Передняя подвеска на ЗИЛ-130

Содержание

Инструкционно-технологическая карта «Разборка-сборка передней рессоры автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130»

ЗИЛ 130 – легендарный грузовой автомобиль советской эпохи. В линейке завода имени Лихачева модель является наиболее массовым и удачным продуктом. Выпуск машины был организован на различных предприятиях, а общий объем производства превысил 3 миллиона экземпляров. На конвейере завода имени Лихачева ЗИЛ 130 находился с 1964 года и долгое время оставался эталоном в сегменте грузовиков среднего тоннажа. Для того периода эта была прогрессивная модель с высокими показателями рентабельность и долговечности.

Автомобиль использовался в различных сферах, а количество версий, созданных на его основе, достигло нескольких десятков. К концу 1980-х годов ЗИЛ 130 серьезно устарел. Конструкция модели, незначительно изменившаяся с момента начала выпуска, больше не давала конкурентных преимуществ. В итоге машина уступила свое место более прогрессивным аналогам. В настоящее время ЗИЛ 130 тяжело встретить на дорогах страны. Тем не менее, отдельные предприятия и хозяйства продолжают использовать данную модель.

НАЗНАЧЕНИЕ

С момента появления было создан огромное количество различных версий ЗИЛ 130, что значительно расширило сферу применения автомобиля. Машину активно использовали практически во всех направлениях: в строительстве, коммерческом сегменте, сельском хозяйстве, коммунальной сфере. Основным предназначением техники была транспортировка грузов различной массы. ЗИЛ 130 поставлялся на вооружение в армию, где зарекомендовал себя как надежный грузовик, пригодный для перевозки личного состава и груза. Модель использовалась аварийными службами и спасателями.

ЗИЛ 130 активно поставлялся на экспорт. Модели с иностранными агрегатами Layland, Perkins и Valmet можно было встретить в 40 государствах мира, включая страны с тропическим климатом и районы крайнего Севера.

Автомобиль уверенно передвигался по полевым дорогам и легкому бездорожью и был рассчитан на безгаражное хранение. Несмотря на моральное устаревание, ЗИЛ 130 не утратил свою актуальность и сегодня. Так, пожарные и спасательные службы России и Украины продолжают использовать данные автомобили.


ИСТОРИЯ

В середине 1950-х годов темпы роста промышленности и сельского хозяйства СССР заметно ускорились. ЗИС 150, разработанный в довоенный период, из-за устаревания конструкции уже не мог удовлетворить возросшие потребности. ЗИЛ 164, появившийся в 1957 году, стал временным решением и полностью проблему не закрыл, поскольку представлял собой глубокую модернизацию ЗИС 150. Стране требовался принципиально новый автомобиль. Разработка продукта проходила в сжатые сроки, опытные экземпляры ЗИЛ 130 появились уже в 1956 году. В качестве силовой установки 4-тонная машина получила агрегат ЗИЛ-120, доставшийся ей от предыдущей модели. Подобная мера была временной, вскоре основным двигателем стал 8-цилиндровый 150-сильный агрегат. Тестирование и доработка модели заняли 6 лет, опытные партии ЗИЛ 130 были выпущены лишь в 1962 году. Однако даже после этого автомобиль не попал в серию, на дополнительные испытания ушло еще 2 года. Полноценное производство новой модели открылось в октябре 1964 года.

Появление ЗИЛ 130 стало знаковым событием для советского автопрома. Отечественные водители получили модель, по уровню комфорта превосходившую все существующие машины. 5-скоростная трансмиссия с синхронизаторами всех передач (кроме первой) и гидроусилитель руля заметно упрощали управление. Машина трогалась с места со второй передачи, а первая скорость использовалась лишь для крутых подъемов и бездорожья.

Дизайн ЗИЛ 130 также был новаторским. Внешность грузовика разрабатывал Эрик Сабо. Молодой специалист создал совершенно новый образ со стильными обводами кабины, панорамным стеклом и рельефной решеткой радиатора. Машина получила капотную компоновку на американский манер. Среди грузовых моделей ничего подобного в тот момент не было.

Поменялся и цвет автомобиля. Если раньше машины окрашивали в цвет хаки для быстрой мобилизации в военный период, то теперь основным стал небесно-голубой цвет. Передок ЗИЛ 130 сделали белым. Существовали и другие цвета (темно-зеленый, желтый), но именно небесно-голубой стал основным.

Модель быстро завоевывала интерес потребителей. Помимо красоты, автомобиль обладал богатым функционалом и надежностью. До капитального ремонта ЗИЛ 130 проезжал 300000 км, а его грузоподъемность составляла 5 тонн.

Удачная конструкция сыграла злую шутку с машиной. Долгое время с момента появления изменений в конструкции автомобиля не происходило. На заводе имени Лихачева занимались созданием бескапотных грузовиков, а модернизации ЗИЛ 130 практически не уделяли внимания. Только в 1966 году производитель задумался об улучшении конструкции модели, которая к тому времени уже серьезно устарела. Именно тогда появилось первое обновление серии. Однако серьезных преобразований в конструкции модели не произошло.

В 1978 году началось производство модернизированного ЗИЛ 130-76, внешне отличавшегося от первоначальной версии видоизмененным «передком» (передние фары и подфарники поменяли местами).

В 1986 году серию вновь обновили. Машина получила название ЗИЛ 431410, но в плане конструкции и дизайна оказалась практически полной копией предшественника. Главным минусом автомобиля был бензиновый агрегат с низкими показателями экономичности и экологичности. Дизельный двигатель производитель разрабатывал самостоятельно, а первые модели ЗИЛ 130 с ним появились лишь в 1987 году. При этом на большинство модификаций продолжили устанавливать старый бензиновый мотор.

Производство серии на заводе имени Лихачева окончательно завершилось в 1994 году. На Уральском автомоторном заводе автомобиль выпускали вплоть до 2010 года.

