Обзор российского рынка грузовых автомобилей 2019

Содержание

Обзор российского рынка грузовых автомобилей 2019

В январе традиционно выходят в свет аналитические обзоры рынков — первые итоги уходящего года. Исследования отечественного рынка грузовых автомобилей подтверждают, что многие эксперты оказались правы, составляя пессимистичные прогнозы. По данным «АВТОСТАТ», продажи новых грузовиков в 2019 году составили 80,7 тыс. единиц. В 2018 году этот показатель был на 2% выше. Из статьи вы узнаете, как менялся рынок в течение двух полугодий, с какими результатами завершился 2019 год и что ожидают эксперты от года текущего.

обзор российского рынка грузовых автомобилей 2019

Минус 2% уже с I квартала

По данным «Автостат Инфо», по истечении 2019 года, в РФ было реализовано 80,7 тыс. единицы грузового автотранспорта. Спад по сравнению с объемом продаж 2018 года составил 2%. При этом сегмент отечественных грузовиков за отчетный период подрос на 10%. Поэтому падение рынка объясняется тем, что заметно просел сегмент импортных грузовых авто. Так, в январе-марте 2019 года было реализовано 6 890 штук иномарок, что на 15,5% меньше, чем в аналогичный период 2018 года. На долю грузовиков российского производства пришлось 59,8%, импортных – 40,2%.

В I квартале, как и прежде, лидировал «КАМАЗ». За год было куплено 27,6 тыс. машин этой марки. Отечественная машиностроительная компания ежегодно демонстрирует рост: по сравнению с 2018 годом, «КАМАЗ» прибавил к своему объему продаж 15,7%. Вторым номером в рейтинге брендов идет марка «ГАЗ». Горьковский производитель улучшил показатели продаж по сравнению с 2018 годом на 5,9% %. На третьей позиции – шведский бренд Volvo. За прошлый год было продано 5,7 тыс. машин (-10%). Четвертую строчку занимает Scania (5,6 тыс. шт.; -16%). Пятое место за брендом MAN (5 тыс. шт.; -1,5%).

В рейтинге самых продаваемых моделей на лидирующей позиции, как и в 2018 году -KAMAZ 43118, продажи этой модели составили 6,8 тыс. единиц (+3,3%). Второе место также остается за моделью GAZ Gazon Next (+4,6%). На третье строчке рейтинга моделей стоит КАМАZ 65115, прибавивший 10,9%. На четвертом месте еще одна модель марки KAMAZ 5490 (+6,7%) и замыкает пятерку Mercedes-Benz Actros (-12,4%). По итогам прошлого года самой популярной моделью стала KAMAZ 65115 (+10,9%), а самый большой спад наблюдался у Volvo FH (-17,6%).

Российские производители в плюсе

Эксперты считают, что снижение продаж импортных грузовиков объясняется, как ситуацией, сложившейся в экономике РФ, так и финансовой господдержкой отечественных производителей. Как отмечают на «КАМАЗе», их уверенность в завтрашнем дне подкреплена еще и расширением модельного ряда. К примеру, не так давно на рынок была внедрена новая модель KAMAZ 5490 Neo. Это позволило отечественному гиганту не только сохранить уровень продаж 2018 года, но и прибавить в 2019 году, упрочив свои позиции на рынке.

Что касается другого лидера отечественного грузового машиностроения – ГАЗ, то сохранить свои позиции на рынке заводу помогли среднетоннажные грузовики. Увеличение продаж на Горьковском автозаводе объясняют ростом популярности GAZ Gazon Next и растущим спросом на GAZ Gazon Next 10. По мнению специалистов завода, в новом году не следует ожидать каких-либо резких изменений на рынке: стагнация или падение на 2-3%. В то же время российские производители грузового автотранспорта планируют укрепить свои позиции, благодаря обновлению модельных линеек.

Магистральный тягач экономику не вывезет

По мнению экспертов, падение в сегменте импортных грузовиков случилось в результате снижения спроса на магистральные тягачи. Это серьезный фактор, поскольку на долю этого транспорта приходится 80% всех грузоперевозок. А показатели рынка коммерческих автомобилей находятся в прямой зависимости от показателей рынка автомобильных грузоперевозок. Сегодня крупные торговые сети заметно снизили активность, следовательно, упали перевозки. Эксперты прогнозируют, что и в 2020 году снижение деловой активности, повлияет на уровень продаж в сегменте магистральных тягачей.

Еще одной причиной падения спроса на фуры специалисты называют отмену программы господдержки по лизингу авто, предусматривающей прямые скидки. Стоит напомнить, что с 2020 года ряд лизинговых компаний не получит возмещение скидок, что в свою очередь повлечет удорожание лизинговых ставок. Сложилась ситуация, когда бизнесу не доступно обновление собственного автопарка и для его сохранения предпринимателям приходится выполнять капремонты, приобретать б/у технику. Эти факторы могут стать причинами дальнейшего падения рынка грузовых машин.

Эксперты посчитали, сколько в России грузовых автомобилей

В январе традиционно выходят в свет аналитические обзоры рынков — первые итоги уходящего года. Исследования отечественного рынка грузовых автомобилей подтверждают, что многие эксперты оказались правы, составляя пессимистичные прогнозы. По данным «АВТОСТАТ», продажи новых грузовиков в 2020 году составили 80,7 тыс. единиц. В 2020 году этот показатель был на 2% выше. Из статьи вы узнаете, как менялся рынок в течение двух полугодий, с какими результатами завершился 2020 год и что ожидают эксперты от года текущего.

обзор российского рынка грузовых автомобилей 2019

Минус 2% уже с I квартала

По данным «Автостат Инфо», по истечении 2020 года, в РФ было реализовано 80,7 тыс. единицы грузового автотранспорта. Спад по сравнению с объемом продаж 2020 года составил 2%. При этом сегмент отечественных грузовиков за отчетный период подрос на 10%. Поэтому падение рынка объясняется тем, что заметно просел сегмент импортных грузовых авто. Так, в январе-марте 2020 года было реализовано 6 890 штук иномарок, что на 15,5% меньше, чем в аналогичный период 2018 года. На долю грузовиков российского производства пришлось 59,8%, импортных – 40,2%.

В I квартале, как и прежде, лидировал «КАМАЗ». За год было куплено 27,6 тыс. машин этой марки. Отечественная машиностроительная компания ежегодно демонстрирует рост: по сравнению с 2020 годом, «КАМАЗ» прибавил к своему объему продаж 15,7%. Вторым номером в рейтинге брендов идет марка «ГАЗ». Горьковский производитель улучшил показатели продаж по сравнению с 2018 годом на 5,9% %. На третьей позиции – шведский бренд Volvo. За прошлый год было продано 5,7 тыс. машин (-10%). Четвертую строчку занимает Scania (5,6 тыс. шт.; -16%). Пятое место за брендом MAN (5 тыс. шт.; -1,5%).

В рейтинге самых продаваемых моделей на лидирующей позиции, как и в 2020 году -KAMAZ 43118, продажи этой модели составили 6,8 тыс. единиц (+3,3%). Второе место также остается за моделью GAZ Gazon Next (+4,6%). На третье строчке рейтинга моделей стоит КАМАZ 65115, прибавивший 10,9%. На четвертом месте еще одна модель марки KAMAZ 5490 (+6,7%) и замыкает пятерку Mercedes-Benz Actros (-12,4%). По итогам прошлого года самой популярной моделью стала KAMAZ 65115 (+10,9%), а самый большой спад наблюдался у Volvo FH (-17,6%).

Буквально за 5 лет КАМАЗ расширил семейство грузовиков с кабиной К4, куда вошла линейка магистральных и строительных тягачей, грузовиков для ретейла, и богатая палитра полноприводных шасси, и 4-осных самосвалов После испытаний КАМАЗ-6520 6х4 в Восточной Капской провинции (ЮАР) компания Vanall’s Plant Hire решилась на покупку автопарка из полноприводных КАМАЗ-65222

Цены продолжают расти. Региональная статистика

ТОП-10 самых дешевых грузовиков 2020 года

Рассмотрим динамику цен на технику из трех конкретных регионов. Так, если в ноябре прошлого года средняя стоимость новых грузовых авто из Европы показывала стабильное снижение, то данные нынешнего мая показали 15-процентный рост.

Что касается стоимости грузовых авто из Китая и России, то здесь наблюдается стабильный рост средней стоимости: где-то существенный, а где-то — не очень.

Далее сравним цены на новые седельные тягачи конкретных брендов. По прошествии шести месяцев увеличение показателей отмечено в двух из трех случаев. При этом для более объективной оценки изменения цен на тягачи HOWO было размещено крайне мало объявлений.

Российские производители в плюсе

Эксперты считают, что снижение продаж импортных грузовиков объясняется, как ситуацией, сложившейся в экономике РФ, так и финансовой господдержкой отечественных производителей. Как о, их уверенность в завтрашнем дне подкреплена еще и расширением модельного ряда. К примеру, не так давно на рынок была внедрена новая модель KAMAZ 5490 Neo. Это позволило отечественному гиганту не только сохранить уровень продаж 2020 года, но и прибавить в 2019 году, упрочив свои позиции на рынке.

Что касается другого лидера отечественного грузового машиностроения – ГАЗ, то сохранить свои позиции на рынке заводу помогли среднетоннажные грузовики. Увеличение продаж на Горьковском автозаводе объясняют ростом популярности GAZ Gazon Next и растущим спросом на GAZ Gazon Next 10. По мнению специалистов завода, в новом году не следует ожидать каких-либо резких изменений на рынке: стагнация или падение на 2-3%. В то же время российские производители грузового автотранспорта планируют укрепить свои позиции, благодаря обновлению модельных линеек.

Вам будет интересно  Kia Cee’d (2006-2012) – окно в Европу

Вторая гипотеза относительно падения спроса

Естественный откат после всплеска, скорее не падение, а возвращение к нормальному состоянию и продлиться это может ещё до середины следующего года – будет компенсироваться опережающий спрос.

