Почему автомобили подорожали и пропали из салонов

Почему автомобили подорожали и пропали из салонов

В мире нарастает дефицит автомобилей. По прогнозам компании Boston Consulting Group, в этом году мировой автопром может сократить производство на 7−9 млн машин.

В мире нарастает дефицит автомобилей.

По итогам первого полугодия производители уже выпустили на 1,4 млн авто меньше, чем планировалось. Сильнее всего падает европейский автопром — минус почти 429 тысяч авто. В Китае произвели на 365 тысяч машин меньше. Во втором квартале падение ускорилось: всего минус 2,6 млн авто. В Северной Америке спад составил около 867 тысяч, в Европе — большее 743 тысяч, в Китае — порядка 420 тысяч штук.

Причина сбоя у всех производителей одна — дефицит полупроводников и микрочипов. Проблема возникла еще в прошлом году, когда на волне пандемии начали рушиться производственные цепочки. Одновременно произошло перераспределение спроса. IT-компании стали закупать больше микрочипов из-за увеличившихся потребностей в гаджетах и компьютерных технологиях — люди тогда массово переходили на удаленную работу и заново оценили возможности IT-сферы.

Ситуацию усугубили ЧП на нескольких заводах по производству микрочипов в Японии. В частности, были пожары, которые вывели из строя производственные площадки.

На этот раз производители микрочипов сделали ошибку в планировании. Ожидалось, что мировой автопром станет восстанавливаться от коронакризиса медленнее, чем это оказалось на самом деле. Поэтому для автозаводов продукции произвели меньше, чем нужно.

Также по рынку микрочипов ударил дефицит сырья — редкоземельных элементов. Его, в свою очередь, провоцирует бурное развитие зеленых технологий. К примеру, если в авто премиум-класса с двигателем внутреннего сгорания микрочипов примерно на 3 тысячи долларов, то в электрокаре — на 7 тысяч.

Нехватка машин уже ударила по многим крупным авторынкам, в частности, нынешним летом упали продажи в Германии и Франции. И дело вовсе не в нежелании покупателей обновлять автопарки — покупать попросту нечего. Салоны формируют листы ожидания, а поставок машин нужно ждать по несколько месяцев.

Наш авторынок до недавнего времени оставался тихой гаванью. Глава Autoconsulting Олег Омельницкий поясняет это тем, что украинский рынок сравнительно небольшой. «Импортерам удавалось перекрывать дефицит за счет партий, которые они искали на других рынках, в том числе, отказных», — говорит он.

Но с августа ситуация начала меняться. В прошлом месяце продажи новых авто в Украине упали на 14%, и, как говорит Омельницкий, именно из-за дефицита предложения. В сентябре эта тенденция получит дальнейшее развитие.
Еще один неприятный сюрприз для автомобилистов — подорожание машин. «Дефицит уже спровоцировал рост цен на 5%, и это только начало», — отмечает Омельницкий.

«Минфин» разбирался, что происходит на украинском авторынке, как и за сколько сейчас можно купить машину.

Аварийное торможение

По данным Boston Consulting Group, сильнее всего кризис микрочипов ударил по нескольким крупным автоконцернам. В частности, Ford в первом полугодии этого года сократил производство на 700 тысяч авто, Stellantis (Chrysler, Dodge, Fiat, Citroen, Jeep) — на 600 тысяч, Renault-Nissan-Mitsubishi — на более чем 415 тысяч.

В третьем и четвертом квартале этого года мировой автопром уйдет в минус еще на 3−5 млн авто, — прогнозируют в Boston Consulting Group.

Недавно Daimler остановил производство на заводах в Бремене и Рештатте, также продлен график неполной загрузки мощностей на заводах Германии и Венгрии. В Бремене производятся Mercedes А-класса, в Рештатте — С-класса, поэтому остановка заводов может усугубить дефицит этих моделей, — прогнозируют в Autoconsulting.

Volkswagen сократил производство на ряде заводов в Германии. В сентябре собираются выключить конвейеры на заводе Ренне во Франции, где собирают авто Peugeot и Citroen. Toyota с сентября сокращает производство на 40%, что только за месяц уменьшит выпуск авто этой марки на 360 тысяч штук.

