вам будет интересно  Замена передних стоек Лада Калина: фото и видео

Грузовые автомобили КАМАЗ-4320 до сих пор часто встречаются на дорогах России и СНГ. Несмотря на то, что во времена Советского Союза данные автомобили считались лучшими в своём классе, сейчас они безнадёжно устарели. Несмотря на это, в российской армии их всё ещё достаточно. Более того, их не спешат продавать. Если ГАЗ-66 и ЗИЛ-131 с консервации продаются достаточно часто, то КАМАЗ-4310 встречается в продаже значительно реже.


Историческая справка

Как известно, официальной датой начала работы Камского автомобильного завода считается 16 февраля 1976 года. В тот день с конвейера сошел первый грузовик, изготовленный на этом предприятии. Между тем создание вездехода, известного ныне как КамАЗ-4310, началось еще в 1967, то есть за два года до того, как на месте будущего гиганта советской индустрии был вырыт первый котлован.

Объясняется такой парадокс очень просто – эта машина, как и камский «первенец», автомобиль КамАЗ-5320, создавалась конструкторами Московского автозавода имени Лихачева, знаменитого и ныне уже погибшего ЗиЛа. Именно на этом предприятии, начиная еще с 1969 и по 1978 были изготовлены макеты, прототипы и первые образцы полноприводного грузового автомобиля КамАЗ-4310. Ответственным за проектирование и дальнейшую разработку был В. А. Вязьмин, а общее руководство было возложено на А. М. Кригера — главного конструктора ЗиЛа.

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013)

КамАЗ-4310 с манипулятором для погрузки

Появление

В соответствии с техническим заданием, полученным еще в 1967и уточненным приблизительно год спустя, предполагалось создать одновременно шесть различных вариантов новой машины:

  1. КамАЗ-4310. Основная модификация. Платформа для перевозки грузов снабжена задним откидывающимся бортом;
  2. КамАЗ-43103. В целом совпадает с базовой моделью, отличаясь от неё кабиной, внутри которой обустроено спальное место;
  3. КамАЗ-43101. Платформа для перевозки грузов имеет не один, а три откидывающихся борта;
  4. КамАЗ-43102. Совпадает с модификацией 43101, но в кабине размещено спальное место;
  5. КамАЗ-43104. Грузовой платформы нет, допускается установка различных видов кузова или какого-либо специального оборудования. Наиболее универсальный вариант – это могла быть бетономешалка, лесовоз, тягач, манипулятор – применение обеспечивалось оснащением;
  6. КамАЗ-4410. Представляет собой седельный тягач, способен буксировать полуприцеп массой в 15 тонн.

Первые 12 машин, среди которых присутствовали все перечисленные модификации, были изготовлены на ЗиЛе в период с 1972 по 1975 годы. Выпуск осуществлялся четырьмя последовательными небольшими сериями.

Межведомственные испытания проводились с апреля 1976 года и до марта 1977. По каким-то причинам варианты 43104 и 43101 участия в них не принимали, хотя едва ли это было принципиально, поскольку в основном конструкция всех модификаций совпадала.

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013)

Автомобили КамАЗ-4310, принимавшие участие в испытательном пробеге 1978 года

В ходе проверки автомобили преодолели от 33 000 до 37 000 километров, передвигаясь, в частности, в условиях высокогорья (вплоть до высоты в 3 370 метров), по грунтовым и шоссейным дорогам. Один из этапов испытаний проводился неподалеку от города Чита, при значительных морозах – до минус 42-х градусов. Кроме того, грузовики опробовали на специальном автополигоне НАМИ (научный автобильный и моторный институт).

Общий пробег некоторых опытных образцов КамАЗ-4310 после заводских и межведомственных испытаний превысил 200 000 км, а все вместе они проехали почти полтора миллиона километров.

Все обнаруженные недостатки и дефекты были устранены в довольно сжатые сроки, и уже в 1978 году доработанные машины были отправлены в новый пробег протяженностью в 18 000 км, в ходе которого полноприводные КамАЗы от Москвы доехали до строящейся Байкало-Амурской магистрали, затем отправились в Иркутск и, наконец, вернулись в столицу. После этого началась подготовка к серийному производству – уже в Набережных Челнах.

К тому времени Камский завод уже освоил выпуск грузовика КамАЗ-5320, однако, для изготовления полноприводной машины требовалась отдельная производственная линия. Её эксплуатация началась в феврале 1981, причем это событие было «подогнано» к началу XXVI съезда КПСС. Чтобы не опоздать с «поздравлением», первую партию автомобилей КамАЗ-4310 собрали «в наладочном режиме» на главном конвейере первой линии.

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013)

КамАЗ-4310, «подаренный» стране в честь партийного съезда. Серийным, в сущности, не был – собран на линии для производства КамАЗ-5320

Работу удалось завершить вовремя, и пять грузовиков-вездеходов отправили в Москву для демонстрации партийному руководству. Один из них, уже доехав до столицы, неожиданно вышел из строя – поломалось сцепление. Машину загнали в первую же попавшуюся подворотню, а оставшиеся четыре всё же добрались до Кремля, в том числе и КамАЗ-43105 под номером 001, на котором была сделана надпись о том, что он является подарком к съезду.

Во всём этом определенно присутствовали элементы «показухи», ведь реальное крупносерийное производство новых машин удалось развернуть лишь в 1983 году. Тем не менее КамАЗ-4310, безусловно, стал большой удачей для СССР: это был один из самых передовых автомобилей своего класса во всём мире.

Развитие

Переход к серийному производству еще не означал, что разработка нового грузовика повышенной проходимости завершена. Конструкторы продолжали улучшать КамАЗ-4310, стремясь, в частности, увеличить его грузоподъемность. Некоторые модификации машины получили возможность перевозить в кузове уже не 6, а 7 тонн. Кроме того, были предприняты меры по увеличению объема моторного масла.

В 1984 году полноприводные КамАЗы начали выпускать с обновленным бампером, а в 1989 – с более мощным двигателем. Одновременно целый ряд механизмов трансмиссии и подвески был усилен, что обеспечило повышение устойчивости к износу и механическим повреждениям.

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013)

Экспериментальный бронеавтомобиль «Тайфун-1»

В 90-е годы появилось еще несколько модификаций вездехода. Одна из них, получившая название «Тайфун-1», представляла собой попытку превращения армейского грузовика в бронеавтомобиль. Следует, однако, учитывать, что современные «Тайфуны» ничего общего с той экспериментальной машиной не имеют. Гораздо более перспективной оказалась модель КамАЗ-43118. Этот автомобиль, оснащенный двигателем мощностью в 260 лошадиных сил, способен перевозить до 10 тонн груза. В 2020 году КамАЗ-43118 был признан самым продаваемым грузовиком в России. Производство вездеходов продолжается до сих пор, хотя выпуск их базовой модели, 4310, прекращен еще в 1990 году.

КамАЗ-53213. Технические и эксплуатационные характеристики. Отзывы владельцев и водителей

Грузовики под маркой КамАЗ впервые начали производить в 1976 году. Производство расположилось в Набережных Челнах в России. Такой грузовой транспорт был жизненно необходим в то время. Ведь до КамАЗов не существовало аналогов, которые бы имели такую же проходимость и возможность перевозки тяжелых грузов.

КамАЗ 53212 был поставлен в серию в 1980 году. Производилась данная модель вплоть до 2000 года.

Этот грузовик отличался более длинной базой. Колесная схема имела формулу 6*4. Автомобиль предназначался для работы в широких температурных диапазонах. Также машина могла нормально работать на высоте более чем 3000 м над уровнем моря.

камаз 53212 технические характеристики

Младшим родственником этого грузовика был КамАЗ 53202. Новый тягач 53212 был оснащен новой тентованной платформой. Длина ее составляла более чем 6 м. Объем кузова — 32 кубических метра. Кузов имел настил из дерева. Тягач мог свободно перевозить более 10 т различных грузов.

Тягач оборудован тройными откидными бортами по бокам, а один откидной борт находился в задней части. Это позволило автомобилю КамАЗ 53212 стать практически универсальным.

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013) Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013) КамАЗ 53212. Россия

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 8000 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • высота – 2962 мм;
  • колесная база – 3690 (+1320) мм;
  • дорожный просвет – 285 мм;
  • передняя колея – 2026 мм;
  • задняя колея – 1850 мм;
  • диаметр разворота – 10000 мм.
Вам будет интересно  Модификация ВАЗ 21213 Нива 1. 7

Снаряженная масса КамАЗ 53213 составляется 7000 кг, полная масса – 18225 кг. При грузоподъемности 11075 кг на переднюю ось приходится 4500 кг, на задние оси – 13725 кг. В снаряженном состоянии нагрузка на переднюю ось равняется 3520, на задние оси – 3480 кг.