Если допустить, что «нормальный» рост составлял бы 25%, то восстановление произойдет к середине следующего года. По сценарию «нормального» роста в 2020 году рынок оказался бы около 66 000 (вместо полученных 80 000), и мы пришли бы в декабре 2020 года к теперь уже ожидаемым 83 000, вместо спрогнозированных по результатам первого полугодия PwC 102 000 грузовиков. Хотелось бы думать, что раз всё так сложилось (плановые 83 000 состоялись в декабре), то в январе начнётся новая жизнь, но это вряд ли. Будут действовать накопленные негативные факторы, связанные с нереализованными ожиданиями автопроизводителей и общей нестабильностью.

Сравнительная динамика объёмов продаж «КАМАЗа»

Магистральный тягач экономику не вывезет

По мнению экспертов, падение в сегменте импортных грузовиков случилось в результате снижения спроса на магистральные тягачи. Это серьезный фактор, поскольку на долю этого транспорта приходится 80% всех грузоперевозок. А показатели рынка коммерческих автомобилей находятся в прямой зависимости от показателей рынка автомобильных грузоперевозок. Сегодня крупные торговые сети заметно снизили активность, следовательно, упали перевозки. Эксперты прогнозируют, что и в 2020 году снижение деловой активности, повлияет на уровень продаж в сегменте магистральных тягачей.

Еще одной причиной падения спроса на фуры специалисты называют отмену программы господдержки по лизингу авто, предусматривающей прямые скидки. Стоит напомнить, что с 2020 года ряд лизинговых компаний не получит возмещение скидок, что в свою очередь повлечет удорожание лизинговых ставок. Сложилась ситуация, когда бизнесу не доступно обновление собственного автопарка и для его сохранения предпринимателям приходится выполнять капремонты, приобретать б/у технику. Эти факторы могут стать причинами дальнейшего падения рынка грузовых машин.

В зависимости от года выпуска… Сравнение стоимости подержанных тягачей

Анализ цен на грузовые авто, бывшие в эксплуатации по такому критерию, как год выпуска, показал довольно неоднозначную ситуацию, сложившуюся в данном сегменте. В отдельных случаях был зафиксирован ощутимый скачок стоимости. Например, на технику, изготовленную в период с 2005 по 2007 год.

Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание, — отсутствие среди объявлений от продавцов подержанных тягачей отечественных машин 1996-2001 и 2008-2010 г.в.

Прицепной состав

Буквально несколько слов о результатах продаж нового прицепного подвижного состава, которые практически один в один повторяют ситуацию с грузовиками, поскольку первые без вторых существовать не могут.

Разница лишь в том, что первую скрипку на российском рынке играет не отечественный производитель, а зарубежный. Правда, необходимо сделать оговорку: у Schmitz Cargobull есть сборочное производство на территории РФ. А вот дальше идут чисто «наши»: «Тонар» и НефАЗ.

201311201208-201311201208-no_copyright_dsc_4945

Машины преклонного возраста

А вот по возрасту национального автопарка наша страна — одна из последних в Европе. Так, почти каждый второй автомобиль в России уже отметил 10-летний юбилей (на долю машин, произведенных до 2005 года, приходится 48,9% от общего парка). Для сравнения, в Старом Свете машин старше 10 лет %, согласно данным Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), значительно меньше — 37,5. Доля легковых авто в возрасте от 5 до 10 лет составляет 23,7% российского автопарка против 31,7% в Европе. А автомобилей моложе 5 лет в нашей стране 27,4%, тогда как в Старом Свете — 30,8%. По словам экспертов, российский автопарк более старый, чем в Европе, поскольку уровень доходов и высокие кредитные ставки не позволяют россиянам обновлять свои машины так же часто, как это делают европейцы. К тому же в России до сих пор нет единой государственной политики в отношении утилизации старых автомобилей и действуют более низкие стандарты экологичности транспортных средств.

Прогноз формирования парка легковых автомобилей в России до 2020 г., тыс. шт.

Как считает директор департамента продаж Петр Костиков, доли ушедших из России Chevrolet и Opel со временем перераспределятся, скорее, на Hyundai, Volkswagen и Kia, тогда как более дорогие Toyota и Nissan будут пользоваться меньшим спросом.

Впрочем, Toyota и Nissan очень популярны на рынке подержанных автомобилей, поэтому парки этих марок в России будут оставаться крупнейшими, добавляет консультант департамента исследований автомобильного рынка Frost & Sullivan Анна Озделен. По ее мнению, наиболее динамичный рост автопарков можно ожидать от автопроизводителей, таких как Hyundai, Renault, Volkswagen и др., которые имеют локальное производство в России, что позволяет им предлагать разнообразный модельный ряд при грамотном ценовом позиционировании.

Автобусы

Российский рынок автобусов не вписывается в привычные рамки: правила игры здесь определяются государством. Поскольку пассажирские перевозки автобусами попросту убыточны, то транспортные компании по определению нищие как церковные мыши. Тем не менее народ возить надо, причем исправно. Поэтому каждая приобретаемая предприятием машина субсидируется государством, а чтобы народные деньги не уходили за кордон — субсидируются только машины, собранные на территории РФ. Именно поэтому уже который год подряд этот сегмент рынка коммерческого транспорта остается с плюсом. Своеобразная круговая порука.

Вместе с тем, поскольку российский автопром так и не смог наладить выпуск полноценного междугородного/туристического автобуса, эта часть рынка все же частично отвоевана зарубежными компаниями. Турпоток в Россию не ослабевает. Зарубежные туристы, как известно, народ избалованный и абы как ездить не хотят, поэтому такие автобусы приобретаются за свои кровные у иностранных производителей без оглядки на кого бы то ни было.

По данным RAMR, в 2020 году рынок новых автобусов вырос на 7,0% и составил 13,91 тыс. единиц. В лидерах — ПАЗ: его продажи составили 8,04 тыс. экземпляров, что на 6,9% больше прошлогоднего результата. Далее следуют ЛиАЗ (1,61 тыс. единиц; –4,7%) и НефАЗ (1,09 тыс. единиц; +41,6%).

Среди иностранных брендов на первом месте по продажам новых автобусов в 2020 году китайский Yutong, реализовавший 590 экземпляров автобусной техники, что на 13,5% больше результата 2018 года.

В модельном рейтинге автобусного рынка России первые три строчки занимают представители Павловского автобусного завода. Лидирует высокопольный автобус малого класса ПАЗ-3205 (3604 штук; –4%). На второй строчке — автобус малого класса ПАЗ-3204 (2700 штук; +6,6%). Третьим стал автобус среднего класса ПАЗ-4234 (1193 штук; +39,5%). Лидер по приобретению новых автобусов — Москва; в семи регионах из первой двадцатки продажи сократились.

Попутно стоит заметить, что столица, взяв курс на поддержание экологически чистой городской среды, обошла все другие российские города по числу приобретенных электробусов. Собственно, этим и объясняется столь успешный рост продаж на НефАЗе, который на сегодня является одним из основных поставщиков электробусов под брендом КАМАЗ.

В начавшемся году всем производителям коммерческой техники придется уповать на новое правительство, пообещавшее ускорить реализацию национальных проектов, а также старт новых инфраструктурных проектов, призванных встряхнуть стагнирующую экономику. Пока же все остается как есть, без радужных прогнозов на будущее.

Данные предоставлены аналитическим агентством «Автостат» и Russian Automotive Market Research (RAMR).

Изменение структуры автопарка России

Бум иномарок

В свою очередь, среди автомобилей зарубежных брендов традиционно преобладают «японки» — их в России насчитывается около 9 млн машин (39,5% парка иномарок). Причем абсолютными лидерами являются Toyota (3,61 млн авто) и Nissan (1,84 млн машин), большинство из которых —секонд-хэнд, завезенный через Дальний Восток и Сибирь. Следом идут автомобили европейских марок с показателем более 6,5 млн зарегистрированных авто (около 30%). Здесь наиболее крупные автопарки имеют Renault (1,29 млн), Volkswagen (1,27 млн) и Opel (873 тыс. машин). Замыкают тройку лидеров автомобили корейских брендов, которых числится свыше 3,5 млн единиц (свыше 15%), включая 1,43 млн Hyundai и 1,19 млн Kia. Стоит отметить, что по количеству легковых машин в России продукция из Южной Кореи смогла обойти американские марки, чей парк составляет порядка 3 млн авто (около 13%). Половина из этого количества приходится на Chevrolet (1,5 млн машин), тогда как автомобилей Ford насчитывается 1,21 млн штук. Все больше на российских дорогах становится китайских машин — порядка 500 тысяч на сегодняшний день, однако их доля по-прежнему невелика и составляет чуть более 2%.

IZ8H7454

Родом из СССР

Российский парк легковых машин ведет свою историю с распада СССР, и неудивительно, что вначале он почти полностью состоял из продукции советского автопрома. Так, к 1994 году по дорогам нашей страны ездило 11,5 млн автомобилей, из них лишь около 600 тысяч (то есть чуть более 5%) были иномарками, которые в то время ввозились из-за рубежа. Между тем парк зарубежных автомобилей рос достаточно быстро — в начале 2000-х он насчитывал уже более 3 млн машин (по данным «Автостата»), а доля иномарок выросла почти до 15%. Причем в основном это происходило за счет убыли машин отечественных брендов советской эпохи — одни уже канули в Лету (ЛуАЗ, «Москвич», «Ока»), другие вышли из легкового сегмента (ГАЗ, «Иж»). В результате доля отечественных марок, если не учитывать АВТОВАЗ, к рубежу столетий снизилась в 1,5 раза — до 30%. А в целом российский парк к 2001 году преодолел 20-миллионную отметку.

Вам будет интересно  Тест-драйв Renault Fluence. Не Логаном единым

Докопаться до стоимости. Анализ цен на седельные тягачи в мае 2020

Лидером российского рынка грузовиков, как и в 2020 году, является продукция отечественной автомобильной корпорации «КАМАЗ». По итогам 2020 года на долю камского автозавода приходится 33% от общего объема. В количественном выражении этот показатель соответствует 26,4 тыс. единиц, что на 30,6% больше, чем в 2016 году. При этом согласно корпоративному отчету, подразделения единого технологического цикла «КАМАЗа» в декабре произвели 4 238 машкомплектов. Всего за год их выпущено 39 525 единиц — на 12% больше, чем за 12 месяцев 2020 года. На втором месте другой российский с показателем 7,8 тыс. машин, прирост за год составил 6,9%.

Нижегородские машиностроители возлагают большие надежды на новые модели среднетоннажных и легких коммерческих автомобилей «ГАЗон NEXT» и «ГАЗель NEXT», выпуск которых стартовал в декабре 2017 года. По мнению производителя, новые разработки обеспечивают выход компании в новые сегменты российского рынка, где сегодня присутствуют только зарубежные производители. Третье место за шведской компанией Volvo, показатели которой находятся на уровне 6 тыс. единиц, прирост составил 246,6%. В пятерку лидеров также входят автомобили брендов Scania (5,7 тыс. шт., +126,2%) и Mercedes-Benz (5,6 тыс. шт., +173,1%). Стоит отметить, что вся десятка лидеров по итогам 2020 года демонстрирует рыночный рост, причем у половины он выражен трехзначными цифрами. Отличились марки DAF с приростом 286,5% и MAN (+112,8%). Модельную структуру рейтинга также возглавил КАМАЗ.

Обновленный грузовик «КАМАЗ 43118» стал самым популярным на рынке: его показатель составил 5 861 экземпляров. Следом идут: Mercedes-Benz Actros (5,1 тыс. шт., +192,8%), «ГАЗон Next» (5 тыс. шт., +12,9%), «КАМАЗ 65115» (4,7 тыс. шт., +26,8%) и «КАМАЗ 6520» (4,5 тыс. шт., +46,1%). В ТОП-10 также вошли: Volvo FX, DAF TRUCKS XF SERIES, MAN TGS. Необходимо упомянуть, что и в десятке моделей-лидеров наблюдается только положительная рыночная динамика. Что касается структуры парка грузовых автомобилей по федеральным округам, то наибольшая плотность CV-HCV наблюдается в Центральном, Южном, Приволжском округах. Так, в Москве и в Московской области зарегистрировано 321,8 тыс. машин или 8,72 % от общего числа, в Краснодарском крае и Ростовской области 246,2 тыс. единиц (6,7 %).

Такое расположение регионов обусловлено рядом фактором, в их числе: высокая концентрация населения, немалый среднедушевой доход, активная предпринимательская среда и развитая дорожная сеть и наличие крупных мегаполисов.

/>

До плюс 47%: сравнение стоимости конкретных моделей

Все объявления о продаже седельных тягачей

Если в ноябре 2017-го увеличение средней стоимости было отмечено только по модели MAN TGS 19.400 (в сравнении с маем того же года), то в рассматриваемый в данной статье период рост показателей произошел во всех трех случаях. Причем ощутимее всего подорожал КАМАЗ-65116.

В сегменте техники с наработкой за исключением все того же MANа продолжается подорожание техники, хотя и не столь стремительное, как было зафиксировано в ноябре 2017-го в случае с КАМАЗом, например.

В завершение хотелось бы отметить, что с начала 2020 года ситуация несколько стабилизировалась. При стоимость на этом грузовые автомобили, произведенные на территории нашей страны, продолжают расти.

Анализ вторичного рынка грузовых автомобилей

Лидером вторичного рынка грузовиков, как и прежде, стал «КАМАЗ» с 71,5 тыс. сделок купли-продажи, что составляет 25,8% от общего объема. Правда годом ранее этот показатель был выше на 1%. Второе место занимает отечественный «ГАЗ» с 27,7 тыс. грузовиков (+ 1%). Тройку лидеров замыкает белорусский «МАЗ», его показатели составили 25,4 тыс. единиц (+ 0,5%). В ТОП-5 вошли: российский «ЗИЛ» с 16,4 тыс. перепроданных грузовых машин, что на 15% меньше, чем в 2016 году, а также шведский Volvo с 15 тыс. продаж (- 3%). Самой популярной моделью на рынке подержанной техники является «КАМАЗ 65115»: 9,1 тыс. сделок (- 7%). На втором месте оказался Volvo FH с 8,3 тыс. машин (-0,5%). Третья и четвертая позиции тоже остались за камским автозаводом с его грузовиками «КАМАЗ 55111» и «КАМАЗ 5320» — 6,6 тыс. и 6,5 тыс. единиц соответственно. Замыкает рейтинг самых востребованных брендов «ГАЗ 3309» с 5,9 тыс. перепроданных экземпляров (-0,5%). Стоит упомянуть, что средний возраст грузового парка в РФ – 19 лет, тогда как в Европе или США этот показатель не выше 5-7 лет.

Чем вызван спад на рынке коммерческих автомобилей

Продажи коммерческих автомобилей в России падают. Удержать рынок от слишком глубокого падения призваны меры государственной поддержки, однако пока они в первую очередь направлены на стимулирования спроса на автомобили российского производства.

Российский рынок коммерческих автомобилей продолжает жать на тормоз: по оценкам аналитического агентства «Автостат», в ушедшем году продажи новых грузовиков в РФ составили 80,7 тыс. единиц, что на 2% меньше, чем в 2018-м. Немного получше, но все же непросто складывается обстановка на рынке легких коммерческих авто (LCV): по данным того же «Автостата», в 2020 году продажи этих машин составили 112,1 тыс. единиц, что равно показателям 2018-го. Таким образом, восстановление рынка коммерческих авто после обвала 2014 года остановилось и он опять едет вниз.

В начале 2020 года реализация коммерческих авто немного оживилась: в январе и феврале продажи грузовиков в России поднялись на 18% и на 0,8% соответственно (до 6,1 тыс. и 5,8 тыс.), LCV, в свою очередь, в январе поднялись на 7% (до 7,6 тыс.), однако в феврале снова сократились на 8%, до 7,4 тыс. штук. По результатам же текущего года рынок коммерческих машин, скорее всего, снова окажется в отрицательной зоне, в том числе из-за ослабления рубля и последующего роста цен.

«Да, с декабря по февраль продажи коммерческих авто увеличивались, но в декабре причиной тому были стабильная ситуация на внутреннем рынке и ожидание повышения утилизационного сбора, которое подстегивало многие автопарки успеть купить грузовые автомобили до повышения сбора. В январе же и феврале многие производители грузовой техники смогли сдержать цены на грузовики с помощью заключения специальных инвестиционных контрактов и внутренней корпоративной поддержки. Однако в марте текущего года февральский рост на 0,8% может обернуться сильным падением. И причиной тому будет нестабильная ситуация на валютном и фондовом рынках»,— говорит Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг логистической компании FM Logistic.

В отличие от легковых авто, коммерческие машины — это инструмент ведения бизнеса, и ослабление их продаж связано с общей экономической обстановкой, которая сейчас еще больше усложняется в связи с ослаблением рубля, распространением коронавируса, падением бирж и замедлением деловой активности. «Продажи коммерческих авто продолжают падать, поскольку с каждым годом усиливается нагрузка на покупателей. В январе 2020 года увеличилась ставка НДС, а в январе 2020-го повысился утилизационный сбор. Кроме того, ежегодно растут тарифы в системе «Платон», а также снижается деловая активность в стране,— говорит Андрей Попов, директор департамента продаж грузовых автомобилей ООО «ФАВ-Восточная Европа».— Ослабление рубля негативно скажется на реализации машин, так как доля импортных комплектующих, в том числе в автомобилях российского производства, достаточно высока».

«Сокращение спроса на коммерческие машины имеет прямую связь со снижением деловой активности в сфере грузоперевозок,— соглашается Максим Шишко, руководитель департамента коммерческого транспорта ГК «Автоспеццентр».— Падают объемы перевозок и тарифы, в связи с этим участники рынка используют имеющиеся автомобили и откладывают плановое обновление и расширение автопарка. В 2020 году, в отличие от 2014–2015 годов, рост курса доллара пока не спровоцировал такого активного всплеска спроса. Мы связываем это с резистентностью к подобным колебаниям, выработавшейся у потребителей в последние нестабильные годы, а также с отсутствием у них свободных денежных средств. Кроме того, спрос на коммерческий транспорт в последние годы стал сильно зависеть от программ государственной поддержки».

Вам будет интересно  Обзор и Тест-драйв нового Форд Фокус 4 поколения

В нынешних условиях рынок коммерческих авто может упасть на 10–20%, остановить его еще более активное сползание вниз призваны государственные меры поддержки. Власти уже объявили, что и в нынешнем году планируют использовать два ключевых инструмента для поддержания продаж коммерческих автомобилей — это субсидированный лизинг и компенсация утилизационного сбора. В частности, представители Минпромторга уже объявили, что в текущем году на поддержку лизинговых программ будет выделено столько же, сколько и в прошлые годы, то есть около 10 млрд руб., и участники таких лизинговых программ, как «Российский фермер», «Российский тягач», «Свое дело», могут получить из бюджета компенсацию до 12,5% по лизинговым платежам (но не больше 625 тыс. руб. на один автомобиль). По оценкам Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, выделенных средств хватит на субсидирование 20–30 тыс. единиц коммерческой техники, то есть 10–15% от всего рынка, что станет ощутимой поддержкой в нынешних непростых условиях.

Другая мера государственной поддержки рынка направлена на помощь производству автомобилей на территории РФ. Речь идет о компенсации утилизационного сбора, который был введен в России еще в 2012 году одновременно с вступлением РФ в ВТО и стал замаскированным приемом защиты внутреннего рынка грузовиков от импорта. В 2020 году утилизационный сбор был увеличен, но если на легковые авто он поднят на внушительные 145%, то для грузовиков ставки взлетели не так высоко: самое большое увеличение на 67% произошло на седельные тягачи. Но и с учетом этих изменений размер утилизационного сбора на один грузовой автомобиль сейчас составляет внушительные 300–450 тыс. руб. И эту значимую сумму производитель может не выплачивать полностью или частично в зависимости от степени локализации своей продукции — для этого Минпромторгом сейчас вводится специальная система начисления баллов: чем выше локализация продукции, тем больше баллов начисляется и выше бюджетная компенсация за выплаты по утильсбору.

По оценкам Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, в текущем году на компенсацию утилизационного сбора будет выделено 250–300 млрд руб., что также станет существенной поддержкой. «Любые субсидии, уменьшающие расходы транспортного оператора, улучшают его экономику и снижают цены на услуги транспорта, увеличивая их потребление бизнесом и конечным потребителем,— говорит Алексей Лещенко, директор по развитию лизинговой .— Очевидно, что субсидирование приобретения продукции отечественных производителей вызывает в экономике России мультипликативный эффект, оказывая благотворное влияние на всю цепочку продаж. Государство сейчас двигается именно по этому пути, привязывая выделение субсидий именно к уровню локализации производства».

Господдержка, адресованная в первую очередь российским производителям, приводит к тому, что именно они во многом сейчас определяют ландшафт российского рынка коммерческих машин. Так, в нише грузовых авто лидирующие позиции занимают российские КамАЗ и ГАЗ, они вместе с российским «Уралом» в совокупности сегодня держат почти 40% всех продаж. Более того, у российских грузовиков сейчас получается двигаться вверх против общего движения рынка вниз — в частности, КамАЗ за последний год увеличил продажи на 7%, до 27,6 тыс. машин, ГАЗ — на 6%, до 8,8 тыс., «Урал» поднялся на 5,5%, до 3,1 тыс. Зарубежные же бренды во многом из-за заградительных мер властей все оказались в минусе: у занимающей в общем зачете третье место марки Volvo реализация сократилась на 11%, до 5,65 тыс. машин, идущая следом Scania и вовсе обрушилась на 16%, до 5,62 тыс. Рекордным падением для рынка окончила ушедший год японская Isuzu: ее показатели упали на 20%, до 3 тыс. единиц .

КамАЗ 27603 7,3
2 ГАЗ 8855 5,9
3 Volvo 5653 –11,0
4 Scania 5621 –16,0
5 МАN 5013 –1,5
6 Mercedes-Benz 4132 –14,3
7 МАЗ 3845 –9,3
8 «Урал» 3193 5,4
9 Isuzu 3076 –20,7
10 DAF 2584 –7,7
Всего по России 80657 –2,0
Источник: «Автостат».

В сегменте LCV главенство традиционных российских производителей даже более существенное: ГАЗ, УАЗ и Lada в совокупности держат 70% рынка. Однако прибавки в продажах здесь не столь значимые: ГАЗ в прошлом году сумел вырасти только на 3% (50,6 тыс. единиц), примерно на 3% прибавила марка Lada (до 11 тыс.), УАЗ и вовсе упал почти на 4%, до 17,3 тыс. единиц. Зато марка Ford (она производит LCV на совместном предприятии с Sollers с соответствующей компенсацией за утилизационный сбор) увеличила продажи на внушительные 13%, до 12,9 тыс. единиц. Одновременно увеличивают скорость французы, которые смогли продать машин на 15% больше (3,1 тыс.), а недавно запустившая на калининградском «Автоторе» сборку своих LCV корейская марка Hyundai скакнула в продажах аж на 28%, до 2,6 тыс.

ГАЗ 50671 3,1
2 УАЗ 17320 3,7
3 Ford 12991 13,0
4 Lada 11087 3,4
5 Volkswagen 5709 3,5
6 Mercedes-Benz 3318 56,5
7 Peugeot 3133 15,0
8 Hyundai 2662 28,4
9 Citroen 1967 1,0
10 Fiat 1067 12
Всего по России 112122 0
Источник: «Автостат».

Дополнительный импульс развитию российского рынка коммерческих авто призваны дать также новые инициативы российских властей, которые предлагают ограничить и даже запретить коммерческие автомобили, которые не отвечают современным экологическим требованиям. Так, замминистра промышленности и торговли РФ Александр Морозов недавно заявил о намерении направить в ближайшее время в Минтранс предложение о том, чтобы с 1 января 2021 года поднять базовую ставку налога на грузовики, отвечающие стандартам «Евро-3» и ниже. Некоторые депутаты предлагают еще сильнее затянуть гайки: глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев призывает и вовсе запретить такой автотранспорт. «Давайте скажем «нет» через два года автомобилям, которые работают на коммерческой основе с экологическим классом «Евро-0» и «Евро-1», давайте мы их в историю сдадим»,— предложил недавно парламентарий.

Внешне предлагаемые ограничения смотрятся органично в трендах общемировой экологической борьбы, однако сложность в том, что парк грузовиков в РФ очень устаревший: по данным «Автостата», средний возраст грузовиков в стране составляет около 20 лет. Из 3,8 млн зарегистрированных машин 62,9%, или 2,36 млн, не отвечают элементарным нормам выброса «Евро-2». Только 4,4% автопарка, или 165,6 тыс. авто, соответствуют нормам «Евро-5», 13,3% — «Евро-4» — и 10,9% — нормам «Евро-3». Немного лучше, но все же не кардинально ситуация в нише LCV: тут ниже норм «Евро-2» уже находится 42,9% всего автопарка и более четверти машин соответствуют «Евро-4» и выше (см. график). Получается, что под повышенное налогообложение машин, которые имеют выбросы «Евро-3» и ниже, могут подпасть более 80% всех эксплуатируемых в России грузовиков и 70% LCV.

Сами автопроизводители, как российские, так и иностранные, поддерживают экологические инициативы властей — например, недавно с официальным заявлением в поддержку этих мер выступили представители Ассоциации европейского бизнеса. Эта позиция понятна, так как очевидно, что наложенные ограничения на старые машины будут стимулировать продажи новых. Однако связанный с коммерческим транспортом бизнес резко протестует против таких идей. «У многих перевозчиков автомобиль — это единственное средство дохода, и денег на новый у них просто нет,— говорит Дмитрий Себостьян, коммерческий директор транспортной .— Связанный с автоперевозками бизнес и так в последнее время обкладывают новыми платежами, связанными, например, с передвижными пунктами весового контроля, ужесточением использования тахографов. В нынешних условиях такие ограничительные меры приведут только к усугублению и без того тяжелой ситуации для малого бизнеса».

По мнению Олега Гребенько, заместителя директора операционного управления по спецтранспорту группы компаний AsstrA, если государство действительно заботится об экологии, то логичным было бы поддерживать использование газомоторных автомобилей. Однако сейчас развитие автомобилей на газе в России сталкивается с такими сложностями, как большая цена первоначальных инвестиций и острая нехватка инфраструктуры для заправки таких машин газовым топливом.

Рынок комтранса: итоги I полугодия 2018 г. Рынок комтранса: итоги I полугодия 2018 г. Рынок комтранса: итоги I полугодия 2018 г. Рынок комтранса: итоги I полугодия 2018 г. Рынок комтранса: итоги I полугодия 2018 г. Рынок комтранса: итоги I полугодия 2018 г. Рынок комтранса: итоги I полугодия 2018 г. Рынок комтранса: итоги I полугодия 2018 г.

Перспективы российского рынка грузовиков в 2020 году

По мнению экспертов ГК «АвтоСпецЦентр», перспективы роста продаж мало — и среднетоннажных грузовиков в России в 2020 году, скорее положительные. Одной из объективных причин для роста может стать открытие производств на территории России. К примеру, при поддержке правительства Московской области, весной 2020 года начнется строительство завода Hino, что значительно увеличит конкурентоспособность бренда, так как позволит с одной стороны избежать ввозных пошлин и снизить себестоимость продукции, а с другой – претендовать на господдержку в виде индексации утилизационного сбора. Рост рынка грузовых автомобилей обеспечивается и за счет увеличения корпоративных продаж. Экономический кризис несколько лет препятствовал модернизации автопарков, не только у субъектов малого и среднего предпринимательства, но и у крупных игроков, которые в 2020 году станут драйверами роста рынка. Стимулом к покупке новых коммерческих автомобилей послужат и государственные программы поддержки спроса, в том числе адресные – «Свое дело», «Российский фермер» и другие. Набирает популярность выгодная схема покупки грузового транспорта для нужд малого и среднего бизнеса – лизинг. В 2017 году на него приходилось до 40% продаж. Если говорить о региональной структуре продаж на первичном рынке грузовых машин, то рост осуществляется преимущественно за счет Москвы, Санкт-Петербурга и крупных логистических центров России, таких как Новосибирск, Екатеринбург, Ростов. В свою очередь, до 70% продаж на вторичном рынке приходится на города с населением до 500 тыс. человек.

Стоит отметить, что средняя стоимость реализации подержанного грузового автомобиля составляет 2,7 млн. руб., при этом 2 млн. транспортных средств эксплуатируются 15 лет и более. Очевидно, что еще одной предпосылкой к росту рынка коммерческих автомобилей в 2018 году станет необходимость обновления корпоративного автопарка

Сравнительная динамика рынка новых грузовиков в РФ

Протяженность путей

Общая протяженность различных эксплуатационных видов путей сообщения Российской Федерации в 2020 году составляет:

Источник https://perevozka24.ru/pages/obzor-rossiyskogo-rynka-gruzovyh-avtomobiley-2019

Источник https://minitraktor34.ru/stroitelnaya/skolko-gruzovikov-v-rossii.html

Источник https://foksevmash.ru/avtomarki/kolichestvo-fur-v-rossii.html

Источник