Захар Захарыч, Крокодил, Колун и призёр Брюсселя: военные модификации ЗИЛ-157

Полноприводный 2,5-тонный трёхосник ЗИЛ-157 с народными прозвищами «Захар Захарыч», «Крокодил» и «Колун» создавался как несущественно модернизированная версия предшественника, в которой удалось воплотить наиболее прогрессивные решения, не нашедшие поддержки военного заказчика в середине 40-х. Прежде всего, это были все односкатные колёса с одинаковой колеёй, а также система регулирования внутреннего давления воздуха в шинах, заимствованная у амфибии ЗИС-485.


На испытаниях армейский грузовик ЗИЛ-157КД с одноосным технологическим прицепом. 1977 год

Серийное производство автомобиля ЗИЛ-157 началось в сентябре 1958-го, и вскоре он выиграл главный приз на Всемирной выставке в Брюсселе, где его представили как грузовик для сельского хозяйства. Со временем он превратился в высшее достижение отечественной автомобильной индустрии, долгожителя советского автостроения, выпускавшегося в трёх поколениях, и в основное транспортное средство Советской армии и многих зарубежных стран.

Три поколения ЗИЛ-157

В первое поколение 1958-1961 годов была заложена практически неизменная концепция и параметры всего семейства ЗИЛ-157

с мотором увеличенной до 104 сил мощностью, трёхместной цельнометаллической кабиной с откидными лобовыми стёклами, прежней бортовой платформой и новыми облицовками капота и радиатора. Наличие лебёдки в маркировке не упоминалось.


Военный грузовик ЗИЛ-157 первого поколения с тентом и лебёдкой. 1958 год

На машинах второго поколения ЗИЛ-157К

(1961-1978 гг.) применялись агрегаты грузовиков ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, которые собирали на соседних конвейерах. На них устанавливали новое однодисковое сцепление, синхронизированную коробку передач и упрощённую систему регулирования давления в шинах.


Автомобиль ЗИЛ-157К второго поколения с передними гидроамортизаторами. 1961 год

Выпуск трёхтонных машин третьего поколения ЗИЛ-157КД

(1977-1992 гг.) был развернут на Уральском автомоторном заводе (УАМЗ). Его продукция отличалась установкой 110-сильного двигателя, усиленной ходовой части, новых световых приборов и кузова от ЗИЛ-131.


ЗИЛ-157КД третьего поколения из коллекции завода ЗИЛ (фото автора, 2011 год)
Эти автомобили приобрели обширный шлейф мелкосерийных вариантов, среди которых были односкатные седельные тягачи, шасси для монтажа различных кузовов и надстроек с коробками отбора мощности для их привода, а также экспортные версии для эксплуатации в странах с иными климатическими условиями.

Базовые версии грузовиков с экранированным электрооборудованием трёх поколений носили индексы ЗИЛ-157ЕГ, 157КГ и 157КДГ соответственно.


Экспортный грузовик ЗИЛ-157КЭ с 4,5-тонной лебёдкой в вооруженных силах Финляндии

Военное оснащение на шасси ЗИЛ-157

Серийные бортовые грузовики перевозили в кузовах 16-18 человек личного состава и воинские грузы, а также служили тягачами прицепных артиллерийских и ракетных систем. В их кабинах предусматривались крепления для личного оружия экипажа, дегазационного комплекта, медицинской аптечки и огнетушителя, а на ряде машин на крыше монтировали лёгкий «багажник».


ЗИЛ-157КД с поперечными скамьями в кузове для личного состава на параде в Москве 9 мая 1985 года


Грузовик ЗИЛ-157К с военнослужащими Советской армии у памятника советскому танку в Праге. 1968 год

От ЗИС-151 новые автомобили унаследовали много прежних профессий, а также впервые получили до 100 вариантов специальных надстроек, включая первые советские средства для транспортировки, заряжания и обеспечения боеспособности баллистических ракет. Об известных «Катюшах» на ЗИЛах мы уже рассказывали.

Типовые кузова-фургоны

В конце 50-х советская военная промышленность освоила серийный выпуск целой гаммы обитаемых кузовов-фургонов разных конструкций, составивших унифицированный типовой ряд. На грузовиках ЗИЛ-157 сначала устанавливали деревометаллические кузова КУНГ-1М, которые впоследствии заменили на облегченные бескаркасные конструкции К-66 и каркасно-металлические КМ-66, созданные для монтажа на автомобили ГАЗ-66. Для особых целей служили раздвижные фургоны К-44 и штабные К-35 автобусного типа.


Серийный кузов-фургон КУНГ-1М на шасси ЗИЛ-157. 1961 год (архив 21 НИИЦ)


Бескаркасный кузов КМ-66У1Д с панелями из армированного пенопласта. 1964 год (архив 21 НИИЦ)


ЗИЛ-157К с раздвижными стенками кузова К-44 для размещения штабных пунктов и столовых. 1964 год (архив 21 НИИЦ)

Радиотехнические средства связи и управления

Многочисленные виды войсковых радиостанций, радиолокационных пунктов, штабных средств управления, радиопеленгаторов и даже систем тропосферной (космической) связи размещались в фургонах КУНГ или К-66, которые базировались на шасси ЗИЛ-157 второго и третьего поколений с экранированным электрооборудованием.


Радиостанция Р-140 «Полоса» в кузове К-66У1Д на шасси ЗИЛ-157КЕГ в венгерской армии


Станция П-15М «Тропа» в кузове КУНГ-1М. 1959 год


Аэродромная радиолокационная станция РСП-7

Средства технического обслуживания и ремонта автотехники

Узкая специализация авторемонтных средств для проведения технического обслуживания и ремонта различных видов военной техники в полевых условиях привели к созданию в 50-е годы двух основных комплексов подвижных авторемонтных мастерских (ПАРМ) и войсковых автомобильных ремонтно-эксплуатационных мастерских (ВАРЭМ), в которых использовались шасси ЗИЛ-157 с кузовами СН, КУНГ-1М и КМ-66 с ремонтным оборудованием.

Вам будет интересно  Тюнинг хендай туссан своими руками: салона, подвески, двигателя - АвтоЭксперт


Авторемонтная мастерская ВАРЭМ-3Д в кузове СН с надколёсными нишами


Полевая мастерская МТО-60 для технического обслуживания автотехники и вооружения в финской армии

Автомобили топливной службы

Войсковые автомобили этой категории на шасси ЗИЛ-157/157К являлись развитием машин на базе ЗИС-151. На новой механизированной автоцистерне АЦМ-4-157

появился собственный насос, позволивший ей выполнять функции топливозаправщиков. В комплектацию машины АТЗ-3-157 входила удлиненная на 200 литров цистерна, позволившая одновременно обслуживать четырёх потребителей, но конструкция нового водомаслозаправщика
ВМЗ-157
практически не изменилась.


Модернизированная заправочная автоцистерна АЦМ-4-157. 1958 год


Топливозаправщик АТЗ-3-157 с цистерной на 3 500 литров горючего. 1959 год

Средства обеспечения ракетных комплексов

С началом выпуска экранированных грузовиков ЗИЛ-157КГ и 157КДЕ на них начали устанавливать многие виды средств обеспечения подвижных ракетных комплексов и наземной предстартовой подготовки баллистического вооружения малой и средней дальности. Ввиду особой секретности тогда о них никто ничего не знал, а фотографии тех лет не сохранились.

К ним относились заправщики ракетных систем окислителем и компрессорные станции для заправки сжатым воздухом или кислородом, специальные кузова КУНГ для сборки ракетных боеголовок, автомобили-хранилища с глухими кузовами и контейнерами для перевозки боевых частей ракет, машины предстартовой подготовки для проверки кабельного оснащения, перевозки запасных частей, принадлежностей и т. д.


Заправщик окислителем 8Г17М1 на автомобиле ЗИЛ-157ЕГ в польской армии. 1962 год


Мобильная компрессорная станция УКС-400В на шасси ЗИЛ-157КДЕ. 1986 год


Машина 2У657 с закамуфлированным фургоном КУНГ-1М, в котором собирали ракетные боеголовки. 1959 год

Машины войск химической защиты

С появлением автомобиля ЗИЛ-157 выпускал наиболее распространенную машину 8Т311

для обмыва и нейтрализации спецжидкостями ракетных систем, различной техники, вооружения и ближайшей местности. На смену авторазливочной станции АРС-12Д пришла доработанная модель
АРС-12У
. В химвойсках служили также дегазационная станция АДМ-48Д и дегазационно-воздушный комплекс АГВ-3М.


Машина 8Т311 для проведения очистки и нейтрализации боевой техники. 1959 год


Модернизированная авторазливочная станция АРС-12У на шасси ЗИЛ-157 в армии ГДР. 1958 год

Инженерная автотехника

В 1958-м комплект колейных механизированных мостов КММ

перекочевал с ЗИСа-151А на шасси ЗИЛ-157 с лебёдкой, а затем – на ЗИЛ-157К. При помощи перегрузочных устройств семиметровый мостовой блок каждого из пяти автомобилей опрокидывался назад и укладывался на нужном участке местности, перекрывая неширокие рвы и канавы.


Базовая машина механизированного колейного моста КММ на шасси ЗИЛ-157. 1959 год


Доработанный ЗИЛ-157К парка ТПП в экспозиции Музея артиллерии и инженерных войск (фото автора)
Такая же ситуация повторилась и с тяжелым понтонным парком ТПП

, переехавшим на новый ЗИЛ с платформами для перевозки и сбрасывания понтонов на воду. Новинкой оказалась полковая передвижная мачтовая буровая установка
ПБУ-50
с глубиной бурения до 50 метров.


Средний понтон парка ТПП с комплектом деревянного настила в Музее артиллерии в Санкт-Петербурге (фото автора)


Передвижная мачтовая буровая установка ПБУ-50 на шасси ЗИЛ-157К (фото К. Дунаева)

Мобильные средства транспортировки и заряжания ракет

Дальнейшее развитие в 50-60-е годы принципиально новых подвижных зенитных, тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов привело к появлению принципиально новых автомобильных перегрузочных и транспортно-заряжающих машин (ТЗМ).

В 1961-м была принята на вооружение ТЗМ ПР-14А

на одиночном шасси автомобиля ЗИЛ-157, входившая в состав зенитного комплекса С-125 «Нева» с двумя твердотопливными ракетами массой около одной тонны каждая.


Транспортно-заряжающая машина ПР-14А с ракетами комплекса «Нева», напоминавшая обычную «Катюшу». 1962 год
Между тем, большие габариты и повышенная масса крупных ракет, а также требования по их безопасности в пути и поддержанию постоянной боеготовности привели к превалирующему применению для этих целей автопоездов с седельными тягачами ЗИЛ-157В/КВ и специальными одноосными полуприцепами для транспортировки одной ракеты.

Впервые опытные автомобили ЗИЛ-157В заменили прежние тягачи ЗИС-151 в 1957 году и работали в составе ТЗМ ПР-11А комплекса С-75 «Двина». Впоследствии их выпускали в нескольких исполнениях для разных версий ракетного вооружения. С 1958-го модернизированная установка ПР-11АМ

, доставлявшая зенитные ракеты комплекса СА-75М «Двина», первой стала поступать в вооруженные силы социалистических стран. В дальнейшем эта система пережила ещё несколько вариантов, пока её не заменили тягачи ЗИЛ-131В.


Машины ПР-11АМ с ракетами комплекса СА-75М «Двина» и тягачами ЗИЛ-157КВ. 1967 год
В 1965 году на вооружение полков противоракетной обороны Москвы поступила модернизированная полуприцепная транспортно-установочная машина ПР-3М3

для доставки и монтажа на стационарные стартовые позиции новых зенитных ракет комплекса С-25М «Беркут». Масса заправленной ракеты составляла 3,5 тонны, граница зоны поражения – 45 километров.


Установочная машина ПР-3М3 с 12-метровой ракетой комплекса противоракетной обороны С-25М «Беркут»
К прочим войсковым автопоездам 60-х с тягачами ЗИЛ-157КВ относились полуприцепные транспортные машины или грунтовые тележки с автомобильными узлами, служившие для доставки вооружения колёсных и гусеничных оперативно-тактических комплексов с осколочно-фугасными или ядерными боевыми частями. Их длина чуть превышала 15 метров, максимально допустимая скорость – 40 км/ч.


Транспортная машина 2У663У с теплозащитным чехлом для доставки ядерных ракет комплекса «Луна». 1964 год


Грунтовая тележка 2Т3М для транспортировки тактических ракет с системой обогрева головных частей. 1965 год

На заглавной фотографии – армейский грузовик ЗИЛ-157КД Уральского автомоторного завода в экспозиции Музея военной автомобильной техники в Рязани.

МОДИФИКАЦИИ

Серия ЗИЛ 130 включала огромное количество модификаций. Среди базовых версий принято выделять:

  • ЗИЛ 130 (1962-1966 год) – первая базовая модель серии (бортовой вариант/шасси) с агрегатом ЗИЛ-130 (150 л.с.) и грузоподъемностью 4-5,5 тонн. Ресурс эксплуатации -135000 км;
  • ЗИЛ 130-66 (1966-1978 год) – модернизированный вариант базовой версии 1966 года. Автомобиль оснащался двигателем на 150 «лошадей» и имел незначительные изменения конструкции, позволившие увеличить срок службы до 200000 км. Грузоподъемность машины равнялась 5 тоннам;
  • ЗИЛ 130-76 (1978-1984 год) – модель 1976 года с ресурсом эксплуатации 300000 км и грузоподъемностью до 6 тонн;
  • ЗИЛ 130-80 (1984-1986 год) – базовая версия 1980 года, оснащенная 3 независимыми системами тормозов.

На основе базовых модификаций создавались модели с более специфическим функционалом:

  • ЗИЛ 130А – бортовой автомобиль для эксплуатации с прицепом (общий вес – до 8 тонн). В комплектацию машины входил комбинированный тормозной кран, электровыводы и тягово-сцепное устройство;
  • ЗИЛ 130Г – бортовой грузовик с удлиненной базой (4500 мм) и кузовом с 2-секционными боковыми бортами;
  • ЗИЛ 130В – укороченный седельный тягач (колесная база – 3300 мм);
  • ЗИЛ 130ВТ – аналог ЗИЛ 130В с усиленным задним мостом;
  • ЗИЛ 130Д – укороченное шасси для сборки строительных самосвалов;
  • ЗИЛ 130Б – шасси со средней базой (3800 мм) для сельскохозяйственных самосвалов.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Габаритные размеры:

  • длина – 6675 мм;
  • ширина – 2500 мм;
  • высота – 2400 мм;
  • колесная база – 3800 мм;
  • дорожный просвет – 270 мм;
  • минимальный радиус разворота – 8900 мм;
  • передняя колея – 1800 мм;
  • задняя колея – 1790 мм.

Снаряженная масса ЗИЛ 130 составляет 4300 кг, полная масса – 10525 кг. Распределение нагрузки (пустой/полная загрузка): передний мост – 2120/2625 кг, задний мост – 2180/7900 кг. Предельная масса буксируемого прицепа – 8000 кг.

ЗИЛ 130 способен развивать скорость до 90 км/час. На скорости 60 км/час тормозной пусть составляет 28 м. Среднее потребление топлива при скоростном режиме 60 км/час находится в пределах 29 л/100 км. Топливный бак автомобиля вмещает 170 л горючего.

Характеристики платформы (бортовая версия):

  • длина – 3752 мм;
  • ширина – 2326 мм;
  • высота бортов – 575 мм;
  • погрузочная высота – 1450 мм.

​​Конструкция и технические характеристики ЗИЛ-130 ​​Конструкция и технические характеристики ЗИЛ-130 ЗИЛ-130 двигатель система питания ЗИЛ-130 двигатель система смазки ​​Конструкция и технические характеристики ЗИЛ-130 ЗИЛ-130 КПП ЗИЛ-130 двигатель система охлаждения ЗИЛ-130 двигатель ЗИЛ-130 тормозная система ЗИЛ-130 привод сцепления ЗИЛ-130 габаритные размеры

Обзор и технические характеристики ЗИЛ-130

Автомобиль относился к классу среднетоннажных. Грузоподъёмность его составляла 5–6 тонн, то есть он занимал промежуточное положение между более лёгким ГАЗ-53 и тяжёлыми МАЗ, КрАЗ и другими. Эта ниша оказалась очень востребованной в народном хозяйстве, а удачное сочетание характеристик позволило «стотридцатому» продержаться на конвейере 30 лет.

Новую модель оснастили бензиновым карбюраторным двигателем, что на долгое время определило характерные черты автомобиля, его плюсы и минусы. Это плавность работы и лёгкость в ремонте и регулировке с одной стороны, и неумеренная прожорливость относительно горючего с другой.

ЗИЛ мог везти груз больше, чем весил сам, что по тем временам считалось очень хорошим показателем. Масса буксируемого прицепа у седельных тягачей составляла 8 тонн, а максимальная скорость — 90 км/ч (конечно же, пустого). С такими скоростями тогда никто и на легковушках не ездил.

Сравнительно короткая база позволяла грузовику разворачиваться в круге радиусом меньше 9 м. Двускатные задние шины, крепкая рама и мост позволяли иногда в разумных пределах перегружать автомобиль практически без потери эксплуатационных качеств.

В Союзе новый ЗИЛ привлекал внимание своей окраской — небесно-голубой кабиной и белым передком.

Фирменная окраска ЗИЛ-130

Все предыдущие грузовики, трудившиеся в народном хозяйстве, имели защитный цвет, тёмный хаки, для того чтобы их можно было использовать в военных целях, не перекрашивая. Таким образом, роль 130-й модели изначально была мирной, а для армии была впоследствии создана полноприводная модель ЗИЛ-131 с совершенно иными характеристиками. Бело-голубая комбинация надолго стала визитной карточкой «стотридцатого».

ДВИГАТЕЛЬ

Первые версии ЗИЛ 130 комплектовались 6-цилиндровым карбюраторным мотором с V-образной схемой построения. 5,2-литровый двигатель имел мощность 135 л.с. Но тестирования показали, что функционала агрегата не хватало для выполнения задач повышенной сложности, потому начались работы по модернизации силовой установки.

Базовым для ЗИЛ 130 стал 4-тактный карбюраторный верхнеклапанный мотор ЗИЛ-130. 8 цилиндров в конструкции агрегата располагались под 90-градусным углом. Блок цилиндров изготавливался из чугуна и имел головки и поршни из алюминиевого сплава. В системе питания применялась технология принудительной подачи горючего посредством топливного насоса Б-10 с рычагом, позволяющим осуществлять подкачку бензина вручную, и двухкамерный карбюратор К-88. Жидкостная закрытая система охлаждения имела принудительную циркуляцию. Для контроля температуры использовался стандартный термостат с твердым наполнителем.

Характеристики двигателя ЗИЛ-130:

  • рабочий объем – 5,969 л;
  • номинальная мощность – 150 л.с.;
  • максимальный крутящий момент – 402 Нм;
  • степень сжатия – 6,5;
  • количество цилиндров – 8;
  • диаметр цилиндра – 100 мм;
  • рекомендованный тип топлива – бензин А-76.

С 1974 года на ЗИЛ 130 стали устанавливать 6-цилиндровый мотор ЗИЛ 157 с рядной схемой и мощностью 110 л.с. В конструкции двигателя появился экономайзер. Принудительная подпитка обеспечивалась топливным насосом. Глобальных изменений в параметрах агрегата не произошло, он продолжил работать на бензине А-72, а расход топлива сократился незначительно.

Вам будет интересно  Анализ стоковой подвески Хёндаи Солярис. Проверка технического состояния деталей передней подвески на автомобиле - Новый Solaris

Для последних модификаций и экспортных вариантов ЗИЛ 130 также были доступны дизельные агрегаты.

Инструкционно-технологическая карта «Разборка-сборка передней рессоры автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

«Седельниковский агропромышленный техникум»

Инструкционно-технологическая карта

«Разборка-сборка передней рессоры автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130»

УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик

Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения

Седельниково, Омской области, 2017

Министерство образования Омской области БПОУ «Седельниковский агропромышленный техникум»

План занятия П/О

Профессия
Автомеханик
Мастер
Баранов В.И.
УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Тема:
Разборка и сборка автомобиля с целью изучения устройства автомобиля.
Тема занятия:

Разборочно-сборочные работы с изучением деталей ходовой части.

Тип занятия:

Формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.

Вид занятия:

Цель занятия:

Обучение практическим приемам
разборочно-сборочных работ с изучением деталей ходовой части.
Задачи занятия:

Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ ходовой части.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ ходовой части.

Развивающие:

Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Воспитательные

Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением деталей ходовой части.

В ходе занятия у студентов формируются

Профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей : учеб. пособие для нач. проф. образования / Ф.И.Ламака. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский , 2013. — 224 с.

Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: в 2 ч. – учебник для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. — М.: Издательский , 2012.

Кузнецов А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): учеб. пособие для нач. проф. образования / А.С. Кузнецов. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский , 2013.

Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.

Виноградов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский , 2012.

Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.В. Петросов. – М.: Издательский , 2005.

Карагодин В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский , 2005.

Коробейчик А.В. к-68 Ремонт автомобилей / Серия «Библиотека автомобилиста». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Коробейчик А.В. К-66 Ремонт автомобилей. Практический курс / Серия «Библиотека автомобилиста». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Цель задания

— практически изучить устройства сборочных единиц ходовой части, приобрести первоначальные навыки в их разборке-сборке, смазке и регулировке.

Иллюстративный материал

— учебные плакаты, рис. 1—2.

Монтажное оборудование, приспособления, инструменты

— монтажные передние и задние балки в сборе с рессорами и амортизаторами для автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, стенд, тиски, комплект инструментов, приспособление для разборки — сборки рессор, специальный ключ с двумя штифтами для разборки амортизатора, ступичные ключи для гаек, насос для накачки шин, оправка, манометр, монтировки из набора инструмента, съемник для снятия ступицы колеса, коловорот, разрезы амортизаторов,

ступицы переднего колеса автомобиля ГАЗ-53А.

1. На монтажных балках внимательно рассмотреть расположение и крепление рессор, амортизаторов и колес. Изучить устройство ходовой части на примере подвесок автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, (см. рис. 1 — 2), запомнить названия деталей.

2. Разобрать рессору ходовой части автомобиля ГАЗ-53А, в частности, снять нижние крышки крепления рессоры к раме, отсоединить стремянки крепления рессоры к балке. Снять рессору и установить ее на специальный стенд или закрепить в тисках, отвернуть

гайку центрального болта, снять стяжные хомуты, разъединить листы рессоры, продефектовать их, смазать графитной смазкой, одновременно уяснить, каким образом предотвращается взаимное смещение в поперечной плоскости листов рессор.

3. Собрать рессору ходовой части автомобиля ГАЗ-53А, выполняя операции в последовательности, обратной разборке.

4. Разобрать рессору ходовой части автомобиля ЗИЛ-130, для чего отсоединить узлы крепления рессоры к раме и передней балке, разъединить листы рессоры. Продефектовать листы, смазать их графитной смазкой. Уяснить, что для предотвращения взаимного перемещения листов рессоры предусмотрен специальный выштампованный профиль. Запомнить названия деталей крепления рессоры (для автомобиля ЗИЛ-130 — ушко, сухарь).

5. Собрать рессору ходовой части автомобиля ЗИЛ-130, выполняя операции в последовательности, обратной разборке.

Рис.
1.Подвески автомобиляГАЗ-53А:
а — передняя; б — задняя; 1, 3, 6— кронштейны; 2 — лонжерон; 4 — шарнир; 5 —

амортизатор; 7, 12 — обоймы концов коренных рессорных листов; 8, 13 — верхние

и нижние опоры; 9 — буфер; 10 — стремянка; 11 — двойной коренной лист;

14 — торцовый упор; 15, 25 — крышки соответственно переднего и заднего кронштейнов;

16, 17 — нижняя и верхняя обоймы переднего конца рессоры; 18 —

опора дополнительной рессоры; 19 — накладка; 20 — стремянка задней рессоры;

21 — дополнительная рессора; 22, 24 — центральные болты; 23 — подкладка;

26, 27 — верхняя и нижняя обоймы заднего конца рессоры; 28 — основная рессора;

29 — подкладка стремянок

Рис. 2. Подвески автомобиля ЗИЛ-130:

а — передняя; б — задняя; 1, 25 — передние кронштейны; 2, 12, 27, 35 —

стремянки; 3 — передняя рессора; 4 — фиксатор накладки; 5, 8 — буфера рессоры;

6, 2 8— накладки; 7 — амортизатор; 9 — обойма; 10, 33 — проставки; 11, 32 —

задние кронштейны; 13, 36 — подкладки ушек рессор; 14, 37 — ушки рессор;

15, 38 — втулки ушек; 16, 40 — пальцы рессор; 77, 39 — масленки; 18 — резиновая

втулка; 19 — палец амортизатора; 20, 41 — сухари; 21, 42 — пальцы сухарей;

22, 43 — вкладыши; 23, 44 — втулки стяжных болтов; 24, 45 — стяжные

болты; 26 — кронштейн дополнительной рессоры; 29 — дополнительная рессора;

30 — промежуточный лист; 31 — задняя рессора; 34 — подкладка стремянок

Контрольные вопросы

1. Для чего на автомобиле установлены рессоры и амортизаторы?

2. Есть ли разница в устройстве рессор автомобилей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130?

3. Как решена «защита» рессор от поперечного перемещения на автомобилях ГАЗ-53А, ЗИЛ-130?

Инструкционно-технологическая карта

Разборка-сборка передней рессоры автомобилей ГАЗ-53А, ЗИЛ-130

автомобиля ГАЗ-53А отвернуть

болты крепления крышки переднего кронштейна и болты

крепления крышки заднего

кронштейна и снять болты с шайбами, на ЗИЛ-130 отвернуть болт крепления

съемного ушка спереди, а сзади — болт крепления сухаря

и резиновые опорные

не должны иметь расслоений

крепления стяжных хомутов рессоры. Отвернуть гайку центрального болта (ГАЗ-53 А)

ключ гаечный 14 мм

хомутов, снять распорные трубки и разобрать листы рессор

Молоток, бородок На ЗИЛ-130 от продольного

перемещения листы рессор предохраняются специальными

листы рессоры и сжать их

трубки хомутов, а затем болты и завернуть гайки болтов. Завернуть гайку центрального

гаечные 14 и 17 мм

рессоры резиновые подушки,

кронштейны и крышки (ГАЗ-53А)

передней и задней крышек к кронштейнам, подложив под

головки болтов пружинные

шайбы (ГАЗ-5ЗА), закрепить рессору впереди на съемном ушке, сзади — на сухаре

УСТРОЙСТВО

ЗИЛ 130 имел примечательный для своего времени дизайн (неслучайно модель удостоилась золотой награды на международной выставке в Германии). Модель получила обтекаемые крылья, вентиляционный люк, большое панорамное лобовое стекло и капот аллигаторного типа. Обычно автомобиль окрашивали в голубой цвет, но существовали белые, желтые и темно-зеленые вариации.

Основные элементы ЗИЛ 130 устанавливались на клепаной штампованной раме с 2 лонжеронами швеллерного сечения. Для усиления конструкции использовались 5 поперечин. В задней части монтировалось сцепное устройство с буксирным крюком с защелкой, в передней части – 2 буксирных крюка без защелок.

Ходовая часть

Для переднего и заднего мостов использовалась зависимая подвеска с продольными полуэллиптическими рессорами. Передние концы рессор крепились на раме посредством пальцев и ушков, задние концы были скользящими. Для передней оси применялась двутавровая кованая балка с 2 телескопическими гидроамортизаторами двойного действия. Рессоры задней части получили усиленную конструкцию.

Базовыми для автомобиля стали колеса 7,0-20 с шинами размерностью 9,00-20 (260-20).

Трансмиссия

Большинство версий ЗИЛ 130 оснащались 5-скоростной трехходовой механической трансмиссией с синхронизацией на всех передачах, кроме первой (задняя передача была прямой). Передача усилия от мотора на коробку передач выполнялась при помощи сухого однодискового сцепления фрикционного типа с механическим приводом. Главная передача была двойной и имела передаточное число 6,45. Задний пост комплектовался коническим дифференциалом с 4 сателлитами. Рулевой являлась передняя ось, ведущей – задняя ось.

Тормозное управление

Рабочая тормозная система ЗИЛ 130 была колодочного типа с барабанными механизмами, воздействующими на все колеса. В конструкции присутствовал пневматический привод. В качестве стояночной системы использовался механизм барабанного типа, воздействующий на трансмиссию. Она также имела механический привод.

Система электроснабжения

В автомобиле использовалась однопроводная электрическая система с напряжением 12 В. Источником энергии служили генератор типа Г108-В или 32.3701 и аккумулятор 6СТ-90ЭМ. Для запуска мотора применялся стартер СТ-130АЗ.

Вам будет интересно  Чертежи и расчёт установки для мойки агрегатов автомобиля | Скачать чертежи

Кабина

По уровню комфорта ЗИЛ 130 опережал все другие грузовые автомобили того времени. 3-местная цельнометаллическая кабина находилась сразу за агрегатом. Сиденье водителя регулировалось по высоте, наклону спинки и длине. Все кресла отличались удобной посадкой и мягкостью. В числе базовых опций присутствовали 2-щеточный стеклоочиститель, омыватель лобового стекла и мощный отопитель. Эргономика салона была на высоком уровне (особенно для того времени). Установленные индикаторы и приборы давали полную информацию об автомобиле. В крыше имелись 2 вентиляционных люка.

Шумоизоляция в салоне была отличной. Главным недостатком кабины стала плохая обзорность. Высокие передние крылья и капот доставляли определенные проблемы, особенно при движении в плотном потоке машин.

Ширина кабины в сравнении с другими продуктами завода увеличилась, что сделало салон более просторным. В начальном исполнении модель оснащалась гидравлическим усилителем руля, что обеспечивало простоту управления тяжелым грузовиком. Сам рулевой механизм включал винт с шарообразной гайкой и поршень-рейку.