Автомобиль способен набирать скорость до 80 км/час и преодолевать подъемы с углом наклона до 30%.

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013)

Размерность колес – 10.00 R20 (280R508). Для модели используются бездисковые колеса с камерными пневматическими шинами.

Базовая кабина

КамАЗ 53212 имеет цельнометаллическую кабину. Она располагается непосредственно над двигателем. Компоновка кабины предусматривает три кресла. Они, в свою очередь, оснащены ремнями безопасности. Сзади кресел предусмотрено специальное место для отдыха водителей.

Салон отличается лучшим интерьером, а также экстерьерными особенностями. Панель приборов имеет свой дизайн. Здесь нет электроники, только стрелочные индикаторы. Можно убедиться в этом, посмотрев на салон грузовика КамАЗ 53212 (фото можно увидеть внизу).

камаз 53212

Водительское кресло подрессорено. Само сиденье можно регулировать в двух положениях. Регулировке поддается высота и поза. Также можно отрегулировать статический прогиб кресла. Однако не стоит сильно уж заниматься регулировками. Возможны случаи появления излишних вибраций. Норма на прогиб кресла составляет не более половины от всего хода механизма подвески сидения.

По высоте кабина достаточно высокая. В ней можно вполне нормально стоять в полный рост. К тому же она имеет некоторые преимущества, по сравнению с прошлой моделью, в аэродинамике. Можно также отметить хорошие характеристики звуко- и теплоизоляции.

Конструкция и сфера применения

Характеристики КамАЗа-53212 не имели особых дизайнерских или конструктивных особенностей. В базовом исполнении это бортовой 3-осный грузовик. Колесная формула — стандартная для этого типа: привод на две задние оси (6х4). Безкапотная конфигурация, для доступа к двигателю кабина откидывается вперед. При этом большой кузов с 3 откидывающимися бортами, возможность использования прицепа, простота в обслуживании и широкий выбор запасных деталей понравились как военному, так и гражданскому потребителю.

Первые использовали КамАЗ-53212 с тентом для перевозки личного состава. Для вторых он стал рабочей лошадкой. Дощатое дно кузова представляло широкий выбор — можно устанавливать контейнеры, размещать сыпучие грузы, для которых самосвал по каким-то причинам использовать нельзя. У некоторых владельцев машина служила даже молоковозом — в кузове крепили дополнительную цистерну.

Несомненным преимуществом было то, что заказчик мог без обращения на завод быстро перепрофилировать авто под свои нужды.

Нужен контейнеровоз — достаточно снять борта, и можно работать дальше. Нужен зерновоз — достаточно натянуть невысокий тент. Установка в мертвой зоне (за кабиной водителя) на КамАЗ-53212 манипулятора позволяла поднимать многотонные грузы.

Грузовик с манипулятором

Модель могла поставляться в трех комплектациях:

  1. Базовая — бортовой грузовик (сельхозник).
  2. Армейская — кузов без бортов либо вариант с тентом. Эта модель получила свой индекс — 53213. Кроме тентованного варианта, можно было заказать изотермический кунг-фургон.
  3. Тропическая. Это базовое исполнение грузовика, но без утепления и с дополнительным кондиционером. Индекс — 532127.

Первая и третья комплектации получали круглые фары над бампером, крылышки по бокам кабины для улучшения аэродинамических свойств и защиты от грязи. Для защиты фар при передвижении по пересеченной местности в армейской (военной) комплектации их переместили в передний бампер, при этом слегка утопили, чтобы защитить от столкновения с возможными препятствиями. Интерьер кабины переработали, но особых изменений внесено не было. 3 места, за ними — лежак. Кресло водителя подрессорено, есть возможность регулировки высоты посадки. Руль имеет гидроусилитель.

Двигатель работает в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач. Она оснащена ускоряющим делителем спереди. Механика управления коробкой – дистанционная.

Сцепление выполнено в виде двухдисковой фрикционной системы. Дополнительно система оборудована пневматическим усилителем и включением при помощи гидравлики. Автомобиль имеет полный привод с возможностью блокировки межосевого дифференциала.

Максимальная скорость, которую позволяет развить КамАЗ 53212 (технические характеристики не позволяют надеяться на больший результат), — 80-100 км/ч. При этом расход топлива составляет порядка 27 литров дизеля.

Каталог запчастей на КамАЗ-53212 (53212):

В нашем каталоге представлены все запчасти используемые в КамАЗ-53212. Выберите необходимый вам узел. Для удобства поиска запчастей на КамАЗ-53212, можно воспользоваться быстрым фильтром.

