Содержание
Из чего можно сделать кузов машины самому. Самодельная машина — это реально
Согласитесь, быть автовладельцем приятно. Но еще более приятно собрать крутую машину своими руками.
Сегодня мы поделимся информацией о том, что нужно, чтобы собрать крутую тачку у себя в гараже.
Kit Car или «компонентный автомобиль» представляют из себя набор частей, из которых покупатель может самостоятельно собрать машину либо поручить сборку третьему лицу. Наборы могут значительно различаться по комплектации, начиная от таких, в которых полный набор + инструкции и заканчивая теми, в которых набор частей не полный (то есть, к примеру, двигатель и трансмиссию вам придется заказывать отдельно).
При самостоятельной сборке такого авто, вам не помешает:
- просторный гараж;
- полный набор необходимых инструментов;
- хорошие знания в автомеханике;
- команда поддержки в виде друзей, которые всегда помогут.
Важность команды переоценить трудно. К примеру, ребята с видео, расположенного ниже, собрали машину всего за 7 дней!
История Kit Cars
Основное определение Kit Car — это авто, собранное из выставленных на продажу зап. частей от определенного производителя. Большинство производителей, как правило, продают полный набор запасных частей, необходимых для полной сборки автомобиля. Такие наборы обычно сопровождаются подробной инструкцией и модель может быть собрана в гараже своими силами.
По сути Kit Car так же хорош, как и автомобиль, произведенный на заводе, но ни в коем случае нельзя исключать такие факторы, как эффективность и безопасность, которые во многом зависят от человека, производящего сборку.
Первый Kit Car был разработан англичанином Томасом Хайлером Уайтом в 1896 году. Как видите, данному виду потребовалось много времени, чтобы приобрести популярность.
К 1950-м годам, Kit Cars переключились на вторую передачу — их производство значительно возросло. А в 1970-х в Великобритании началась настоящая Kit Car — революция, связанная с тем, что такие автомобили не считались транспортным средством и не облагались соответствующим налогом. На рынке появились такие модели как Lotus Elan, которые могли быть собраны в «домашних условиях» без уплаты налога на покупку.
Большинство современных «моделей для сборки» являются копиями известных автомобилей середины 20-го века. С корпусами, сделанными в основном из панелей из стекловолокна и полиэстера, такие модели были легче и проще в обращении, чем обычный заводской автомобиль.
Что в коробке?
Если вы думаете: «Это безумие?», — то подумайте еще раз!
Каждый год тысячи комплектов для сборки продаются по всему миру. это означает, что когда вы читаете эту статью, какие-то парни сидят в своем гараже и делают свой собственный автомобиль после работы. Kit Cars относительно дешевые и стоят, как правило, менее $3000.
Большинство компаний, продающих такие наборы ожидают от вас, что вы придете и купите выбранный набор в специально отведенные для этого дни. В зависимости от компании, у которой вы покупаете набор, этот промежуток может варьироваться от 1 до 10 дней в году.
Независимо от модели, которую вы себе купите, в базовый набор войдут: ходовая часть, детали кузова, двигатель, радиатор, трансмиссия, муфта, тормоза и амортизаторы. Набор поставляется с огромным мешком гаек и болтов, а также других частей, которые зависят от типа автомобиля, который вы хотите собрать. Если у вас нет руководства по сборке, то разобраться с этим будет довольно таки трудно.
На следующем этапе самое главное — всё грамотно собрать, ведь в собранном авто будут ездить люди и важно, чтобы машина не развалилась под ними и была безопасной. Большинство наборов включают в себя также видео-инструкцию, где вы сможете посмотреть как кто-то собирает машину.
Если для вас не достаточно предоставленных производителем инструкций, вы всегда сможете проконсультироваться с другими опытными любителями kit cars на спец. форумах и ресурсах в Интернете, но лучше встретиться с ними лично (если такие ребята есть в вашем городе). Если вы собираете машину впервые в жизни, то воспользуйтесь этим вариантом.
В поисках материала для сообщества я случайно наткнулся на блог, в котором автор описывал как он создавал машину. Эта была не просто какая-то машина, а автомобиль-легенда с интересной историей — Mercedes 300SL «Gullwing». Я заинтересовался историей воссоздания автомобильного раритета и погрузился в увлекательное чтиво о том, как с нуля делали копию легендарной машины, и не просто копию, а машину собранную из оригинальных запчастей.
Позже мне удалось встретиться с Сергеем, который воплотил свою мечту в жизнь и узнать некоторые подробности создания автомобиля. Он разрешил мне взять текст и фото из его блога и сделать пост для читателей сообщества.
В процессе создания Mercedes 300SL «Gullwing» была использована подвеска от мерседеса W202 и W107. Помня что лучшее — враг хорошего ставим регулируемые амортизаторы. Особое внимание стоит обратить на редуктор заднего моста, обычно именно с ним возникают самые большие проблемы, именно поэтому кастомайзеры так любят не разрезные мосты. На мерседесе этот узел вместе с приводами собран на подрамнике, что много упрощает работу с ним.
Выпускная система из нержавейки соответствует стандарту евро 3, а топливный бак — настоящее произведение искусства: чтобы топливо не плескалось, в нем установлены перегородки и переливные трубки. На одном из фото — замок запирания руля
В проекте «Gullwing» было решено использовать следующее поколение двигателей M104 обьемом 3,2 литра и мощностью 220 л.с. в паре с автоматической 5-ступенчатой трансмисией. Выбор двигателя был не случаен — он мощнее, легче и тише. Коробка передач примитивная, с гидротрансформатором, многим эти агрегаты знакомы по мерседесам W124, W140, W129, W210. Также был установлен гидроусилитель, все агрегаты новые, так что проблем быть не должно.
В далеком 1955 году компания «Даймлер Бенц» выпустила 20 автомобилей с алюминиевым кузовом и 1 с композитным. Решили пробовать композит.
После изготовления кузова и сборки шасси начинается скрещивание кузова с рамой. Процесс настолько кропотливый и муторный, что никакие фотографии и слова не передадут. Сборка и разборка, подгонка — все это занимает не один день. Многие детали дорабатываются на месте, а кузов крепится к раме через специальные демфиры болтами в 30 местах.
Устанавливаются и подгоняются все детали кузова — двери, капот, крышка багажника. Очень много хлопот со стеклами — они крепятся на резиновых уплотнителях, а так как все уплотнители оригинальные и рассчитаны под сталь, то приходится строго соблюдать толщину рамок проемов. Каждая деталь снимается, подгоняется вручную и только потом устанавливается на место.
Многие детали на наиболее востребованные раритетные модели до сих пор выпускают мелкосерийно в некоторых цехах, чем активно пользуются все реставраторы. Да что там греха таить: сами заводы подделывают свои раритеты, особенно в этом преуспели «Ауди» и «Мерседес».
Во многих музеях стоят откровенные копии. Так в последнее время очень много расплодилось «Хорьхов». Это особенно интересно, учитывая что вся заводская документация была утеряна во время войны. Десятки мастерских на оборудовании тех лет штампуют подделки, выдавая их за тщательно восстановленные изделия. Дьявол кроется в деталях.
Так и мы просто купили и собрали все детали которые могли бы украсить любой раритет за 500 тыс. евро. Уверяю вас, каждая гаечка и болтик, (я уж про резинки не говорю) имеют правильную маркировку 1955 года. Оригинальное все, даже салазки сидений.
Вот уже и кузов загрунтован, а это самый главный момент, ибо композит — особый в покраске материал, потому что тут нужны пластификаторы и всякие другие сложные штуки. Секреты грунтовки берегут и никто вам никогда их не расскажет. Но смотрится красиво.
Небольшое видео с процесса покраски
Ну а пока кузов красится, займемся подготовкой узлов к сборке. Как я уже говорил — дьявол кроется в деталях, а их в машине больше 2 тысяч! Приборная панель, ее искали очень долго.
Приборчики и реле тоже находим, не все конечно получается сразу.
Но при завидном терпении и упорстве у вас появится возможность получить полностью аутентичную панель приборов состоящую из 80 (!) деталей.
Главное, чтобы это потом еще и заработало: приборчики-то все дорогие. Дешево хорошо не бывает.
Кузов покрывается в 6 слоев лака, это очень красиво и не надо будет пленкой под хром оклеивать. Да, шагрень — это обязательно, ну и зерно чтобы было мелкое. Сейчас так уже не красят, все водой разбавляют, экология у них, природу берегут. Кстати, краска 744 (серебро) самая сложная для покраски, вам любой маляр скажет.