Кузов

ЗИЛ 130 поставлялся с кузовом с откидным задним бортом. Платформа считалась грузопассажирской, поскольку имела по бокам решетки и скамейки, которые откидывались при необходимости. Вместительность кузова составляла 16 человек. В начальном исполнении машина имела тент с дугами. Базовый кузов обладал высокой практичностью и вместительностью. В качестве дополнительного оснащения предлагались лопата, светомаскировка и канистры.

Подвеска автомобиля ЗИЛ

Передняя подвеска (рис. 50) имеет листовые рессоры с листами трапециевидного профиля и гидравлические амортизаторы. Рессоры 2 автомобилей, оборудованных лебедкой, имеют 15 листов, а рессоры автомобилей без лебедки — 13. Передние концы рессор при помощи отъемных ушков 30 и пальцев 26 закреплены па кронштейнах 1. Ушко прикреплено через подкладку 28 болтом 31 и стремянкой 29. В ушко запрессована втулка 27 из термообработанного ковкого чугуна.

Задние концы передних рессор опираются на сухари 11, напрессованные на кронштейны 9. На пальцы 12 сухарей установлены вкладыши 13, предохраняющие стенки кронштейнов от изнашивания. Вкладыши закрепляют стяжными болтами 14. На стяжные болты установлены втулки 15. На скользящем конце коренного листа прикреплена накладка 10, предохраняющая его от изнашивания. Трущиеся детали термически обработаны для повышения срока их службы. Каждая рессора средней частью прикреплена стремянками 22 к переднему мосту.

На автомобили без лебедки между рессорой и накладкой 3 устанавливается проставка 5, компенсирующая изменение динамического хода подвески.

Амортизаторы (рис. 51) — телескопического типа, верхними проушинами 8 прикреплены к кронштейнам рамы, а нижними — к переднему мосту. Амортизаторы предназначены для гашения колебаний, возникающих при движении автомобиля по неровностям дороги. Это улучшает плавность хода и управляемость автомобиля, а также увеличивает срок службы рессор.

Принцип действия гидравлических амортизаторов состоит в том, что в результате относительных перемещений подрессоренных и неподрессоренных частей автомобиля жидкость перетекает из одной полости амортизатора в другую через небольшие отверстия, вследствие чего создается сопротивление, гасящее колебания автомобиля. Наибольшее сопротивление, создаваемое амортизатором, соответствует его растяжению (ход отдачи), когда подрессоренная часть автомобиля удаляется от неподрессоренной его части (колес с мостом).

Передняя подвеска ЗИЛ

Рис. 50. Передняя подвеска автомобиля ЗИЛ:

1 — передний кронштейн рессоры; 2 — рессора; 3 — накладка рессоры; 4 — буфер рессоры; 5 — проставка накладки; 6 — амортизатор; 7 — верхний кронштейн амортизатора; 8 — дополнительный буфер; 9 — задний кронштейн рессоры; 10 — накладки коренного листа рессоры; 11 — сухарь заднего кронштейна; 12 — палец сухаря; 13 — вкладыш заднего кронштейна; 14 — стяжной болт; 15 — распорная втулка; 16 — резиновая втулка; 17 — палец амортизатора; 18 — шайба; 19 — нижний кронштейн амортизатора; 20 — фиксатор накладки; 21 — прокладка стремянок; 22 — стремянка; 23 — гайка стремянки; 24 — подкладка рессоры; 25 — масленка; 26 — палец рессоры; 27 — втулка ушка; 28 — подкладка ушка; 29 — стремянка ушка; 30 — ушко; 31 — стяжной болт

Амортизатор ЗИЛ

Рис. 51. Амортизатор автомобиля ЗИЛ:

1 — кожух; 2 — резервуар; 3 — рабочий цилиндр; 4 — шток; 5 — направляющая штока; 6 — сальник направляющей штока; 7 — обойма сальника; 8 — проушина; 9 — верхний сальник; 10 — гайка резервуара; 11 — войлочный сальник штока; 12 — резиновый сальник штока; 13 — сальник резервуара; 14 — клапан сжатия; 15 — отверстие перепускного клапана; 16 — корпус клапана сжатия; 17 — диск клапана сжатия; 18 — гайка клапана сжатия; 19 — ограничительная тарелка; 20 — стержень клапана сжатия; 21 — гайка клапана отдачи; 22 — поршень; 23 — клапан отдачи; 24 — пружина перепускного клапана; 25 — ограничительная тарелка перепускного клапана

Задняя подвеска (рис. 52) — балансирного типа, с двумя листовыми рессорами и шестью продольными реактивными штангами (по три у каждого моста). Рессоры имеют по 12 листов трапециевидного профиля и 3 коренных листа прямоугольного профиля. Толкающие усилия и реактивные моменты передаются на раму реактивными штангами, а боковые усилия — рессорами.

Каждая рессора средней частью прикреплена при помощи стремянок 4 к ступице 11 оси балансирного устройства. Концы рессор входят в отверстия опор 2, приваренных к мостам. Для ограничения хода мостов вверх и смягчения их ударов о раму на лонжеронах установлены резиновые буфера 16.

Шарниры реактивных штанг — неразборные, состоят из шаровых пальцев, обоймы и вкладыша, изготовленного из тканой ленты, пропитанной специальным составом.

Шарниры имеют чехлы, под которые заложен смазочный материал. Обоймы шарниров запрессованы в головки реактивных штанг.

Балансирное устройство состоит из оси 10, запрессованной в кронштейны 12, и ступиц 11. Концы оси закалены, а в ступицы запрессованы втулки из антифрикционного материала.

Для предотвращения вытекания смазочного материала и защиты от грязи в ступицах установлены самоподжимные сальники и уплотнительные кольца.

Ступицы закреплены на оси разрезными гайками 9, стянутыми болтами 7. Гайки стяжных болтов самостопорящиеся. В крышке ступицы имеется отверстие для залива масла, закрытое пробкой.

Задняя подвеска прикреплена к раме кронштейнами 14.

Обслуживание подвески заключается в смазывании рессорных пальцев, проверке наличия смазочного материала в ступицах балансирной подвески и крепления рессор, амортизаторов и реактивных штанг, в проверке и регулировке осевых зазоров ступиц балансирной подвески.

При ремонте рессор необходимо удалить старый смазочный материал, грязь, ржавчину, после чего смазать трущиеся поверхности листов графитной смазкой УСс-А. Одновременно следует промыть и смазать ушки и пальцы передних рессор.

При износе концов коренных рессор задней подвески наполовину толщины рекомендуется первый и третий листы поменять местами.

Пальцы передних рессор смазывают через масленки до появления смазочного материала в зазорах между ушками и кронштейнами. Для слива масла из ступицы балансирной подвески необходимо снять крышку. Заливать масло в ступицы следует до уровня заливных отверстий, закрытых пробками. Периодичность смазывания и сорта смазочных материалов указаны в карте смазывания. Следует проверять затяжку следующих соединений: гаек стремянок рессор передней подвески; стяжных болтов пальцев рессор передней подвески; гаек стремянок и болтов крепления ушков рессор передней подвески; гаек пальцев амортизаторов; стяжных шпилек щек ступиц задних рессор; болтов крепления кронштейнов задней подвески к раме: болтов крепления кронштейнов оси балансирного устройства; гаек пальцев реактивных штанг.

Задняя подвеска ЗИЛ

Рис. 52. Задняя подвеска автомобиля ЗИЛ:

1 — рессора; 2 — опора рессоры; 3 — накладка рессоры; 4 — стремянка; 5 — стяжная шпилька; 6 — пробка; 7 — стяжной болт; 8 — крышка ступиц; 9 — разрезная гайка; 10 — ось; 11 — ступица; 12 — кронштейн оси; 13 — реактивная штанга: 14 — кронштейн крепления задней подвески к раме; 15 — нижний реактивный рычаг; 16 — резиновый буфер; 17 — верхняя реактивная штанга; 18 — верхний рычаг

Необходимо периодически осматривать наружные уплотнительные кольца и чашки ступиц балансирного устройства, уплотнительные чехлы и чашки шарниров реактивных штанг. Поврежденные детали уплотнений своевременно заменять, промывая при этом узлы и заправляя в них свежий смазочный материал.

Эксплуатация автомобиля с поврежденными уплотнениями ведет к течи смазочного материала, попаданию грязи внутрь узлов и их преждевременному износу.

При установке ступицы балансирного устройства на ось нужно завернуть до отказа разрезную гайку, отвернуть на 1/6…1/4 оборота и затянуть стяжной болт. После сборки ступица должна поворачиваться от руки.

При необходимости надо отвернуть разрезную гайку.

Изнашиваемые детали задних кронштейнов рессор передней подвески (вкладыши и сухари) — сменные и при ремонтных работах могут быть заменены новыми.

Изношенные шейки и втулки ступиц оси балансирного устройства следует ремонтировать, шлифуя шейки оси и заменяя втулки на ремонтные. Инструкция по ремонту оси и втулок приложена к комплекту ремонтных втулок.

Чехлы шарниров реактивных штанг при повреждении необходимо заменять. При снятии реактивных штанг рекомендуется тщательно очищать их от грязи и заменять свежим загрязненный смазочный материал под чехлами.

Во время эксплуатации не требуется специальной регулировки амортизаторов. Периодически следует проверять надежность крепления амортизаторов и их герметичность.

При появлении на амортизаторе следов подтекания масла подтянуть гайку резервуара, для чего необходимо снять амортизатор. При появлении течи, которая не устраняется подтягиванием гайки резервуара, надо заменить сальник штока. При замене сальника штока следует иметь в виду, что на сальнике имеется метка «Низ», указывающая правильное положение сальника при его установке. При этом положении обеспечивается правильная работа масло-отражательных канавок сальника. В амортизаторы надо заливать амортизаторную жидкость АЖ-12Т или веретенное масло АУП (АУ).

Перед заливкой следует поставить амортизатор вертикально, закрепить нижнюю проушину, поднять шток в верхнее положение, отвернуть гайку резервуара и вынуть шток с поршнем; подготовить 0,45 л жидкости и заполнить ею рабочий цилиндр доверху, оставшуюся жидкость слить в резервуар амортизатора; затем следует собрать амортизатор и установить на автомобиль.

При заливке жидкости необходимо следить за тем, чтобы в амортизатор не попали грязь, песок и т. д., так как это приводит к быстрому изнашиванию деталей и выходу из строя амортизаторов.

Разбирать и собирать амортизатор надо в мастерских, полностью обеспечивающих чистоту; без крайней необходимости разбирать амортизатор не следует. Доливать в амортизатор жидкость нельзя.

ЦЕНА НОВОГО И Б/У

Производство ЗИЛ 130 завершилось еще в 1986 году, тогда модель стали выпускать с новым названием – ЗИЛ 431410. При этом конструктивно и внешне грузовик мало отличался от предшественника. Полностью выпуск легендарной машины прекратился в 2010 году.

В настоящее время ЗИЛ 130 практически не используется, а подержанных вариантов на рынке очень мало. Основная масса из них имеет большой пробег и неудовлетворительное состояние.

Средняя стоимость б/у ЗИЛ 130:

  • 1988-1990 год – 70-150 тысяч рублей;
  • 1993-1995 год – 100-270 тысяч рублей.

Передняя подвеска

В переднюю подвеску тоже обязательно нужно добавить по 2 листа на каждую рессору. Во первых вид автомобиля будет на много лучше, как бы приподнят. Во вторых на кочках не будет пробивать рессоры до подушек, автомобиль будет ехать легче, также уменьшится его раскачка по сторонам на неровной дороге.

передняя подвеска автомобиля зил-130-431410

передняя подвеска автомобиля зил-130-431410

передняя подвеска автомобиля зил-130-431410

передняя подвеска автомобиля зил-130-431410

Источник http://https://gp-prsmah.ru/brend/zadnyaya-podveska-zil-130.html
Источник http://