Быстрый Фильтр по узлам:

    Основание кабины (пол)
    Стеклоочиститель и его привод
    Передок кабины в сборе
    Боковина кабины левая и правая
    Задок кабины
    Крыша кабины
    Дверь боковая в сборе правая и левая
    Сиденье водителя
    Установка элементов отопления и вентиляции кабины
    Зеркало наружное заднего вида
    Панель облицовочная
    Платформа 5320-8500010
    Устройство подъемное и опрокидывающее платформы 5511

Общий вид узлов и механизмов силового агрегата

    Система питания двигателя
    Установка глушителя выхлопа
    Система охлаждения двигателя
    Коробка передач с делителем в сборе
    Валы карданные
    Мост задний в сборе
    Мост промежуточный
    Установка передней подвески в сборе
    Ось передняя с тормозами в сборе
    Колеса в сборе
    Механизм тормозной переднего колеса правый и левый
    Панель приборов и выключателей

Установка устройства седельного 5410-2700001-01

    Коробка отбора мощности

Инструмент водителя и принадлежности

Схемы запчастей и узлы представлены на сайте для справочных целей! Мы продаем не все запчасти на КамАЗ-53212, представленные в этом списке, но многие из них.

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013) Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013) Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013) Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013) Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013)

Ходовая часть — схема

КамАЗ 53212 оснащен ходовой, которая имеет общеизвестный классический вид. Здесь в наличии передняя зависимая подвеска. Она располагается на полуэллиптических рессорах. В этой подвеске применены телескопические амортизаторы.

Задняя часть тягача построена на балансирной зависимой подвеске. Здесь те же рессоры, а амортизаторы отличаются реактивными тягами. Рессоры задней тележки тягача дополнительно усилены. Также усилены балки на ведущих мостах.

Рама автомобиля КамАЗ 53212 построена на системе лонжеронов, которые специально изготавливались из высокопрочной стали. Здесь усилили основание, а также пол платформы. Передние борта стали выше.

Фотогалерея Камазов 53213

Фото модели Элекон, на нем представлен Камаз 53213 молоковоз:

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013)

А так Камаз 53213 выглядел в период существования СССР:

Видео обзор Камаза 53213

Цены и комплектации

Грузовики отличаются огромным ресурсом, поэтому и до сих пор успешно используются в самых разнообразных отраслях промышленности, сельского хозяйства и в прочей деятельности.

Что касается стоимости, то по самым минимальным ценам владельцы предлагают шасси. Здесь цены варьируются от 160 тысяч. Большинство этих предложений были не один и не два раза подвержены различным модификациям, а также ремонтам. Цена за тягач очень сильно зависима от года выпуска. Одиночные бортовые модели из 90-х обойдутся немного выше – от 200 тысяч.

схема камаз 53212

Высокие цены просят за автомобили, уже оснащенные необходимым специальным оборудованием. В большинстве случаев это краны, различные манипуляторы, цистерны и другое оборудование.

расход камаз 53212

Машины полностью оправдывают свое название. Это рабочие лошади. А если им вовремя проводить обслуживание, они будут верно работать еще очень долго. А тем, кто ностальгирует по таким авто, как КамАЗ 53212, фото позволят еще раз насладиться этими мощными тягачами.

Итак, мы выяснили, какие имеет данный грузовик технические характеристики, дизайн, историю происхождения и стоимость.

Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013) Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013) Автопрактикум. Часть 3. Ходовая часть и механизмы управления большегрузных автомобилей. 4 Ходовая часть большегрузных автомобилей (В. А. Сологуб, 2013)

Отзывы о Камазе 65207

Петр:

«Покупал машину не новую, но от этого качества своей езды и характеристик она не покупала. Камаз брал выпуска 99 года.

Достоинства: универсальное шасси, ставь, что хочешь. Довелось поездить и с автокрановой установкой, и с цистерной. Точную копию такого камаза выпускает Элекон. Модель один к одному.

Недостатки: понятно, что чем старше авто, тем больше с ним мороки, но и цена ниже в несколько раз, чем на новые с малым пробегом. Менял задний мост. Обошлось недешево, но с тех пор прошло 10 лет, и ремонт уже давно окупился».

Источник http://https://oliandr.ru/artilleriya/ustrojstvo-dvigatelya-kamaz-4310.html
Источник http://https://foksevmash.ru/avtomarki/kamaz-53212-foto.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *