Содержание
Тушение автомобиля
Пожары
Из-за большого количества горючих материалов и благоприятных условий для образования горючей среды возгорание автомобиля считается ситуацией повышенной опасности. Именно поэтому Главным управлением МЧС России для водителей была разработана памятка по тушению пожара автотранспортного средства.
- Общие рекомендации
- Горит автомобиль в ходе движения
- Горит автомобиль на стоянке
- Причины пожарной опасности
- Меры профилактики
Общие рекомендации
- Распознать начало пожара можно по запаху бензина при холодном моторе, запаху горящей резины или дыму из-под капота.
- Тушение горящего автомобиля не проводится во время движения и при работающем моторе.
- Если пожар произошел под капотом, то запрещено резко открывать крышку, чтобы не вызвать выброс пламени под воздействием притока кислорода.
- Для тушения автомобиля используется огнетушитель класса В и Е.
- Если горит пролитое топливо, то тушение автомобиля проводят по схеме от края очага горения к центру.
- Если горит подкапотное пространство, воду использовать запрещено. Вода может вызвать замыкание электропроводки и увеличить поверхность горения легковоспламеняющихся жидкостей.
- Если горит салон, то используют воду, чтобы остановить тление обивочных материалов.
- Нельзя находиться рядом с горящим автомобилем в промасленной одежде.
- Если потушить машину собственными силами не получается, необходимо отойти от нее на безопасное расстояние, так как высок риск взрыва топливного бака, особенно, если огнем охвачена задняя часть автомобиля.
- Запрещено садиться в горящую машину и заводить ее.
- Радиус опасной зоны – 10 метров.
- Если рядом находятся другие автомобили, до приезда пожарных необходимо поливать их водой или откатить на безопасное расстояние.
- Если возгорание произошло в закрытом помещении (гараже), то автомобиль следует выкатить на открытое пространство, чтобы уменьшить вероятность образования взрывоопасной среды.
Горит автомобиль в ходе движения
Сложность тушения автомобиля состоит в том, что за 3-4 минуты пламя охватывает весь кузов, и за это время пожарные просто не успевают прибыть к месту аварии. Основная нагрузка в этом случае ложится на самого водителя.
Если во время движения слышен резкий запах или из-под капота появился дым, необходимо как можно быстрее остановиться. Рекомендуется сделать это немедленно, независимо от интенсивности движения на дороге. Необходимо выключить зажигание и вытащить ключ.
Водитель и пассажиры должны немедленно покинуть салон автотранспортного средства и сообщить о случившемся по номеру 101. Далее достать огнетушитель и попробовать самостоятельно купировать очаг возгорания.
Если из-под капота нет языков пламени, то его следует аккуратно открыть. Надев перчатки, необходимо отключить клеммы. Если же из-под капота валит дым и тем более пламя, открывать его не следует. Чтобы сбить пламя, необходимо направить раструб огнетушителя в щель между капотом и радиаторной решеткой. Если погасить горение удалось, капот открывают и отсоединяют клеммы, чтобы не спровоцировать повторное возгорание.
Горит автомобиль на стоянке
Принцип тушения сходен с действиями, рекомендованными для ситуации, описанной выше. Главная сложность в этом случае состоит в упущенном времени обнаружения возгорания и в фиксации уже сильного пламени. Тушение пожаров на стоянках пожарными автомобилями считается приоритетным способом, так как именно в этом случае удается добиться массированной атаки при помощи подачи пены под давлением.
Однако именно из-за большого очага горения тушение проводят собственными силами, используя несколько огнетушителей и подручные средства (песок, землю, снег). Если огонь распространяется дальше, необходимо отойти от автомобиля на безопасное расстояние и дождаться помощи спасателей.
Причины пожарной опасности
Автомобиль – сложная система, в которой множество элементов являются потенциально опасными для горения.
- Утечка топлива. Это наиболее частая причина пожаров автотранспортных средств. Разгерметизация топливной системы возможна в любой момент. Утечку удается обнаружить не сразу. Чаще всего бензин просачивается через микротрещины в шлангах. При холодном двигателе первым признаком считается сильный запах топлива в салоне авто. Когда мотор разогрет, капли бензина быстро испаряются, что усложняет фиксацию причины. При движении же машины малейшая искра приводит к возгоранию. В этом случае тушение пожара водой запрещено.
- Перегрев двигателя. Если мотор разогревается до критических температур, то повышается вероятность воспламенения масла и электропроводки в подкапотном пространстве.
- Перегрев конвертеров-нейтрализаторов, что связано с износом свечей и попаданием в выхлопную систему большого количества отработанных веществ. Как результат – воспламенение изоляции салона.
- Негерметичность соединений с вращающимися горючими жидкостями. Потенциальную опасность представляет масло в моторе и трансмиссионные жидкости.
- Неисправность электрики, в результате чего возникает искра, которая приводит к быстрому возгоранию горюче-смазочных жидкостей.
Меры профилактики
Чтобы избежать спонтанного пожара автотранспортного средства, необходимо соблюдать определенные меры безопасности.
- Не пренебрегать ТО автомобиля.
- Проводить визуальный осмотр топливной системы и электропроводки. Крышка бензобака должна быть целой и плотно закрываться. Провода не должны быть оголены.
- Не перевозить ГСМ и газовые баллоны в салоне и багажнике.
- Не использовать пластиковые канистры для перевозки бензина.
- Не заправлять машину при включенном двигателе.
- Регулярно проверять огнетушители.
Использование пожарной техники
Пожарная безопасность
Использование пожарной техники – мероприятия, направленные на соблюдение технического регламента, разработанного производителем, и предполагающие поддержание исправного технического состояния автомобилей в условиях выполнения боевых задач. Использование машин базируется на планах эксплуатации техники, разработанных и подписанных начальником территориального органа.
- Основные положения порядка эксплуатации пожарной техники
- Порядок использования пожарной техники
- Подготовка пожарной техники к использованию
- Использование пожарной и аварийно-спасательной техники при смене караулов
- Виды технического обслуживания пожарной техники повседневного использования
- Требования безопасности при использовании пожарной и аварийно-спасательной техники
Основные положения порядка эксплуатации пожарной техники
Упорядочивание эксплуатации ПА и аварийно-спасательных машин позволяет обеспечить безопасное выполнение боевых задач. Организация применения ПА представляет собой работу должностных лиц по контролю и прогнозированию функционирования машин в полной боевой готовности, а также по планированию профилактических мероприятий.
Основанием для использования пожарной техники является ранее утвержденный план эксплуатации и распоряжение руководителя учреждения.
Качественными показателями готовности автомобилей к использованию считаются:
- исправность машин согласно определенным производителем показателям;
- нормативные данные износа узлов до очередного планового ремонта;
- наличие закрепленного за конкретной машиной экипажа;
- целостность комплекта запчастей и инструментов;
- заправка ГСМ и эксплуатационными материалами;
- сохранение маркировки и наличие всех необходимых условных обозначений.
Для поддержания техники в полной боевой готовности необходимо:
- соблюдать правила эксплуатации согласно нормативно-правовым документам;
- своевременно выполнять плановые ремонтные и технические работы;
- поддерживать запас оборудования для обслуживания и применения боевых единиц;
- регулярно проводить обучение ответственных за использование машины лиц.
Порядок использования пожарной техники
Каждая машина, состоящая на балансе части ГПС, имеет:
- свидетельство о регистрации;
- формуляр;
- карту эксплуатации;
- журнал работы;
- карту учета работы аккумулятора;
- карту учета пробега автомобильных шин;
- журнал техобслуживания;
- путевку;
- журнал выдачи и возврата путевых листов.
Формуляр является обязательным сопроводительным документом автомобиля, который выдает завод-изготовитель. В процессе использования основным документом считается эксплуатационная карта. Она заполняется водителем, ответственным за ПА. Данные в ней сверяет руководитель подразделения ГПС при смене караулов. Каждый месяц ее сдают в бухгалтерию для учета расходных материалов.
Путевки выдаются начальнику караула непосредственно перед выездом на вызов. Форма документа стандартна и является частью Боевого устава пожарной охраны. Перед приемом ПА водителем или начальником караула заполняется карточка учета эксплуатации автомобильных шин. Карта эксплуатации аккумулятора заводится при поступлении машины на баланс подразделения.
Данные обо всех видах ТО вносятся в специальный журнал, который ведет старший водитель. Все сведения в нем заверяются командирами отделений.
Порядок использования ПА и аварийно-спасательной техники регламентируется приказом руководителя учреждения. Его основные пункты:
- правила выдачи путевых листов;
- порядок прохождения ответственным за управление ПА медицинского осмотра;
- порядок проведения ТО;
- действия специалистов при выполнении задач с использованием машины;
- правила постановки техники на место стоянки после возвращения с задания;
- обязанности должностных лиц при обнаружении обстоятельств, препятствующих использованию ПА.
Подготовка пожарной техники к использованию
Подготовительный этап предполагает:
- нанесение цветографических схем согласно данному виду ПА;
- монтаж спецсигналов и средств позиционирования;
- нанесение опознавательных знаков;
- плановую обкатку машины;
- установку оборудования, позволяющего выполнять работы в сложных условиях.
Особое внимание при подготовке машин к эксплуатации уделяют обкатке. Она обязательна для всех ПА, прошедших техобслуживание и ремонт. Данные мероприятия проводятся силами водительского состава. Если автомобиль прошел обкатку в заводских условиях, то дополнительного тестирования в части ГПС не требуется.
Режимы обкатки подбираются с учетом рекомендации по эксплуатации конкретного вида машин, изложенных в инструкции. Результаты тестирования заносятся в формуляр ПА. После обкатки проводится первое ТО.
Использование пожарной и аварийно-спасательной техники при смене караулов
Водитель сдающей смены вносит записи о работе машины в эксплуатационную карту. Съемные средства сдает личный состав под руководством командира отделения. Водитель, принимающий ТС, проверяет состояние машины и внесенные в карту данные, а также проводит ежедневное ТО.
Если обнаружены неисправности, то силами водителя выполняются мероприятия по их устранению. В случае невозможности восстановить ТС на его место ставят резервную единицу, одновременно письменно уведомляя начальника техслужбы, руководителя службы пожаротушения гарнизона и руководителя центра управления кризисными ситуациями. Если в расположении нет резервной машины, то информацию передают в службу пожаротушения гарнизона с последующим запросом техники из других подразделений.
Заступающий на смену караул согласно табелям принимает на дежурство ПА, ПТВ, оборудование и средства связи, одновременно уведомляя командира отделения об исправности и комплектности полученного оборудования. Командир отделения на основе этих данных докладывает начальнику караула о возможности использования полученных автомобилей.
Виды технического обслуживания пожарной техники повседневного использования
Техобслуживание автомобилей считается ключевым элементом эксплуатации машин. Оно обеспечивает:
- поддержание техники в постоянной боевой готовности;
- безопасность эксплуатации машин;
- своевременное устранение причин, вызывающих износ основных узлов;
- работу техники в межремонтные периоды;
- минимизацию расхода ГСМ и эксплуатационных материалов.
Периодичность проведения ТО техники повседневного использования определяется нормативно-правовыми документами МЧС и инструкцией по эксплуатации конкретного типа ПА от завода-изготовителя.
Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники предполагает проведения двух типов ТО:
- текущего;
- планово-предупредительного.
- ежедневно при смене дежурства;
- при выполнении боевых задач;
- после возвращения с пожара.