Поженили наконец-то шасси с кузовом.
Установили двери. Казалось бы дело не хитрое, но я хочу рассказать вам одну историю. Mercedes 300SL «Gullwing» имел множество конструктивных недоработок. Одной из них были собственно двери: они были стальными, тяжелыми и крепились петлями к крыше кузова, а фиксировались пружиной, заключенной между полыми стальными трубками с шарнирами на конце.
В крайнем верхнем положении пружина была сжата, а при опускании двери растягиваясь с грохотом захлопывала дверь. При открывании нужно было преодолеть сопротивление пружины, которая просто вырывала дверь вместе с кронштейнами (по 900 евро за штуку).
Опытные владельцы «Gullwing» знают, что при неумелом пользовании это неминуемо приведет к деформации крыши, к тому же сами кронштейны просто ломаются. Шток с пружиной в сборе со временем стал бешеным дефицитом и его стоимость возросла до астрономических высот. Каждый владелец такого раритета ремонтирует эти узлы раз в сезон. Мы же решили пойти другим путем и поставить газовые амортизаторы.
Казалось бы, чего проще, но не тут-то было. Пришлось узел разрабатывать целиком, на это ушло 4 месяца упорного труда. Благо, нашлась мастерская воплотившая идеи и чертежи в жизнь. При полной внешней аутентичности, двери сегодня открываются как задняя пятая дверь у немецкого внедорожника. Узел получился настолько удачным, что тут же стал предметом вожделения всех владельцев раритетов, думаю что скоро все «гулвинги» будут иметь очень эфектно и плавно, без стука открывающиеся двери. Сейчас этот процесс действительно стал похож на взмах крыла чайки — грациозно и плавно.
Это только один, причем самый простой пример тех задач которые пришлось решать при постройке этого автомобиля.
Кстати механизм замка двери тоже подвергся изменениям. Несмотря на стоимость в 1 500 евро, он очень часто заедал и не фиксировал дверь, но это уже другая история.
В самом начале проекта казалось, что отделка салона — это самая маленькая проблема, благо на каждом шагу мастерские по перешивке салонов, уж что что, а с кожей сейчас любой мастер справится. Делов то — обшить кучу деталек кожей, но как выяснилось, это ОГРОМНАЯ ПРОБЛЕМА!
После четырех попыток создания деталей интерьера в тюнинговых ателье, я понял: все гораздо сложнее.
Создаваемые изделия ну никак не хотели смотреться как на оригинале. Все выглядело дешевой подделкой: кожа топорщилась, были видны следы термообработки, фактура не совпадала, да и материал никто не мог подобрать. Короче, стал вникать в тонкости и выяснил, что современные мастера совершено не умеют работать с войлоком, шерстью и другими материалами использовавшимися в то время. Они тупо грели и растягивали кожу, применяли поролон везде, где могли, активно работали утюгом, короче говоря нещадно уничтожали материалы, лишая их натуральности и благородства. Я уж и про долговечность не говорю.
Промучившись полгода, мы пришли к выводу, что только реставраторы способны на такую работу. У них и паралон специальный и войлок. В общем, нашли фирму, ребята — волки, дядьки, лет под 60, которые уже 40 лет реставрируют только мерседесы. То, что они нам показали и расказали — это просто роман о коже, причем свои секреты они охраняют примерно так же, как и секрет изготовления бумаги для доллара.
На видео примерный ход процесса.
Детали интерьера на моего малыша делали 4 месяца. Кожа просто как живая.
Добавлю еще, что та кожа, которую сегодня предлагают производители — это фуфло химическое с пропитками. Недаром все владельцы мерседесов и бмв после года эксплуатации офигивают — салоны выглядят как у старинных редванов: не свежие, кожа вытягивается, облезает. Как я говорил ранее — дьявол кроется в деталях.
Я уж не говорю о винилах, широко используемых японцами, да и всеми производителями в принципе. Сейчас в мерседесе кожи и на курточку не хватит, одно фуфло, поэтому и появляются опции — «десигно», «индивидуал», «эксклюзив». Ведущие производители, хотя бы за 10-15 тыс. долларов вам настоящую кожу предложат, а то, что вам шьют за 50 тыс. рублей даже кожей язык не поворачивается назвать.
Колеса — одна из важных деталей автомобиля. Вот и для нашего красавца существовало два типа колес. Первые ставились на гражданскую версию.
Вторые предлагались как опция. Они пришли из спорта — настоящие, с центральной гайкой. Конечно красиво иметь хромированные колеса, но и цена в 5 тыс. евро за колесо несколько напрягает.
Как потом лупить молотком по гайке, зная что она золотая? Оригинальный диск для классики тоже не дешев — 3 тыс. евро. Вот и думаю, уж больно хочется 8 тыс. евро сэкономить.
Одним из главных факторов работы двигателя является отвод отработанных газов (продуктов горения). Я не хочу вспоминать тут законы термодинамики, скажу только, что последние 150 лет выхлопная труба является символом прогресса. Вспомните паровозные трубы, пароходы, домны. Помня мою любовь к деталям, хочу вас уверить, что именно трубе было уделено самое пристальное внимание. Это шедевр инженерной мысли.
Выпускная система выполнена из нержавеющей стали, чего не может себе позволить ни один производитель, и представляет из себя сложнейшую систему толкостенных и тонкостенных труб смонтированных одна в другую, это позволило при полной аутентичности внешнего вида трубы решить проблему «гулвинга» — шум и нагрев салона. Ну и главное — это звук выхлопа, это просто песня. Проблема была решена с помощью резонаторов, установленных внутри системы.
Хотите понять какая у вас машина — посмотрите на выхлопную трубу!
На дату на фото не обращайте внимания, просто купили приличный фотик. Вот отщелкали, только с инструкцией не разобрались получилась не та дата. Ну да хрен с ним, всем заинтересованным -наслаждайтесь.
Внесли много изменений в конструкцию, стараемся максимально аутентично все сделать. Очень хитрый ручник.
С баком отдельная песня, свой сделали из нержавейки, несколько изменив местоположение горловины, но это отдельный рассказ.
Есть хорошая поговорка — лучше один раз увидеть, чем сто раз читать об этом. Все, кто читает и смотрит мой блог, знают мое любимое выражение — ДЬЯВОЛ КРОЕТСЯ В ДЕТАЛЯХ. Именно эти детали я вам сегодня и покажу. Нет смысла долго писать, вы сами все поймете.
Жгуты и проводки в оплетке, ну, такого я думаю вы просто еще не видели, двухтональный клаксон, короче, просто смотрите, все это и называется ТЕХНОЛОГИИ.
Главной задачей стоявшей перед реализацией этого проекта было создание полной аутентичности всех деталей интерьера. Казалось бы, что может быть проще, чем копировать имеющийся образец, но как говорится, все не так просто, и намного сложнее, чем даже реставрировать.
Так, нам нужно было заставить работать все аналоговые приборы, и работать правильно с электронными блоками современных агрегатов; всунуть в тесный автомобильчик кучу дополнительного оборудования, таких как кондиционер, гидроусилитель, усилитель тормозов. Все это должно работать от штатных тумблеров и переключателей. Заслонки печки раньше имели механические привода, как на волге Газ 21, потому пришлось основательно переделать и печку. Но самой большой проблемой стало изготовление селектора переключения передач.
Вся сложность заключалась в том, что машина изначально строилась для спорта, была маленькой и очень низкой, даже двигатель пришлось разместить под наклоном в 30 градусов, чтобы силуэт машины не нарушать. Коробка была расположена в туннеле и имела прямой шарнирный привод.
Между коробом и самой коробкой было не более 2 см. свободного пространства. Я уже говорил, что сама машина была тесной и очень шумной, надо было решать и эту проблему. Так как была взята стандартная пара двигатель-коробка, то задача стала еще сложнее, потому что автоматическая коробка много больше по своим размерам и имеет совершенно другой принцип управления.
После долгих мучений был сконструирован шарнир и система тяг, позволившая полностью сымитировать этот узел, в чем легко убедиться посмотрев на оригинал.
Ну и самое интересное: если вы внимательно изучите фотографии, то увидите, что сидения стоят много ниже, чем у оригинала, это тоже хитрость. Дело в том, что машина была такой тесной, что человек с ростом 180 см. упирался головой в крышу и был вынужден сидеть сгорбившись у руля, я же люблю ездить на прямых руках, потому пришлось менять угол наклона рулевой колонки, чтобы обеспечить комфорт и не нарушать общий вид. Каким образом это было достигнуто — это целый роман, начиная с изготовления уникальных салазок и кончая переделкой пола и сидений.
Я не первый, кто решил воссоздать легендарную машину. Еще в конце 70-х годов в Америке были предприняты подобные попытки, дальше всех продвинулся Тони Остермаер, бывший инженер-механик из Гардены. Ему удалось построить за 10 лет порядка 15 автомобилей с использованием агрегатов от мерседесов тех лет. Сегодня эти машины сами являются раритетами.
Я видел их, конечно это далеко не такие качественные изделия, как хотелось бы, но это лучшее, что было сделано. В 90-х годах были попытки американской компании «Спидстер» используя матрицу Тони имплантировать ее на узлы «шевроле корвет с03». Было изготовлено всего 2 автомобиля. Один из них сейчас в Украине, а другой в Москве. Машины были проданы по 150 тыс. $.
Собственно это все. Правда были попытки надевать скорлупу на SL и еще много громких заявлений, но все это пшик, люди бежали впереди паровоза, как с нашим ё-мобилем: еще нет ничего, зато уже 40 тыс. заявок подано.
Кстати, работа с композитом очень сложна. Только его качественная покраска стоит порядка 10 тыс. евро. Ну и самое главное: ПОДДЕЛЫВАТЬ И КОПИРОВАТЬ -ЭТО ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ.
Говорят, что в машине все должно быть прекрасно, и мотор и багажник. На первой машине решили использовать газовые амортизаторы для открывания и фиксации крышки багажника.
Мы немного переделали заливную горловину, разумно посчитав, что если она будет герметично прилегать к крышке багажника. то это снизит риск распространения запаха бензина внутри салона в случае его пролива.
Идея мне не понравилась. На этой машине сделали ближе к оригиналу, изменив только форму заливной горловины (стальная воронка вокруг крышки должна препятствовать проливу топлива на карпет).
Конечно, без колхоза не обошлось: соорудили кожаный гондон вокруг заливной горловины. Вроде смотрится красиво, и отказались от амортизаторов, поставив родной механизм (палку) фиксации крышки багажника. Можно было конечно заморочиться с пружинами, как на современных машинах, но мне кажется это убьет сам дух машины. Очень красиво смотрится багажник в открытом состоянии.
Да и сзади очень здорово все выглядит. Учитывая, что сегодня уже все используют безкамерные шины, решили высвободить место, разместив в багажнике докатку вместо штатного колеса. Теперь хоть авоську есть куда бросить.
Собственно, дело неумолимо движется к своему логическому завершению. Конечно приятно, что все так быстро заканчивается, осталось помазюкать мовильчиком и приляпать колесики.
Колеса временные, чтобы не угваздать оригинал.
Вот в принципе и все!
Обойдем вокруг машины.
Одно могу только добавить: прежде чем начинать что-то делать, хорошенько подумайте, хватит ли вам сил довести начатое до конца.
После приезда в Россию.
Видео изнутри воссозданной машины.
В этом видео можно видеть как немцы реставрируют героя репортажа, тот самый «гуллвинг».
Жми на кнопку, чтобы подписаться на «Как это сделано»!
Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.
Жми на иконку и подписывайся!
Любили ли вы рубрику «Очумелые ручки» в телевизионной программе «Пока все дома»? Это же так здорово — сделать полезное приспособление из ничего. Может, вы умеете плести веревки из старых пластиковых бутылок или виртуозно мастерите корзины для белья из газетных трубочек? А как насчет того, чтобы из винтиков, труб, найденных на свалке, и набора юного химика соорудить… автомобиль? Да не просто макет, а чтобы он ездил? В нашей стране такое хобби существовало совсем недавно. Более того, в какой-то момент оно приобрело почти промышленные масштабы. При этом ни одна из созданных вручную моделей и близко не напоминала ни отечественные, ни зарубежные машины. «Вокруг света» вспоминает советских Кулибиных и их железных «питомцев».
И швецы, и жнецы
В стихийном народном движении «сделай сам» было несколько наиболее известных имен. В первую очередь это братья-близнецы Александр и Владимир Щербинины. Надо сказать, они не очень-то напоминали одержимых техникой людей: работали художниками-графиками и свободное время проводили в богемной среде, сидя в саду «Эрмитаж» и обсуждая живопись с товарищами. Впрочем, это ничуть не мешало им не только увлекаться автомобильным дизайном, но и отлично разбираться в узлах и агрегатах. Еще в конце 1960-х братья задались целью построить спортивную машину на базе «Волги».
Раму для первого образца сварили прямо во дворе, потом поднимали машину на седьмой этаж, где клеили кузов из стеклопластика. Затем конструкцию на веревках спускали обратно через балкон, и там, под открытым небом, продолжали работать над подвеской, двигателем, салоном. Машина получила двухместный кузов типа «Гранд-Туризмо» , отсюда и труднопроизносимое название модели — ГТЩ (последняя буква означала фамилию конструкторов — Щербинины).
Вскоре братья спроектировали еще одну модель — купе, которому дали эпатажное название «Сатана» (собранная впоследствии по образу и подобию этой машины другими братьями-энтузиастами Алгебраистовыми модель получила название «Юна»). У Щербининых были матрицы для изготовления кузовных деталей, а также вся техническая документация, поэтому воспользоваться наработками мог любой желающий. И несколько человек это сделали. Поэтому всего подобных автомобилей в Советском Союзе было не менее десятка. Некоторые из них сохранились и по сей день и иногда мелькают на выставках раритетов.
Я б в конструкторы пошел
Расцвет автомобилестроительной «самодеятельности» пришелся на послевоенные годы. В стране возникали кружки авто- и мотолюбителей, где не только разбирались с ремонтом узлов, но и учились конструировать. Об удачных моделях рассказывали на страницах газет и журналов, таких как «Техника — молодежи» . Во многом благодаря этому изданию в ГАИ в 1957-м году были разработаны технические требования для самодельных автомобилей и правила их регистрации, позволявшие таким машинам выезжать на дороги общего пользования. Последняя редакция таких требований вышла в 1987 году.
Как раз-таки «Сатана» Щербининых долгое время ездила без государственных регистрационных знаков. Причин тому было несколько, одна из них заключалась в том, что движение «самодельщиков» в 1970-е было настолько популярно, что этот автомобиль все и так узнавали. Технические характеристики машины не укладывались в разрешенные ГАИ нормы, но для Щербининых сделали исключение, поскольку они были художниками и проиллюстрировали новую редакцию Правил дорожного движения СССР. В обмен им разрешили поставить свои машины на учет.
Мечты сбываются
Одна из самых знаменитых советских автомобильных самоделок получила название «Юна». Ее конструктор, Юрий Иванович Алгебраистов, мечтал стать летчиком, но не прошел в летную школу по здоровью и стал первоклассным водителем. С юности будущий конструктор чинил отцовскую «Победу», которая досталась семье битой и неухоженной, и со временем знал каждую деталь, каждый винтик авто. Узнав о самоделках братьев Щербининых, Юрий вместе со своим братом тоже загорелся идеей собрать собственный автомобиль. Алгебраистовы присоединились к Щербининым для работы над «Сатаной», а после на базе этого опыта собрали «Юну».
«Юна» братьев Алгебраистовых
От задумки до реализации, когда готовый автомобиль на номерах начал колесить по дорогам, прошло шесть лет — с 1970-го по 1976-й. Первая машина серии досталась брату, а затем уже Юрий стал собирать автомобиль для себя. Он доделал его в 1982-м году, за три дня до пробега самодельных машин Москва — Баку. Прямо из гаража вторая «Юна» отправилась на испытания и в первом же путешествии «сделала» 14 тысяч километров.
Машина Алгебраистова снялась в главной роли в фильме «Испытатели», что вышел на киноэкраны во второй половине 1980-х. Позднее зрители узнавали «Юну» на улицах и аплодировали. Кстати, само название модели — это аббревиатура от «Юрий и Наталья Алгебраистовы». В многочисленных интервью конструктор упоминал, что изготовление автомобиля и все последующие доработки были возможны только благодаря его жене Наташе, которая поддерживала его на этом поприще.
Себя показать, на других посмотреть
Государство не только не мешало самостоятельным конструкторам, но и в чем-то помогало им. Как мы уже говорили, сделанные своими руками автомобили можно было регистрировать в ГАИ. Помимо этого, регулярно устраивались и пробеги, где можно было показать и себя, и свою машину. Всякий раз это было событие всесоюзного масштаба. В своих воспоминаниях конструктор Юрий Алгебраистов рассказывал: «…пробеги самодельных автомобилей того времени были просто потрясающими. Между деревнями на дороге стояли пионеры с цветами, ГАИ вели нас от начала до конца, меняясь на границах областей. И надо было видеть лица и глаза людей, которые встречали нас, тех, кого показывали по телевизору…»
Еще одна советская самодельная машина — «Панголина» — и ее конструктор Александр Кулыгин
Об автомобильных самоделках снимали телепередачи. Особенно часто эта тема педалировалась в программе ЭВМ — «Это вы можете»: и «Юна», и «Панголина», и амфибия «Тритон», и многие другие уникальные модели так или иначе упоминались в выпусках. Писали о «штучных» автомобилях и авторитетные журналы, такие как «За рулем», «Моделист-конструктор» или «Техника — молодежи». Названия самоделок знал любой советский мальчишка. Более того, в конце 1980-х вышла книга «Я строю автомобиль», написанная Василием Захарченко и Ильей Туренским. Также появлялись специальные секции вроде московской секции любительского автоконструирования, которую в отдельные моменты посещали до четырехсот человек.
Названия у советских самоделок были самые разные: в разные годы по нашим улицам гоняли «Гном» и «Муравей», «Труд» и «Звездочка», «Гепард» и «Протон». Безусловно, хорошая машина, сконструированная своими руками, была палочкой-выручалочкой и отличным заменителем труднодоступного серийного автомобиля. И все-таки не следует забывать, что большинство самоделок строились на узлах и агрегатах все тех же «Запорожцев», «Жигулей» и «Москвичей», а иногда и «Волг». Получается, дело было не только в дефиците, сколько в желании выделиться, реализовать свои конструкторские задумки и сесть за руль чего-то необычного, не такого, как у всех.
К сожалению, в 1990-е годы движение «самавто» постепенно сошло на нет. Автомобиль для многих перестал быть недостижимой мечтой, появилась возможность выбора, а для собственных изобретений у большинства не доходили руки, да и времени не было. К тому же мода на «самоделки» прошла, уступив место престижу и комфорту иномарок.
Фото: ru.autopedia.wikia.com (х3)
В поисках материала для сообщества kak_eto_sdelano я случайно наткнулся на блог, в котором автор описывал, как он создавал машину. Это была не просто какая-то машина, а автомобиль-легенда с интересной историей — Mercedes 300SL «Gullwing». Я заинтересовался историей воссоздания автомобильного раритета и погрузился в увлекательное чтиво о том, как с нуля делали копию легендарной машины, и не просто копию, а машину, собранную из оригинальных запчастей.
Позже мне удалось встретиться с Сергеем, который воплотил свою мечту в жизнь, и узнать некоторые подробности создания автомобиля. Он разрешил мне взять текст и фото из его блога и сделать пост для читателей сообщества.
(Всего 90 фото + 5 видео)
1. В процессе создания Mercedes 300SL «Gullwing» была использована подвеска от Mercedes W202 и W107. Помня, что лучшее — враг хорошего, ставим регулируемые амортизаторы. Особое внимание стоит обратить на редуктор заднего моста, обычно именно с ним возникают самые большие проблемы, именно поэтому кастомайзеры так любят неразрезные мосты. На мерседесе этот узел вместе с приводами собран на подрамнике, что намного упрощает работу с ним.
5. Выпускная система из нержавейки соответствует стандарту «Евро-3», а топливный бак — настоящее произведение искусства: чтобы топливо не плескалось, в нем установлены перегородки и переливные трубки. На одном из фото — замок запирания руля.
10. В проекте «Gullwing» было решено использовать следующее поколение двигателей M104 объемом 3,2 литра и мощностью 220 л.с. в паре с автоматической 5-ступенчатой трансмиссией. Выбор двигателя был неслучаен — он мощнее, легче и тише. Коробка передач примитивная, с гидротрансформатором, многим эти агрегаты знакомы по Mercedes W124, W140, W129, W210. Также был установлен гидроусилитель, все агрегаты новые, так что проблем быть не должно.
12. Делаем кузов.
13. В далеком 1955 году компания Daimler-Benz выпустила 20 автомобилей с алюминиевым кузовом и один с композитным. Решили пробовать композит.
15. После изготовления кузова и сборки шасси начинается скрещивание кузова с рамой. Процесс настолько кропотливый и муторный, что никакие фотографии и слова не передадут. Сборка и разборка, подгонка — все это занимает не один день. Многие детали дорабатываются на месте, а кузов крепится к раме через специальные демпферы болтами в 30 местах.
16. Устанавливаются и подгоняются все детали кузова — двери, капот, крышка багажника. Очень много хлопот со стеклами — они крепятся на резиновых уплотнителях, а так как все уплотнители оригинальные и рассчитаны под сталь, то приходится строго соблюдать толщину рамок проемов. Каждая деталь снимается, подгоняется вручную и только потом устанавливается на место.
24. Многие детали на наиболее востребованные раритетные модели до сих пор выпускают мелкосерийно в некоторых цехах, чем активно пользуются все реставраторы. Да что там греха таить: сами заводы подделывают свои раритеты, особенно в этом преуспели «Ауди» и «Мерседес».
25. Во многих музеях стоят откровенные копии. Так, в последнее время очень много расплодилось «Хорьхов». Это особенно интересно, учитывая, что вся заводская документация была утеряна во время войны. Десятки мастерских на оборудовании тех лет штампуют подделки, выдавая их за тщательно восстановленные изделия. Дьявол кроется в деталях.
26. Так и мы просто купили и собрали все детали, которые могли бы украсить любой раритет за 500 тыс. евро. Уверяю вас, каждая гаечка и болтик (я уж про резинки не говорю) имеют правильную маркировку 1955 года. Оригинальное все, даже салазки сидений.
27. Вот уже и кузов загрунтован, а это самый главный момент, ибо композит — особый в покраске материал, потому что тут нужны пластификаторы и всякие другие сложные штуки. Секреты грунтовки берегут, и никто вам никогда их не расскажет. Но смотрится красиво.
Небольшое видео с процесса покраски
31. Ну а пока кузов красится, займемся подготовкой узлов к сборке. Как я уже говорил — дьявол кроется в деталях, а их в машине больше 2 тысяч! Приборная панель, ее искали очень долго.
32. Приборчики и реле тоже находим, не все, конечно, получается сразу.
33. Но при завидном терпении и упорстве у вас появится возможность получить полностью аутентичную панель приборов, состоящую из 80 (!) деталей.
34. Главное, чтобы это потом еще и заработало: приборчики-то все дорогие. Дешево хорошо не бывает.
36. Кузов покрывается в 6 слоев лака, это очень красиво и не надо будет пленкой под хром оклеивать. Да, шагрень — это обязательно, ну и зерно чтобы было мелкое. Сейчас так уже не красят, все водой разбавляют, экология у них, природу берегут. Кстати, краска 744 (серебро) самая сложная для покраски, вам любой маляр скажет.
41. Поженили наконец-то шасси с кузовом.
45. Установили двери. Казалось бы, дело нехитрое, но я хочу рассказать вам одну историю. Mercedes 300SL «Gullwing» имел множество конструктивных недоработок. Одной из них были собственно двери: они были стальными, тяжелыми и крепились петлями к крыше кузова, а фиксировались пружиной, заключенной между полыми стальными трубками с шарнирами на конце.
В крайнем верхнем положении пружина была сжата, а при опускании двери, растягиваясь, с грохотом захлопывала дверь. При открывании нужно было преодолеть сопротивление пружины, которая просто вырывала дверь вместе с кронштейнами (по 900 евро за штуку).
Опытные владельцы «Gullwing» знают, что при неумелом пользовании это неминуемо приведет к деформации крыши, к тому же сами кронштейны просто ломаются. Шток с пружиной в сборе со временем стал бешеным дефицитом и его стоимость возросла до астрономических высот. Каждый владелец такого раритета ремонтирует эти узлы раз в сезон. Мы же решили пойти другим путем и поставить газовые амортизаторы.
46. Казалось бы, чего проще, но не тут-то было. Пришлось узел разрабатывать целиком, на это ушло 4 месяца упорного труда. Благо нашлась мастерская, воплотившая идеи и чертежи в жизнь. При полной внешней аутентичности двери сегодня открываются как задняя пятая дверь у немецкого внедорожника. Узел получился настолько удачным, что тут же стал предметом вожделения всех владельцев раритетов, думаю, что скоро все «гулвинги» будут иметь очень эффектно и плавно, без стука открывающиеся двери. Сейчас этот процесс действительно стал похож на взмах крыла чайки — грациозно и плавно.
Это только один, причем самый простой, пример тех задач, которые пришлось решать при постройке этого автомобиля.
47. Кстати, механизм замка двери тоже подвергся изменениям. Несмотря на стоимость в 1500 евро, он очень часто заедал и не фиксировал дверь, но это уже другая история.
49. В самом начале проекта казалось, что отделка салона — это самая маленькая проблема, благо на каждом шагу мастерские по перешивке салонов, уж что-что, а с кожей сейчас любой мастер справится. Делов-то — обшить кучу деталек кожей, но, как выяснилось, это ОГРОМНАЯ ПРОБЛЕМА! После четырех попыток создания деталей интерьера в тюнинговых ателье я понял: все гораздо сложнее.
Создаваемые изделия ну никак не хотели смотреться как на оригинале. Все выглядело дешевой подделкой: кожа топорщилась, были видны следы термообработки, фактура не совпадала, да и материал никто не мог подобрать. Короче, стал вникать в тонкости и выяснил, что современные мастера совершено не умеют работать с войлоком, шерстью и другими материалами, использовавшимися в то время. Они тупо грели и растягивали кожу, применяли поролон везде, где могли, активно работали утюгом, короче говоря, нещадно уничтожали материалы, лишая их натуральности и благородства. Я уж про долговечность и не говорю.
Промучившись полгода, мы пришли к выводу, что только реставраторы способны на такую работу. У них и поролон специальный, и войлок. В общем, нашли фирму, ребята — волки, дядьки лет под 60, которые уже 40 лет реставрируют только мерседесы. То, что они нам показали и рассказали, — это просто роман о коже, причем свои секреты они охраняют примерно так же, как и секрет изготовления бумаги для доллара.
На видео примерный ход процесса.
50. Детали интерьера на моего малыша делали 4 месяца. Кожа просто как живая.
51. Добавлю еще, что та кожа, которую сегодня предлагают производители, — это фуфло химическое с пропитками. Недаром все владельцы мерседесов и БМВ после года эксплуатации офигевают — салоны выглядят как у старинных редванов: не свежие, кожа вытягивается, облезает. Как я говорил ранее — дьявол кроется в деталях.
52. Я уж не говорю о винилах, широко используемых японцами, да и всеми производителями в принципе. Сейчас в мерседесе кожи и на курточку не хватит, одно фуфло, поэтому и появляются опции — «десигно», «индивидуал», «эксклюзив». Ведущие производители хотя бы за 10-15 тыс. долларов вам настоящую кожу предложат, а то, что вам шьют за 50 тыс. рублей, даже кожей язык не поворачивается назвать.
54. Колеса — одна из важных деталей автомобиля. Вот и для нашего красавца существовало два типа колес. Первые ставились на гражданскую версию.
55. Вторые предлагались как опция. Они пришли из спорта — настоящие, с центральной гайкой. Конечно, красиво иметь хромированные колеса, но и цена в 5 тыс. евро за колесо несколько напрягает.
56. Как потом лупить молотком по гайке, зная, что она золотая? Оригинальный диск для классики тоже не дешев — 3 тыс. евро. Вот и думаю, уж больно хочется 8 тыс. евро сэкономить.
57. Одним из главных факторов работы двигателя является отвод отработанных газов (продуктов горения). Я не хочу вспоминать тут законы термодинамики, скажу только, что последние 150 лет выхлопная труба является символом прогресса. Вспомните паровозные трубы, пароходы, домны. Помня мою любовь к деталям, хочу вас уверить, что именно трубе было уделено самое пристальное внимание. Это шедевр инженерной мысли.
Выпускная система выполнена из нержавеющей стали, чего не может себе позволить ни один производитель, и представляет из себя сложнейшую систему толстостенных и тонкостенных труб, смонтированных одна в другую, это позволило при полной аутентичности внешнего вида трубы решить проблему «гулвинга» — шум и нагрев салона. Ну и главное — это звук выхлопа, это просто песня. Проблема была решена с помощью резонаторов, установленных внутри системы.
Хотите понять, какая у вас машина — посмотрите на выхлопную трубу!
На дату на фото не обращайте внимания, просто купили приличный фотик. Вот отщелкали, только с инструкцией не разобрались, получилась не та дата. Ну да хрен с ним, всем заинтересованным — наслаждайтесь.
58. Внесли много изменений в конструкцию, стараемся максимально аутентично все сделать. Очень хитрый ручник.
59. С баком отдельная песня, свой сделали из нержавейки, несколько изменив местоположение горловины, но это отдельный рассказ.
63. Есть хорошая поговорка — лучше один раз увидеть, чем сто раз читать об этом. Все, кто читает и смотрит мой блог, знают мое любимое выражение — ДЬЯВОЛ КРОЕТСЯ В ДЕТАЛЯХ. Именно эти детали я вам сегодня и покажу. Нет смысла долго писать, вы сами все поймете.
64. Жгуты и проводки в оплетке, ну, такого, я думаю, вы просто еще не видели, двухтональный клаксон, короче, просто смотрите, все это и называется ТЕХНОЛОГИИ.
67. Главной задачей, стоявшей перед реализацией этого проекта, было создание полной аутентичности всех деталей интерьера. Казалось бы, что может быть проще, чем копировать имеющийся образец, но, как говорится, все не так просто, и намного сложнее, чем даже реставрировать.
Так, нам нужно было заставить работать все аналоговые приборы и работать правильно с электронными блоками современных агрегатов; всунуть в тесный автомобильчик кучу дополнительного оборудования, такого как кондиционер, гидроусилитель, усилитель тормозов. Все это должно работать от штатных тумблеров и переключателей. Заслонки печки раньше имели механические привода, как на «Волге» ГАЗ-21, потому пришлось основательно переделать и печку. Но самой большой проблемой стало изготовление селектора переключения передач.
68. Вся сложность заключалась в том, что машина изначально строилась для спорта, была маленькой и очень низкой, даже двигатель пришлось разместить под наклоном в 30 градусов, чтобы силуэт машины не нарушать. Коробка была расположена в туннеле и имела прямой шарнирный привод.
69. Между коробом и самой коробкой было не более 2 см свободного пространства. Я уже говорил, что сама машина была тесной и очень шумной, надо было решать и эту проблему. Так как была взята стандартная пара двигатель — коробка, то задача стала еще сложнее, потому что автоматическая коробка много больше по своим размерам и имеет совершенно другой принцип управления.
71. После долгих мучений был сконструирован шарнир и система тяг, позволившая полностью сымитировать этот узел, в чем легко убедиться, посмотрев на оригинал.
72. Ну и самое интересное: если вы внимательно изучите фотографии, то увидите, что сидения стоят много ниже, чем у оригинала, это тоже хитрость. Дело в том, что машина была такой тесной, что человек с ростом 180 см упирался головой в крышу и был вынужден сидеть сгорбившись у руля, я же люблю ездить на прямых руках, потому пришлось менять угол наклона рулевой колонки, чтобы обеспечить комфорт и не нарушать общий вид. Каким образом это было достигнуто — это целый роман, начиная с изготовления уникальных салазок и кончая переделкой пола и сидений.
73. Я не первый, кто решил воссоздать легендарную машину. Еще в конце 70-х годов в Америке были предприняты подобные попытки, дальше всех продвинулся Тони Остермаер, бывший инженер-механик из Гардены. Ему удалось построить за 10 лет порядка 15 автомобилей с использованием агрегатов от мерседесов тех лет. Сегодня эти машины сами являются раритетами.
Я видел их, конечно, это далеко не такие качественные изделия, как хотелось бы, но это лучшее, что было сделано. В 90-х годах были попытки американской компании «Спидстер», используя матрицу Тони, имплантировать ее на узлы Chevrolet Corvette C03. Было изготовлено всего два автомобиля. Один из них сейчас на Украине, а другой в Москве. Машины были проданы по 150 тыс. долларов.
74. Собственно, это все. Правда, были попытки надеть скорлупу на SL и еще много громких заявлений, но все это пшик, люди бежали впереди паровоза, как с нашим ё-мобилем: еще нет ничего, зато уже 40 тыс. заявок подано.
Кстати, работа с композитом очень сложна. Только его качественная покраска стоит порядка 10 тыс. евро. Ну и самое главное: ПОДДЕЛЫВАТЬ И КОПИРОВАТЬ — ЭТО ДВЕ БОЛЬШИЕ РАЗНИЦЫ.
75. Говорят, что в машине все должно быть прекрасно — и мотор, и багажник. На первой машине решили использовать газовые амортизаторы для открывания и фиксации крышки багажника.
76. Мы немного переделали заливную горловину, разумно посчитав, что если она будет герметично прилегать к крышке багажника, то это снизит риск распространения запаха бензина внутри салона в случае его пролива.
Идея мне не понравилась. На этой машине сделали ближе к оригиналу, изменив только форму заливной горловины (стальная воронка вокруг крышки должна препятствовать проливу топлива на карпет).
77. Конечно, без колхоза не обошлось: соорудили кожаный гондон вокруг заливной горловины. Вроде смотрится красиво, и отказались от амортизаторов, поставив родной механизм (палку) фиксации крышки багажника. Можно было, конечно, заморочиться с пружинами, как на современных машинах, но мне кажется, это убьет сам дух машины. Очень красиво смотрится багажник в открытом состоянии.
90. Обойдем вокруг машины.
Одно могу только добавить: прежде чем начинать что-то делать, хорошенько подумайте, хватит ли вам сил довести начатое до конца.
После приезда в Россию.
Видео изнутри воссозданной машины.
В этом видео можно видеть, как немцы реставрируют героя репортажа, тот самый «гуллвинг».
Всем родителям полезно проводить развивающие мероприятия для своих детей. Каждому отцу хорошо было бы мастерить игрушки своими руками вместе с детьми, подавая им положительный пример. Одной из таких игрушек, может стать игрушечное авто.
В интернете встречается множество фото самодельных машинок, остается выбрать для себя подходящий вариант, и приступить к делу.
Какой автомобиль сделать
Чтобы выбрать для изготовления подходящий вид поделки, следует трезво оценить свои силы, и средства. Если подросток самостоятельно решил заняться этим процессом, то ему следует начать с простых идей машинок выполненных своими руками.
Для начала можно выбрать поделку из картона и бумаги. Делать их относительно просто, и комплектующие материалы с инструментами имеются под рукой. Потребуются только ножницы, клей, а так же картон.
Как делать бумажные машинки, если опыта в конструировании совсем нет? С чего следует начинать, и каковы последующие этапы работы? Относиться к этим вопросам нужно серьезно. Ребенок должен научиться ставить перед собой задачу, и уметь ее решать.
Картонная гоночная машина
Рассмотрим, как сделать машинку своими руками. Для этого потребуется:
- цилиндр из картона;
- ножницы;
- цветная бумага, и обыкновенная;
- кнопки канцелярские;
- набор фломастеров;
- картон белого и черного цвета.
Кузов машинки будет состоять из цилиндра, его обклеивают бумагой любого цвета. Из дополнительного картона вырезаются 4 колеса черного цвета, и 4 колеса белого цвета.
На торцевые части автомобиля приклеивают дополнительные картонные кружки, чтобы не было сквозных отверстий в цилиндре. Приклеенные кружки можно разрисовать фломастерами.
Колеса крепятся канцелярскими кнопками в центре кружка, а изнутри цилиндра загибаются их концы. Сверху готового кузова следует вырезать небольшое отверстие для водителя. Готовую машинку разрисовывают фломастерами.
Электронная машинка с пультом управления
Машины с пультом управления очень нравятся детям. Если в магазине не встретилась подходящая модель, то можно собрать ее самостоятельно. Сегодня в каждом доме где есть дети, полно игрушечного хлама. В нем можно подобрать подходящие запчасти и кузов.
- колеса;
- корпус;
- электродвигатель;
- разные отвертки.
Процесс сборки
Скорее всего, некоторые детали придется докупить. Это относится к системе управления. Если самодельная машинка будет иметь простой пульт управления, то это будет проще и экономичнее в затратах. Устанавливая элементы радиоуправления, возможно, придется потратить больше денег на запчасти.
Распределив план сборки, и габариты устройства нужно приступать к сборке. В комплектации шасси, должны присутствовать колеса. Само изделие должно быть без погрешностей, и легко двигаться. Хорошее сцепление для машинки обеспечат колесики с резиновыми покрышками.
Есть два типа мотора. Его выбор зависит от пользователя, который будет им управлять. Если это ребенок, то устанавливать нужно электрический моторчик. Он будет стоить дешевле, по возможности его снимают с поломанного игрушечного автомобиля.
Если машинка предназначена для взрослых пользователей, то можно поставить на нее бензиновый моторчик. Стоить он будет на порядок дороже, а уход за ним будет сложнее.
Управление проводного типа будет ограничивать движение машинки. Предпочтительнее выбирать радиоблок, тогда изделие сможет передвигаться независимо от проводов. Но движение так же будет проходить только в зоне радиодосигаемости.
Выбор кузова определяется вкусовыми предпочтениями. Разнообразие моделей сегодня просто огромное, все ограничивается фантазией, и бюджетом.
Подготовив все элементы, необходимо приступить к монтажу. Первым монтируется шасси, с колесами. Далее на раму устанавливается мотор, и радиоприемник. К корпусу крепится антенна. Если все комплектующие покупались в магазине, то должна прилагаться инструкция по монтажу.
В последнюю очередь крепятся аккумуляторы. После отладочной работы двигателя, к шасси крепят корпус. Последним штрихом могут быть украшения из различных наклеек. Машина готова!
Самодельная машинка сложного типа
Можно привести другую инструкцию, как сделать машинку на радиоуправлении. Для этого потребуется:
- Кузов любой модели;
- Мощный АКБ на 12В;
- Радиоуправление;
- Зарядное устройство;
- Паяльный инструмент, и все необходимые компоненты к нему;
- Приборы электроизмерительные;
- Резиновые заготовки, для бамперов;
Процесс монтажа
Процесс пошаговой сборки машинки значительно сложнее предыдущего типа. Элементы подвески собираются в первую очередь. Затем собирается редуктор с пластмассовыми шестеренками.
Для его установки в корпусе делается резьба. Далее мотор подключается к питанию, и проверяется его работоспособность.
Радиосхемы монтируются таким образом, чтобы не возникало перегрева. Иногда к ним прикрепляют радиатор. В конце собирается кузов модели. Это все, что нужно для изготовления машинки на радиоуправлении.
Чтобы самодельное авто обладало маневренностью, и хорошей скоростью надо стараться не перегружать его лишними деталями.
Наличие фар и габаритов выглядит симпатично, но для их крепления следует осуществить монтаж проводки. В итоге, это усложнит конструкцию и сборку.
Как сделать автомобиль своими руками
Желание сделать автомобиль своими руками возникает от вдохновения и мотивации. Это может быть дорогой спортивный автомобиль, который Вы не можете себе позволить купить, либо желание создать автомобиль с собственным дизайном. Есть несколько способов реализовать свою мечту. В этой статье я расскажу о том, как сделать автомобиль своими руками. Рассмотрим как создаётся макет-основа для формовки кузова, способы изготовления кузова автомобиля, а также как можно собрать автомобиль своими руками из готового набора (kit-car).
Содержание:
Что нужно уметь, чтобы сделать автомобиль своими руками?
Процесс создания автомобиля своими руками нельзя назвать простым. Даже известные автопроизводители иногда допускают ошибки в расчётах и сборке автомобилей. Тем не менее, если есть большое желание и умение работать руками, то, используя доступные материалы и инструменты, можно сделать автомобиль самостоятельно. Кроме всего прочего, для этого требуется сильная воля и упорство, тогда можно получить впечатляющие результаты.
Базовые знания и навыки, которые необходимы это: понимание устройства автомобиля, умение работать с металлом, стекловолокном и шпаклёвкой, умение пользоваться сварочным аппаратом, базовые знания электрики автомобиля.
Некоторым вещам, которые Вы не умеете делать, придётся научиться в процессе создания автомобиля. Многое можно изучить из руководств и информации из Интернета. На этом сайте есть статьи об автомобилях, созданных любителями, не обладающих большим опытом и обучавшихся всему в процессе постройки самодельной машины. Вот два примера: статья “о создании драгстера, стилизованного под Ferrari Enzo” и вторая статья “о создании автомобиля Scorpione”. Иногда будет разумно прибегнуть к помощи специалистов. Подумайте, что Вы сможете сделать сами, а для какого этапа лучше привлечь другого мастера. Многим хочется думать, что они первоклассные мастера на все руки и всё смогут сделать самостоятельно, без привлечения помощи. Это, порой, является причиной, почему проект затягивается на слишком долгое время. Ведь то, что может сделать опытный профессионал за день, любитель может провозиться неделю, а то и дольше. К примеру, если Вы не умеете красить, то можно самому подготовить кузов к покраске, а на саму покраску отвезти машину к маляру. Либо обтягивание салона обивочным материалом можно доверить специалистам в этом деле. Таким образом, общий процесс создания автомобиля не будет казаться нереальным.
Мастерская и инструменты
Нужно располагать тёплой мастерской с достаточным свободным пространством.
Изготовление автомобиля своими руками требует наличия необходимых инструментов. Специальные инструменты и станки позволяют сделать работу быстрее и проще, но без них можно обойтись.
Вот основные необходимые инструменты, которые нужны при создании автомобиля своими руками:
- Необходимо иметь хороший верстак с большими тисками.
- Полный набор ручных инструментов
- Дрель, а лучше установку для вертикального сверления
- Болгарка
- Сварочный аппарат (лучше полуавтомат)
- Компрессор. Для покраски и для функционирования пневмоинструментов.
- Краскопульт
- Зажимы разных размеров (для крепления деталей перед сваркой)
- Киянки разных размеров и форм, молотки и поддержки для формовки металла (в случае создания кузова из листового металла). и листогибочный станок (для более лёгкой формовки листового металла). Как уже упоминалось ранее, без этих станков, молотков и киянок можно обойтись, даже если делать кузов из листового металла. Разные методики создания кузова мы рассмотрим в этой статье ниже.
Вот пример автомобиля, кузов которого сделан из алюминия на станке “английское колесо”. Подробнее о мастере и его автомобилях можете почитать в статье “Крис Рунге и его автомобили из полированного алюминия”.
Как самому сделать автомобиль с нуля?
Изготовление автомобиля с нуля предполагает создание всех его компонентов и правильная их компоновка. Это очень непростой процесс и может затянуться на неопределённо долгое время. К примеру, американец Кен Имхофф делая копию автомобиля Lamborghini Countach, максимально приближенную к оригиналу, изготавливал практически всё с нуля, даже колёсные диски. Будучи профессиональным формовщиком металла, он потратил 17 лет, чтобы полностью завершить проект. В интервью он признался, что это было не выгодное занятие и было для него как интересная игра. Чаще всего, при создании автомобиля своими руками, в качестве основы берётся существующий серийный автомобиль и переделывается. Это самый реальный путь сделать автомобиль своими руками – сделать самостоятельно каркас, кузов и интерьер, а все остальные компоненты взять готовыми, у другого автомобиля или нескольких автомобилей. Точно также делают небольшие производители автомобилей по всему миру в последние 50 лет или больше.
Нужно обзавестись необходимыми руководствами по автомобилю, который будет использоваться в качестве донора, чтобы понимать устройство всех его узлов (двигателя, рулевого управления, подвески, тормозной системы, электрики).
Создание собственного дизайна кузова
Многие автолюбители мечтают об обладании одного единственного автомобиля с необычным дизайном, автомобилем своей мечты. Можно спроектировать и сделать такой автомобиль самостоятельно. Начало планирования дизайна и строительства автомобиля начинается с идеи. Дизайн может быть индивидуальным, либо комбинировать в себе существующие формы, взятые с других автомобилей. К примеру, это может быть передняя часть, похожая на одну машину, а задняя — на другую. Когда образ вашего автомобиля будет придуман, то его нужно нарисовать. Существует множество графических компьютерных программ, которые помогут спланировать и спроектировать автомобиль. Решив, как будет выглядеть ваш автомобиль, нужно понять, какая колёсная база под него подойдёт. Нужно выбрать донора, похожего по параметрам, чтобы колёсная база соответствовала, или же её нужно будет изменить.
Изготовление полномасштабного макета-основы для создания кузова
Для создания кузова нужно сделать макет-основу. По этой основе можно будет подгонять листовой металл (формуется станком “английское колесо” или молотками и киянками и на каждом этапе прикладывается к макету), либо сформовать стекловолокно, пропитанное полиэфирной смолой. После формовки кузова, макет-основа никак не участвует в конструкции автомобиля, а готовые панели крепятся к структурным элементам конструкции автомобиля.
Для проектирования может использоваться компьютер (программа CAD или Alias) с дальнейшей распечаткой полномасштабных чертежей на плоттере. Существуют и уже готовые шаблоны популярных автомобилей в электронном виде, которые можно купить или найти в свободном доступе в интернете. Также есть американские компании, которые могут изготовить шаблоны для макета-основы любого автомобиля на заказ.
Виртуальная схема макет-основы для создания копии кузова Mercedes-Benz SLR 300.
Можно использовать и старый метод создания макета-основы, без применения компьютера. В нём есть свои преимущества. Старый метод создания макета-основы применялся кузовостроителями много лет. Для этого должен быть нарисован рисунок всех сторон автомобиля (см. иллюстрацию) со шкалой, которая расчерчена на квадраты.
В переводе на реальный размер, расстояние между линиями составляет 10 дюймов (25 см). По квадратам будет проще контролировать размер и форму при изготовлении макета. Далее, чтобы получить трёхмерную модель рисунков, нужно сделать маленький макет автомобиля. Макет можно сделать из глины для лепки или пластилина. Во время работы с глиной, Вы, приближаясь к финальной форме, скорее всего, многое измените в дизайне. Так происходит, потому что модель предстаёт перед Вами в другой перспективе. После изменений в дизайне, нужно внести изменения в чертёж.
Далее слепленная модель разрезается на поперечные сегменты, которые очерчиваются по контуру (см. фото), и по ним изготавливаются шаблоны из картона. Так как обе стороны автомобиля симметричные, то шаблоны на вторую сторону можно делать только по одной стороне. Каждый шаблон должен быть пронумерован в соответствии с его расположением.
Следующим шагом нужно увеличить эти шаблоны до полного размера. Для увеличения и переноса на бумагу используется проектор. Если нет проектора, то можно увеличить шаблоны, копируя их на большую бумагу, соблюдая пропорции (по квадратам). Потом нужно сделать полноразмерные шаблоны. Для создания окончательных полномасштабных шаблонов лучше всего подходит берёзовая фанера 12 мм, но можно использовать и другой материал (рассмотрим ниже). Теперь нужно собрать все шаблоны воедино, чтобы получить макет-основу для формовки кузова.
Полномасштабный деревянный макет-основа для создания копии кузова Mercedes-Benz SLR 300. Примерка сформованного листового металла на деревянном макете-основе концепта спортивного автомобиля.
Для изготовления макета-основы могут использоваться разные материалы:
- Фанера
- МДФ (более дешёвый вариант фанеры)
- Проволока или арматура
- Монтажная пена+ картон (подходит для создания кузова из стекловолокна)
- Пластилин или глина для лепки
Разные материалы для создания макета-основы имеют разные особенности. Дерево даёт хорошую визуализацию во время процесса изготовления конструкции, но горит, когда на нём варятся панели кузова. Открытая конструкция (каркас из проволоки) хорошо гнётся в разные изгибы кузова, и дают лёгкий доступ с обратной стороны, для воздействия молотком и поддержкой на листовой металл. Картон и монтажная пена, создающая основной объём, хорошо подходят для создания кузова из стекловолокна (этот процесс мы рассмотрим ниже). Глина для лепки в этом процессе удобна, но самая дорогая вещь. Для создания полномасштабного макета потребуется более 200 кг глины. Стоимость пластилина или глины окупится, если её использовать повторно.
После того, как конструкция 3D-модели автомобиля готова, она будет служить формой для формовки листового металла для кузова автомобиля, либо кузова из стекловолокна.
Способы создания кузова автомобиля своими руками
Вот базовые способы, при помощи которых в наши дни можно сделать автомобильный кузов:
- Каркас + облицовка из формованного листового металла.
- Создание кузова без силового каркаса, с использованием более толстого металла для панелей.
- Создание панелей из отдельных сегментов, свариваемых вместе.
- Формовка из стекловолокна.
- Комбинация способов
Каркас и облицовка (панели из листового металла)
Использование киянки и деревянного штампа, сделанного из массива дерева, для формовки панели кузова.
Это традиционный метод изготовления кузова, использовавшийся ещё при постройке карет. Базовый каркас кузова делается из дерева или металла. Далее листы облицовки крепятся на этот каркас. Кузов такой конструкции чаще всего применяют частные автомобилестроители, так как его легко спроектировать, построить и ремонтировать при повреждении (в отличие от кузова “монокок”, который считается более продвинутым, но применяется реже). Каркасом является так называемая пространственная рама (space frame). Кузов с такой рамой использует множество сегментов профильного металла (обычно стальных), соединённых вместе, чтобы сформировать прочную конструкцию. Прочность достигается за счёт поперечин. Нужно определить нагрузки, которые будут воздействовать на кузов и, в соответствии с этими нагрузками, нужно создать необходимые усиления профильными трубами. С трубами, имеющими квадратное сечение проще работать, чем с круглыми. Их проще стыковать друг с другом. Круглые трубы сложнее соединять, но они более прочные. При формовке листового металла используются киянки, молотки, поддержки, деревянные штампы, станок “английское колесо”.
Панели из толстого металла без пространственной рамы
При этом методе не используется силовой каркас (пространственная рама), на которую навариваются листы. Вместо этого применяются листы большей толщины, которые прочнее обычного листового металла. Жёсткость конструкции придаёт взаимное крепление панелей между собой. Такие кузова крепятся на шасси и должны иметь отдельные структурные элементы (не несущие большой нагрузки), на которые крепятся листы. Таким способом часто делают кузов для хот-рода. Недостатком такого способа является сложность формовки панелей из толстого металла и большой вес автомобиля.
Создание панелей из отдельных сегментов, свариваемых вместе
Панели для создания кузова могут создаваться из нескольких сегментов, сваренных вместе. Для этого, в качестве основы, используется проволочный каркас (для контроля и удержания формы), на который и приваривают все части панели. В зависимости от размера и формы, к обратной стороне панели могут быть добавлены усилители. Такой способ позволяет обойтись без формовки сложных панелей при помощи специальных формовочных станков.
Формовка кузова из стекловолокна
Спортивные автомобили с кузовом из стеклопластика появились ещё в конце 1951 года.
Chevrolet Corvette 1953 года выпуска был первым серийным автомобилем с кузовом из стекловолокна.
Chevrolet Corvette 1953 года выпуска стал первым серийным автомобилем с кузовом из стеклопластика. Человек демонстрирует лёгкий вес кузова.
Стеклопластиковый кузов может быть сформован целиком, одной цельной частью.
Преимуществами кузова из стекловолокна являются лёгкий вес, дешевизна при производстве в небольших количествах, не подверженность коррозии. Недостатками являются низкое визуальное качество получаемой поверхности, требующей дальнейшего выравнивания, стекловолокно не может играть роль силовой конструкции, способной выдержать значительные нагрузки, поэтому должно устанавливаться на каркас.
Для создания макета в сегодняшние дни популярно применение картона (в качестве основного макета-основы, создание которого описано выше) со строительной пеной (для заполнения промежутков между картонными шаблонами) и дальнейшая доводка неровностей шпаклёвкой.
Процесс изготовления макета-основы кузова болида с применением монтажной пены.
Существует два способа сформовать панели из стекловолокна. Оба способа требуют создания полномасштабного макета (как было описано выше).
- Кузов формуется напрямую, сверху макета. Такая формовка потребует дальнейшего выравнивания шпаклёвкой, так как поверхность получается грубой.
- Поверхность макета идеально выравнивается и даже окрашивается. С него делается форма из полиэфирной смолы и стекловолокна. Далее полученная форма усиливается. Её внутренняя часть получается очень гладкой и может использоваться для создания копий панелей из стеклопластика с гораздо более ровной поверхностью, чем при первом способе. Если требуется создавать несколько копий одинаковых деталей, то лучше создать такую форму. В остальных случаях, стекловолокно формуется поверх полноразмерного макета напрямую.
Выбор донора
Автомобиль-донор должен подходить по геометрическим параметрам к вашему проекту. Лучше в качестве донора выбрать надёжный и простой в обслуживании автомобиль, запчасти на который стоят не очень дорого. Чтобы сэкономить, можно, в качестве донора, купить машину с повреждённым кузовом.
Иногда, при создании автомобиля своими руками, используются двигатели от мощных мотоциклов. Они сочетают лёгкий вес и приличную мощность при маленьком объёме.
Кит-кар
Это ещё один способ сделать автомобиль своими руками. Кит-кар (от англ. kit-car) – это автомобильный набор, который продаётся производителем, как комплект запчастей и содержит подробную инструкцию по сборке, а покупатель потом его собирает самостоятельно. Обычно основные механические системы, такие как двигатель и трансмиссия берутся от автомобиля-донора или же покупаются новыми у отдельных производителей.
Кит-кары появились с ранних лет автомобилестроения. В 1896 году англичанин Томас Хилер-Вайт (Englishman Thomas Hyler-White) разработал дизайн для автомобиля, который можно было собирать дома.
В течение 1970‑х годов кит-кары имели кузова, стилизованные под спортивные автомобили, которые были спроектированы, чтобы прикрепляться на раму VW Beetle. Это было популярно, так как кузов этого автомобиля мог легко отделяться от шасси, после чего оставались все механические компоненты, прикреплённые к раме. По этой причине, VW Жук стал одним из самых популярных доноров всех времён. Примеры такой переделки включают Bradley GT , Sterling и Sebring, которые изготавливались тысячами и многие по-прежнему сохранились.
Современные кит-кары представляют собой реплики известных и дорогих автомобилей. Реплики имеют внешний вид, идентичный оригиналу, но кузов сделан из стекловолокна и полиэфирной смолы, вместо листового металла, как оригинальный кузов. Места крепления капота, дверей и крышки багажника, усиливаются металлическими вставками, заламинированными в стекловолокно и смолу.
Infinity G35 coupe, подготовленный к установке нового кузова из стеклопластика. Часть кузова срезана, добавлен силовой каркас нужной формы.
Кит-кары могут быть разной комплектации. Больше распространены кит-кары, которые предназначены только для замены кузова конкретного донора (Re-body Fiberglass Kit). К примеру, Vaydor Body Kit, производит кузова из стекловолокна для Infinity G35 coupe 2003–2007 года. Часть кузова срезается и устанавливается каркас, подходящий по форме к кузову из стекловолокна. Такая переделка требует меньше технических знаний, так как вся техническая часть остаётся от работающего серийного автомобиля.
Кузов компании Veydor на базе Infinity G35 coupe.
Преимущество изготовление автомобиля из набора kit-кара в том, что до вас это уже много раз делали и могут помочь советом. К тому же, сам производитель всегда может оказать поддержку в создании автомобиля. Если же изготавливаете эксклюзивный автомобиль с нуля самостоятельно, то вам остаётся надеяться только на себя.
Подготовка автомобиля к покраске и покраска
По подготовке к покраске есть множество видео и текстового материала. Покраску можно перепоручить другим мастерам, либо сделать самому. Качество покраски на 95% зависит от правильной, качественной подготовки. Краска не скроет неровности и несовершенства поверхности, а лишь подчеркнёт их.
Регистрация самодельного автомобиля
Многое зависит от страны, где вы живёте и требований к автомобилям при регистрации. Если же Вы не собираетесь ездить на автомобиле по дорогам общего пользования, то с этим проблем не возникнет.
В России регистрация самодельного автомобиля реальна. Для этого необходимо пройти целый ряд процедур. Машину нужно будет сертифицировать в лаборатории «Ростехрегулирования». Нужно будет предоставить техническую документацию и чертежи самодельного автомобиля. Конструкция машины должна соответствовать установленным техническим требованиям. Эксперты обратят внимание на габариты автомобиля, рулевое управление, эффективность тормозной системы, работу светотехники. Также будет проверено содержание вредных веществ в выхлопе. После прохождения всех процедур экспертизы владелец самодельной машины получит одобрение (документ). Это даёт возможность получения техпаспорта. Далее следует ещё ряд формальностей до окончательной регистрации автомобиля. При удачном завершении регистрации, владелец автомобиля получает свидетельство о регистрации транспортного средства, где в графе марка авто числится «Самодельный».
Источник http://orthograf.ru/iz-chego-mozhno-sdelat-kuzov-mashiny-samomu-samodelnaya-mashina-eto/
Источник http://kuzov.info/kak-sdelat-avtomobil-svoimi-rukami/