Это лишь отдельные примеры. Но, как говорит Омельницкий, сложности сейчас испытывают практически все автомобильные заводы. «Даже там, где официально производство не останавливают и не сокращают, выпускают лишь „полуфабрикаты“ — модели в полуготовности ставятся на площадки. Но они не готовы для отправки в салоны, так как без микрочипов производитель не может их доукомплектовать», — пояснил эксперт.

Вам будет интересно  Антон Воротников: биография автомана

По его словам, есть все основания ожидать, что такая ситуация быстро не закончится. «По прогнозам международных аналитиков, ситуация с микрочипами нормализуется не раньше 2023 года. То есть до того времени мир будет ощущать нехватку авто. А вот с 2023 года, наоборот, возможен переизбыток, так как будут сформированы большие стоковые партии», — говорит Омельницкий.

В чем суть проблемы с микрочипами

Микрочипы используются в электронной «начинке» — от систем торможения до навигаторов, мультимедиа и «тревожных кнопок». Первые тревожные звоночки прозвучали еще в прошлом году, когда на них возник высокий спрос со стороны производителей электроники, бытовой техники, медицинского оборудования и др.

Тогда же внезапно дало сбой само производство микрочипов — пожары на заводах в Японии, проблемы на крупных заводах в Тайване и Техасе. Последние были обусловлены перебоями с электричеством, которые в Тайване спровоцировала засуха, а в США — сильные морозы.

Быстро восстановить производство микрочипов не удалось, в том числе, по техническим причинам. Производителям микросхем, чтобы нарастить производство, требуются месяцы — таковы особенности технологии. Поэтому автопром оказался в своего рода «ловушке».

Украина: дефицит ходовых моделей и лист ожидания на 3−4 месяца

В Украине до недавнего времени о кризисе микрочипов и дефиците авто рассуждали лишь теоретически. На нашем рынке особых проблем с поставками авто не было, что позволило салонам наращивать продажи. Скажем, июль для украинского авторынка оказался более чем удачным — продажи выросли на 23%, и это при том, что летом наблюдается традиционный спад спроса. А по итогам 8 месяцев этого года наш рынок вышел в плюс на 27%, — говорит Омельницкий.

По его словам, наш рынок спас тот факт, что он достаточно небольшой. «Для крупных рынков 100 авто — это капля в море, для нас — уже товарная партия. Поэтому импортеры могли оперативно закрывать „дыры“ в поставках, перехватывая авто на других рынках, где были мелкие излишки. Скажем, модели, от которых покупатели отказались», — пояснил Омельницкий.

Но в августе ситуация круто развернулась. Было реализовано порядка 8,4 тысяч новых авто, что на 14,3% меньше, чем в июле. И, по словам Омельницкого, главной причиной стал дефицит предложения. То есть людям попросту нечего было покупать.

Интересно, что сами дилеры комментируют тему нехватки авто достаточно сдержанно. Некоторые говорят, что у них все в порядке, другие намекают на «точечные проблемы» с поставками. Все боятся спугнуть покупателей, которые уже и так массово уходят на рынок «новых б/у» — присматривают 2−3-летние авто.

Как сказал «Минфину» представитель «Ниссан Украина» Владимир Иванов, их компанию проблема дефицита авто пока не затронула. «Машины есть в наличии и проблем с поставками пока не наблюдается. Нашу очередную новинку — Nissan Qashqai, как и планировали, презентуем осенью. Нас спасло то, что компания сформировала большой склад автомобилей», — говорит Иванов.

В пресс-службе «Renault Украина» также отмечают, что мировой кризис микрочипов «не стал для бренда критическим на нашем рынке». В компании уточнили, что все же «могут быть вопросы с поставками точечного характера. Но в целом ситуация под контролем».

Как говорит Омельницкий, проблемы по некоторым моделям уже есть — людям предлагают ждать авто месяц-два, а то и больше. «Можно посмотреть по статистике. Те марки, продажи которых упали больше, чем рынок в целом (то есть боле чем на 14%) — в дефиците», — говорит он.

По данным Autoconsulting, на 20% снизились августовские продажи Toyota, на 31,1% — Skoda, на 27,3% — Hyundai, на 23,7% — Suzuki, на 18,2% — Audi, на 61,3% — Mazda.

В то же время продажи Nissan просели только на 0,23%, KIA — выросли почти на 2%, Peugeot — на 1,5%, Haval — почти на 40%.

Салоны, у которых нет проблем с авто, сейчас перехватывают покупателей у коллег и наращивают продажи.

«Но с осени тех, у кого проблемы будут, станет больше. Возможен дефицит ходовых моделей, а сроки поставок могут растянуться на 3−4 месяца», — прогнозирует Омельницкий.

Дорожают новые и б/у

По словам Омельницкого, ажиотаж на мировом авторынке уже спровоцировал рост цен. Машины в среднем подорожали на 5%. Но это — только начало. «Подорожание авто продолжится. Еще в этом году они могут прибавить в цене несколько процентов. Такая ситуация продлится вплоть до 2023 года. После чего возможен выброс на рынок большой партии стоковых авто, и распродажа», — говорит эксперт.

Стоит отметить, что кризис на рынке новых авто и их подорожание уже потянули за собой рост ценников на б/у машины. Причем как в мире, так и в Украине.

«Гонщики», которые занимаются поставками подержанных иномарок из Европы, рассказали нам, что за последние полгода авто там выросли в цене на 7−10%. Причем резко уменьшился выбор машин в хорошем состоянии. «Битков и разного рода неликвида в Германии полно, и цены на него, как и раньше, бросовые. Можно купить машину до тысячи евро. Но вот авто в хорошем состоянии стало намного меньше, их быстро разбирают, а цены выросли», — говорит киевлянин Олег, занимающийся пригоном авто из Германии.

Вам будет интересно  Hyundai Santa Fe 2021 – комфортный семейный кроссовер

Также подскочили цены на украинском б/у рынке. К примеру, если год назад Mini Cooper 2004 года можно было купить за 5,5 тысяч, то сейчас он уже стоит, минимум, 6 тысяч, — приводит пример гонщик Олег.

Впрочем, на рынке б/у иномарок все равно ажиотаж. Подержанные авто пользуются высоким спросом, в том числе, со стороны покупателей, которые присматривали новую машину, но не смогли найти выбранную модель в салоне, а ждать поставки несколько месяцев не хотят.

Автомобильный рынок Украины 2020 / 2021

Пандемия COVID-19 повлияла на мировые авторынки практически всех стран и нанесли урон крупнейшим мировым автопроизводителям. Кто из них пострадал сильнее, а кто наоборот выиграл?

Объемы автопродаж по странам мира в 2020 году

Страна

Объем продаж авто за 2020 г.

Динамика по сравнению с 2019 г.

Европа суммарно, из нее:

Украина

95,5 тыс

-2,20%

Рынок автомобилей — Китай

Коронавирус, как известно, пришёл из Китая — крупнейшего авторынка планеты, но по иронии судьбы здесь влияние COVID-19 на продажи новых машин оказалось далеко не самым драматичным. Подробно статистику по китайскому рынку за 2020 год на основе данных ресурса CarSalesBase мы разобрали в отдельном материале, здесь лишь вкратце напомним, что по сравнению с 2019-м спрос на новые легковые машины в Поднебесной сократился на 6,7% до 19,7 млн единиц.

С учётом того, что в предыдущие два года китайский авторынок тоже падал, влияние коронавируса можно считать минимальным. Самая жёсткая фаза карантина в этой стране пришлась на февраль и привела к падению продаж легковушек на 81,7%, но уже в марте дилерские центры вновь заработали, а во втором полугодии рынок и вовсе перешёл в рост. Вполне возможно, что если бы не коронавирус, то в 2020 году китайский авторынок оказался бы в плюсе.