- ТО-1;
- ТО-2;
- сезонное.
По выходу с техобслуживания ТС обязательно должно быть в исправном состоянии, заправлено эксплуатационными материалами, с полностью отрегулированными механизмами. Качество ТО проверяется с использованием диагностических средств и измерительного инструмента.
Специфика обеспечения пожарной безопасности на объектах авторитейла
Правила противопожарного режима обязательны для соблюдения всеми субъектами хозяйственной деятельности РФ. И автосалоны не исключение: все, что прописано, они обязаны выполнять. При этом в существующих нормативных документах просто нет зданий такого назначения, что создает неоднозначность в оценке достаточности организационных и технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в автосалонах. Кто-то из инспекторов МЧС трактует их как объединение зданий различного функционального назначения, кто-то нет…
Типовой объект авторитейла — салон по продаже автомобилей, совмещенный с техническим центром по их ремонту и обслуживанию. Конструктивно это может быть одно или два рядом расположенных здания.
В свою очередь, салон разделяется на демонстрационный зал, клиентские зоны, помещения фронт-офиса и служебную офисную зону. Технический центр состоит из производственной зоны, где осуществляется ремонт и обслуживание автомобилей, она может состоять из слесарного и кузовного цехов (при наличии последнего). В техническом центре находятся склады, необходимые для обеспечения запчастями и расходными материалами сотрудников производственной зоны. В кузовной цех входят арматурный и малярный участки, в последнем расположены окрасочно-сушильные камеры.
С точки зрения пожарной безопасности это набор зон различной функциональности, одна часть которых относится к производственным помещениям и подлежит категорированию по взрывопожарной опасности (слесарный цех, кузовной цех, склады), другая — к выставочным залам (шоурум), а третья — к офисным помещениям. При этом все зоны, как правило, объединены общими стенами и крышей.
Действующие нормативные документы
В 2010 г. ФГУ ВНИИПО МЧС России разработало проект свода правил (СП) «Салоны по продаже и ремонту автомобилей. Требования пожарной безопасности», благодаря которому салоны по продаже автомобилей получили бы самостоятельный статус как здания определенного функционального назначения. В данном СП снималось много спорных вопросов о необходимости использования тех или иных противопожарных инженерных систем в автосалоне. Но, как говорится, воз и ныне там. Дальше проекта дело не пошло по неизвестным причинам.
Пока же единственным действующим документом по этой тематике являются Ведомственные строительные нормы ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей» от 12 января 1990 г. При этом ВСН 01-89 разработаны исключительно под существующие в то время автопредприятия, в которых не было никакого шоурума и покупателей.
Лучшие технические решения
Свод правил СП5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические» регламентирует типы допустимых пожарных извещателей и средств автоматического пожаротушения.
Пожарные извещатели
Для предприятий по обслуживанию автомобилей разрешены дымовые, тепловые извещатели, и извещатели пламени. В качестве основных систем автоматического пожаротушения используются большей частью две системы — водная и порошковая.
В производственной зоне и на складах обычно используются дымовые пожарные извещатели, в окрасочно-сушильных камерах — только тепловые.
В офисных, клиентских зонах и шоурумах применяются только дымовые извещатели.
Извещатели пламени мы не внедряем. У нас был печальный опыт на одном арендованном ТСК. Как оказалось, механики очень часто поднимают на подъемниках машины с включенными фарами, что вызывало срабатывание извещателей пламени. Этого не должно было происходить, но они все равно срабатывали. Что мы только ни предпринимали, но проблему решить так и не смогли. Фары бывают разные, на одних машинах лампы накаливания, на других — ксенон, на третьих — светодиодные.
Мое личное предпочтение для шоурумов и слесарных цехов (если потолок высокий, помещение длинное и нет конструктивных препятствий) — это линейные дымовые пожарные извещатели. Да, они дороже точечных, но при этом их требуется намного меньше, обслуживать их проще и общая стоимость владения такой системой ниже. Они «простреливают» все помещение лучом (до 140 м, в зависимости от типа извещателя), который отражается от специальной мишени на противоположной стене и возвращается на приемник, встроенный в излучатель. При задымлении меняется мощность отраженного сигнала, и датчик выдает тревогу.
Системы пожаротушения
В помещениях, где находятся люди, на складах и закрытых стоянках товарного запаса автомобилей, с моей точки зрения, эффективнее системы водяного автоматического пожаротушения. В окрасочно-сушильных камерах и масленках в основном применяются порошковые системы пожаротушения: при тушении легковоспламеняющихся жидкостей они эффективнее систем, использующих воду. Порошковое тушение не требует подвода трубопроводов, не надо ставить насосы — повысители давления. Но порошковые модули имеют ограниченный срок службы, и при больших площадях помещений их замена выливается в немалую сумму.
Мероприятия по реализации противопожарного режима
При плановых или внеплановых проверках автосалонов сотрудниками МЧС в первую очередь проверяется наличие необходимой документации по пожарной тематике. Все системы противопожарной защиты подлежат обслуживанию специализированной организацией, которая должна иметь лицензию МЧС на проведение регламентно-восстановительных работ. Разумеется, с этой организацией заключается договор на обслуживание, в составе которого есть раздел, содержащий перечень и периодичность регламентных работ. Кроме них, обслуживающая организация обязана регулярно проводить комплексную проверку работоспособности систем противопожарной защиты.
Методика проведения такой проверки отработана годами. Сначала с помощью специального аэрозоля — имитатора дыма вызывают сработку дымового датчика, а далее проверяется отработка остальных систем. После того как датчик зафиксировал пожар, должно включиться звуковое оповещение, сработать разблокировка дверей на путях эвакуации людей, отключиться приточная вентиляция, закрыться в транзитных воздуховодах огнезащитные клапаны и включиться система дымоудаления, если она существует на объекте.
Инструкций по пожарной тематике существует множество, на объекте они обязаны быть, что проверяется инспекторами МЧС. Все организационные мероприятия и работа противопожарных систем направлены на то, чтобы предотвратить гибель людей. Жизнь человека на первом месте, материальные потери вторичны.
Главные инструкции, с моей точки зрения, — это те, которые содержат меры по обеспечению пожарной безопасности на объекте и регламентируют действия людей при пожаре. А по большому счету, никакая инструкция не заменит регулярную разъяснительную работу с сотрудниками. Можно написать все правильно, но важнее донести до людей две главные мысли: чего делать никогда не надо и как себя вести при пожаре.
Должно быть налажено проведение регулярных учебных тревог, чтобы у сотрудников было заложено в подсознании, как правильно эвакуироваться при пожаре и как пользоваться первичными средствами тушения пожара без риска для собственной жизни. На собственном опыте убедился: 99% людей не знают, что при пожаре ближе к полу находится полоса незадымленного пространства и иногда лучше ползком пробираться к эвакуационному выходу. Достаточно нескольких вдохов дыма, в котором могут содержаться ядовитые продукты горения, и человек теряет сознание, после чего его уже накрывает огнем. Еще лучше — дышать через плотно сложенную намоченную ткань. На вопрос, где ее намочить, один бывший сотрудник МЧС, 20 лет тушивший пожары, отвечал: «Жидкость в организме всегда есть, жить захочешь — не побрезгуешь».
Регламент пожарного надзора
Для объектов авторитейла регламент пожарного надзора не отличается какой-то особой спецификой. МЧС по истечении -трехлетнего срока со времени проведения предыдущей плановой проверки или ввода здания в эксплуатацию отсылает в прокуратуру список объектов, подлежащих проверке в следующем году. Прокуратура рассматривает этот список и может либо утвердить проверку конкретного объекта, либо отменить, если на то есть основания.
Надзорные каникулы действовали только в отношении малых предприятий. Если конкретный автосалон относился к данной категории, то для него действительно МЧС соблюдало надзорные каникулы. Правда, при одном условии: в отношении этого салона не должно было быть незакрытых предписаний со стороны МЧС на момент объявления надзорных каникул.
Результатом любой плановой проверки являются акты выявленных нарушений, на основании которых составляется предписание об их устранении в конкретные сроки. Причем для каждого нарушения инспектор может установить свой срок. По истечении указанного времени инспектор МЧС обязан провести повторную проверку, и если нарушения не устранены, то может и подать в суд на применение самой суровой меры — закрытие объекта на срок от 30 до 90 дней.
Внеплановые проверки
Пожар в Кемерово, как и предыдущие крупные пожары с человеческими жертвами, вызвал волну инициированных прокуратурой внеплановых проверок с привлечением инспекторов государственного пожарного надзора МЧС. В первую очередь это коснулось крупных торгово-развлекательных центров, но, конечно, зацепило и автосалоны.
Самое интересное, что пожар в Кемерово вызвал шквал заявлений от частных лиц по тематике несоблюдения правил пожарной безопасности на том или ином объекте торговли, да и не только торговли. Причем иногда абсолютно абсурдных, поскольку большинство заявителей незнакомы с действующими нормами пожарной безопасности. А некоторые граждане «под шумок» пытались отомстить владельцу здания за какие-то свои личные обиды путем подачи заявления о несоблюдении пожарных норм.
Наиболее эффективное решение для предотвращения жертв при пожаре — это своевременное включение всех противопожарных систем при возникновении очага возгорания и наличие путей эвакуации, обеспечивающих выход людей из здания до наступления опасных факторов пожара (дым, токсичные продукты горения, пониженное содержание кислорода, повышенная температура).
Технологии будущего
Вероятно, спустя какое-то время будут использоваться возможности видеосистем, многие из которых уже имеют встроенные детекторы огня или дыма. К таким решениям для их официального использования и сертификации в качестве пожарных извещателей возникает очень много вопросов. Это и автономность питания видеокамер и серверов при отключении электричества, и достоверность определения возгорания/задымления, и возможность управления другими противопожарными инженерными системами. В нормативной документации по пожарной тематике о них не говорится ни слова. Хотя те же датчики пламени по существу являются видеокамерой с заложенным алгоритмом накопления изображения возгорания в определенном спектре света за определенное время. Но… какое-то время назад и пожарные извещатели, работающие по радиоканалу, не входили в разрешенный перечень. А теперь они все шире предлагаются к применению.
Возможности видеосистем уже активно используются при определении очагов пожара в безлюдных местностях. Там же не поставишь пожарные извещатели, а дрон с установленной видеокамерой легко облетает большие территории. Насколько мне известно, уже даже дачников начали штрафовать за разведение костров на их же участках, документируя это съемками с дронов. Мало кто осведомлен, что даже разведение костра на собственном участке допустимо только на расстоянии не менее 50 м от жилого строения. Знаю людей, у которых есть участки, где от дома до кострища можно организовать 50 м, но таких немного.
В заключение приведу статистику, предоставленную МЧС по пожарам с участием транспортных средств в г. Москва за 2017 и 2018 гг. Из нее следует, что поджоги — не самая распространенная причина возгорания автомобилей (рис. 1).
Рис. 1. Распределение пожаров на транспортных средствах по причинам возникновения
Так что берегите свое имущество и жизни, не доверяйте ремонт неквалифицированным людям и сами не нарушайте правила пожарной безопасности.
https://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozhary/tushenie-avtomobilya.html
https://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozharnaya-bezopasnost/ispolzovanie-pozharnoj-tehniki.html
https://www.secuteck.ru/articles/specifika-obespecheniya-pozharnoj-bezopasnosti-na-obektah-avtoritejla