Грузовик времен Великой Отечественной войны GMC CCKW — история и фото — журнал За рулем

Военный автомобиль — машина для эвакуации при ЧС. Часть 2: Лучшие военные грузовики для наших целей, рекомендуемые изменения


Такие ранние GMC имели металлическую кабину, более поздние — с брезентовым верхом. Оранжевый указатель поворота — позднее добавление к штатной светотехнике.
Такие ранние GMC имели металлическую кабину, более поздние — с брезентовым верхом. Оранжевый указатель поворота — позднее добавление к штатной светотехнике.

У нас ему не досталось славы Студебекера, Виллиса и Доджа, поскольку в СССР грузовиков Джиемси (именно так писали это имя в 1940‑е годы) было относительно немного. Однако они возили солдат и грузы не только американских вооруженных сил, но и Красной Армии, а потом помогали восстанавливать нашу страну.

Призыва 1941 года

Неопытный взгляд, особенно с неблизкого расстояния, возможно, спутает его с легендарным Студебекером. Похож, причем не только внешне (разве что кабина покомпактнее), но и конструктивно. Полноприводные автомобили того времени строили по типовой инженерной схеме — простой, но, как показало время, правильной.

Первые 2,5‑тонные грузовики концерна GMC появились в 1940 году. Подавляющее большинство машин, воевавших на фронтах Второй мировой, имело мудреное обозначение CCKW, где первая литера С указывает на то, что это модернизированная модель 1941 года. Остальные буквы символизируют: С — обычную кабину, К — полный привод, W — два задних моста, то есть трехосность машины К этой аббревиатуре обычно прибавляли индекс 352 (машина с базой 3680 мм) или 353 (4240 мм).

GMC CCKW


В кабине тесновато, но водительская посадка не хуже, чем в наших послевоенных грузовиках.
В кабине тесновато, но водительская посадка не хуже, чем в наших послевоенных грузовиках.

В начале 1940‑х у машин GMC был очень современный силовой агрегат. Верхнеклапанная рядная «шестерка» объемом 4,4 л развивала 90 л.с. Пятиступенчатая коробка передач — с повышающей передачей (овердрайв). Правда, без синхронизаторов. Впрочем, на грузовики такие коробки ставили еще очень долго, а в США — вообще чуть ли не до конца двадцатого столетия. В паре с коробкой работала двухступенчатая раздатка. Большинство GMC были полноприводными, с подключаемым передним мостом, но у части машин, в том числе и в нашей армии, колесная формула — 6×4. Для американских фирм было обычно, что основная модель (бортовой грузовик) имеет уйму модификаций самых разных назначений — в том числе вот такую, как этот самосвал с тентом.

Массовый поток GMC пошел в Европу после высадки союзников в Нормандии. К тому времени такие машины делали уже два завода: в Понтиаке, где до войны собирали в основном автобусы Yellow Coach, и в Сент-Луисе, на предприятии отделения Chevrolet. В августе — ноябре 1944 года GMC несли основную нагрузку по снабжению войск союзников, продвигавшихся на север Европы. До освобождения антверпенского порта в ежедневных конвоях работало до шести тысяч машин.

С легкой руки американских солдат грузовики GMC получили прозвище Jimmy — видимо, по аналогии с кличкой Jeep. Кстати, оба имени позднее стали фирменными: Jeep — маркой, а Jimmy — моделью американских вседорожников. Заслужить народное прозвище, причем ставшее «долгоиграющим», удается далеко не каждому автомобилю.

Путевка в жизнь

Грузовые автомобили военного назначения


Военная автомобильная техника – это огромная категория транспортных средств с различными целями назначения. Основными их отличиями является повышенная функциональность, иногда специфической направленности, доступность перемещения по наиболее сложным для проходимости местностям и наличие дополнительного оборудования. Отдельным подвидом такой автомобильной техники выделяют военные грузовики. Существуют два вида грузовых авто военного назначения:

  • Машины общего назначения, используемые для транспортировки различных твердых грузов. Преимущественно такие транспортные средства дополнительно оснащены скамейками и тентами, что позволяет помимо грузов перевозить и людей. Военные грузовики общего назначения нередко используют для буксировки прицепов и других видов военной техники.
  • Специализированные грузовики предназначены для транспортировки специфических грузов. К данному подвиду военной автомобильной техники относятся автоцистерны, самосвалы и т.д.

Грузовые машины военного назначения обеспечивают высокую мобильность войск. Среди их основных задач отмечается транспортировка людей на поле боя и из его пределов, быстрая доставка раненных в медицинские учреждения, перевозка боеприпасов и различных видов вооружения, буксировка высокомощных средств артиллерии и т.д. Помимо визуального отличия от обычных грузовых автомобилей, представленного защитным окрасом, в военных грузовиках отмечается их расширенный функционал и наличие дополнительного оборудования. Каждая страна, имеющая свою армию, содержит на вооружении специализированный автопарк. Содержание таких машин довольно недешевое, поэтому уровень их мощности зависит от развития самой страны. В истории известны случаи, когда при внезапном начале войны в качестве военной автомобильной техники использовались устаревшие машины, что заметно снижало степень боеспособности целого государства.

Военные грузовики США

Уже более века американские военные грузовики стремительно совершенствуются и на сегодняшний день позиционируются, как одни из наиболее мощных представителей современного технического прогресса. К созданию такой техники американцы используют особый подход, ориентируясь на военную тактику и возможности своего производства. Военные машины высокоразвитой страны представляют собой тяжеловесные грузовики, массой не менее восьми тонн. Среди настоящих гигантов американских транспортных средств данной категории следует отметить:
Oshkosh PLS – внедорожник 10х10, предназначенный для транспортировки унифицированных контейнеров, объединяющихся с шасси различными типами креплений. Используется Oshkosh PLS в качестве тягача, грузового авто или прицепа. Бездорожье данному автомобилю не страшно, поэтому уровню его проходимости может позавидовать любой производитель. Ультрасовременные американские системы Oshkosh PLS и LVS оснащены поддонами, пультами ДУ, мультилифтами и другими девайсами, делающими такую военную технику многофункционально и, соответственно, применимой для решения любых боевых задач.

НЕМТТ – категория автомобилей, которой располагает американская армия еще с 1982 года. За годы своего использования автомобили прошли не один этап модернизации и сегодня по праву считаются гигантами американской военной авто техники. К примеру, модель НЕМТТ-А3 может перевозить грузы, общим объемом в 13 тонн. При этом она способна развивать скорость до 105км/час. Эффективность использования данной модели в качестве тягача обусловлена ее возможностью транспортировать десятитонные грузы, преодолевая подъемы с наклоном в 60°. Другие модели данного семейства автомобильной военной техники находят свое применение в транспортировке воды, противоракетных и ракетных установок и других крупногабаритных грузов.

Возможности и мощь вооружения американской армии сегодня неуклонно совершенствуются. В разработках находятся военные автомобили, оснащенные лазерными установками, дистанционным управлением, броней наилучших образцов, системой распознавания пешеходов и находящегося в определенном радиусе транспорта и т.д.

Военные грузовики российской армии

Не менее насыщенной является история военного автопарка грузовых машин российской армии. Ярким представителем отечественной техники можно назвать «Урал». Военный грузовик «Урал-375» – настоящая легенда отечественной военной автомобильной техники, сошедшая с конвейера в 1961 году. Спустя 16 лет были выпущены другие не менее популярные модели данного производителя – Урал-4320 и Урал-5323. В наше время автомобили семейства Урал представляют основную часть отечественного армейского автопарка. Это машины с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8. Их грузоподъемность колеблется от 4,2 до 10 тонн. Используются «уралы» для буксировки, транспортировки людей и грузов. Среди основных их преимуществ отмечаются максимальная проходимость, достаточно высокая скорость и многофункциональность.
«Изюминкой» отечественного вооружения является Урал-3А-Тайфун, получивший немалое количество наград и признание всего мира. Его максимальная скорость – 105 км/час в обычных условиях, и 50 км/час в условиях повышенной сложности (пробитые колеса, труднопроходимая местность и т.д.). Объем его бака составляет 300 литров, причем бак оснащен дополнительной защитой, препятствующей возгораниям и другим повреждениям. Запас хода «Тайфуна» – 1800 км. Стоит также отметить, что его вес достигает 24 тонн. Данная модель военных автомобилей «Урал» оснащена электронной системой управления, что заметно повышает ее эффективность и функциональность.

Урал-3А-Тайфун

Автор: Артём Богданов

GMC CCKW


Пассажиру немного мешают рычаги включения переднего моста и коробки отбора мощности.
Пассажиру немного мешают рычаги включения переднего моста и коробки отбора мощности.

С лета 1942 года по весну 1943‑го грузовики GMC испытывали в СССР, в том числе пробегом 15 тысяч километров. Намерили 90 л.с., максималку 72 км/ч, средний расход топлива 37,5 л/100 км. Из недостатков указывали слабоватое сцепление и не очень удобные рычаги управления трансмиссией. По сравнению с достоинствами это мелочи.

Солдат, строитель, ветеран

В Красной Армии грузовики GMC служили задолго до открытия второго фронта — с 1942 года. Правда, к нам попало менее семи тысяч машин — капля по сравнению со «студерами», которых, по некоторым данным, завезли не менее 100 тысяч. А испытывали у нас GMC явно не для оценки пригодности к военной службе на фронтах (с этим всё и так было очевидно), а с точки зрения перспектив советского автопрома. Черты американских грузовиков, в том числе и GMC, легко читаются в наших ЗИС‑151 и ЗИЛ‑157.

Кстати, инструкцию к GMC на русском языке (вероятно, не первую) издательство Министерства коммунального хозяйства РСФСР выпустило уже в 1946 году. Причем тиражом 20 тысяч экземпляров, заметно превышающим количество таких машин в СССР. В брошюре сделали оговорку, что она предназначена не только для «шофера, работающего на автомобиле Джиемси», но и для «расширения знаний шоферов, работающих на отечественных автомобилях».

GMC CCKW

Вернувшись с фронта, американские грузовики работали в народном хозяйстве. Вот такие самосвалы, в частности, помогали восстанавливать разрушенный Минск.

Тяжелый руль? Большой радиус поворота? Тормоза, требующие крепкой ноги, желательно еще и обутой в сапог? «А сам-то ты что умеешь?» — спрашивает пожилой, умудренный опытом, но вполне еще бодрый «джимми». Общение с ним — очень хороший повод вспомнить прописные истины о тяжелом солдатском труде, стойкости и мужестве. По-моему, майский праздник именно про это. И я рад, что встретил его вместе с «джимми».

Редакция благодарит Мариса Межипуте за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемки.

ВОЕННЫЙ БИЛЕТ

GMC CCKW производили в 1941–1945 годах. Автомобили имели два варианта колесной базы: 4240 мм и 3680 мм. Собирали бортовые грузовики, шасси с платформой, самосвалы. На шасси устанавливали цистерны, санитарные модули и другие специальные надстройки. Шестицилиндровый двигатель развивал 90 л.с. при 2750 об/мин. Коробка передач — пятиступенчатая, пятая — повышающая. На основе модели CCKW делали амфибии DUKW, грузовики серии CCW грузоподъемностью 5 тонн (колесная формула 6×4) и модель AFKW с укороченной и смещенной вперед кабиной. Всего изготовили 562 750 автомобилей.

КРАСНЫЙ ШАР

Операция Red Ball Express проходила с 25 августа по 16 ноября 1944 года. Конвои из почти шести тысяч грузовиков, в основном GMC, перевозили ежедневно около 12,5 тысячи тонн грузов для наступающих войск союзников. Операцию завершили после освобождения Антверпена, через порт которого пошли поставки войскам.

ВСЁ ДЛЯ ФРОНТА

По договору ленд-лиза в СССР поставили более 400 тысяч автомобилей, 22 тысячи самолетов, около 13 тысяч танков, 35 170 мотоциклов, много иных изделий. Самыми распространенными автомобилями в нашей армии были Studebaker, Willys, Dodge, Chevrolet и Ford. Часть их завозили в СССР в виде машинокомплектов и собирали на нескольких советских заводах.

Грузовик победителей GMC CCKW: спасибо, Джимми!

Известный американский конструктор Рэнсом Илэй Олдс (Ransom Eli Olds) считается одним из основоположников системы массового автомобильного производства. В 1899 г. в Лэнсинге, штат Мичиган, он наладил крупномасштабное по тем временам изготовление простых легковых машин-багги. В1904 г. Р. И. Олдс был вынужден покинуть собственную фирму и основал новую под названием РИО, составленным из его инициалов. Через два года к легковым машинам РИО добавились небольшие грузовики, производством которых с 1910 г. занималось отделение «РИО Мотор Трак» (REO Motor Truck Co.). Вскоре их выпуск стал главной специализацией компании.

РИО 23BHRS, 6х6,1941 г.

РИО J (2t), 1916 г.

РИО 29XS (F1), 6х6,1942 г.

Первыми в американские силы, участвовавшие в военной кампании в Мексике, поступили обычные седаны РИО, в 1916 г. к ним добавились пикапы и санитарные машины, а также простые капотные 2- и 3-тонные грузовики с моторами мощностью 25-40 л.с и карданным приводом задних колес, экспортировавшиеся также в европейские страны. Для национальной гвардии на грузовом шасси F выпускали безбашенные патрульные бронеавтомобили с корпусами разной конфигурации. В межвоенный период фирма РИО, успешно продававшая обширную гамму коммерческих машин, особых усилий по созданию воен ной гаммы не предпринимала. В 20-30-е гг. в вооруженные силы США в достаточно больших количествах поступали серийные автомобили РИО «скоростной» серии «Спид Вэгон» (Speed Wagon) грузоподъемностью от 500 кг до 3 т, оборудованные бензиновыми моторами «Голд Краун» (Gold Crown) мощностью 45-88 л.с. и развивавшие скорость до 90 км/ч. Первой попыткой создания армейского автомобиля в 1935 г. был 1,5-тонный грузовик с двумя ведущими мостами «Тимкен» (Timken), построенный для участия в конкурсе военного ведомства, но оказавшийся тяжелее всех конкурентов.

С началом Второй мировой войны положение существенно не изменилось, однако после вступления в нее Соединенных Штатов фирма РИО, как и все остальные изготовители гражданской эвтотехники, была вынуждена перестраиваться на военные рельсы. Неподготовленность к выполнению крупных государственных заказов привела к тому, что на протяжении всей войны она оставалась в стороне от массового производства армейских машин. С1942 г. на РИО выпускали только две базовые военные модели, идентичные автомобилям «Федерал» (Federal). Наиболее известным был 7,5-тонный грузовик «29XS» (6х6), послуживший базой седельных тягачей F1 и стандартизованных ре-монтно-эвакуационных машин С2 с 10-тонным краном «Гар Вуд» (Gar Wood) и телескопической стрелой длиной до 7,8 м. На них использовались 14-литровый бензиновый двигатель «Геркулес HXD» (Hercules) мощностью 180 л.с и 5-ступенчатая коробка передач с 2-ступенча-той раздаточной. На шасси «29FF» построили 125 аэродромных пожарных машин химического тушения с цистерной со сжиженной углекислотой и длинными манипуляторами для ее подачи к месту возгорания.

В 1942-44 гг. фирма выпустила также 700 седельных тягачей «28X6» (6×4) со 130-сильным дизелем «Камминс НВ600» (Cummins), работавших с 20-тонными полуприцепами. В 1941 г. компания РИО предприняла попытку получить контракт на поставку стандартизованных полноприводных 2,5-тонных грузовиков для поставок по ленд-лизу. Она построила несколько прототипов «23BHRS» (6х6) со 106-сильным мотором «Уокеша» (Waukesha), обычными гражданскими кабинами и оперением, но к тому времени все заказы уже были распределены.

РИО US6.U3,6х6,1943 г.

РИО Т13, 8X6,1941 г.

РИО LS60F, 4х4,1942 г.

РИО М34, 6х6,1952 г.

Единственной возможностью для РИО участвовать в исполнении крупных заказов оказался контракт на сборку сравнительно небольшой партии 2,5-тонных грузовиков US6, разработанных (Studebaker). Это были самые ходовые бортовые машины US6.U3 (6х6) без лебедки с закрытой или открытой кабиной. На РИО в 1943-45 гг. их собрали 22204 экземпляра. В 1941 г., в рамках конкурса на тяжелый 4-осный «колесный танк», был создан опытный бронеавтомобиль Т13 (8×6) с авиационным радиальным 9-цилиндровым двигателем мощностью 250 л.с. заднего расположения, передними управляемыми колесами и тремя задними ведущими мостами с индивидуальной пневматической подвеской каждого колеса, полноповоротной башней с 37-мм пушкой и пулеметом.

Самыми оригинальными армейскими автомобилями РИО были опытные низкопрофильные грузовики – 1,5-тонный LS30F и 3-тонный полубронированный LS60F (4х4) с постом управления, вынесенным в левый угол кабины с откидным лобовым стеклом, и запасными колесами, встроенными в ниши плоских боковин открытых цельнометаллических кузовов с продольными скамьями на 12-16 солдат. В передней части размещался 6-цилиндровый двигатель мощностью 101-106 л.с. в блоке с 5-ступенчатой коробкой передач «Кларк» (Clark) и 2-ступенчатой раздаточной «Тимкен». Авто мобили весили по 6,5 т, имели габаритную высоту 1850 мм и развивали скорость 96 км/ч.

Авторитет крупного изготовителя военной автотехники компания РИО смогла завое вать только в послевоенные годы. В 1949 г. она активно включилась в разработку нового 2,5-тонного стандартизованного семейства армейских грузовиков для замены машин военного времени.

Представив на сравнительные испытания свой вариант ХМ35, она получила первый контракт на 5 тыс автомобилей, выпуск которых развернулся в 1951-52 гг. Так родилась известная серия армейских грузовиков М35 (6х6), одних из самых массовых военных машин, прозванных в армии «Игер Бивер» (Eager Beaver) – «Добросовестный». На них использовали верхнеклапанный 6-цилиндровый бензиновый 146-сильный двигатель «Континентал ОА331» (Continental) рабочим объемом 5,4 л, синхронизированную 5-ступенчатую коробку передач «Спайсер» (Spicer), 2-ступенча-тую раздаточную «Висконсин» (Wisconsin), ведущие мосты «Рокуэлл» (Rockwell) с автоматическим включением привода передних колес, гидропневматическую тормозную систему, 5-тонную лебедку и 24-вольто-вую электросистему Базовый бортовой грузовик М35 с колесной базой 3912 мм имел задние двускатные колеса с шинами размером 9.00-20, вариант М34 – все односкатные (11.00-20). В небольшое семейство М34 входили шасси М44 и М57 с колесными базами 3912 и 3607 мм, самосвал М47 с задней разгрузкой и фургон ХМ782, а также опытные варианты на пневмокатках (1954 г.) и 2-тонные грузовики ХМ381 4х4 (1955 г) иХМ381Е1сшар-нирно-сочлененной рамой (1964 г.). В 1967 г. появился первый дизельный бортовой автомобиль ХМ778 (6х6) с мотором «Катерпиллар» (Caterpillar) V8.

Наиболее обширная гамма М35 включала шасси с кабиной М45 и М45С с задней рессорно-ба-лансирной подвеской, седельный тягач М48, цистерну-топливозаправщик М49 емкостью 2840 л, цистерну М50 для воды (3750 л), ремонтно-эвакуаци-онные машины М60 и М108 с полноповоротным краном «Холмс» (Holms) и лебедкой, фургоны М109 и М477/М576, санитарный вариант М132, мастерскую М185, самосвал М342, пусковую установку М398 для ракет «Лакросс» (Lacrosse) и кран М572 для их перегрузки. На коротком шасси М58 (база 3607 мм) выпускали самосвал М59, седельный М275 и балластный тягач М272, а на длиннобазных шасси М46 и М46С (4826 мм) – грузовики МЗб с платформой длиной 5,2 м и М36С для перевозки частей ракет «Найк» (Nike), раздвижные фургоны М292 и перегрузочный кран М478. Все автомобили имели дорожный просвет 312 мм, могли преодолевать подъемы крутизной до 65%, развивали скорость 96 км/ч и расходовали 40 л бензина на 100 км.

РИО М109А2, 6х6,1965 г.

РИО М36, 6х6,1953 г.

РИО М342, 6х6,1956 г.

РИО ХМ282, 8х8.1953 г.

РИО ХМ453ЕЗ (8х8), слева – ХМ434ЕЗ, 6х6,1959/60 гг.

С получением новых крупных контрактов на серию М35 компания РИО одержала и другую не менее важную победу, вытеснив с рынка 2,5-тонные грузовики М135/М211 корпорации «Дженерал Моторс» (General Motors). В 50-е гг. сборка семейства М35 была налажена также на (Studebaker) и «Кэртисс Райт» (Curtiss Wright), причем последняя в 1966 г. продемонстрировала грузовик с роторным 185-сильным двигателем системы Ванкеля (Wankel). Несмотря на столь успешное развитие военного производства, финансовое положение РИО оставалось сложным. В 1957 г. ее выкупила корпорация «Уайт» (White), через год присоединившая к себе (Diamond Т), выпускавшую 5-тонное армейское семейство М54. В 1960 г. все производство с «Даймонда» перенесли в Лэнсинг, где на короткое время сконцентрировался выпуск почти всех стандартизованных американских грузовиков.

Параллельно с серийным изготовлением стандартных машин фирма РИО разработала несколько интересных поисковых вариантов армейских грузовиков. В октябре 1953 г. на шасси М44 она представила 5-тонный бескапотный автомобиль ХМ282 (8х8) со 170-сильным двигателем «Голд Комит» (Gold Comet) и механической б-ступенчатой коробкой пере дач.

Варианты ХМ282Е1, Е2, ЕЗ и Е4 отличались установкой автоматической 5- или 6-ступен-чатой коробки передач «Эллисон» (Allison), усиленной рамой, видами кузовов и размерами шин. В середине 50-х гг. в рамках программы военного ведомства США на РИО началось создание семейства бескапотных тактических авиатранспортабельных плавающих грузовиков. В 1957-60 гг. на испытания были представлены 3,5-тонные машины ХМ434ЕЗ (6х6) и 5-тонные ХМ453ЕЗ (8х8) со 170-сильным дизелем V8, многодисковым сцеплением, гидромеханической 5-ступенчатой коробкой передач, рессорной подвеской, открытыми алюминиевыми кузовами и кабиной с коротким покатым капотом. На плаву за счет вращения колес они развивали скорость 3,0-3,5 км/ч.

Самым крупным автомобилем марки РИО стал 25-тонный танковый седельный тягач ХМ375 (8х8), поступивший на испытания в июне 1956 г. Под его массивным угловатым капотом параллельно друг другу размещались два двигателя «Голд Комит» V8 мощностью по 235 л.с. с собственными гидромеханическими 5-ступенчатыми коробками передач «Кларк», от которых крутящий момент двумя карданными валами подавался на синхронизирующий редуктор и далее цепной передачей – на 2-ступенчатую раздаточную ко робку. Тягач оснащался лебедкой с тяговым усилием 20,4 тс и работал в сцепе с низкорамным 60-тонным полуприцепом с 8 управляемыми двускатными колесами, развивая ско рость до 83 км/ч.

РИО ХМ375, 8х8,1956 г.

В 1962 г. фирма РИО перешла на серийное производство второго поколения стандартизованных 2,5-тонных машин А1, получивших многотопливный 7-литровый двигатель «Континентал LDS-427-2» с турбонаддувом. На дизельном топливе он развивал мощность 140 л.с, на бензине – 113 л.с, при этом расход топлива существенно снизился и составил соответственно 20,5 и 26,1 л на 100 км. По сравнению с прежней гаммой массу базового варианта М35А1 удалось сократить на 450 кг. К этому времени, несмотря на все преобразования, производство грузовых автомобилей в Лэнсинге стало для обременительным.

В мае 1967 г. она предоставила и РИО самостоятельность и они объединились в группу «Даймонд РИО». Несмотря на это, производство армейских грузовиков оставила в своем ведении, но в начале 70-х гг. его пришлось передать военно-промышленной группе «АМ Дженерал» (AM General). Выпуск новых вариантов семейства М35 она продолжала до конца 80-х гг.

Автомобили специального назначения

Автомобильный парк машин специального назначения можно разделить на виды:

  1. Армейские автомобили:

— непосредственное участие в боевых действиях

— перевозка специальных комплексов

2. Автомобили для спецслужб (МВД, ФСБ, ФСО , ФСИН и др.):

— полиция ( розыск, перевозка, задержание и др функции)

— росвардия ( все виды транспорта, за исключением танков)

3. Автомобили для МЧС

— пожарная охрана ( специальные машины и общего пользования )

— борьба со стихийными бедствиями и техногенными катастрофами

4. Организации с особыми уставными задачами (любые которые имеют право на бронирование транспорта, инкассация и др.)

5. Гражданские автомобили с заданным уровнем защиты от поражающих средств.

у гражданского бронированного автомобиля наружный вид не должен указывать на наличие специальной защиты. Любой автомобиль можно превратить в специальное средство с бронированным объёмом.

В качестве поражающих факторов рассматриваются:

— Стрелковые вооружение, включающее гранатометы;

— Оружие массового поражения , химического, биологического и других типов.

Требования к БА:

— Вывозить десант из сектора обстрела,

— Выходить из зоны поражения

— Принимать участие в преследовании, блокировании и уничтожении противника.

— Должна производиться на территории России, в условиях санкций, и даже боевых действий.

Все бронемашины можно разделить на 3 группы:

  • До 10 т
  • От 10 до 20 т (недостаточно конструктивно закрыта, ведутся разработки в этой группе)
  • Свыше 20 т

Эти автомобили могу быть у полиции, у армии, МЧС и тд.

Гражданские авто имеют ГОСТ. Для организаций с особыми уставными задачами. (Инкассаторы, автомобили для перевозки важных персон).

ГОСТ Р50 744 95 – ГОСТ на бронеодежду.

ГОСТ Р50 963 96 – ГОСТ на защиту ТС.

ГОСТ 51136-2008 – ГОСТ на защитные стекла (бронестекла)

На колеса ГОСТа нет.

1. Армейские автомобили

Как только появились автомобили, возникло желание использовать их для военных целей. Естественно для таких целей простой автомобиль не подходил нужна была установка защиты. В начале использовались грузовые автомобили, а с развитием технологий и знаний были созданы и обычные гражданские автомобили с забронированным объёмом.

Первый грузовой бронированный автомобиль был создан перед первой мировой войной . В период между первой и второй мировой войной броне-автомобили были схоже с легким танком.

Бронеавтомобили предназначались для выполнения следующих задач:

  • БРМ — для разведки и диверсионных операций
  • Мини бронетранспортер – для перевозки солдат к месту боя и для огневой поддержки

Опыт последних боевых действий в Югославии, Чечне, Ираке и др, выявил необходимость в большом количестве транспорта с различной защитой от различных средств поражения

Первый вид защиты – это противопульная и противоосколочная защита.

На средства передвижения могут устанавливаться различные виды вооружения. Индивидуальные и коллективные. Прототип Бронеавтомобиля (далее просто БА) возникли в Англо-бурской войне.

Первый БА на базе грузового автомобиля – Фредрик Симс

В России первый БА Бротолюбов-Некрасова появился в 1916 г.

Эволюция БА проходила в течении всей первой мировой войны . Броня становилась мощнее, вооружение лучше. И все это дало главное отличие от танков – высокая скорость, манёвренность, меньшая масса.

Первый опытный БА был в проект 1904 г по заказу России изготовили во Франции. Он был полностью бронирован и имел вращающуюся пулеметную башню.

Во время второй мировой войны противопульная броня оказалась недостаточной мерой защиты, и БА использовались только для разведки и обеспечения связи. После войны в СССР отказались от использования БА, они были заменены на гусеничную технику и бронетранспортёры, но жизненный опыт показал необходимость иметь в своем распоряжении БА, для проведения антитеррористических, спасательных, полицейских и др. операций. После второй мировой войны концепция БА потерпела существенные изменения.

Современные армейские БА могут оснащаться оснащены :

  • Пулеметным оружием
  • Пушечным оружием
  • Ракетный оружием

Они обладают усиленным бронированием и мощным ДВС.

Большинство армий мира обладают своим уникальным парком БА, В России после 1985 г стали поступать в армию БА типа ВОЛК и ТИГР.

Россия

Назначение БА:

  • Транспортировка личного состава, воинских и специальных подразделений
  • Дополнительные возможности, установка различного вооружения
  • Должен двигаться на любой местности

На вооружение взят ВПК 3927 (Волк )

На сегодняшний день это первый БА собранный полностью из комплектующих российского производства.

Автомобиль существует в 4-х вариантах:

  • Базовая комплектация ( ВПК 3927) с двумя защищенными модулями. Модуль управления и функциональный модуль. Колёсная формула 4х4
  • ВПК 39271 создан единым броне-модулем. Колёсная формула 4х4
  • ВПК 39272 транспортно-грузовой бронеавтомобиль с возможностью установки дополнительных модулей. Колёсная формула 4х4
  • ВПК 39273 два броне модуля, но второй модуль увеличен. Колёсная формула 6х6

Данный автомобиль предназначен как для боевых операций так и для гражданского использования. Конструктивная особенность – высокая унификация, что упрощает изготовление и снижает основную цену продукта.

Все БА ‘ Волк‘ имеют дифференцированное бронирование, с возможностью монтажа дополнительных навесных пластин (в полевых условиях, силами экипажа). Многослойная броня защищает экипаж и личный состав от всех видов ручного стрелкового оружия и осколков мин и снарядов. Стекла толщиной 68 мм не создают оптических искажений и выдерживают попадание из автоматического оружия. Обеспечивается противоминная защита за счет V образного двойного днища. Оно выдерживает подрыв до 4-х кг в тротиловом эквиваленте.

Для десанта экипажа устанавливают специальные подвесные кресла. В качестве силовой установки используется ЯМЗ-534. Форсироваться может до 300 лс. Независимая, регулируемая подвеска. Дорожный просвет регулируется от 25 см. до 55см. Вес машины около 7 т.

ГАЗ -2330 (Тигр )

Армейский БА внедорожник производиться на Горьковском и Арзамасском заводах . Устанавливаются двигатели моделей : ЯМЗ 5347-10, ГАЗ 562, так же могут быть и зарубежные аналоги.

Этот БА предназначен для перевозки. И представляет собой автомобиль рамной конструкции, цельнометаллический кузов, однообъемный пяти дверный с грузовым отсеком. Автомобиль вмещает 5 человек, включая водителя и 1,5т груза (есть вариант на 9 человек и 1т груза ). Грузовой отсек отсоединяется перегородкой от пассажирского.

В стандартной комплектации установлен гидроусилитель руля, независимая торсионная подвеска всех колес с гидравлическим амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости . Самоблокирующий межколесный дифференциал, колесные редукторы, автоматическая подкачка шин с электронным управлением, электрическая лебедка.

Модификация ГАЗ 2330-01

  • Кондиционер
  • Аудиосистема
  • Электростеклоподьемник
  • Независимый отопитель
  • АБС
  • Межколесный дифференциалы, кулачковые, самоблокирующиеся.
  • Часть деталей взяты с БТР ( например подкачка шин)

БА ‘’ Рысь ‘’ ЛМВ – М65

Бронеавтомобиль LMV M65 «Рысь» — полноприводной многофункциональный бронированный автомобиль, предназначенный для выполнения самого широкого круга задач, стоящих перед ВС РФ .

В 2008 году была достигнута договоренность между Министерством обороны Российской Федерации , ОАО «КАМАЗ» и компанией IVECO (Италия) о проведении совместных работ по определению возможности использования армейской автомобильной техники производства IVECO в Вооруженных Силах Российской Федерации .

В период с 2009 по 2011 год с целью оценки соответствия основных тактико-технических характеристик опытных образцов полноприводных бронированных автомобилей IVECO 65E19WM (LMV) требованиям Министерства обороны Российской Федерации были проведены испытания двух автомобилей, полученных из Италии.

При испытаниях взрыв разрушал переднюю ходовую часть, сильно повреждал двигатель, но бронекапсула оставалась цела. Люк намеренно сделан так, чтобы распахиваться при взрыве и тем самым защищать экипаж от избыточного давления. Внутри машины повреждения ограничиваются смещенной рулевой колонкой (соприкосновения с водителем не было) и сколами пластика с лицевой панели.
Осмотр показал, что манекен-водитель, находившийся ближе всего к точке взрыва, не пострадал, только отлетевшим куском панели ему слегка разорвало брюки и порезало ногу ниже колена. Превышения предела перегрузок для человеческого тела не было.

Технология защиты подразумевает создание отдельной бронекапсулы для обитаемого отделения, которая оборудована керамической баллистической защитой, крепящейся к металлическому каркасу, стандартными бронепанелями и бронестеклами. Ребрами жесткости служит специальный трубчатый каркас.

Энергия взрыва поэтапно гасится керамической защитой, двухслойным днищем, стойками каркаса, крышей, подвесной системой. К сиденьям членов экипажа автомобиля через подвесную систему приходит значительно ослабленный импульс ускорения, который не превышает медицинские нормы перегрузок для человека.

Бронеавтомобиль «Тайфун».

Совместное производство КамАЗа и Урала.

Считается, что этот бронеавтомобиль соответствует импортным современным БА.

Оснащен двигателем ЯМЗ- 536, информационной управляющей системой и противоминной защитой корпуса и подвески. На машине предусмотрена установка дистанционно управляемого пулеметного модуля.

Высота 3,1 м. по кабине и 3,3 по остальной части, длина 9 м. Ширина 2,6 м. Клиренс переменный от 185 до 575 мм.

Масса снаряженного авто 21 т, предельная масса 24 т. Колесная формула 6Х6. 2 передних моста и 1 задний. Шасси производства « КамАЗ », коробка автомат для улучшения управляемости, предусмотрена автоматическая блокировка дифференциалов, передний угол свеса 40 град, задний 45

Радиус разворота 10 м. Угол поворота колеса 40 град. Шины со специальными вставками для отвода взрывной волны.

Реализована автоматическая подкачка шин от 1 до 4,5 атмосфер, в зависимости от дорожного покрытия.

Рисунок 1. КамАЗ-63968 « Тайфун-К »

Рисунок 2. Урал-63095 « Тайфун-У »

Рисунок 3. Урал-63099 « Тайфун-У »

Машина создавалась по специальному заданию Министерства обороны.

Установлена комбинированная защита из керамической брони. Под керамикой броневая сталь средней твердости.

Круговая защита обеспечивается от обстрела бронезажигательными пулями калибра 14,5 на 114 мм.

Бронестекла создавались специально компанией Магистраль ЛТД. Обеспечивают защиту от 2х выстрелов на расстоянии до 300 м.

Толщина стекла от 128-129 мм при размере 500Х500 мм.

Скорость пули в момент соприкосновения 920 м/с. Эта скорость актуальна на дистанции до 200м.

Есть электрообогрев стекол. Прозрачность снижается не более чем на 30%.

Уровень защиты 3-й = 8 кг тротила под любым колесом и под днищем.

На бронирование автомобилей у нас пока нет стандарта, по зарубежным стандартам это 4-й уровень бронирования.

Машина должна вмещать в бронированный модуль до 16 человек. Для противоминной стойкости сиденья крепятся к крыше авто, имеют ремни безопасности и подголовники, так же оборудованы держатели для личного оружия. Вещ. мешки и др. размещают за сиденьями. В салоне предусмотрено место для доп. грузов. Подголовники закрывают бойницы.

Для случая применения оружия массового поражения устанавливается фильтро-вентиляционный узел.

ФВУ создает в отсеках повышенное давление.

Вход в бронированный модуль обеспечивается как через дверь, так и через откидывающуюся аппарель. На крыше предусмотрены эвакуационные люки.

Двери с пятиточечными замками. Для обзора установлены 5 видеокамер, 2 спереди, по бокам и сзади — для обеспечения кругового обзора. Изображение может выводиться на экран, как с каждой отдельно, так и со всех сразу. Для надежности камеры дублируются. Под потолком есть экраны, на которые можно выводить видео с камер.

В кабине 3 места, одно из них — спальное. Возможен вариант машины в небронированном варианте.

Может использоваться как разведывательная, для перевозки личного состава, огневой поддержки, санитарная, инженерной поддержки, для охраны и сопровождения колонн. Также на этой же базе могут быть созданы незащищенные автомобили. Понтоновоз, цистерна топливо-масло-заправщик, эвакуационный тягач, машина связи, машина пусковая установка для беспилотников, машина с системой залпового огня, с артиллерийской системой, автокран, экскаватор, мультилифт.

Находится в разработке БА СБА-60-К2 «Булат» .

Производитель КамАЗ.

Бронированная машина создана на базе КАМАЗ с использованием агрегатов и узлов от КамАЗ-5350 . Бронезащиту получили: периметр салона, крыша, днище, двигательный отсек, кабина (многослойное защитное стекло).

Кузов СБА «Булат» спроектирован с использованием улучшенной брони, обеспечивающей защиту от 7.62 мм пуль, имеющих термоупрочненный сердечник. Класс брони VI по ГОСТу Р 50963–96. Днище машины многослойного типа совместно с особой формой кузова обеспечивают бронированной машине противоминную защиту при подрыве мины со взрывчатым веществом, равным четырем килограммам в тротиловом эквиваленте.

Крыша и днище — 3-й класс гражданской зашиты. Моторный отсек — 5-й класс.

Для обеспечения живучести личного состава — сиденья крепятся к крыше.

МКПП. Тормоза барабанные с ABS.

Испытания проводились ОМОНом на Сев. Кавказе.

Основное предназначение бронированной машины – транспортировка личного состава специальных и воинских подразделений. Дополнительные возможности – установка различного вида вооружения и техники. Бронемашина способна выполнять поставленные задачи на любых дорогах и местности. Возможно использование «Булата» как в условиях Крайнего Севера , так и в жарких пустынных условиях.

Эксплуатируется от -45 до +50 град.

Основные характеристики бронемашины «Булат»:
— длина – 8 метров;
— ширина – 2.5 метра;
— высота – 2.6 метра;
— клиренс – 38.5 сантиметров;
— формула колес – 6Х6;
— база колес – 3.34 (+1.32) метра;
— колесная колея – 2 метра;
— вес полный/макс – 12.8/15.8 тонны;
— полезная нагрузка до 2-х тонн;
— вместимость – 2 + 8/10;
— турбированный дизельный двигатель с мощностью 260 л.с;
— скорость 90 (до 110) км/ч;
— дальность хода до 800 километров;
— вместимость топливных баков 250 литров;

Оборудование и агрегаты базового варианта бронеавтомобиля:
— аварийные люки;
— дополнительные запоры дверей механического типа;
— петли дверей усиленного исполнения;
— фара-искатель;
— оборудование видеонаблюдения;
— кондиционер и отопитель в десантном отделении;
— оборудованные места для крепления личного оружия;
— стандартный комплект средств безопасности.

Максимальная комплектация дополнительно включает:
— навигационную спутниковую систему «GLONASS/GPS»;
— тепло/шумо изоляцию;
— радиостанцию;
— систему очистки воздуха;
— дверные запоры электромеханического исполнения;
— устройство внутренне-внешней связи;
— вставки для колес типа « RunFlat »;
— громкоговорящее светосигнальное устройство;
— любая аудиосистема и сигнализация;
— окрас машины по выбору;
— иное дополнительное оборудование согласно условий заказчика.

Рисунок 4. Бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат»

Бронеавтомобили зарубежных стран

В силу различных причин в американских силовых структурах — в армии, морской пехоте, полиции — уже несколько десятков лет не применяются классические бронеавтомобили. Вместо них бойцы используют легкие БТР.

Однако афганская и иракская войны выявили необходимость выпуска новых БА. Как результат – огромное количество самоделок на основе HMMWV . Прямо в мастерских «на местах» на них устанавливают различные элементы бронирования, например, снятые с отработавшей свой ресурс или подбитой техники.

Единых рекомендаций или инструкций по установке подобной защиты не существует, а все направление кустарного «творчества» сами солдаты именуют hilbilly armour или hajji armour (деревенское или арабское бронирование). При этом слова «hillbilly» и «hajji» имеют явно неполиткорректное значение.

В середине 2009 года компания Oshkosh Truck получила заказ на поставку тысячи единиц броневика M-ATV. Надо сказать, этот бронеавтомобиль иногда именуют бронетранспортером или даже причисляют к новому классу техники MRAP (бронемашины, защищенные от мин), но из-за целого ряда характеристик M-ATV можно признать броневиком.

Максимальная боевая масса этого броневика достигает 14,5 тонн, а полезная нагрузка – до 1800 кг. Большая часть груза при этом размещается в отдельном кузове над задней осью. Броневик оснащается 370-сильным турбированным дизелем Caterpillar C7 и автоматической коробкой передач Alisson 3500SP.

С такой силовой установкой M-ATV разгоняется по шоссе до 105 км/ч. Создателями машины особо подчеркивается, что конструкция позволяет ездить быстрее, но в силу некоторых причин пришлось ограничить максимальную скорость при помощи бортовой электроники.

Бронезащиту машины Oshkosh делали совместно с израильской компанией Plasan Sasa Ltd. Собственная броня M-ATV соответствует 1 и 2 уровням защиты стандарта НАТО 4569 – защита от обычных и бронебойных пуль калибра 7,62 мм, а также от осколков и противопехотных мин. « Ошкош » и « Пласан » утверждают, что возможна установка дополнительных элементов бронирования, улучшающих защиту до 3-4 уровней (пули 14,5 мм и мины большей мощности).

Вооружение броневика устанавливается на дистанционно управляемой башенке системы CROWS. Это может быть 7,62-мм пулемет M240 , 12,7-мм Браунинг M2HB , 40-мм автоматический гранатомет Mk19 или пусковая установка противотанковых ракет BGM-71 TOW . Экипаж M-ATV состоит из четырех человек.

Кроме того, в данный момент Пентагон продолжает конкурс на замену или, как минимум, дополнение к « Хамви ». Однако пока три компании, участвующие в тендере, строят опытные образцы и проводят их испытания.

В целом, все три машины не представляют собой чего-то революционно нового, хотя в них и есть интересные решения и ноу-хау. Одно из них предложили BAE Systems . Все остекление их прототипа состоит из одинаковых трапециевидных многослойных стеклопакетов.

Таким образом, при повреждении лобового стекла до той степени, при которой водитель перестает видеть что-либо, разбитый блок можно переставить, например, на дверь, а целое стекло оттуда силами экипажа перенести на место разбитого.

Германия

В 2003 году на вооружение немецкой и нидерландской армий поступил броневик Fennek. Четырехколесный броневик, разработанный немецкой фирмой Krauss-Maffei Wegmann и нидерландскими SP Aerospace и Vehicle Systems BV, изначально создавалась как разведывательная машина, хотя и имеет все признаки «классического» броневика.

Боевая масса «Феннека» колеблется в пределах 10-10,5 тонн, а экипаж состоит из трех человек. Бронемашина имеет дизельный двигатель производства Deutz AG мощностью 240 л.с., что позволяет разгоняться на шоссе до 110-115 км/ч. Бронелисты, установленные на машине, обеспечивают защиту от 7,62-мм бронебойных пуль со всех ракурсов и от 12,7-мм в лобовой проекции.

Вооружение броневика, традиционно для данного класса техники, оно не слишком мощное: это либо 40-мм автоматический гранатомет Heckler-Koch GMG , либо пулемет. На немецкую версию Fennek устанавливается 7,62-мм пулемет MG3, а на голландскую – 12,7-мм Браунинг M2HB .

Fennek в Афганистане

Все вооружение размещается на дистанционно управляемой установке. На данный момент построено более шестисот экземпляров «Феннека», приблизительно две трети которых отправилось в Нидерланды. Броневики Бундесвера успели поучаствовать в военной операции в Афганистане.

ATF Dingo

Одновременно с Fennek в «Краусс-Маффей-Вегманн» работали над другой машиной, названной ATF Dingo. Этот броневик разрабатывался на основе колесной платформы Unimog . «Динго» является одной из первых серийных машин, в которых применена комбинированная броня системы MEXAS.

Это значит, на машину могут устанавливаться дополнительные модули бронирования, улучшающие защиту, хотя и сказывающиеся на ходовых характеристиках. С «родной» броней ATF Dingo при помощи 240-сильного дизеля Deutz разгоняется до 100 километров в час (по шоссе).

Без дополнительных бронемодулей корпус ATF Dingo выдерживает попадание 7,62-мм пули с любого направления. В свою очередь, дополнительные панели обеспечивают защиту задней и боковой проекций от 14,5-мм пуль и лобовой от 20-мм снарядов (при выстреле с дистанции более 500 метров). Также машина получила V-образное днище для защиты от мин.

Вооружение «Динго» и дистанционно управляемая турель полностью аналогична используемой на Fennek. Помимо основной модификации, получившей название Dingo 1, KMW создали и удлиненную версию – Dingo 2. Броневик удлинили на 125 сантиметров (до 6,8 метра), также выросла максимальная боевая масса – с 10 до 12 тонн, а полезная нагрузка увеличилась более чем на 500 кг и составила 4 тонны.

Благодаря всем доработкам, внедренным в Dingo 2, в нем может разместиться шесть солдат против трех у Dingo 1. Собственно экипаж броневика – два человека, водитель и командир-оператор вооружения.

На основе ATF Dingo было создано несколько модификаций: собственно бронемашина, бронированная разведывательная, санитарная, полицейская, командный пост и даже самоходная РЛС. Помимо Германии в настоящий момент «Динго» используется в Австрии, Бельгии, Люксембурге , Норвегии и Чехии .

К настоящему времени заказчикам поставлено около девяти сотен ATF Dingo и еще 150-200 штук отправится к новым хозяевам в ближайшее время.

LAPV Enok

В 2008 году Бундесвер получил первые броневики LAPV Enok. Его создатели – Mercedes-Benz и Armoured Car Systems – преследовали цель создать легкую и мобильную бронемашину. Надо заметить, им это удалось.

Максимальная боевая масса Enok не превышает 5,5 тонн, а 185-сильный дизель OM642 270 разгоняет его до 95-100 км/ч. Некоторое отставание в скорости от других машин компенсируется лучшими разгонными характеристиками.

В то же время, высокая скорость и не была главным приоритетом разработчиков – «Энок» в первую очередь предназначен для действий на пересеченной местности, где важнее не скорость, а проходимость. Бронирование машины защищает экипаж и агрегаты от бронебойных пуль калибра 7,62 мм, а также от подрыва мин под днищем.

Установка дополнительных модулей не предусмотрена. Вооружение LAPV Enok не очень мощное, что обусловлено спецификой применения – это автоматический гранатомет HK GMG или пулемет MG3.

Экипаж машины включает водителя и командира-стрелка, кроме которых можно перевозить еще четырех солдат. В 2008 году немецкая армия заказала две с половиной сотни «Эноков», которые будут поставлены в войска до 2013-го.

Grizzly.

Впервые эта машина была представлена публике в 2007 году. Немецкий концерн KMW создал «Гризли» на основе шестиколесной платформы Trakker итальянской фирмы Iveco , изменив его конструкцию соответствующим образом.

По внешнему виду машины можно сказать, что это не просто бронеавтомобиль, а грузовой броневик. Так, боевая масса Grizzly составляет 24-25,5 тонн, а полезная нагрузка – более четырех. Объем грузового отделения превышает 15 кубометров. Дизель Iveco мощностью 440 л.с. способен разогнать машину на шоссе до 105-110 км/ч.

Правда, зачастую высказываются сомнения относительно целесообразности такой скорости для 25-тонной машины и возможных проблем с управляемостью. Корпус «Гризли» выполнен несущим, что, однако, не мешает ему обеспечивать защиту от 7,62-мм бронебойных пуль со всех направлений. Также предусмотрена защита от мин, соответствующая второму уровню стандарта STANAG 4569.

Разработчик не исключает возможность оснащения машины модулями навесного бронирования, но пока до этого дело не дошло. Вооружение «Гризли» может состоять из автоматического гранатомета или пулемета.

Экипаж машины состоит из водителя и стрелка, а в грузовом отделении могут разместиться десять человек. Массовое производство Grizzly пока не начато, но уже известно, что Германия заинтересована в закупках такой техники.

Кроме того, Iveco выразили готовность сделать на основе немецкого броневика четырехколесную машину для войск Италии.

Франция

Среди французских БТР и БМП имеется броневик – Véhicule Blindé Léger (легкобронированная машина) или просто VBL .

Работы над этой машиной на фирме Panhard начались еще в 80-х, а на вооружение ее приняли в начале следующего десятилетия. За двадцать службы VBL успел побывать на Балканах и в Сомали . Как ясно из расшифровки названия, ожидать серьезной защиты от VBL не стоит – бронирование четырехтонной машины выдерживает только 7,62-миллиметровые небронебойные пули и осколки, а дно защитит только от подрыва ручной гранаты.

В то же время, благодаря относительно слабой броне машина имеет хорошие ходовые качества: всего 95-сильный дизель Peugeot XD3T позволяет броневику разгоняться до сотни с лишним километров в час. Вооружение VBL зависит от модификации конкретного экземпляра: VBL MILAN и VBL ERIX имеют пусковые установки для противотанковых ракет MILAN и ERIX соответственно, а также 7.62-мм пулемет AA-52.

На командной модификации VBL присутствует только пулемет, а остальной объем занят оборудованием связи. На разведывательную версию машины устанавливается пулемет Браунинг M2HB (12,7 мм). Экипаж VBL в зависимости от модификации и тактической необходимости состоит из двух или трех человек.

В 2008 году французская армия получила первые бронеавтомобили PVP (Petit Véhicule Protégé – малая бронированная машина) из заказанных полутора тысяч. Броневик, созданный все той же компанией Panhard , получился не только легким (боевая масса до 4,5 тонн), но и резвым – максимальная скорость, полученная на испытаниях, превысила 120 км/ч.

Такие характеристики обеспечивает турбированный дизель Iveco 8140 мощностью 160 л.с. Защита PVP обеспечивается стальной, алюминиевой и керамической броней. Лобовая проекция, борта и корма машины выдерживают попадание бронебойной пули калибра 7,62 мм (2 уровень STANAG 4569), а дно обеспечивает защиту от ручных гранат и противопехотных мин.

Вооружение PVP состоит из дистанционно управляемой установки, на которой можно разместить пулемет калибра до 12,7 мм. Экипаж машины – два человека, еще двое размещаются в грузовом отделении.

На базе PVP было создано несколько модификаций:

— PVP HD – пятидверный броневик с грузовой кабиной большего объема и увеличенной полезной нагрузкой (2 тонны). Также PVP HD имеет защиту, предусмотренную уровнем 3 соответствующего стандарта. HD-версия броневика «потолстела» до 7,9 тонн. В грузовом отделении теперь могут разместиться 6-7 человек.

— PVP XL. Еще большая версия PVP HD. Три тонны полезной нагрузки или десять солдат с экипировкой. Максимальная боевая масса этой версии – 12 тонн.

— PVP APC. Вариант, созданный специально для Чили (построено 15 экземпляров). От оригинального PVP отличается только поднятым на 15 см потолком.

— Gavial. Некоторое время велись переговоры о лицензионном производстве PVP в Германии, однако Бундесвер в итоге предпочел немецкий броневик LAPV Enok.

Израиль

Ситуация с израильскими броневиками в некоторой мере напоминает американскую. Основная масса автомобилей ЦАХАЛа , имеющих бронезащиту, представляет собой доработанные соответствующим образом HMMWV .

Однако в середине 2000-х на вооружение был принят новый автомобиль, изначально разрабатывавшийся как броневик – RAM-2000 .

Четырёхколёсная полноприводная машина (также есть модификация с приводом 2х4) создавалась концерном IAI совместно с Plasan Sasa Ltd. Последние делали бронированный корпус, который обеспечивает защиту от пуль калибра 7,62 мм и осколков. Максимальная боевая масса машины составляет 6 тонн, полезная нагрузка в базовой версии – до тонны.

Турбированный дизель мощностью в 165 л.с. (конкретная модель не называлась) дает броневику двоякие характеристики: с одной стороны, максимальная скорость машины «всего» 95 км/ч, а с другой, она способна преодолевать стенку высотой 80 см и подъем в 60° .

На тех образцах броневика, которые демонстрировались на выставках, оружие установлено не было, однако над лобовым стеклом имеется кронштейн для крепления. IAI утверждают, что на него можно поставить пулемет калибра до 12,7 мм.

Экипаж броневика состоит из водителя и стрелка, а в «пассажирском» отделении в базовой версии умещается четверо солдат. На основе RAM-2000 было создано более десятка машин различного назначения, в том числе и бронетранспортер на восемь солдат и разведывательная машина, оснащенная средствами наблюдения, лазерной аппаратурой и РЛС.

Армия Израиля заказала несколько десятков этих броневиков, кроме того, их в количестве нескольких штук закупили Вьетнам , Камерун и Чад .

Caracal

В 2005 году фирма Plasan представила свою версию современной бронемашины. Их, также известный как Caracal, внешне больше напоминает инкассаторский броневик, нежели военную машину.

За основу «Кота» была взята ходовая часть F-серии Ford с увеличенной колесной базой. За счет этого, как заявляют разработчики, удалось сохранить динамику и управляемость гражданской машины. И, похоже, это удалось – дизель Ford Pover Stroke V8 разгоняет машину до 105-110 км/ч и позволяет ей преодолевать препятствия не хуже RAM-2000 .

Основу защиты « Каракала » составляют композитные панели из алюминия и керамики, в некоторых деталях бронирования также применена сталь. Определенный интерес представляют стекла дверей машины. Они имеют специфический внешний вид, что, по заявлению Plasan , не ухудшает обзор, но снижает вероятность попадания в них.

Однако даже если противник и попадет в стекло, оно выдержит 7,62-мм пулю (не бронебойную). Аналогичную защиту дает и бронекорпус в базовой комплектации. Разработчики утверждают, что защита может быть улучшена двумя способами: изменением типа собственной брони машины (другие материалы или другое их сочетание), либо установкой навесных модулей.

В таком случае возможно довести защиту до 3-го уровня по натовской классификации (14,5-мм пули и противопехотные мины под днищем). Базовый вариант Sand Cat вооружения не имеет, но в крыше предусмотрен люк, на котором можно смонтировать турель, в том числе и с дистанционным управлением.

На турель без усиления конструкции броневика можно установить автоматический гранатомет или пулемет. Штатный экипаж Sand Cat состоит из двух человек, плюс еще трое могут разместиться на заднем сидении (базовый «Кот»). В 2008 году был разработан броневик Sand Cat Plus.

От первого варианта « Каракала » он главным образом отличается формой кузова с удлиненным салоном на 5-6 посадочных мест. Примерно в то же время Plasan заключили контракт с Oshkosh Corporation на доработку и лицензионное производство « Котов ».

Броневик в американском варианте получил новую ходовую часть, усиленную защиту от мин, а также ряд более мелких нововведений. Большая часть произведенных Sand Cat пошла израильским заказчикам, остальные заказы разделили между собой Болгария, Мексика, Нигерия и Швеция.

Польша

В Польше разработкой броневиков с конца 90-х занимается компания AMZ. Самым известным и распространенным их продуктом на данный момент является AMZ Dzik («Кабан»).

Эта машина стала не только основным современным броневиком Польши, но и пошла на экспорт – несколько «Кабанов» отправились служить в Ирак.

Бронеавтомобиль с боевой массой 4,5 тонны приводится в движение мотором Iveco Aifo SOFIM 8140.43N (146 л.с.). Все модификации Dzik имеют один и тот же двигатель, однако их ходовые характеристики почти не отличаются – максимальная скорость около 100 км/ч, запас хода по топливу – 750-800 км.

Стальная броня защищает машину от бронебойных 7,62-мм пуль, стекла бронебойный боеприпас этого калибра уже не выдерживают. Предусмотрена защита от мин – V-образная форма днища. Собственное вооружение «Кабана» размещается в башенке на крыше.

На ней может быть установлен пулемет ПК или НСВ. Для зарубежных заказчиков предлагается совместимость с американскими или европейскими пулеметами. Кроме того, имеются дымовые гранатометы и 13 бойниц для стрельбы из личного оружия (в версии Dzik-3 ).

Экипаж «Кабана» состоит из двух или трех человек. В десантном отделении могут разместиться от 5 (Dzik-1) до 11 человек ( Dzik-3 ). «Кабан-3» также поставлялся в Ирак, где получил обозначение Ain Jaria 1.

AMZ Zubr

Другая разработка AMZ, производящаяся с 2008 года – AMZ Zubr . Изначально это бронированный грузовик, способный перевозить до пяти тонн груза. В таком случае боевая масса броневика вырастает до 15 тонн. Вместо груза «Зубр» может перевозить 10-12 солдат, в зависимости от экипировки.

Основа силовой установки машины – итальянский дизель Iveco Tector (275 л.с.). При нормальной загрузке (две тонны) «Зубр» может разгоняться до 90-95 км/ч по шоссе, преодолевать брод немного больше метра и подниматься в гору с уклоном до 35-40°. Композитная алюминиево-стальная броня защищает экипаж и груз от пуль калибра до 14,5 мм, днище, в свою очередь, выдерживает взрыв фугаса мощностью до 7-8 кг в тротиловом эквиваленте.

Базовая грузовая версия «Зубра» вооружается башенкой с дистанционно управляемым пулеметом НСВ либо M2HB . На базе AMZ Zubr были созданы командная машина, самоходная РЛС и зенитный комплекс, вооруженный ракетами Grom.

Италия

В 2001 году итальянская компания Iveco представила публике новый бронеавтомобиль Iveco LMV . Вряд ли тогда кто-то мог подумать, что за следующие несколько лет он станет одним из самых распространенных типов этого класса техники.

При разработке броневика инженеры с самого начала учитывали опыт балканских конфликтов 90-х годов, где огромное количество автомобилей было уничтожено минами. Исходя из этого, в частности, днище LMV под кабиной (многослойный «пакет» из нескольких материалов) было сделано V-образным, а под двигателем плоским, но немного большей толщины.

Кроме того, топливный бак был помещен в заднюю часть броневика – большинство мин нажимного действия срабатывают под передней или средней частью наехавшей на них техники. Благодаря всем конструкторским находкам днище машины выдерживает взрыв шестикилограммовой мины, что соответствует второму уровню стандарта STANAG 4569.

Бронирование корпуса, в свою очередь, соответствует первому уровню (7,62-мм пули и осколки). Однако это показатели только «родной» брони – LMV может оснащаться дополнительными модулями бронирования, доводящими защиту до четвертого уровня включительно (14,5-мм пули и некоторые мины).

С максимальным набором защиты боевая масса машины достигает семи тонн, а ходовые качества, соответственно, в некоторой мере снижаются. Так, например, в заводской комплектации максимально возможная скорость LMV превышает 130 км/ч, а максимально возможный подъем – 60°.

При установке модулей защиты, обеспечивающих четвертый уровень, максимальная скорость падает до 105-110 км/ч, а подъем до 40-45°. Такая резвость обеспечивается дизелем Iveco F1D мощностью 185 л.с. Вооружение броневика в некоторых рамках полностью зависит от пожелания заказчика, однако чаще всего закупаются машины, оснащенные пулеметами и автоматическими гранатометами.

Стоит отметить, предусмотрена возможность использования дистанционно управляемой орудийной установки. Собственный экипаж броневика – только водитель. Кроме него в машине может перевозиться от трех до шести солдат.

На данный момент произведено почти 3000 броневиков Iveco LMV и это не предел – например, итальянские силовики в скором будущем должны получить еще более пяти тысяч машин вдобавок к имеющимся полутора.

Турция

В середине 90-х Турецкая армия начала получать бронемашины Kobra производства фирмы Otokar . Четырехколесный полноприводный броневик должен был заменить американские HMMWV .

Шеститонная машина имеет цельный сварной стальной корпус из-за чего боевая масса «Кобры» составляет шесть с лишним тонн. Это потребовало применения относительно мощного (190 л.с.) дизельного двигателя для сохранения приемлемых параметров: максимальная скорость на уровне 110-115 км/ч по шоссе и 5-7 на воде (машина может плавать), преодоление подъема до 60° и дальность хода 750 км.

Но в то же время, Kobra имеет сравнительно слабую защиту – только от «обычных» 7,62-мм пуль и осколков. Вооружение также не представляет собой что-то необычное: пулемет (7,62 или 12,7 мм) или автоматический гранатомет.

Также на «Кобру» можно поставить орудийную установку Rafael OWS (Израиль), вооруженную 20-мм автоматической пушкой и/или противотанковыми ракетами. Собственный экипаж броневика – только один человек, водитель.

Для десанта предусмотрено восемь посадочных мест. В распоряжении турецкой армии и силовых структур имеется около 800 машин. Также «Кобра» поставлялась в 9 стран, наибольшее количество – более 300 штук – были куплены Грузией. Несколько экземпляров в ходе «операции по умиротворению» достались Российской армии в качестве трофеев.

Источник http://https://foksevmash.ru/avtomarki/gruzoviki-voennye.html
Источник http://https://ukazov.ru/blog/spetsialnoe-oborudovanie-avtomobiley/

Интересные статьи

Leave a Comment

X