Рынок автомобилей — США

По данным ресурса BestSellingCarsBlog, в 2020 году на втором по величине авторынке планеты реализовано 14,59 млн легковых и лёгких коммерческих автомобилей, что на 14,6% меньше, чем годом ранее. В отличие от Европы власти США не стали вводить второй локдаун осенью и зимой, что уберегло авторынок от более сильного падения. Подробную информацию об американском авторынке по итогам года мы планируем дать, когда в свободном доступе появятся данные по моделям.

Рынок автомобилей — Европа

Объединённые данные ACEA по Евросоюзу, странам-членам Европейской ассоциации свободной торговли и Великобритании показывают, что в 2020 году европейский авторынок сократился на 24,3% до 11 961 182 автомобилей. Европейские власти прибегли к очень жёстким карантинным мерам весной, а сейчас Европа борется со второй волной пандемии, которой каким-то чудесным образом избежал Китай. Осенне-зимние карантинные меры не такие жёсткие, как весенние, но и они негативно повлияли на общую статистику по Европе.

На крупнейшем авторынке региона, в Германии, регистрации новых легковых автомобилей в 2020 году сократились на 19,1% до 2 917 678 единиц. Франция потеряла 25,5%, на учёт поставлено 1 650 118 автомобилей. На третьем месте Великобритания — зарегистрировано 1 631 064 автомобиля, на 29,4% меньше, чем в 2019-м. В Италии спрос сократился на 27,9% до 1 381 496 автомобилей, в Испании — на 32,3% до 851 211, в Бельгии — на 21,5% до 431 491, в Польше — на 22,9% до 428 347.

Самое большое падение спроса в регионе зафиксировано в Хорватии — на 42,8% до 36 005 автомобилей. Меньше всего пандемия повлияла на продажи в Норвегии — здесь на учёт поставлено 141 412 автомобилей, всего на 0,7% меньше, чем в 2019-м.

Рынок автомобилей — Япония

По данным JADA (Ассоциация японский автодилеров), на фоне пандемии продажи легковых автомобилей (в том числе кей-каров) сократились на 11,5% до 4 598 615 единиц.

Рынок автомобилей — Индия

По данным ресурса autopunditz.com, ежемесячно отслеживающего статистику индийского рынка, в 2020 году в этой стране было продано 2 427 779 легковых автомобилей, на 17% меньше, чем в 2019-м.

Рынок автомобилей — Бразилия

По данным Fenabrave (Федерация автодилеров Бразилии) рынок в целом в 2020 году сократился на 26,6% до 1 950 889 автомобилей. Если брать отдельно легковушки, то их продажи снизились на 28,6% до 1 615 620 шт.

Рынок автомобилей — Южная Корея

Властям этой страны удавалось оперативно локализовывать очаги распространения COVID-19, и во многом благодаря этому, несмотря на недели простоя заводов весной, авторынок Южной Кореи в 2020 году, по данным BestSellingCarsBlog, вырос на 5,8% до 1 874 630 единиц. Рынок при этом очень патриотичный: 1 597 655 проданных автомобилей пришлись на местные бренды — Hyundai, Kia, Genesis и агонизирующий SsangYong.

Вам будет интересно  Тест-драйв Hyundai Tucson 2021: в космос на колёсах

Рынок автомобилей — Россия

В России продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей, по данным АЕБ, в 2020 году сократились на 9,1% до 1 598 825 единиц. На сокращение объёмов повлияла не столько пандемия (карантинных мер во многих регионах де-факто не было), сколько падение реальных доходов населения и застой в экономике.

Рынок автомобилей — Канада

Продажи легковых и лёгких коммерческих автомобилей в этой стране, по данным BestSellingCarsBlog, упали сильнее, чем в соседних США — 19,7% до 1 560 840 единиц.

Рынок автомобилей — Австралия

BestSellingCarsBlog утверждает, что продажи новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей в стране-континете в 2020 году сократились на 13,7% до 916 968 шт.

Рынок автомобилей — Турция

Напоследок отметим страну, где продажи во время пандемии COVID-19 резко выросли, — это Турецкая Республика. В 2020 году здесь, по данным BestSellingCarsBlog, реализовано 772 788 легковых автомобилей, что на 61,3% больше, чем в 2019-м. В Турции тоже вводились коронавирусные ограничения, однако рынок значительно вырос.

Рынок автомобилей Украина | 2020

На фоне крупнейших мировых авторынков Украина, очевидно, капля в море. Однако, спад продаж по итогам 2020 года составил всего -2,16%. Во время локдауна в марте-апреле 2020 года авторынок Украины недосчитался половины продаж (апрель), однако, 6 месяцев в течение года продажи демонстрировали положительную динамику.

Притом, продажи легковых авто сократились на 3,04%, а реализация автомобилей коммерческого сегмента (LCV) в Украине наоборот выросла на 6,9%. Это накладывало свой отпечаток на тех компаниях, которые концентрировали свою деятельность только в одном сегменте.

Лидером украинского авто рынка в 2020 году стала компания «Рено Украина», которой удалось удержать 17,2% украинского рынка. Второе место, как и в прошлом году, было за «Тойота Украина», но ей за год удалось прибавить и в продажах и в доле занимаемого рынка. Теперь у «Тойота Украина» уже 15,7%.

На третьем месте в 2020 году оказалась корпорация «УкрАвто». Это же место она занимала и годом ранее. Но и по объему продаж, и по занимаемой доле, «УкрАвто» за год сократила свое влияние на рынке.

А для «Пежо-Ситроен Украина» 2020 год оказался не просто удачным, а прорывным. Компания – единственная в ТОП-10, кто смог нарастить продажи на 32% и прибавить сразу 2 пункта в доле рынка. Также за год «ПСА Украина» смогла опередить сразу двух конкурентов в рейтинге.

Для «Порше Украина» 2020 год оказался очень непростым. Тем не менее, компания смогла удержаться в Топ-5 украинского авторынка и занять 6,6%.

А вот для «Виннер Импортс» и «АВТО Интернешнл» год оказался довольно удачным. Обе компании смогли нарастить суммарные продажи и увеличить свое влияние на рынке.

10000-ый рубеж за 2020 год смогли преодолеть лишь три компании, а объемы более 5000 проданных за год авто продемонстрировало лишь 9 дистрибьюторов.

Крупнейшие операторы авторынка Украины в 2020 году

Почему автомобили подорожали и пропали из салонов

Самые популярные модели легковых автомобилей в разных классах

  • Ravon R2 — А-класс
  • Renault Sandero — В-класс
  • Renault Logan — класс B-High
  • Renault Megane — C-класс
  • Skoda Octavia — класс C-High
  • Mercedes-Benz C-Class — D-класс
  • Toyota Camry — Е-класс
  • Mercedes-Benz S-Class — F-класс

Украинский авторынок в 2021 году: начало года со спада

Каратнтин января 2021 года, который действовал в автосалонах до 24 января, не оставил шансов авторынку начать 2021 год в хорошем темпе. По данным AUTO-Consulting, в январе было реализовано 5,7 тыс. новых легковых автомобилей, что на 17,3% хуже, чем годом ранее.
Самые успешные автомобильные новинки прошлого года, которые взорвали авторынок

Ни одному из операторов не удалось за месяц продать больше 1000 автомобилей, хотя в прошлом году за эту «планку» поднималось сразу два бренда.

По итогам января лидером стала Toyota, которой удалось занять 17% украинского рынка. На втором месте — Renault, а вот на третье место в январе вышла Skoda, которая даже продемонстрировала рост продаж на 11% с прошлогодними показателями.

Из сенсаций в Топ-10, следует отметить 6-е место Suzuki, у которой самый масштабный рост продаж среди лидеров (+42%).

Карантин и каникулы сказались на продажах премиальных брендов. Но BMW и Audi использовали ситуацию в свою пользу и сразу с начала года поправили положение на рынке.

Самым продаваемым автомобилем января стал Toyota Rav4, следом за ним Renault Duster, Kia Sportage. К этой группе вплотную приблизился и Nissan Qashqai.

Источник https://minfin.com.ua/2021/09/07/71169007/

Источник https://inventure.com.ua/analytics/investments/avtomobilnyj-rynok-ukrainy-2020-2021

Источник

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *